Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация на основе национализма и трабальизма (1945-1964)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
разильские олигархические силы и перешедший на их сторону генералитет 29 октября 1945 г. совершили государственный переворот. Диктатура Же-тулиу Варгаса, продержавшись 15 лет, пала. Переворот носил превентивный характер: верхи бразильского общества боялись, что набиравшее силу левое движение, с которым начал заигрывать Варгас, станет гегемоном бразильской политики. Но в условиях усиления позиций демократии во всем мире, в том числе и в Бразилии, обычный военный переворот не имел шансов на успех. Поэтому заговорщики выступили под популярными лозунгами возвращения к демократии, попранной диктатурой. Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации Еще до свержения Варгаса начался бурный процесс партийного строительства. Сам диктатор занялся формированием сразу двух партий. Одна из них должна была объединить ту часть политической элиты, которая связала свою политическую судьбу с реформами, начатыми в годы "нового государства". Демократические лозунги, с которыми выступили лидеры этой партии, должны были привлечь в нее часть средних слоев и интеллигенции. Эта политическая организация стала называть себя Социально-демократической партией (СДП), хотя никакого отношения к западноевропейской социал-демократии не имела: ее актив составляли представители латифундистских и предпринимательских слоев, генералы и влиятельные чиновники. Другая политическая сила, оформившаяся под крылом слабевшей диктатуры, получила наименование Бразильской трабальистской партии, т.е. трудовой. Здесь аналог с европейскими политическими реалиями найти легче: она строилась, как и лейбористская партия в Англии, на основе профсоюзных и других организаций трудящихся, созданных в годы диктатуры. Правда, доминирующим ее принципом оказался все-таки не тред-юнионизм, а патернализм. В противовес названным партиям возник Национально-демократический союз (НДС), по социальной базе практически не отличавшийся от Социально-демократической партии, но состоявший из фигур, недовольных Варгасом и придерживавшихся либеральных принципов. Определенным влиянием среди рабочих и в демократически настроенных кругах интеллигенции пользовалась Коммунистическая партия Бразилии и особенно ее лидер Луис Карлос Престес. Но эта партия лишь на короткий период (до мая 1947 г.) получила право на легальное существование, а затем ее члены могли участвовать в выборах только по спискам других политических организаций, что сильно ограничивало политические возможности коммунистов. При всех идеологических различиях названные политические силы признавали необходимость ускоренной модернизации Бразилии, превращения ее из аграрной и сырьевой страны в индустриальное государство. Однако каждая из них по-разному видела пути такого развития, определяла способы достижения национальных целей, рассчитывала цену материального прогресса. Между этими партиями, представлявшими интересы различных социальных слоев и групп, шла острая борьба, не исключавшая, правда, тактических компромиссов. Националистические настроения, охватившие значительную часть бразильского общества, стали той направляющей осью, вокруг которой вращалась политическая жизнь всей страны, заставляя всех говорить о будущей могучей индустриальной Бразилии. Участие, хотя и скромное по европейским меркам, бразильских военных в победе над фашизмом и их роль в устранении диктатуры подняли престиж армии в стране и позволили ей играть важную роль в национальной политике. В то же время в самой армии бытовали самые различные идеологические оттенки и часто полярные политические пристрастия. К этому времени в сознании части бразильской военной элиты, совершившей в 1945 г. государственный переворот, произошли существенные деформации, вызванные не в последнюю очередь внешними воздействиями. Как отмечал французский историк Ален Жокс, «во время второй мировой войны США установили контроль над Западным полушарием и взяли курс на искоренение националистической идеологии в военном аппарате, подменяя ее идеологией "защиты полушария" сначала от нацистов, а затем от СССР»1. Так наряду с на- Жокс А. Латиноамериканские военные и денационализация государства // Латинская Америка. 1977. № 6. С. 99. Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации ционалистическим крылом в армейских кругах стало укрепляться и крыло, ор ентированное на максимально тесное сотрудничество с военными и политич скими властями США. До поры до времени эти разногласия не выступали нар жу, но единство внутри вооруженных сил год от года подтачивалось. На президентских выборах 2 декабря 1945 г. победил поддержанный Соц ально-демократической и Трабальистскои партиями бывший военный минисі генерал Эурику Гаспар Дутра, который выглядел компромиссной фигурой в а мейских кругах. С одной стороны, он не чурался националистической риторик а с другой - все более ориентировался на США, требовавшие от своих союзні ков активного участия в "крестовом походе" против левых сил, прежде всеї коммунистов. Новое правительство действовало на основе конституции, принятой в сент! бре 1946 г. и содержавшей основные демократические права. Оно поначал продолжило курс Варгаса на защиту интересов национального капитала, сде[ живая высокими тарифами ввоз иностранной продукции, особенно аналого той, что во все больших объемах производилась внутри страны. Государстве! ный банк открыл долгосрочные кредитные линии для частного и государстве! ного предпринимательства. Э. Дутра говорил о либеральных началах свое экономической политики, но не делал сколько-нибудь серьезных попыток отка заться от государственного вмешательства в экономику. Несмотря на обещания нового президента проводить политику последова тельной демократизации страны, скоро стало ясно, что власть круто повернул вправо. Правительство не только запретило коммунистическую партию, но начале 1948 г. добилось изгнания из парламента депутатов-коммунистої В трудные условия было поставлено созданное в сентябре 1946 г. и быстро на биравшее силу профсоюзное объединение - Конфедерация трудящихся Брази лии. Главная причина этого политического зигзага заключалась в перемена: мирового порядка - началась эпоха "холодной войны". Ориентируясь на Ва шингтон, правительство президента Дутры поторопилось обозначить свок позицию в международных делах. Используя в качестве предлога некоторьн критические публикации в советской прессе, наносившие, по мнению бразиль ских верхов, оскорбление личности президента, правительство Бразилии пошлс в октябре 1947 г. на разрыв дипломатических отношений с СССР. Преследования представителей левых и демократических сил, невырази тельная социальная политика, попустительство спекулятивному капиталу, бю рократизация государственных структур и откровенно проамериканский внешнеполитический курс вызвали широкое недовольство в различных кругах бразильского общества. Этим решил воспользоваться Ж. Варгас, вновь заявивши! о претензиях на роль лидера нации, но теперь уже в качестве президента-демократа. Первый год после свержения он вел почти затворническую жизнь в своем имении в родном штате Риу-Гранди-ду-Сул, но с конца 1946 г. вернулся к роли публичного политика. Выступая 29 ноября в Порту-Алегри, Варгас заявил. что он обязан отстранению от власти год назад "давлению сил, отражающих ме^ ждународные финансовые интересы"2. В этом же выступлении Варгас, считавшийся почетным председателем Трабальистскои партии, однозначно выступил как ее сторонник. Фактически это означало, что Варгас отмежевывается от Дутры и Социально-демократической партии, на что руководство СДП немедленно 2 Из информации посла США в Бразилии в госдепартамент 16 дек. 1946 (USA National Archive. Statў Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации отреагировало исключением из своих рядов бывшего диктатора и создателя этой партии.
Разрыв с Дутрой и его правительством стал еще более очевидным в 1947 г., когда избранный сенатором Ж. Варгас подверг беспощадной критике внутреннюю политику правительства и ее мероприятия в финансово-экономической сфере. "Правительство считает коммунистами всех, кто не хочет быть банкротом, всех, кто требует кредитов и финансирования, - говорил он. -...Все, кто нуждается в помощи банков, считаются спекулянтами. А объявленные таковыми подвергались, как я слышал, преследованиям банковской полиции. Но вскоре факты напомнят больше, чем мои слова, о том, что мы сейчас не хотим слушать: денежная политика, разработанная обманным путем, а сейчас открыто провозглашенная, является несостоятельной"3. Варгас был прав: к 1948 г. валютные резервы были исчерпаны, наступил финансовый кризис, а это означало, что правительство Дутры обречено4. Варгасу и другим оппозиционным политикам стало очевидно, что пора, не откладывая, ковать политическое оружие в перспективе приближавшихся президентских выборов. В избирательной кампании 1950 г. Варгас, несмотря на солидный возраст (ему шел 69-й год), проявил колоссальную энергию и решимость добиться победы. В течение нескольких недель он исколесил практически всю Бразилию, проводя иногда до трех избирательных митингов за день. В своих выступлениях он в первую очередь отстаивал принципы сильного государства, способного реализовать крупномасштабные проекты развития. Его оппонент генерал Эдуарду Гомес (НДС) отражал мнения тех политических кругов, кто связывал экономические перспективы Бразилии с большим участием иностранного капитала, ориентацией на либеральные принципы. Убедительная победа Варгаса на выборах в декабре 1950 г. позволила ему на первых порах поддержать веру бразильского народа на существенные перемены. Внутренняя политика правительства стала менее жесткой, а экономическая программа президента получила поддержку широких слоев населения, увидевших в нем защитника национальных интересов. Он с новой силой принялся за воплощение планов модернизации страны, включавших индустриализацию, 3 Бандейра М. Проникновение США в Бразилию. М., 1982. С. 332. 4 Следует, однако, иметь в виду, что речь не идет о потере Бразилией темпов промышленного ро 92 350 (см.: Очерки истории Бразилии. М., 1962. С. 423). 59 Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации национализацию природных богатств, введение мер, ограничивавших деятельность иностранных монополий в стране, создание государственного сектора экономики и интеграцию рабочего класса через поддерживаемые правительством профсоюзы в систему управляемых государством социальных институтов. Огромный резонанс в Бразилии и за ее пределами вызвал президентский декрет от 3 января 1952 г. о перерегистрации иностранных капиталовложений, означавший на практике полную ревизию инвестиций и прибылей иностранных компаний за весь послевоенный период. В 1953 г. была введена "новая система валютного и внешнеторгового регулирования, при которой промышленники фактически получали при импорте оборудования крупные субсидии, а у экспортеров кофе и некоторых других сельскохозяйственных товаров изымалась значительная часть валютной выручки"5. В политическом плане эта мера означала, что власть выражает в первую очередь интересы национальной буржуазии. Как широко мыслящий политик, Варгас задумывался не только о подъеме промышленности, строительстве электростанций и дорог, но и о развитии научных исследований в стране. С этой целью в 1951 г. был создан Национальный совет научных исследований, координировавший работу ученых в разных отраслях науки. В 1950-е годы Бразилия добилась значительных успехов на пути индустриализации. Свидетельством тому была высокая доля национального дохода (до 15-16%), шедшая на накопление6. Особенно быстро поднималась металлургия. К концу десятилетия половина предприятий в стране, изготовлявших автомобили, использовала отечественную сталь7. Эти успехи металлургической промышленности были прямо связаны с развитием национальной горнорудной "Компании Вале ду Риу-Досе", которой особенно гордился Ж. Варгас8. 3 октября 1953 г. было объявлено о введении государственной монополии на добычу и переработку нефти и создании национальной нефтяной компании "Петробраз" ("Петролеос бра-зилейрос"). Вокруг Варгаса сплотились различные националистические силы, среди которых особенную активность проявляли трабальисты - политики, связанные с реформистскими профсоюзами и настроенные в пользу проведения социальных преобразований. Крах "нового государства" в 1945 г. вызвал кризис профсоюзного движения, но в целом созданная Варгасом синдикалистская система устояла. Показателем того, что бразильское правительство предпочитает вести диалог с рабочим классом, а не ограничиваться репрессиями показали события марта-апреля 1953 г. в цитадели бразильской индустрии - городе Сан-Паулу, где состоялась многодневная всеобщая стачка. Правительство отказалось от силового решения конфликта, что вынудило предпринимательский корпус пойти навстречу требованиям трудящихся: зарплата рабочим была увеличена почти на треть. А первого мая 1954 г. Варгас, по заведенной им еще в годы "нового государства" традиции объявлять о каком-нибудь новом декрете правительства в пользу рабочих, принял решение об увеличении минимальной заработной платы вдвое. И хотя инфляция в значительной мере обесценивала эту меру, действия правительства возбудили новые надежды у трудящихся и одновременно вызвали 5 Капитализм в Латинской Америке. М., 1983. С. 205. 6 Мишин С.С. Бразилия. М., 1976. С. 120. 7 Teichert Pedro СМ. Revoluciуn econуmica е industrializaciуn en America Latina. Mexico; Buenos Aires, 60 8 См.: Ensaios de Opiniгo. Getъlio Vargas. Rio de Janeiro, 1975. P. 16. Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации значительное беспокойство в консервативно настроенных слоях бразильского общества. Опасения по поводу направления социальной и особенно экономической политики Варгаса появились и в правительственных и деловых кругах США, которых в те же годы раздражал националистический курс Перона в Аргентине и непреодоленное наследие реформ Карденаса в Мексике. Чтобы успокоить правительство США и доказать американцам свою лояльность во внешнеполитической сфере, Варгас уже в марте 1952 г. пошел на подписание военного соглашения с могучим северным соседом. Реакция в правых политических кругах на сдвиги в общественном сознании и на укрепление радикально и либерально настроенных националистических сил была традиционной - против Ж. Варгаса был подготовлен государственный переворот. Но на сей раз заговорщики, среди которых были высокопоставленные гражданские и военные лица, не добились полного исполнения своих замыслов. Старый президент не ушел в отставку, на чем строился главный расчет, а 24 августа 1954 г. застрелился, оставив завещание, обвинявшее олигархические и проимпериалистические силы в кознях против независимого курса его правительства. Поднявшаяся волна националистических настроений сорвала планы правых и заставила их на время отступить, согласившись на конституционное решение политического кризиса. Такая развязка устраивала организаторов заговора и американское посольство в Рио-де-Жанейро, которое было проинформировано об их целях, поскольку по закону временным президентом был объявлен вице-президент Жуао Кафе Филью. Этот политик был связан с заговорщиками и пользовался доверием госдепартамента США. Кафе Филью пошел навстречу претензиям правой оппозиции к националистическому курсу Варгаса и попытался свернуть процесс национализации, ища опору в крупном местном и американском капитале. Такого рода перемены не устраивали уже ту часть генералитета, которая разделяла националистическую программу Варгаса. В результате группа высших офицеров во главе с военным министром Энрике Тей-шейрой Лоттом вынудила 8 ноября 1956 г. Кафе Филью оставить президентский пост. На последующих президентских выборах побеждали представители умеренных реформистских блоков, искавшие компромиссную линию между варгасов-ским этатизмом и либерализмом (1956 г. - Жуселину Кубичек, 1960 г. - Жанну Куадрус). В годы правления Кубичека стали возрождаться либеральные принципы в экономической политике. Власти ослабили контроль над общественными организациями. Свободнее почувствовали себя профсоюзы. Важным мероприятием правительства Кубичека стало возведение во внутренних пространствах страны новой столицы - города Бразилиа, что должно было способствовать развитию отдаленных от побережья штатов, дать толчок экономическому развитию потенциально богатых, но слабо освоенных земель и сгладить региональные различия и противоречия. Ж. Куадрус определил одной из главных целей своего правительства искоренение коррупции в стране. Кроме того, он пошел на смелые шаги во внешней политике: по его инициативе Бразилия восстановила дипломатические отношения с СССР и установила с рядом социалистических стран, стала развивать с ними торговые отношения. Наконец, Куадрос с пониманием отнесся к Кубинской революции, а одному из ее лидеров, Э. Че Геваре, даже вручил высшую бразильскую награду - Орден Южного Креста. Правые силы при поддержке недовольных 61
Здание Национального конгресса в новой столице г. Бразилиа новым курсом чиновников и генералов-консерваторов организовали против Ку-адруса мощную кампанию. Не скрывали своего недовольства бразильским президентом и США. В итоге, пробыв на президентском посту чуть более полугода, Куадрус был вынужден уйти в отставку. В стране разразился политический кризис. Согласно конституции пост президента в подобной ситуации должен был перейти к вице-президенту. Им в эту пору был лидер Трабальистской партии, молодой, но уже опытный политик, занимавший в правительстве Варгаса пост министра труда, Жоао Гуларт. За его спиной стояли не только умеренные, но и радикальные националисты. Но на передачу ему власти не согласилась группа высокопоставленных военачальников, готовая совершить новый государственный переворот. Однако армейские части, размещенные на Юге Бразилии в штате Риу-Гранди-ду-Сул - родине Ж. Вар-62 гаса и Ж. Гуларта, не только отказались от участия в заговоре, но и открыто Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации поддержали земляка. Перед лицом возможного конфликта внутри вооруженных сил, не исключавшего перспективы гражданской войны, реакционная верхушка генералитета отступила, и Ж. Гуларт занял президентские апартаменты. И все-таки такой исход нельзя было считать победой левых и националистов. Правые навязали стране новую модель государственного управления: президент переставал возглавлять правительство, руководство которым переходило к премьер-министру, фигуре до того не существовавшей в иерархической системе власти.
Но сбить националистические настроения широких слоев бразильского общества правым и генералитету не удалось. Генератором этих настроений выступали различные фракции национальной буржуазии. «Буржуазные слои, — писал Б.И. Коваль, - видели в национализме свое главное идеологическое оружие, с помощью которого они надеялись достичь сразу двух целей: 1) добиться большей независимости от империализма на международной арене, а также в экономическом и политическом руководстве страной прежде всего ради своих собственных интересов, своего собственного обогащения; 2) повести за собой широкие массы, отвлечь их от самостоятельных революционных действий и подменить классовую борьбу трудящихся "социальной интеграцией"»9. Однако националистические тенденции в поведении бразильской буржуазии и, следовательно, правительства не означали разрыва Бразилии с мировыми финансовыми центрами. Напротив, приток иностранного заемного капитала в эту страну, особенно в частнокапиталистический сектор экономики, не ослабевал. В целом за период с 1945 по 1962 г. "иностранные правительства, компании и банки предоставили бразильским фирмам и организациям, а также собственным филиалам, действующим в стране, кредиты в иностранной валюте в сумме 4522 млн долл., в том числе в 1957-1962 гг. - 3035 млн"10. Национал-реформистский курс правительства Ж. Гуларта в своей основе не противоречил целям, провозглашенным в 1961 г. американским президентом Джоном Кеннеди в программе "Союза ради прогресса". В соответствии с этой программой "должны были осуществляться демократизация общественно-политической жизни, аграрная и налоговая реформы, меры по жилищному строительству, улучшению системы здравоохранения и просвещению, по экономической интеграции региона"11. Тем не менее в первой половине 60-х годов отношения между Бразилией и США стали заметно портиться. Главной причиной 9 Коваль Б. И. История бразильского пролетариата (1857-1967). С. 375. 10 Капитализм в Латинской Америке. С. 213. 11 Строганов AM. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995. С. 180. Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации тому явилось стремление бразильского правительства ослабить экономическую зависимость страны от американцев. К тому же гибель Кеннеди повлекла за собой ужесточение латиноамериканской политики США, вызвавшее ропот и возмущение на всем континенте. В Бразилии год от года усиливалась антиимпериалистическая пропаганда, которая исходила не только от левых сил, как это было всегда, но теперь уже и от недавно выглядевших центристскими партий и общественно-политических организаций. Наконец, бразильско-американские отношения развивались теперь в новом мировом контексте, где советско-американское противостояние распространилось и на Западное полушарие, которое американцы привыкли считать своим задним двором. "Кубинский синдром" превратился в решающий фактор всей латиноамериканской политики США. "Полевение" режима в Бразилии вызвало в США большое беспокойство. Особенно встревожились в Вашингтоне после того, как Ж. Гуларт заявил о своих симпатиях к революционному правительству на Кубе и осудил американскую блокаду Острова Свободы. Правые политики в самой Бразилии были крайне недовольны активизацией профсоюзов и самоорганизацией крестьянских масс, требовавших глубокой аграрной реформы. Экономическая ситуация в стране оставалась неустойчивой, и Гуларт объяснял это отстранением его от непосредственного управления экономикой. Он обратился к бразильцам с предложением вернуться к президентской форме правления. Был проведен плебисцит, на котором большинство бразильцев поддержало инициативу Гуларта. Это означало, что реакция не может теперь рассчитывать в своих политических планах на демократические институты. Гуларт же, рассчитывая на народную поддержку, строил планы создания массового националистического реформистского движения. В это время большую активность проявляли коммунисты, организовавшие постоянно растущее давление на правительство, и по существу смыкались с наиболее радикальными элементами в трабальистском движении. Между тем генералы, столкнувшиеся с падением воинской дисциплины и все учащавшимися выступлениями под левыми лозунгами нижних чинов, теряли остаток доверия к правительству. Оппозиционные настроения стали распространяться даже среди тех военных, которые поддержали Гуларта в 1961 г. В итоге все недовольные политикой Ж. Гуларта, который не столько действовал, сколько пугал своими речами политических противников и возбуждал обещаниями массы, объединились. Роль ударной группы взяла на себя группа генералов, координировавшая свои действия с американским посольством в Бразилии. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1964 г. военные свергли Гуларта, all апреля вычищенный от левых депутатов парламент провозгласил генерала Умберту Касте-лу Бранку временным президентом. Деятельность всех политических партий была запрещена. Через месяц Бразилия разорвала дипломатические отношения с Кубой. БРАЗИЛИЯ ПОД ПЯТОЙ ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЫ (1964-1985) Приход к власти генералов означал, что правящая элита изменила принципы политики модернизации социально-экономических структур. Во главу угла она ставила теперь не мобилизацию широких слоев населения под националистическими лозунгами, а технократические принципы управления экономикой и об-64 ществом, широкое привлечение иностранного капитала в страну, создание Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации устойчивой социально-политической ситуации в стране путем подавления любой оппозиции. Военные превратились в технократов, а гражданские чиновники учились выполнять команды по-военному. Но команды эти носили осмысленный характер: и военные и гражданские лица, призванные к управлению государством, получали образование, как правило, в солидных американских и европейских университетах и колледжах. Такая линия получила одобрение США, фактически закрывших глаза на грубые нарушения прав человека в Бразилии. Американских политиков устраивала и новая роль бразильского правительства, подававшего пример всем правым силам в Латинской Америке и ставшего опорным пунктом для выступления реакции на всем континенте. Правда, военные, прошедшие школу национализма в 30-50-е годы, совсем не собирались стать инструментом в руках каких-либо внешних сил. Они были уверены, что избавили нацию от угрозы порабощения антинациональным коммунизмом и вырабатывали собственную идейную доктрину, которую они называли "национальной идеологией безопасности и развития". Центром, развивавшим и навязывавшим бразильцам эти идеи, стал Национальный военный колледж, обучаться в котором пришлось не только и даже не столько военным, сколько гражданским лицам. Именно выпускник этого колледжа Умберту Касте-лу Бранку стал номинальным главой военной хунты и первым военным президентом. Его окончил еще один из президентов - генерал Эрнесту Гейзел. Новую власть приветствовали не только американцы, она получила кредит доверия и от крупного местного бизнеса. Поэтому не случайно во внешнеполитических делах военные не всегда оглядывались на Вашингтон и старались следовать независимому курсу, отвечавшему в первую очередь интересам бразильских капиталистов и менеджмента государственных предприятий. В бра-зильско-американских отношениях складывалась своеобразная ситуация: в сфере собственно военного сотрудничества бразильские генералы всячески укрепляли свои связи с Пентагоном; в качестве же дипломатов те же генералы доставляли немало хлопот госдепартаменту США. Американцев раздражали претензии на расширение Бразилией зоны своих территориальных вод, амбициозные планы создания атомной энергетики, где главными партнерами бразильцев выступали европейцы. Отношения между правительствами двух стран стали вовсе прохладными, когда в США президентом стал Джимми Картер, поставивший во главу угла своей политики защиту прав человека, и бразильские порядки оказались под огнем критики не только американских средств массовой информации, но и официальных лиц. Чтобы затушевать неприглядный вид открытой диктатуры, военные решили создать некое подобие двухпартийной системы. Одну из созданных военным режимом партий назвали Альянсом национального обновления (АРЕНА). С этой откровенно рептильной организацией должна была сосуществовать партия, которой предназначено было изображать из себя легальную оппозицию. Ее назвали Бразильским демократическим движением (БДД). Но у гражданских политиков не было ни малейшего шанса выдвинуться на главные роли. Да и среди генералов не каждый мог рассчитывать на пост первого лица государства. До этого нужно было либо дослужиться до должности военного министра (Э. Гейзел, Ж.Б. Фигейреду), либо возглавлять Национальную разведывательную службу - мозговой центр военной хунты (Э. Гаррастазу Медиси). На первых порах, казалось, генералы - последовательно президентский пост занимали У. Кастелу Бранку (1964—1967), А. да Коста-э-Силва (1967-1969), Э. Гаррастазу Медиси (1969-1974), Э. Гейзел (1974-1980), Ж.Б. Фигейреду 65 5 История Латинской Америки
"ПЕТРОБРАЗ" (1980-1985) - добились успеха, всюду даже стали говорить о "бразильском экономическом чуде". В центре внимания военных правительств находились инфраструктура и обрабатывающая промышленность, питавшиеся во многом за счет заграничных займов и инвестиций. Подъем экономики начался в 1967 г. По темпам роста ВВП Бразилия выдвинулась на одно из первых мест в мире (в 1964—1975 гг. в среднем 10-11% ежегодно), причем особенно быстро развивалась промышленность (средний ежегодный прирост до 15%). Базой развития экономики явилась ее многоукладность. Частный национальный капитал функционировал в основном в производстве продуктов питания и легкой промышленности - в отраслях, не требующих больших капиталовложений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Капиталоемкие и энергоемкие производства представляли собой объекты для инвестиций иностранных монополий, особенно в горнодобывающей промышленности, или финансировались (полностью или частично) на основе государственного финансирования. Некоторые государственные компании, такие как "Петробраз", служили своего рода свидетельством защиты военным режимом национальных интересов. Не случайно один из бразильских президентов, Эрнесту Гейзел, прямо пересел из кресла руководителя "Петробраза" в президентское кресло. Государственный сектор сохранял ведущие позиции (до 60%) и в сети коммерческих банков. При этом предприятия, принадлежавшие государству, функционировали на обоих уровнях - федеральном и местном. Государство вообще играло большую роль в экономике: оно не только владело собственностью, но также контролировало цены, экспортно-импортные потоки и валютные курсы. Оно также в значительной мере контролировало распределение кредитно-финансовых ресурсов и активно воздействовало на экономику через налоговую систему. Особенно быстро поднимались новые отрасли экономики. Существенные 66 сдвиги происходили и в добывающих отраслях, где рос удельный вес минераль- Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации ного сырья, востребованного новейшими технологиями. К середине 1980-х годов Бразилия вышла на третье место в мире по экспорту марганцевой руды12 и превратилась в одного из крупнейших производителей бериллия и ниобия13. В целом военному режиму удалось решить главную проблему модернизации и добиться превращения Бразилии в индустриально-аграрную страну. Решение этой задачи обеспечивалось политической стабильностью, гарантировавшей уверенность в капиталовложениях, интенсивным использованием национальных ресурсов, ориентацией на производство готовой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Все это с неизбежностью подкреплялось жестокими репрессиями и низкой заработной платой бразильских трудящихся. Промышленный бум был тесно связан с ростом инвестиций транснациональных компаний в бразильскую экономику. Особенно активно эти компании действовали в автомобильной ("Фольксваген" - 1100 млн долл. годового объема продаж и 38 тыс. занятых; "Дженерал моторз" - 680 млн долл. и 21 тыс. занятых; "Форд Виллис" - 660 млн долл. и 21 тыс. занятых) и нефтяной отраслях ("Шелл" - 700 млн долл. годового объема продаж и 2 тыс. занятых; "Эссо" -650 млн долл. и 3 тыс. занятых). Производство алюминия перешло под контроль американского и канадского капитала. Кроме того, транснациональные корпорации активно вторглись в резинотехническую, табачную, химическую, пищевую, электротехническую, металлургическую, тракторную и парфюмерную отрасли. Военные правительства особое внимание уделяли производству вооружений. С помощью созданной в 1975 г. основной структуры бразильского ВПК "Индустриа ду материал белику ду Бразил" (ИМБЕЛ) был совершен значительный прорыв в этой сфере. Уже в 1981 г. экспорт произведенного в Бразилии вооружения разного типа (от боеприпасов и взрывчатых материалов до танков и самолетов) достиг 1,5 млрд долл., и страна вышла на шестое место на мировом рынке оружия. В конце 1970-х годов в Амазонии были найдены большие запасы золота. Существенные изменения произошли в структуре сельскохозяйственного производства. В первую очередь они коснулись выращивания кофе. Катастрофические последствия для культивирования этой культуры на Юге и Юго-Западе14 страны имел "великий мороз" 1975 г., когда погибли тысячи кофейных деревьев. В результате переноса основных посадок этой культуры на север доля Сан-Паулу и Параны, еще недавно являвшихся главными производителями этого продукта, сократилась к 1992 г. до 14% и 8% соответственно. В то же время доля Минас-Жераиса выросла до 43%, а Эспириту-Санту - до 20%15. Однако во второй половине 1970-х годов стали обнаруживаться значительные трудности в финансово-экономической сфере (огромный внешний долг, набиравшая темпы инфляция, сокращение инвестиций), что привело к падению темпов экономического роста (в пределах 3%) в 1980-е годы. Сильный удар по экономике Бразилии нанес мировой энергетический кризис, разразившийся в 1973-1974 гг. в связи с четырехкратным ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Бразилии не хватало собственных углеводородных энергоносителей (до кон- 12 См.: Апостолли Н.А. Латиноамериканский пролетариат и транснациональные корпорации // Ла 13 См.: Арбатов А.А. Минерально-сырьевая проблема в условиях структурных сдвигов в мировом 14 См.: Американский экспансионизм. М., 1986. С. 349. 15 Thery И. Des "Frontieres" Agricoles en Marche // Cahiers des Ameriques Latines (P.). 1995. № 20. P. 102. 67 Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации ца века страна лишь наполовину удовлетворяла свои потребности в нефти), а новые цены истощали ее финансы16. Экономические показатели продолжали падать и в первой половине 1980-х годов. Сократилась торговля Бразилии с другими латиноамериканскими странами (экспорт с 4496 млн долл. в 1981 г. до 3110 млн долл. в 1984 г.; импорт - соответственно с 3507 до 2403 млн долл.)17. Стагнационный характер приобретала и торговля с развитыми странами Запада. Так, экспорт во Францию в 1982-1984 гг. сократился с 607,2 млн долл. до 560,0 млн долл., а импорт за те же годы с 1160,4 до 1131,6 млн долл18. Не избежала сокращения и торговля Бразилии с СССР (с 591 млн руб. в 1983 г. до 468 млн руб. в 1984 г.)19, хотя ее баланс складывался весьма выгодно для бразильской стороны (в 1983 г. бразильский экспорт в СССР почти в 6 раз превышал импорт туда из нашей страны). Бразилия все больше стала прибегать к дополнительным заимствованиям финансовых средств за границей. В это время на Западе занять деньги было несложно: в качестве кредитов активно использовались евродоллары. Бразилия становится главным в Латинской Америке клиентом международных кредитных учреждений, оперирующих этой валютой: из 4,46 млрд долл., полученных латино
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.017 с.) |