Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Буржуазно-реформистские альтернативы развития: радикалы, правые, христианская демократия
(1945-1970) Этот период чилийской истории характеризуется господством левоцентрист В середине XX в. чилийское общество оставалось во многом традиционным. Хотя уже в 1940 г. городское население Чили составило 52,5%2, формально превысив численность сельского, малые города страны мало отличались от сельских поселков, а в крупных городах (Сантьяго, Вальпараисо, Консепсьон) проживало лишь 25% чилийцев. Чилийская деревня на протяжении всей истории отличалась весьма низким уровнем крестьянской активности в борьбе за свои права, за землю. В 50-е годы продолжали господствовать сеньориальный режим и патерналистские отношения, что в будущем наложило отпечаток на социальное поведение населения Чили в целом. В 40-е годы основной политической партией Чили и центром притяжения различных общественных сил являлась Радикальная партия, бывшая частью светского рационалистического, некатолического течения в политике и символом прихода в нее среднего класса. Вместе с тем она была достаточно пестрой, разнородной организацией, отражавшей интересы не только городских средних слоев, но и части промышленников, предпринимателей, новых помещиков предпринимательского склада, продолжавших освоение южных районов Чили3. Нахождение у власти президентов-радикалов в течение довольно длительного периода (1938-1952) свидетельствовало о стабильности и устойчивости политической системы Чили. Сложившаяся еще в первой половине XX в. многопартийная система не позволяла ни одной партии обладать абсолютным большинством в Конгрессе и правительстве, что способствовало созданию политических союзов, формированию климата переговоров и соглашений между различными силами и течениями. Развитие чилийской общественной мысли в этот *Meller P. Un siglo de la economнa polнtica chilena (1890-1990). Santiago, 1996. P. 123.
3 О Радикальной партии Чили см.: Durбn Bernales F. El Partido Radical. Santiago, 1958. 183 Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории период характеризовалось столкновением светской рационалистической и католической традиций, вокруг этих направлений и группировались основные политические силы. В 1945 г. у власти в Чили находилось правительство президента-радикала Хосе Антонио Риоса (1942-1946), пришедшего на смену радикалу Педро Агир-ре Серде4. Х.А. Риос возглавил Демократический альянс - левоцентристскую коалицию, куда помимо радикалов входили социалисты, демократы и фракция сторонников бывшего президента Артуро Алессандри в Либеральной партии. Коммунисты на этот раз не вошли в кабинет, но поддерживали правительство в парламенте. Несмотря на кажущийся сдвиг вправо (включение либералов в коалицию и в правительство), Риос продолжал прежнюю политику радикалов, направленную на ускорение индустриального развития страны и подготовку с этой целью квалифицированных кадров5. Широкое распространение начального и среднего образования в Чили в этот период позволило не только резко увеличить число рабочих высокой квалификации, но и способствовать развитию нового среднего класса. Выпускники государственной системы образования, в большинстве своем выходцы из городских и провинциальных низов, пополняли ряды служащих госсектора. Правящая Радикальная партия и ее союзники умело использовали свой контроль над этими рабочими местами в целях создания собственных клиенте-листских сетей. В то же время личных опыт социальной мобильности способствовал развитию у этих новых средних слоев левоцентристских убеждений. Традиционная чилийская олигархическая элита теряла власть в стране, но еще сохраняла значительное влияние в сельских округах, где владельцы латифундий оставались в центре патерналистской системы. Рост международного престижа СССР и идей коммунизма на заключительном этапе и непосредственно после окончания второй мировой войны сказался на умонастроениях чилийского общества, способствовал усилению влияния КПЧ. С 1940 по 1946 г. число членов компартии выросло в 5 раз, достигнув 50 тыс. человек6. СПЧ раскололась в 1946 г. на Народно-социалистическую партию (НСП), выступавшую за бескомпромиссную классовую борьбу, против всякого сотрудничества с радикалами, и более умеренную Социалистическую партию, где остались сторонники политики союзов и коалиций.
На выборах 1946 г. коммунисты выступили стратегическим союзником Радикальной партии, обеспечив победу ее кандидату Габриэлю Гонсалесу Виделе. Председателем комиссии по организации предвыборной кампании Виделы стал известный чилийский поэт коммунист Пабло Неруда. Вскоре было сформировано правительство с участием радикалов, либералов и коммунистов. Впервые в истории Чили коммунисты вошли в кабинет, получив министерские посты общественных работ, сельского хозяйства, земель и колонизации. Важно отметить, что на протяжении всего периода нахождения чилийских радикалов у власти в союзе с левыми партиями РПЧ не пыталась создать собственной базы поддержки в рабочем движении. Почти абсолютный контроль коммунистов и социалистов над организованными трудящимися в большей мере способствовал росту престижа левых партий и давал им доступ к политической власти, чем ограниченный про- 4 П.А. Серда открыл период правления радикалов в Чили в 1938 г. во главе коалиции Народного 5 Palma Zъсiga L., Iglesias Menйndez J. Presencia de Juбn Antonio Rнos. Santiago, 1957. P. 87. Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории цент голосов, получаемый ими на выборах. Гонсалес Видела не скрывал, что нуждался в поддержке коммунистов лишь для прихода к власти.
Однако с началом "холодной войны" под давлением США, а также вследствие возникновения разногласий по поводу отношения правительства к забастовочному движению между либералами и коммунистами в 1947 г. последние были изгнаны из правительства. Вскоре был создан новый кабинет "национальной концентрации" в составе правых радикалов, либералов, консерваторов и представителей вооруженных сил. Непосредственным предлогом к этому послужила всеобщая забастовка шахтеров-угольщиков, профсоюзом которых руководила КПЧ. Коммунистам было крайне сложно совмещать роль правительственной партии и главной силы в профсоюзном движении, выражавшем социальные ожидания чилийских трудящихся, возросшие в связи с участием "их" партии в правительстве7. Это означало резкий поворот во внутренней политике Чили, в стране было введено чрезвычайное положение, начались репрессии против левых сил. В октябре 1947 г. после инцидента с обстрелом советского посольства в Сантьяго правительство Чили разорвало дипломатические отношения с СССР8. В сентябре 1948 г. чилийским конгрессом был принят закон "О защите демократии", больше известный как "проклятый закон", запретивший деятельность КПЧ. Члены компартии лишились гражданских прав и были вычеркнуты из избирательных списков, тысячи коммунистов были уволены с государственной службы, многие из них сосланы в концлагерь Писагуа, созданный на пустынном севере Чили. Изгнание коммунистов из правительства не означало смены его программы, в целом направленной на поддержку развития национальной промышленности, укрепление экономической и политической самостоятельности страны, развитие образования и социальной сферы. Важнейшую роль в чилийской экономике продолжала играть КОРФО - Корпорация развития производства, созданная в 1939 г. Она занималась долгосрочным планированием, приоритетами которого являлись: развитие энергетики и топливной промышленности, импортозамещающих отраслей, горнорудной промышленности, механизация сельского хозяйства и рыболовства, диверсификация торговли и транспорта.
7 С новой силой эта проблема проявится в деятельности всех левых партий Чили в период Народ 8 Дипломатические отношения Чили с СССР были восстановлены в 1964 г. демохристианским пре Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории Наиболее значительные успехи были достигнуты по первым трем направлениям. КОРФО разработала план электрификации Чили, по которому выделялись кредиты небольшим энергетическим предприятиям. В 1943 г. была создана Национальная электрическая компания - ЭНДЕСА, которая в последующие 10 лет построила 8 гидроэлектростанций, до сих пор являющихся основой энергетической системы страны. Открытие месторождения нефти в Манантиалесе на Огненной Земле в 1945 г. положило начало развитию нефтяной индустрии в Чили, в 1949 г. была создана Государственная нефтяная компания (ЭНАП)9. Хотя добываемой нефти не хватало для удовлетворения нужд страны, ее добыча имела большое значение, за 1953-1965 гг. она выросла в 10 раз. В 1948 г. состоялось открытие чилийской военной базы в Антарктиде - базы О'Хиггинса, что вошло в чилийские учебники истории как первый акт осуществления суверенитета Чили в Антарктиде10. В развитии обрабатывающей промышленности упор делался на частные предприятия, но государство активно участвовало в развитии особо важных отраслей, таких как металлургия. В 1943 г. в этой отрасли была создана государ- I ственная Чилийская тихоокеанская компания (КАП), в 1947 г. началось строительство металлургического комплекса в Уачипато, ставшего крупнейшим индустриальным проектом десятилетия. В сельском хозяйстве государство уделяло наибольшее внимание переработке сахарной свеклы, в 1952 г. возникла Национальная сахарная компания - ИАНСА. В Чили наблюдался быстрый промышленный рост, достигший 7,5% в 1940-1953 гг., доля промышленности в национальном доходе в 1948-1952 гг. составила 2l,7%11. Все созданные в этот период государственные компании были приватизированы в 80-е годы при военном режиме (кроме ЭНАП), и до сегодняшнего дня продолжают оставаться крупнейшими предприятиями чилийской индустрии.
В 1949 г. в Чили вступил в силу закон, по которому женщинам предоставлялось право участия в выборах властей всех уровней. За принятие этого закона коммунисты боролись еще с 30-х годов, когда они входили в Народный фронт. Социальная структура Чили 50-х годов представляла собой пирамиду: около 10% населения страны принадлежало к высшему классу, 15% - к городским средним слоям, включавшим служащих, специалистов, офицеров, мелких и средних предпринимателей и торговцев. Остальные 75% населения составляли бедные слои, в том числе практически все сельское население12. В то же время в Чили в период ускоренной индустриализации наблюдался быстрый рост рабочего класса, чилийские шахтеры и трудящиеся промышленности по уровню участия в профсоюзах были на одном из первых мест в Западном мире. Чилийские квалифицированные рабочие имели доступ к образованию, медицине и другим социальным благам, часто предоставляемым предприятиями, таким образом они не принадлежали к самым незащищенным социальным группам. Между тем, экономические успехи Чили в 40-е - начале 50-х годов привели к росту национального дохода на 40%. Несмотря на левоцентристский характер правительств, этот экономический рост не привел к сближению уровней дохода различных слоев общества. Напротив, их разрыв увеличился: доходы высших слоев возросли на 60%, среднего класса - на 46%, в то время как доходы трудя- 9 Закон о государственной собственности на нефтяные месторождения был принят в 1944 г. 10 Чили и сегодня считает принадлежащим ей "в силу географических и исторических причин" 11 Ortega L. у о. CORFO: 50 aсos de realizaciones. 1939-1989. Santiago, 1989. P. 98. Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории щихся увеличились всего на 7%. Несбывшиеся ожидания, а также растущая инфляция привели в начале 50-х годов к росту социального недовольства и забастовочного движения. 14 лет нахождения у власти радикалов продемонстрировали истощение внутренних ресурсов как чилийского радикализма, так и традиционных партий страны в целом, их политики союзов. Эти факторы, а также включение в активную политическую жизнь женского электората привели к победе на выборах 1952 г. с огромным перевесом харизматического лидера - генерала в отставке
На этот раз К. Ибаньес пришел к власти как демократически избранный президент и был вынужден делить власть с партийными коалициями. В первый год правления его союзниками были социалисты, именно в этот период более 30 профсоюзных объединений Чили созвали конгресс, на котором в феврале 1953 г. был создан Единый профцентр трудящихся Чили (КУТ)15. Популистские Сохранение контроля левых партий над профсоюзным движением, рост социального недовольства, колебания К. Ибаньеса от создания КУТ и легализации компартии до подавления силой забастовок и демонстраций трудящихся способствовали усилению влияния левых в Чили в 50-е годы, что привело к серьезной перегруппировке основных политических сил. Социалистическая партия в 1954 г. отошла от поддержки Ибаньеса и в 1956 г. объединилась с только что вышедшими из подполья коммунистами в новую левую коалицию -Фронт Народного действия (ФРАП). После XX съезда КПСС чилийская компартия сделала своим основным лозунгом переход к социализму мирным путем, 13 Будучи президентом Чили в 1927-1931 гг., установил в стране диктатуру корпоративистского ти 14 Недолговечная партия корпоративистского толка, колебалась между правым национализмом и 15 Очерки истории Чили. М., 1967. С. 411. 187 Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории что было зафиксировано в феврале 1956 г. на X съезде КПЧ16. Идея мирной революции отвечала давним традициям чилийской политической культуры, таким как многопартийность, стабильность, толерантность, а также многолетнему опыту борьбы компартии. Союзники коммунистов социалисты приняли концепцию "чилийского пути к социализму" в качестве своего предвыборного лозунга, а единым кандидатом ФРАП в 1958 г. снова стал социалист С. Альенде. Ослабление чилийского радикализма размывало политический центр, но образовавшееся пространство довольно быстро заняла Христианско-демокра-тическая партия Чили (ХДП), созданная в 1957 г. Быстрому росту ее влияния в 60-е годы способствовал провал популистского эксперимента К. Ибаньеса. В отличие от радикалов, принадлежавших к светскому направлению общественной мысли, ХДП представляла собой католическое течение. Прообразом этой партии стала Национальная фаланга, созданная в 1938 г. отколовшейся от Консервативной партии Чили ее молодежной организацией. Национальная фаланга существовала в Чили до середины 50-х годов скорее как течение общественной мысли, нежели партийно-политическая организация, но под ее влиянием видные деятели католического направления включились в дебаты о дальнейших путях развития страны и общества, предлагая свои альтернативные проекты. В рядах фаланги, а позднее ХДП были представлены в основном средние слои, среди них многочисленные иммигранты-католики, а также выходцы из олигархических семейств Чили, что позволило традиционной чилийской политической элите остаться у власти в новом качестве и быть представленной почти во всем политическом спектре страны. Благодаря гибкости чилийской многопартийной политической системы молодые социал-христианские лидеры получили свой первый опыт участия во власти при радикалах, в том числе в постоянно меняющихся кабинетах в последние годы правления Г. Виделы17. В то же время традиционные Консервативная и Либеральная партии продолжали терять свои позиции, что привело чилийских правых к поиску каналов своего представительства в предпринимательских организациях, таких как Организация содействия промышленному развитию (СОФОФА), Национальная организация сельских производителей (СНА), Конфедерация производства и торговли (СПС), Торговая палата Сантьяго, профессиональных ассоциациях (коллегия инженеров), а также СМИ - газета "Меркурио", особенно ее экономический отдел, журнал "Эстансия" и др. В 1955 г. в Чили прибыла так называемая миссия Клейна-Сакса из частной консультационной американской компании, которую пригласило чилийское правительство для анализа экономического положения в стране. Изучив ситуацию в Чили, американская миссия рекомендовала ограничить роль государства в экономике, укреплять частный сектор, отказаться от поддержания дефицитных предприятий и вернуться к экспортной модели18. В 50-е годы эти идеи казались еретическими в самих США, и неудивительно, что они были отвергнуты правительством К. Ибаньеса. Вместе с тем работа миссии не осталась незамеченной, ее идеи были с энтузиазмом восприняты частью чилийских промышленников-технократов, чьим рупором являлась крупнейшая и влиятельная газета страны "Меркурио". Вскоре начался академический обмен студентами и препо- 16 Там же. С. 421. 17 Correa S. у о. Historia del siglo XX chileno. Santiago, 2001. P. 189. 18 Correa S. Algunos antecedentes histуricos del proyecto neoliberal en Chile. Santiago, CERC. Opciones, Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории давателями экономических факультетов чилийского Католического университета и университета Чикаго, одного из немногих в США, где господствовали идеи Милтона Фридмана. Так было положено начало развитию неолиберальной доктрины в Чили и формированию будущих "чикагских мальчиков", вставших у руля чилийской экономики в период диктатуры Пиночета. На президентских выборах 1958 г. правые выдвинули своим кандидатом Хорхе Алессандри, сына президента Чили в 1920-1925 и 1932-1938 гг. Арту-ро Алессандри, поистине легендарной фигуры чилийской истории. X. Алессандри одержал победу, представ перед избирателями как технократический лидер, формально не участвующий в политике и партийной жизни, хотя на деле он опирался на поддержку Консервативной и Либеральной партий. Политический центр Чили был расколот между радикалами и христианскими демократами, в результате второе место занял социалист С. Альенде, получивший 28,5% голосов - всего на 2,5% меньше победителя19, а третье место с 20% голосов занял кандидат ХДП Э. Фрей. Это свидетельствовало о сдвиге чилийского общества влево и усилении его поляризации. Особенностью президентских выборов 1958 г. стал раздел политических симпатий в стране на три равные части - голосовавших за правые партии, центр и левых. Политический успех левых или правых в этих условиях напрямую зависел от колебаний центра, представленного ХДП и радикалами20. Кабинет Алессандри получил прозвище "правительство управляющих", ибо провозгласил необходимость первоочередного решения экономических проблем страны. X. Алессандри стремился обеспечить развитие Чили поощрением крупного капитала и привлечением иностранных займов, что способствовало промышленному росту, но не решало стратегических проблем. Первый год его правления был относительно успешным: валютные депозиты выросли на 500%, иностранные кредиты - на 300%, снизилась безработица, а инфляция держалась на уровне 3%. Полученных ресурсов тем не менее оказалось недостаточно для обеспечения капитализации чилийской экономики, внешняя задолженность выросла, и в итоге политика Алессандри не привела к экономическому росту21. Радикалы и прочие сторонники государственного регулирования и продолжения импортозамещающей индустриализации заняли крайне критическую позицию по отношению к правительству Алессандри. На парламентских выборах 1961 г. правые партии, на которые опирался X. Алессандри, получили менее одной трети голосов, что лишало президента парламентской поддержки и заставило его искать поддержки центристов. Это означало сворачивание курса на либерализацию экономики и восстановление прежнего этатистского курса. Между тем успехи первого этапа импортозамещающей индустриализации сменились нарастающими проблемами, особенно ярко обозначившимися к концу 50-х - началу 60-х годов. Главным источником валюты продолжала оставаться горнодобывающая промышленность, с той разницей, что место селитры после второй мировой войны заняла медь, основные месторождения которой находились в руках американских компаний. Используя конъюнктуру, сложившуюся в годы "холодной войны", США под лозунгом своих стратегических нужд поддерживали "договорные" цены на чилийскую медь на уровне гораздо ниже ®Faъndez J. Izquierdas у democracia en Chile. 1932-1973. Santiago, 1992. P. 143. 20 Эта ситуация, получившая в чилийской историографии название "равновесия трех третей", со
Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории мировых. Правительство Чили попыталось разрешить эту проблему установлением высоких налоговых пошлин на продукцию медных корпораций. С тех пор высокие налоги на медь стали основным источником поступлений в госбюджет, от них зависело и дальнейшее развитие индустриализации. Поэтому колебания международных цен на медь сразу же отражались на способности Чили закупать за границей промышленное оборудование. Наиболее ощутимой для населения экономической проблемой Чили в 50-е годы стала инфляция. На ее рост повлияли различные факторы, среди них проводившаяся кейнсианская политика стимулирования потребления, рост государственных расходов как в производственной, так и в социальной сферах, а также постоянное создание новых рабочих мест в госсекторе при нестабильности доходов госбюджета. Если в 1936-1940 гг. ежегодный рост инфляции в среднем составлял 8%, то в 1941-1945 гг. он достиг 16%, в 1946-1950 гг. превысил 20% и продолжал лишь увеличиваться22. Вскоре в Чили резко выросла внешняя задолженность (в 5 раз за 1952-1958 гг.). Все это вкупе с недостаточным развитием внутреннего рынка тормозило развитие промышленности и в конечном счете привело к истощению возможностей импортозамещающей индустриализации. Ввоз в страну капиталов и технологий усугублял зависимость Чили от экспорта сырья, что противоречило целям модели замещения импорта. Другой проблемой, обострившейся в 50-е годы, являлся аграрный вопрос. Чилийское сельское хозяйство было неспособно удовлетворить нужды страны в области обеспечения продовольствием. Ежегодное увеличение сельскохозяйственного производства на 1,7% в 50-е годы отставало от прироста населения (1,8% в год), в то время как промышленный рост в этот период составлял в среднем 7% в год23. Еще в 1942 г. Чили начала импортировать продовольствие, тратя на это валюту, необходимую для завершения индустриализации страны. В 1962 г. был принят первый закон об аграрной реформе, который предусматривал экспроприацию необрабатываемых, заброшенных и плохо обрабатываемых земель. Принятием этого закона правые надеялись, с одной стороны, удовлетворить интересы традиционной олигархии, опоры правых партий, а с другой - ответить требованиям программы "Союза ради прогресса". Из всех земель, разделенных между крестьянами в период правительства Алессандри, 70% являлись государственной собственностью, и лишь 30% составили частные угодья, проданные их хозяевами государству для этой цели. Поэтому осуществление закона практически не затронуло помещичье землевладение, и привело к усилению движения за аграрную реформу в Чили. Ускорение темпов миграции из села в город в 50-е годы не позволяло развивавшейся промышленности поглощать новые рабочие руки, что вело к обострению социальных проблем в городах, усиливало неравенство в доходах населения. Итоги экономического развития Чили к концу 50-х годов оценивались в стране довольно пессимистически24, кризис модели импортозамещающей индустриализации заставлял правительство задуматься о поисках альтернатив. В 1958-1960 гг. правительство X. Алессандри предприняло некоторые попытки либерализации экономики, отменив контроль КОРФО за внешней торговлей и ее монопольное право решать, на какие цели использовать валюту от 22 Muсoz О. Chile у su industrializaciуn. Santiago, 1986. P. 48. 23 Huerta МЛ. Otro agro para Chile: La historia de la reforma agraria en el proceso social у politico. Santiago, 190 24 См.: Pinto A. Chile: un caso de desarrollo frustrado. Santiago, 1959. P. 151. Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории экспорта. Однако эти шаги, а также некоторое привлечение иностранных инвестиций не улучшили ситуацию в экономике. Проблемы нарастали, в последний год правления Алессандри, 1964 г., инфляция в Чили достигла 50%. В итоге правое правительство было вынуждено вернуться к прежней модели экономики и снова уповать на государство. Победа в 1959 г. Кубинской революции оказала огромное влияние на политическую ситуацию в Латинской Америке, и Чили не стала исключением. Однако, в отличие от большинства стран региона, где в 60-е годы стали создаваться революционные движения, стремившиеся повторить кубинский опыт партизанской войны, основные левые партии Чили, коммунисты и социалисты, остались верными своей стратегии мирного, парламентского пути победы на выборах. В 1964 г. в г. Консепсьоне было создано Левое Революционное движение (МИР), уповавшее на "кубинский путь" и вооруженную борьбу, однако в целом эта стратегия не была поддержана другими левыми силами. Влияние Кубы на чилийский социализм было весьма значительным, ведь речь шла не только о путях революции в Латинской Америке, важна была сама идея о вступлении континента в революционную эпоху, таким образом революция становилась реальной и возможной. Как видим, кубинский опыт вдохновлял и сторонников "чилийского пути к социализму". В то же время центристские политические силы Чили, бывшие сторонниками социальных перемен, но противниками революции, понимали необходимость срочных действий, чтобы не допустить повторения в Чили кубинского опыта. Высокий процент проголосовавших за левых в Чили на выборах 1958 г. вызвал беспокойство американской администрации, и ее взоры обратились к чилийским христианским демократам, в которых виделась альтернатива приходу к власти левых сил. В конце 50-х - начале 60-х годов в Чили наблюдался головокружительный рост влияния ХДП. На парламентских выборах 1957 г. она получила 9,4% голосов, а в 1961 г. -уже 15,4%, на муниципальных выборах 1963 г. - 22,8%, а на парламентских выборах 1965 г. - 42,3%25. За ХДП голосовали католики, ранее отдававшие свои голоса консерваторам. Партия пользовалась поддержкой чилийской католической церкви, находившейся в тот период под влиянием идей второго Ватиканского собора, который поставил акцент в деятельности церкви на социальные задачи26. Чилийская христианская демократия вышла на политическую арену страны с программой "революции в условиях свободы", представ перед избирателем альтернативой как капитализму, так и коммунизму. В программе ХДП говорилось о построении в Чили "коммунитарного общества" как миссии партии, в ней звучало христианское обращение к человеку как личности, а не просто потребителю или производителю27. Эти лозунги отвечали и общей религиозности чилийского народа, и ожиданиям общества. ХДП смогла уловить умонастроения многих социальных слоев, особенно недавно перебравшихся в города крестьян, женщин, среднего класса, а также части молодого поколения традиционной элиты. На президентских выборах в Чили в 1964 г. ХДП пользовалась решающей поддержкой США. В расследовании американского сената "Тайная деятель- 25 Fleet М. The Rise and Fall of Chilean Christian Democracy. Princeton, 1985. P. 69. 26 Первый вселенский собор католических епископов в XX в., созванный папой Иоанном ХХШ, со 27 Castillo J. Las Fuentes de la Democracia Cristiana. Santiago, 1963. P. 87. 191 Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории ность ЦРУ в Чили. 1963-1973", известном как доклад комиссии Черча, приводились следующие цифры: в 1963-1964 гг. США потратили в Чили около 4 млн I долл. на различные акции с целью избежать победы Альенде28. Чтобы оценить I масштабы этих трат, стоит напомнить, что душевой доход в Чили в то время со- I, ставлял около 400 долл. Большая часть денег ЦРУ была потрачена непосредст- I венно на поддержку демохристианского кандидата в президенты Эдуардо Фрея, что составило около половины всех средств, потраченных на его избрание. I Впервые в истории Чили президентские выборы стали ареной прямой идеологической конфронтации, политической битвой "холодной войны", где США оказали столь мощную поддержку своим ставленникам. Финансирование СССР Коммунистической партии Чили в то время не превышало 200 тыс. долл. в год29. Этих денег хватало на содержание партийного аппарата и неотложные нужды компартии, но они не могли повлиять на исход президентских выборов. Впервые во время президентской кампании в Чили демохристианский кандидат использовал современные избирательные технологии. С помощью американских экспертов была развязана кампания запугивания чилийских избирателей коммунистической угрозой. Однако было бы упрощением считать, что вся кампания Фрея была построена на антикоммунизме и выиграна благодаря этому, она несла в себе большой положительный заряд - идея "революции в условиях свободы" пробудила энтузиазм в самых широких слоях чилийского общества, особенно среди молодежи. Система "равновесия трех третей" чилийской политической системы серьезно пошатнулась на выборах 1964 г., когда правые партии основательно потеряли свои позиции. В марте 1964 г. в сельском округе Курико, где правые были традиционно сильны, состоялись дополнительные парламентские выборы в связи со смертью действующего депутата. Правые надеялись придать этим выборам характер общенационального плебисцита накануне президентских, но их кандидат неожиданно потерпел поражение от социалиста Оскара Наранхо. После этого правые партии решили отказаться от выставления собственного кандидата на президентских выборах и поддержали Э. Фрея. По словам самого победившего в Курико депутата-социалиста, левые "получили одного депутата, ' но проиграли борьбу за президентское кресло". Таким образом, если в ситуации "трех третей" у левых был реальный шанс победить, то при исчезновении одного из полюсов у избирателей осталась альтернатива выбора между социалистом Альенде и кандидатом ХДП, поддержанным правыми, что предопределило победу Фрея. Его программа имела много общих пунктов с программой социалиста С. Альенде, но была более умеренной и потому привлекла более широкие слои населения. Чилийская христианская демократия одержала победу на выборах с помощью правых, после чего начала осуществлять широкую программу реформ, идущую вразрез с их интересами. Э. Фрей получил на президентских выборах абсолютное большинство голосов - 54%30, что позволило ХДП отказаться от поддержки правых партий и перейти к реализации преобразований в интересах самых широких слоев населения. Кандидат левых партий С. Альенде получил 38,6% голосов, т.е. результаты выборов отразили дальнейший сдвиг чилийского общества влево. По мере углубления преобразований росла поддержка ХДП 28 Archivos secretos. Documentos desclasificados de la CIA. Santiago, 1999. P. 171. 29 Центр хранения современной документации (ЦХСД). Ф. 89. Оп. 38. Док. 5, 6, 8. Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории средними и малоимущими слоями, и христианские демократы стали править в одиночку, отказавшись от традиционной для Чили политики союзов и коалиций. Годы президентства Э. Фрея В 1966 г. началось осуществление программы "чилизации" меди, за счет
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.064 с.) |