Буржуазно-реформистские альтернативы развития: радикалы, правые, христианская демократия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буржуазно-реформистские альтернативы развития: радикалы, правые, христианская демократия



(1945-1970)

Этот период чилийской истории характеризуется господством левоцентрист­
ских сил. Основой их политических проектов было стремление к прогрессу
страны (понимаемому как экономическое развитие, интегрирующее в совре­
менное общество все более широкие слои населения при ведущей роли государ­
ства), в то время как правые ограничивались лишь запоздалым реагированием
на стоявшие перед страной проблемы и действия левого центра. Схема полити­
ческих союзов неоднократно менялась, но в них неизменно доминировали лево­
центристы. '

В середине XX в. чилийское общество оставалось во многом традиционным. Хотя уже в 1940 г. городское население Чили составило 52,5%2, формально пре­высив численность сельского, малые города страны мало отличались от сель­ских поселков, а в крупных городах (Сантьяго, Вальпараисо, Консепсьон) про­живало лишь 25% чилийцев. Чилийская деревня на протяжении всей истории отличалась весьма низким уровнем крестьянской активности в борьбе за свои права, за землю. В 50-е годы продолжали господствовать сеньориальный режим и патерналистские отношения, что в будущем наложило отпечаток на социаль­ное поведение населения Чили в целом.

В 40-е годы основной политической партией Чили и центром притяжения различных общественных сил являлась Радикальная партия, бывшая частью светского рационалистического, некатолического течения в политике и симво­лом прихода в нее среднего класса. Вместе с тем она была достаточно пестрой, разнородной организацией, отражавшей интересы не только городских средних слоев, но и части промышленников, предпринимателей, новых помещиков пред­принимательского склада, продолжавших освоение южных районов Чили3.

Нахождение у власти президентов-радикалов в течение довольно длитель­ного периода (1938-1952) свидетельствовало о стабильности и устойчивости политической системы Чили. Сложившаяся еще в первой половине XX в. мно­гопартийная система не позволяла ни одной партии обладать абсолютным боль­шинством в Конгрессе и правительстве, что способствовало созданию полити­ческих союзов, формированию климата переговоров и соглашений между раз­личными силами и течениями. Развитие чилийской общественной мысли в этот

*Meller P. Un siglo de la economнa polнtica chilena (1890-1990). Santiago, 1996. P. 123.

3 О Радикальной партии Чили см.: Durбn Bernales F. El Partido Radical. Santiago, 1958. 183


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

период характеризовалось столкновением светской рационалистической и ка­толической традиций, вокруг этих направлений и группировались основные по­литические силы.

В 1945 г. у власти в Чили находилось правительство президента-радикала Хосе Антонио Риоса (1942-1946), пришедшего на смену радикалу Педро Агир-ре Серде4. Х.А. Риос возглавил Демократический альянс - левоцентристскую коалицию, куда помимо радикалов входили социалисты, демократы и фракция сторонников бывшего президента Артуро Алессандри в Либеральной партии. Коммунисты на этот раз не вошли в кабинет, но поддерживали правительство в парламенте. Несмотря на кажущийся сдвиг вправо (включение либералов в ко­алицию и в правительство), Риос продолжал прежнюю политику радикалов, на­правленную на ускорение индустриального развития страны и подготовку с этой целью квалифицированных кадров5. Широкое распространение начально­го и среднего образования в Чили в этот период позволило не только резко уве­личить число рабочих высокой квалификации, но и способствовать развитию нового среднего класса.

Выпускники государственной системы образования, в большинстве своем выходцы из городских и провинциальных низов, пополняли ряды служащих гос­сектора. Правящая Радикальная партия и ее союзники умело использовали свой контроль над этими рабочими местами в целях создания собственных клиенте-листских сетей. В то же время личных опыт социальной мобильности способст­вовал развитию у этих новых средних слоев левоцентристских убеждений. Тра­диционная чилийская олигархическая элита теряла власть в стране, но еще со­храняла значительное влияние в сельских округах, где владельцы латифундий оставались в центре патерналистской системы.

Рост международного престижа СССР и идей коммунизма на заключитель­ном этапе и непосредственно после окончания второй мировой войны сказался на умонастроениях чилийского общества, способствовал усилению влияния КПЧ. С 1940 по 1946 г. число членов компартии выросло в 5 раз, достигнув 50 тыс. человек6. СПЧ раскололась в 1946 г. на Народно-социалистическую партию (НСП), выступавшую за бескомпромиссную классовую борьбу, против всякого сотрудничества с радикалами, и более умеренную Социалистическую партию, где остались сторонники политики союзов и коалиций.

На выборах 1946 г. коммунисты выступили стратегическим союзником Ради­кальной партии, обеспечив победу ее кандидату Габриэлю Гонсалесу Виделе. Председателем комиссии по организации предвыборной кампании Виделы стал известный чилийский поэт коммунист Пабло Неруда. Вскоре было сформирова­но правительство с участием радикалов, либералов и коммунистов. Впервые в ис­тории Чили коммунисты вошли в кабинет, получив министерские посты общест­венных работ, сельского хозяйства, земель и колонизации. Важно отметить, что на протяжении всего периода нахождения чилийских радикалов у власти в союзе с левыми партиями РПЧ не пыталась создать собственной базы поддержки в ра­бочем движении. Почти абсолютный контроль коммунистов и социалистов над организованными трудящимися в большей мере способствовал росту престижа левых партий и давал им доступ к политической власти, чем ограниченный про-

4 П.А. Серда открыл период правления радикалов в Чили в 1938 г. во главе коалиции Народного
фронта. См. подробнее: История Латинской Америки. 1918-1945. М., 1999. С. 194-198.

5 Palma Zъсiga L., Iglesias Menйndez J. Presencia de Juбn Antonio Rнos. Santiago, 1957. P. 87.
184 6 Строганов А. Латинская Америка в XX веке. М., 2002. С. 164.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории


 
 

цент голосов, получаемый ими на вы­борах. Гонсалес Видела не скрывал, что нуждался в поддержке коммуни­стов лишь для прихода к власти.

ПАБЛО НЕРУДА

Однако с началом "холодной вой­ны" под давлением США, а также вслед­ствие возникновения разногласий по по­воду отношения правительства к заба­стовочному движению между либера­лами и коммунистами в 1947 г. послед­ние были изгнаны из правительства. Вскоре был создан новый кабинет "на­циональной концентрации" в составе правых радикалов, либералов, консер­ваторов и представителей вооружен­ных сил. Непосредственным предло­гом к этому послужила всеобщая заба­стовка шахтеров-угольщиков, проф­союзом которых руководила КПЧ. Коммунистам было крайне сложно со­вмещать роль правительственной пар­тии и главной силы в профсоюзном движении, выражавшем социальные ожидания чилийских трудящихся, воз­росшие в связи с участием "их" партии в правительстве7.

Это означало резкий поворот во внутренней политике Чили, в стране было введено чрезвычайное положение, начались репрессии против левых сил. В ок­тябре 1947 г. после инцидента с обстрелом советского посольства в Сантьяго правительство Чили разорвало дипломатические отношения с СССР8. В сентя­бре 1948 г. чилийским конгрессом был принят закон "О защите демократии", больше известный как "проклятый закон", запретивший деятельность КПЧ. Члены компартии лишились гражданских прав и были вычеркнуты из избира­тельных списков, тысячи коммунистов были уволены с государственной служ­бы, многие из них сосланы в концлагерь Писагуа, созданный на пустынном се­вере Чили.

Изгнание коммунистов из правительства не означало смены его програм­мы, в целом направленной на поддержку развития национальной промышлен­ности, укрепление экономической и политической самостоятельности страны, развитие образования и социальной сферы. Важнейшую роль в чилийской эко­номике продолжала играть КОРФО - Корпорация развития производства, соз­данная в 1939 г. Она занималась долгосрочным планированием, приоритетами которого являлись: развитие энергетики и топливной промышленности, импор­тозамещающих отраслей, горнорудной промышленности, механизация сельско­го хозяйства и рыболовства, диверсификация торговли и транспорта.


7 С новой силой эта проблема проявится в деятельности всех левых партий Чили в период Народ­
ного единства (1970-1973).

8 Дипломатические отношения Чили с СССР были восстановлены в 1964 г. демохристианским пре­
зидентом страны Э. Фреем. 185


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

Наиболее значительные успехи были достигнуты по первым трем направле­ниям. КОРФО разработала план электрификации Чили, по которому выделя­лись кредиты небольшим энергетическим предприятиям. В 1943 г. была созда­на Национальная электрическая компания - ЭНДЕСА, которая в последующие 10 лет построила 8 гидроэлектростанций, до сих пор являющихся основой энер­гетической системы страны. Открытие месторождения нефти в Манантиалесе на Огненной Земле в 1945 г. положило начало развитию нефтяной индустрии в Чили, в 1949 г. была создана Государственная нефтяная компания (ЭНАП)9. Хотя добываемой нефти не хватало для удовлетворения нужд страны, ее добы­ча имела большое значение, за 1953-1965 гг. она выросла в 10 раз. В 1948 г. со­стоялось открытие чилийской военной базы в Антарктиде - базы О'Хиггинса, что вошло в чилийские учебники истории как первый акт осуществления суве­ренитета Чили в Антарктиде10.

В развитии обрабатывающей промышленности упор делался на частные предприятия, но государство активно участвовало в развитии особо важных от­раслей, таких как металлургия. В 1943 г. в этой отрасли была создана государ- I ственная Чилийская тихоокеанская компания (КАП), в 1947 г. началось строи­тельство металлургического комплекса в Уачипато, ставшего крупнейшим ин­дустриальным проектом десятилетия. В сельском хозяйстве государство уделя­ло наибольшее внимание переработке сахарной свеклы, в 1952 г. возникла Национальная сахарная компания - ИАНСА. В Чили наблюдался быстрый про­мышленный рост, достигший 7,5% в 1940-1953 гг., доля промышленности в национальном доходе в 1948-1952 гг. составила 2l,7%11. Все созданные в этот период государственные компании были приватизированы в 80-е годы при во­енном режиме (кроме ЭНАП), и до сегодняшнего дня продолжают оставаться крупнейшими предприятиями чилийской индустрии.

В 1949 г. в Чили вступил в силу закон, по которому женщинам предоставля­лось право участия в выборах властей всех уровней. За принятие этого закона коммунисты боролись еще с 30-х годов, когда они входили в Народный фронт.

Социальная структура Чили 50-х годов представляла собой пирамиду: око­ло 10% населения страны принадлежало к высшему классу, 15% - к городским средним слоям, включавшим служащих, специалистов, офицеров, мелких и средних предпринимателей и торговцев. Остальные 75% населения составляли бедные слои, в том числе практически все сельское население12. В то же время в Чили в период ускоренной индустриализации наблюдался быстрый рост рабо­чего класса, чилийские шахтеры и трудящиеся промышленности по уровню участия в профсоюзах были на одном из первых мест в Западном мире. Чилий­ские квалифицированные рабочие имели доступ к образованию, медицине и другим социальным благам, часто предоставляемым предприятиями, таким об­разом они не принадлежали к самым незащищенным социальным группам.

Между тем, экономические успехи Чили в 40-е - начале 50-х годов привели к росту национального дохода на 40%. Несмотря на левоцентристский характер правительств, этот экономический рост не привел к сближению уровней дохода различных слоев общества. Напротив, их разрыв увеличился: доходы высших слоев возросли на 60%, среднего класса - на 46%, в то время как доходы трудя-

9 Закон о государственной собственности на нефтяные месторождения был принят в 1944 г.

10 Чили и сегодня считает принадлежащим ей "в силу географических и исторических причин"
1 250 000 кв. км территории Антарктиды, что не признается международным сообществом.

11 Ortega L. у о. CORFO: 50 aсos de realizaciones. 1939-1989. Santiago, 1989. P. 98.
186 u Orellano J.P. Polнticas pъblicas у desarrollo 1924-1984. Cieplan. Santiago, 1985. P. 125.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

щихся увеличились всего на 7%. Несбывшиеся ожидания, а также растущая ин­фляция привели в начале 50-х годов к росту социального недовольства и забас­товочного движения.

14 лет нахождения у власти радикалов продемонстрировали истощение вну­тренних ресурсов как чилийского радикализма, так и традиционных партий страны в целом, их политики союзов. Эти факторы, а также включение в актив­ную политическую жизнь женского электората привели к победе на выборах

1952 г. с огромным перевесом харизматического лидера - генерала в отставке
Карлоса Ибаньеса дель Кампо (1952-1958)13, представшего независимым канди­
датом и сразу поддержанного небольшой Аграрно-лабористской партией14. По­
пулистские предвыборные обещания Ибаньеса начать аграрную реформу, от­
менить "проклятый закон" и поддержать рабочие организации увлекли боль­
шинство социалистов НСП. Символом его избирательной кампании стала мет­
ла, которой генерал обещал вымести из страны политиканство и коррупцию.
Немногочисленная СПЧ, в которой в 1951 г. произошел еще один раскол и бы­
ло изгнано правое крыло, отказалась поддержать К. Ибаньеса. Вместе с комму­
нистами соцпартия создала небольшую коалицию Фронт народа и выдвинула
кандидатом в президенты сенатора-социалиста Сальвадора Альенде, получив­
шего на выборах символические 5,3% голосов.

На этот раз К. Ибаньес пришел к власти как демократически избранный президент и был вынужден делить власть с партийными коалициями. В первый год правления его союзниками были социалисты, именно в этот период более 30 профсоюзных объединений Чили созвали конгресс, на котором в феврале

1953 г. был создан Единый профцентр трудящихся Чили (КУТ)15. Популистские
попытки правительства Ибаньеса удовлетворить социальные требования трудя­
щихся привели к всплеску инфляции. Уже в 1954 г. НСП перешла в оппозицию,
началась борьба среди националистических и корпоративистских группировок
за влияние на президента. К 1955 г. главной силой правительственной коалиции
стала Аграрно-лабористская партия. В годы правления Ибаньеса в Чили нача­
ли проявляться первые симптомы кризиса экономической модели, основанной
на импортозамещающей индустриализации. Постоянные колебания К. Ибанье­
са, склонявшегося к поддержке то профсоюзов, то предпринимателей, отсутст­
вие у него собственной социально-экономической программы дискредитирова­
ли его правительство. Завершение правления генерала Ибаньеса стало оконча­
тельным провалом популистской альтернативы в Чили.

Сохранение контроля левых партий над профсоюзным движением, рост со­циального недовольства, колебания К. Ибаньеса от создания КУТ и легализа­ции компартии до подавления силой забастовок и демонстраций трудящихся способствовали усилению влияния левых в Чили в 50-е годы, что привело к серьезной перегруппировке основных политических сил. Социалистическая партия в 1954 г. отошла от поддержки Ибаньеса и в 1956 г. объединилась с толь­ко что вышедшими из подполья коммунистами в новую левую коалицию -Фронт Народного действия (ФРАП). После XX съезда КПСС чилийская ком­партия сделала своим основным лозунгом переход к социализму мирным путем,

13 Будучи президентом Чили в 1927-1931 гг., установил в стране диктатуру корпоративистского ти­
па. См. подробнее: История Латинской Америки. 1918-1945. С. 181-183.

14 Недолговечная партия корпоративистского толка, колебалась между правым национализмом и
антиимпериализмом. Была связана с перуанской АПРА, перонизмом и боливийской МНР, но в
отличие от них не стала ведущей политической силой страны.

15 Очерки истории Чили. М., 1967. С. 411. 187


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

что было зафиксировано в феврале 1956 г. на X съезде КПЧ16. Идея мирной ре­волюции отвечала давним традициям чилийской политической культуры, таким как многопартийность, стабильность, толерантность, а также многолетне­му опыту борьбы компартии. Союзники коммунистов социалисты приняли кон­цепцию "чилийского пути к социализму" в качестве своего предвыборного ло­зунга, а единым кандидатом ФРАП в 1958 г. снова стал социалист С. Альенде.

Ослабление чилийского радикализма размывало политический центр, но образовавшееся пространство довольно быстро заняла Христианско-демокра-тическая партия Чили (ХДП), созданная в 1957 г. Быстрому росту ее влияния в 60-е годы способствовал провал популистского эксперимента К. Ибаньеса. В отличие от радикалов, принадлежавших к светскому направлению общест­венной мысли, ХДП представляла собой католическое течение. Прообразом этой партии стала Национальная фаланга, созданная в 1938 г. отколовшейся от Консервативной партии Чили ее молодежной организацией. Национальная фа­ланга существовала в Чили до середины 50-х годов скорее как течение общест­венной мысли, нежели партийно-политическая организация, но под ее влиянием видные деятели католического направления включились в дебаты о дальней­ших путях развития страны и общества, предлагая свои альтернативные проек­ты. В рядах фаланги, а позднее ХДП были представлены в основном средние слои, среди них многочисленные иммигранты-католики, а также выходцы из олигархических семейств Чили, что позволило традиционной чилийской поли­тической элите остаться у власти в новом качестве и быть представленной поч­ти во всем политическом спектре страны. Благодаря гибкости чилийской мно­гопартийной политической системы молодые социал-христианские лидеры получили свой первый опыт участия во власти при радикалах, в том числе в по­стоянно меняющихся кабинетах в последние годы правления Г. Виделы17.

В то же время традиционные Консервативная и Либеральная партии про­должали терять свои позиции, что привело чилийских правых к поиску каналов своего представительства в предпринимательских организациях, таких как Ор­ганизация содействия промышленному развитию (СОФОФА), Национальная организация сельских производителей (СНА), Конфедерация производства и торговли (СПС), Торговая палата Сантьяго, профессиональных ассоциациях (коллегия инженеров), а также СМИ - газета "Меркурио", особенно ее эконо­мический отдел, журнал "Эстансия" и др.

В 1955 г. в Чили прибыла так называемая миссия Клейна-Сакса из частной консультационной американской компании, которую пригласило чилийское правительство для анализа экономического положения в стране. Изучив ситуа­цию в Чили, американская миссия рекомендовала ограничить роль государства в экономике, укреплять частный сектор, отказаться от поддержания дефицит­ных предприятий и вернуться к экспортной модели18. В 50-е годы эти идеи каза­лись еретическими в самих США, и неудивительно, что они были отвергнуты правительством К. Ибаньеса. Вместе с тем работа миссии не осталась незаме­ченной, ее идеи были с энтузиазмом восприняты частью чилийских промыш­ленников-технократов, чьим рупором являлась крупнейшая и влиятельная газета страны "Меркурио". Вскоре начался академический обмен студентами и препо-

16 Там же. С. 421.

17 Correa S. у о. Historia del siglo XX chileno. Santiago, 2001. P. 189.

18 Correa S. Algunos antecedentes histуricos del proyecto neoliberal en Chile. Santiago, CERC. Opciones,
188 N6, 1985. P. 21.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

давателями экономических факультетов чилийского Католического универси­тета и университета Чикаго, одного из немногих в США, где господствовали идеи Милтона Фридмана. Так было положено начало развитию неолибераль­ной доктрины в Чили и формированию будущих "чикагских мальчиков", встав­ших у руля чилийской экономики в период диктатуры Пиночета.

На президентских выборах 1958 г. правые выдвинули своим кандидатом Хорхе Алессандри, сына президента Чили в 1920-1925 и 1932-1938 гг. Арту-ро Алессандри, поистине легендарной фигуры чилийской истории. X. Алессан­дри одержал победу, представ перед избирателями как технократический лидер, формально не участвующий в политике и партийной жизни, хотя на деле он опирался на поддержку Консервативной и Либеральной партий. Политический центр Чили был расколот между радикалами и христианскими демократами, в результате второе место занял социалист С. Альенде, получивший 28,5% голо­сов - всего на 2,5% меньше победителя19, а третье место с 20% голосов занял кандидат ХДП Э. Фрей. Это свидетельствовало о сдвиге чилийского общества влево и усилении его поляризации. Особенностью президентских выборов 1958 г. стал раздел политических симпатий в стране на три равные части - голо­совавших за правые партии, центр и левых. Политический успех левых или пра­вых в этих условиях напрямую зависел от колебаний центра, представленного ХДП и радикалами20.

Кабинет Алессандри получил прозвище "правительство управляющих", ибо провозгласил необходимость первоочередного решения экономических проб­лем страны. X. Алессандри стремился обеспечить развитие Чили поощрением крупного капитала и привлечением иностранных займов, что способствовало промышленному росту, но не решало стратегических проблем. Первый год его правления был относительно успешным: валютные депозиты выросли на 500%, иностранные кредиты - на 300%, снизилась безработица, а инфляция держалась на уровне 3%. Полученных ресурсов тем не менее оказалось недостаточно для обеспечения капитализации чилийской экономики, внешняя задолженность вы­росла, и в итоге политика Алессандри не привела к экономическому росту21. Ра­дикалы и прочие сторонники государственного регулирования и продолжения импортозамещающей индустриализации заняли крайне критическую позицию по отношению к правительству Алессандри. На парламентских выборах 1961 г. правые партии, на которые опирался X. Алессандри, получили менее одной тре­ти голосов, что лишало президента парламентской поддержки и заставило его искать поддержки центристов. Это означало сворачивание курса на либерали­зацию экономики и восстановление прежнего этатистского курса.

Между тем успехи первого этапа импортозамещающей индустриализации сменились нарастающими проблемами, особенно ярко обозначившимися к кон­цу 50-х - началу 60-х годов. Главным источником валюты продолжала оставать­ся горнодобывающая промышленность, с той разницей, что место селитры по­сле второй мировой войны заняла медь, основные месторождения которой на­ходились в руках американских компаний. Используя конъюнктуру, сложившу­юся в годы "холодной войны", США под лозунгом своих стратегических нужд поддерживали "договорные" цены на чилийскую медь на уровне гораздо ниже

®Faъndez J. Izquierdas у democracia en Chile. 1932-1973. Santiago, 1992. P. 143.

20 Эта ситуация, получившая в чилийской историографии название "равновесия трех третей", со­
хранялась в Чили до 1973 г.
*Arancibia P. Jorge Alessandri. 1896-1986. Una biografнa. Santiago, 1996. P. 122. 189


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

мировых. Правительство Чили попыталось разрешить эту проблему установле­нием высоких налоговых пошлин на продукцию медных корпораций. С тех пор высокие налоги на медь стали основным источником поступлений в госбюджет, от них зависело и дальнейшее развитие индустриализации. Поэтому колебания международных цен на медь сразу же отражались на способности Чили заку­пать за границей промышленное оборудование.

Наиболее ощутимой для населения экономической проблемой Чили в 50-е годы стала инфляция. На ее рост повлияли различные факторы, среди них про­водившаяся кейнсианская политика стимулирования потребления, рост государ­ственных расходов как в производственной, так и в социальной сферах, а также постоянное создание новых рабочих мест в госсекторе при нестабильности до­ходов госбюджета. Если в 1936-1940 гг. ежегодный рост инфляции в среднем составлял 8%, то в 1941-1945 гг. он достиг 16%, в 1946-1950 гг. превысил 20% и продолжал лишь увеличиваться22. Вскоре в Чили резко выросла внешняя задол­женность (в 5 раз за 1952-1958 гг.). Все это вкупе с недостаточным развитием внутреннего рынка тормозило развитие промышленности и в конечном счете привело к истощению возможностей импортозамещающей индустриализации. Ввоз в страну капиталов и технологий усугублял зависимость Чили от экспорта сырья, что противоречило целям модели замещения импорта.

Другой проблемой, обострившейся в 50-е годы, являлся аграрный вопрос. Чилийское сельское хозяйство было неспособно удовлетворить нужды страны в области обеспечения продовольствием. Ежегодное увеличение сельскохозяй­ственного производства на 1,7% в 50-е годы отставало от прироста населения (1,8% в год), в то время как промышленный рост в этот период составлял в сре­днем 7% в год23. Еще в 1942 г. Чили начала импортировать продовольствие, тра­тя на это валюту, необходимую для завершения индустриализации страны.

В 1962 г. был принят первый закон об аграрной реформе, который преду­сматривал экспроприацию необрабатываемых, заброшенных и плохо обраба­тываемых земель. Принятием этого закона правые надеялись, с одной стороны, удовлетворить интересы традиционной олигархии, опоры правых партий, а с другой - ответить требованиям программы "Союза ради прогресса". Из всех зе­мель, разделенных между крестьянами в период правительства Алессандри, 70% являлись государственной собственностью, и лишь 30% составили частные угодья, проданные их хозяевами государству для этой цели. Поэтому осуществ­ление закона практически не затронуло помещичье землевладение, и привело к усилению движения за аграрную реформу в Чили. Ускорение темпов миграции из села в город в 50-е годы не позволяло развивавшейся промышленности по­глощать новые рабочие руки, что вело к обострению социальных проблем в го­родах, усиливало неравенство в доходах населения. Итоги экономического раз­вития Чили к концу 50-х годов оценивались в стране довольно пессимистиче­ски24, кризис модели импортозамещающей индустриализации заставлял прави­тельство задуматься о поисках альтернатив.

В 1958-1960 гг. правительство X. Алессандри предприняло некоторые по­пытки либерализации экономики, отменив контроль КОРФО за внешней тор­говлей и ее монопольное право решать, на какие цели использовать валюту от

22 Muсoz О. Chile у su industrializaciуn. Santiago, 1986. P. 48.

23 Huerta МЛ. Otro agro para Chile: La historia de la reforma agraria en el proceso social у politico. Santiago,
1989. P. 120.

190 24 См.: Pinto A. Chile: un caso de desarrollo frustrado. Santiago, 1959. P. 151.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

экспорта. Однако эти шаги, а также некоторое привлечение иностранных инве­стиций не улучшили ситуацию в экономике. Проблемы нарастали, в последний год правления Алессандри, 1964 г., инфляция в Чили достигла 50%. В итоге пра­вое правительство было вынуждено вернуться к прежней модели экономики и снова уповать на государство.

Победа в 1959 г. Кубинской революции оказала огромное влияние на поли­тическую ситуацию в Латинской Америке, и Чили не стала исключением. Од­нако, в отличие от большинства стран региона, где в 60-е годы стали создавать­ся революционные движения, стремившиеся повторить кубинский опыт парти­занской войны, основные левые партии Чили, коммунисты и социалисты, оста­лись верными своей стратегии мирного, парламентского пути победы на выбо­рах. В 1964 г. в г. Консепсьоне было создано Левое Революционное движение (МИР), уповавшее на "кубинский путь" и вооруженную борьбу, однако в целом эта стратегия не была поддержана другими левыми силами. Влияние Кубы на чилийский социализм было весьма значительным, ведь речь шла не только о пу­тях революции в Латинской Америке, важна была сама идея о вступлении кон­тинента в революционную эпоху, таким образом революция становилась реаль­ной и возможной. Как видим, кубинский опыт вдохновлял и сторонников "чи­лийского пути к социализму".

В то же время центристские политические силы Чили, бывшие сторонника­ми социальных перемен, но противниками революции, понимали необходи­мость срочных действий, чтобы не допустить повторения в Чили кубинского опыта. Высокий процент проголосовавших за левых в Чили на выборах 1958 г. вызвал беспокойство американской администрации, и ее взоры обратились к чилийским христианским демократам, в которых виделась альтернатива прихо­ду к власти левых сил.

В конце 50-х - начале 60-х годов в Чили наблюдался головокружительный рост влияния ХДП. На парламентских выборах 1957 г. она получила 9,4% голо­сов, а в 1961 г. -уже 15,4%, на муниципальных выборах 1963 г. - 22,8%, а на пар­ламентских выборах 1965 г. - 42,3%25. За ХДП голосовали католики, ранее от­дававшие свои голоса консерваторам. Партия пользовалась поддержкой чилий­ской католической церкви, находившейся в тот период под влиянием идей вто­рого Ватиканского собора, который поставил акцент в деятельности церкви на социальные задачи26. Чилийская христианская демократия вышла на политиче­скую арену страны с программой "революции в условиях свободы", представ пе­ред избирателем альтернативой как капитализму, так и коммунизму. В про­грамме ХДП говорилось о построении в Чили "коммунитарного общества" как миссии партии, в ней звучало христианское обращение к человеку как личности, а не просто потребителю или производителю27. Эти лозунги отвечали и общей религиозности чилийского народа, и ожиданиям общества. ХДП смогла уловить умонастроения многих социальных слоев, особенно недавно перебравшихся в города крестьян, женщин, среднего класса, а также части молодого поколения традиционной элиты.

На президентских выборах в Чили в 1964 г. ХДП пользовалась решающей поддержкой США. В расследовании американского сената "Тайная деятель-

25 Fleet М. The Rise and Fall of Chilean Christian Democracy. Princeton, 1985. P. 69.

26 Первый вселенский собор католических епископов в XX в., созванный папой Иоанном ХХШ, со­
стоялся в 1962-1965 гг.

27 Castillo J. Las Fuentes de la Democracia Cristiana. Santiago, 1963. P. 87. 191


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

ность ЦРУ в Чили. 1963-1973", известном как доклад комиссии Черча, приводи­лись следующие цифры: в 1963-1964 гг. США потратили в Чили около 4 млн I долл. на различные акции с целью избежать победы Альенде28. Чтобы оценить I масштабы этих трат, стоит напомнить, что душевой доход в Чили в то время со- I, ставлял около 400 долл. Большая часть денег ЦРУ была потрачена непосредст- I венно на поддержку демохристианского кандидата в президенты Эдуардо Фрея, что составило около половины всех средств, потраченных на его избрание. I Впервые в истории Чили президентские выборы стали ареной прямой идеоло­гической конфронтации, политической битвой "холодной войны", где США оказали столь мощную поддержку своим ставленникам. Финансирование СССР Коммунистической партии Чили в то время не превышало 200 тыс. долл. в год29. Этих денег хватало на содержание партийного аппарата и неотложные нужды компартии, но они не могли повлиять на исход президентских выборов.

Впервые во время президентской кампании в Чили демохристианский кан­дидат использовал современные избирательные технологии. С помощью амери­канских экспертов была развязана кампания запугивания чилийских избирате­лей коммунистической угрозой. Однако было бы упрощением считать, что вся кампания Фрея была построена на антикоммунизме и выиграна благодаря это­му, она несла в себе большой положительный заряд - идея "революции в усло­виях свободы" пробудила энтузиазм в самых широких слоях чилийского обще­ства, особенно среди молодежи.

Система "равновесия трех третей" чилийской политической системы серь­езно пошатнулась на выборах 1964 г., когда правые партии основательно поте­ряли свои позиции. В марте 1964 г. в сельском округе Курико, где правые были традиционно сильны, состоялись дополнительные парламентские выборы в свя­зи со смертью действующего депутата. Правые надеялись придать этим выбо­рам характер общенационального плебисцита накануне президентских, но их кандидат неожиданно потерпел поражение от социалиста Оскара Наранхо. После этого правые партии решили отказаться от выставления собственного кандидата на президентских выборах и поддержали Э. Фрея. По словам самого победившего в Курико депутата-социалиста, левые "получили одного депутата, ' но проиграли борьбу за президентское кресло". Таким образом, если в ситуации "трех третей" у левых был реальный шанс победить, то при исчезновении одного из полюсов у избирателей осталась альтернатива выбора между социалистом Альенде и кандидатом ХДП, поддержанным правыми, что предопределило по­беду Фрея. Его программа имела много общих пунктов с программой социали­ста С. Альенде, но была более умеренной и потому привлекла более широкие слои населения.

Чилийская христианская демократия одержала победу на выборах с помо­щью правых, после чего начала осуществлять широкую программу реформ, идущую вразрез с их интересами. Э. Фрей получил на президентских выборах абсолютное большинство голосов - 54%30, что позволило ХДП отказаться от поддержки правых партий и перейти к реализации преобразований в интересах самых широких слоев населения. Кандидат левых партий С. Альенде получил 38,6% голосов, т.е. результаты выборов отразили дальнейший сдвиг чилийско­го общества влево. По мере углубления преобразований росла поддержка ХДП

28 Archivos secretos. Documentos desclasificados de la CIA. Santiago, 1999. P. 171.

29 Центр хранения современной документации (ЦХСД). Ф. 89. Оп. 38. Док. 5, 6, 8.
192 30 Faъndez J. Op.cit. P. 122.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории


       
   
 
 

средними и малоимущими слоями, и христианские демократы стали пра­вить в одиночку, отказавшись от тра­диционной для Чили политики союзов и коалиций.

Годы президентства Э. Фрея
(1964-1970) стали серьезной попыткой
чилийской христианской демократии
решить стратегические проблемы раз­
вития страны реформистским путем.
Политика замещения импорта исчер­
пывала себя, экономика страны разви­
валась неустойчиво. Программа эко­
номических реформ ХДП предусмат­
ривала продолжение индустриализа­
ции Чили и расширение внутреннего
рынка, ее ключевыми пунктами явля­
лись медная промышленность и сель­
ское хозяйство. Эта программа стала
основой глубоких преобразований чи­
лийского общества, провозглашенных
Э. Фреем как "революция в условиях
свободы". ЭДУАРДО ФРЕИ ________

В 1966 г. началось осуществление программы "чилизации" меди, за счет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.064 с.)