Модернизация на основе национализма и трабальизма (1945-1964) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация на основе национализма и трабальизма (1945-1964)





 

Б

разильские олигархические силы и перешедший на их сторону генералитет 29 октября 1945 г. совершили государственный переворот. Диктатура Же-тулиу Варгаса, продержавшись 15 лет, пала. Переворот носил превентивный характер: верхи бразильского общества боялись, что набиравшее силу левое движение, с которым начал заигрывать Варгас, станет гегемоном бразильской политики. Но в условиях усиления позиций демократии во всем мире, в том числе и в Бразилии, обычный военный переворот не имел шансов на успех. Поэтому заговорщики выступили под популярными лозунгами возвращения к демокра­тии, попранной диктатурой.


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

Еще до свержения Варгаса начался бурный процесс партийного строительст­ва. Сам диктатор занялся формированием сразу двух партий. Одна из них должна была объединить ту часть политической элиты, которая связала свою политиче­скую судьбу с реформами, начатыми в годы "нового государства". Демократиче­ские лозунги, с которыми выступили лидеры этой партии, должны были при­влечь в нее часть средних слоев и интеллигенции. Эта политическая организация стала называть себя Социально-демократической партией (СДП), хотя никакого отношения к западноевропейской социал-демократии не имела: ее актив состав­ляли представители латифундистских и предпринимательских слоев, генералы и влиятельные чиновники. Другая политическая сила, оформившаяся под крылом слабевшей диктатуры, получила наименование Бразильской трабальистской пар­тии, т.е. трудовой. Здесь аналог с европейскими политическими реалиями найти легче: она строилась, как и лейбористская партия в Англии, на основе профсоюз­ных и других организаций трудящихся, созданных в годы диктатуры. Правда, до­минирующим ее принципом оказался все-таки не тред-юнионизм, а патернализм.

В противовес названным партиям возник Национально-демократический союз (НДС), по социальной базе практически не отличавшийся от Социально-демократической партии, но состоявший из фигур, недовольных Варгасом и придерживавшихся либеральных принципов. Определенным влиянием среди рабочих и в демократически настроенных кругах интеллигенции пользовалась Коммунистическая партия Бразилии и особенно ее лидер Луис Карлос Престес. Но эта партия лишь на короткий период (до мая 1947 г.) получила право на ле­гальное существование, а затем ее члены могли участвовать в выборах только по спискам других политических организаций, что сильно ограничивало полити­ческие возможности коммунистов.

При всех идеологических различиях названные политические силы признава­ли необходимость ускоренной модернизации Бразилии, превращения ее из аграр­ной и сырьевой страны в индустриальное государство. Однако каждая из них по-разному видела пути такого развития, определяла способы достижения националь­ных целей, рассчитывала цену материального прогресса. Между этими партиями, представлявшими интересы различных социальных слоев и групп, шла острая борьба, не исключавшая, правда, тактических компромиссов. Националистиче­ские настроения, охватившие значительную часть бразильского общества, стали той направляющей осью, вокруг которой вращалась политическая жизнь всей страны, заставляя всех говорить о будущей могучей индустриальной Бразилии.

Участие, хотя и скромное по европейским меркам, бразильских военных в победе над фашизмом и их роль в устранении диктатуры подняли престиж ар­мии в стране и позволили ей играть важную роль в национальной политике. В то же время в самой армии бытовали самые различные идеологические от­тенки и часто полярные политические пристрастия.

К этому времени в сознании части бразильской военной элиты, совершив­шей в 1945 г. государственный переворот, произошли существенные деформа­ции, вызванные не в последнюю очередь внешними воздействиями. Как отме­чал французский историк Ален Жокс, «во время второй мировой войны США установили контроль над Западным полушарием и взяли курс на искоренение националистической идеологии в военном аппарате, подменяя ее идеологией "защиты полушария" сначала от нацистов, а затем от СССР»1. Так наряду с на-

Жокс А. Латиноамериканские военные и денационализация государства // Латинская Америка. 1977. № 6. С. 99.


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

ционалистическим крылом в армейских кругах стало укрепляться и крыло, ор ентированное на максимально тесное сотрудничество с военными и политич скими властями США. До поры до времени эти разногласия не выступали нар жу, но единство внутри вооруженных сил год от года подтачивалось.

На президентских выборах 2 декабря 1945 г. победил поддержанный Соц ально-демократической и Трабальистскои партиями бывший военный минисі генерал Эурику Гаспар Дутра, который выглядел компромиссной фигурой в а мейских кругах. С одной стороны, он не чурался националистической риторик а с другой - все более ориентировался на США, требовавшие от своих союзні ков активного участия в "крестовом походе" против левых сил, прежде всеї коммунистов.

Новое правительство действовало на основе конституции, принятой в сент! бре 1946 г. и содержавшей основные демократические права. Оно поначал продолжило курс Варгаса на защиту интересов национального капитала, сде[ живая высокими тарифами ввоз иностранной продукции, особенно аналого той, что во все больших объемах производилась внутри страны. Государстве! ный банк открыл долгосрочные кредитные линии для частного и государстве! ного предпринимательства. Э. Дутра говорил о либеральных началах свое экономической политики, но не делал сколько-нибудь серьезных попыток отка заться от государственного вмешательства в экономику.

Несмотря на обещания нового президента проводить политику последова тельной демократизации страны, скоро стало ясно, что власть круто повернул вправо. Правительство не только запретило коммунистическую партию, но начале 1948 г. добилось изгнания из парламента депутатов-коммунистої В трудные условия было поставлено созданное в сентябре 1946 г. и быстро на биравшее силу профсоюзное объединение - Конфедерация трудящихся Брази лии. Главная причина этого политического зигзага заключалась в перемена: мирового порядка - началась эпоха "холодной войны". Ориентируясь на Ва шингтон, правительство президента Дутры поторопилось обозначить свок позицию в международных делах. Используя в качестве предлога некоторьн критические публикации в советской прессе, наносившие, по мнению бразиль ских верхов, оскорбление личности президента, правительство Бразилии пошлс в октябре 1947 г. на разрыв дипломатических отношений с СССР.

Преследования представителей левых и демократических сил, невырази тельная социальная политика, попустительство спекулятивному капиталу, бю рократизация государственных структур и откровенно проамериканский внеш­неполитический курс вызвали широкое недовольство в различных кругах бра­зильского общества. Этим решил воспользоваться Ж. Варгас, вновь заявивши! о претензиях на роль лидера нации, но теперь уже в качестве президента-демо­крата. Первый год после свержения он вел почти затворническую жизнь в сво­ем имении в родном штате Риу-Гранди-ду-Сул, но с конца 1946 г. вернулся к ро­ли публичного политика. Выступая 29 ноября в Порту-Алегри, Варгас заявил. что он обязан отстранению от власти год назад "давлению сил, отражающих ме^ ждународные финансовые интересы"2. В этом же выступлении Варгас, считав­шийся почетным председателем Трабальистскои партии, однозначно выступил как ее сторонник. Фактически это означало, что Варгас отмежевывается от Ду­тры и Социально-демократической партии, на что руководство СДП немедленно

2 Из информации посла США в Бразилии в госдепартамент 16 дек. 1946 (USA National Archive. Statў
58 Department. File 832.00/12-1646).


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации


отреагировало исключением из своих рядов бывшего диктатора и создателя этой партии.

ЖЕТУЛИУ ВАРГАС

Разрыв с Дутрой и его правитель­ством стал еще более очевидным в 1947 г., когда избранный сенатором Ж. Варгас подверг беспощадной кри­тике внутреннюю политику прави­тельства и ее мероприятия в финансо­во-экономической сфере. "Прави­тельство считает коммунистами всех, кто не хочет быть банкротом, всех, кто требует кредитов и финансирова­ния, - говорил он. -...Все, кто нужда­ется в помощи банков, считаются спе­кулянтами. А объявленные таковыми подвергались, как я слышал, пресле­дованиям банковской полиции. Но вскоре факты напомнят больше, чем мои слова, о том, что мы сейчас не хо­тим слушать: денежная политика, раз­работанная обманным путем, а сейчас открыто провозглашенная, является несостоятельной"3. Варгас был прав: к 1948 г. валютные резервы были ис­черпаны, наступил финансовый кри­зис, а это означало, что правительство

Дутры обречено4. Варгасу и другим оппозиционным политикам стало очевидно, что пора, не откладывая, ковать политическое оружие в перспективе прибли­жавшихся президентских выборов.

В избирательной кампании 1950 г. Варгас, несмотря на солидный возраст (ему шел 69-й год), проявил колоссальную энергию и решимость добиться побе­ды. В течение нескольких недель он исколесил практически всю Бразилию, проводя иногда до трех избирательных митингов за день. В своих выступлениях он в первую очередь отстаивал принципы сильного государства, способного ре­ализовать крупномасштабные проекты развития. Его оппонент генерал Эдуар­ду Гомес (НДС) отражал мнения тех политических кругов, кто связывал эконо­мические перспективы Бразилии с большим участием иностранного капитала, ориентацией на либеральные принципы.

Убедительная победа Варгаса на выборах в декабре 1950 г. позволила ему на первых порах поддержать веру бразильского народа на существенные пере­мены. Внутренняя политика правительства стала менее жесткой, а экономиче­ская программа президента получила поддержку широких слоев населения, уви­девших в нем защитника национальных интересов. Он с новой силой принялся за воплощение планов модернизации страны, включавших индустриализацию,


3 Бандейра М. Проникновение США в Бразилию. М., 1982. С. 332.

4 Следует, однако, иметь в виду, что речь не идет о потере Бразилией темпов промышленного ро­
ста. Импульс, заданный программой индустриализации, сохранялся и при правительстве Дутры.
Общее число промышленных предприятий выросло за 1940-е годы почти в два раза и достигло

92 350 (см.: Очерки истории Бразилии. М., 1962. С. 423). 59


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

национализацию природных богатств, введение мер, ограничивавших деятель­ность иностранных монополий в стране, создание государственного сектора экономики и интеграцию рабочего класса через поддерживаемые правитель­ством профсоюзы в систему управляемых государством социальных институ­тов. Огромный резонанс в Бразилии и за ее пределами вызвал президентский декрет от 3 января 1952 г. о перерегистрации иностранных капиталовложений, означавший на практике полную ревизию инвестиций и прибылей иностран­ных компаний за весь послевоенный период. В 1953 г. была введена "новая си­стема валютного и внешнеторгового регулирования, при которой промыш­ленники фактически получали при импорте оборудования крупные субсидии, а у экспортеров кофе и некоторых других сельскохозяйственных товаров изы­малась значительная часть валютной выручки"5. В политическом плане эта мера означала, что власть выражает в первую очередь интересы националь­ной буржуазии.

Как широко мыслящий политик, Варгас задумывался не только о подъеме промышленности, строительстве электростанций и дорог, но и о развитии науч­ных исследований в стране. С этой целью в 1951 г. был создан Национальный совет научных исследований, координировавший работу ученых в разных от­раслях науки.

В 1950-е годы Бразилия добилась значительных успехов на пути индустриа­лизации. Свидетельством тому была высокая доля национального дохода (до 15-16%), шедшая на накопление6. Особенно быстро поднималась металлургия. К концу десятилетия половина предприятий в стране, изготовлявших автомобили, использовала отечественную сталь7. Эти успехи металлургической промышлен­ности были прямо связаны с развитием национальной горнорудной "Компании Вале ду Риу-Досе", которой особенно гордился Ж. Варгас8. 3 октября 1953 г. было объявлено о введении государственной монополии на добычу и переработку неф­ти и создании национальной нефтяной компании "Петробраз" ("Петролеос бра-зилейрос"). Вокруг Варгаса сплотились различные националистические силы, среди которых особенную активность проявляли трабальисты - политики, свя­занные с реформистскими профсоюзами и настроенные в пользу проведения со­циальных преобразований.

Крах "нового государства" в 1945 г. вызвал кризис профсоюзного движения, но в целом созданная Варгасом синдикалистская система устояла. Показателем того, что бразильское правительство предпочитает вести диалог с рабочим классом, а не ограничиваться репрессиями показали события марта-апреля 1953 г. в цитадели бразильской индустрии - городе Сан-Паулу, где состоялась многодневная всеобщая стачка. Правительство отказалось от силового реше­ния конфликта, что вынудило предпринимательский корпус пойти навстречу требованиям трудящихся: зарплата рабочим была увеличена почти на треть. А первого мая 1954 г. Варгас, по заведенной им еще в годы "нового государст­ва" традиции объявлять о каком-нибудь новом декрете правительства в пользу рабочих, принял решение об увеличении минимальной заработной платы вдвое. И хотя инфляция в значительной мере обесценивала эту меру, действия прави­тельства возбудили новые надежды у трудящихся и одновременно вызвали

5 Капитализм в Латинской Америке. М., 1983. С. 205.

6 Мишин С.С. Бразилия. М., 1976. С. 120.

7 Teichert Pedro СМ. Revoluciуn econуmica е industrializaciуn en America Latina. Mexico; Buenos Aires,
1961. P. 251.

60 8 См.: Ensaios de Opiniгo. Getъlio Vargas. Rio de Janeiro, 1975. P. 16.


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

значительное беспокойство в консервативно настроенных слоях бразильского общества.

Опасения по поводу направления социальной и особенно экономической по­литики Варгаса появились и в правительственных и деловых кругах США, ко­торых в те же годы раздражал националистический курс Перона в Аргентине и непреодоленное наследие реформ Карденаса в Мексике. Чтобы успокоить правительство США и доказать американцам свою лояльность во внешнеполи­тической сфере, Варгас уже в марте 1952 г. пошел на подписание военного сог­лашения с могучим северным соседом.

Реакция в правых политических кругах на сдвиги в общественном сознании и на укрепление радикально и либерально настроенных националистических сил была традиционной - против Ж. Варгаса был подготовлен государственный переворот. Но на сей раз заговорщики, среди которых были высокопоставлен­ные гражданские и военные лица, не добились полного исполнения своих замы­слов. Старый президент не ушел в отставку, на чем строился главный расчет, а 24 августа 1954 г. застрелился, оставив завещание, обвинявшее олигархические и проимпериалистические силы в кознях против независимого курса его прави­тельства. Поднявшаяся волна националистических настроений сорвала планы правых и заставила их на время отступить, согласившись на конституционное решение политического кризиса. Такая развязка устраивала организаторов за­говора и американское посольство в Рио-де-Жанейро, которое было проинфор­мировано об их целях, поскольку по закону временным президентом был объя­влен вице-президент Жуао Кафе Филью. Этот политик был связан с заговорщи­ками и пользовался доверием госдепартамента США. Кафе Филью пошел на­встречу претензиям правой оппозиции к националистическому курсу Варгаса и попытался свернуть процесс национализации, ища опору в крупном местном и американском капитале. Такого рода перемены не устраивали уже ту часть ге­нералитета, которая разделяла националистическую программу Варгаса. В ре­зультате группа высших офицеров во главе с военным министром Энрике Тей-шейрой Лоттом вынудила 8 ноября 1956 г. Кафе Филью оставить президент­ский пост.

На последующих президентских выборах побеждали представители умерен­ных реформистских блоков, искавшие компромиссную линию между варгасов-ским этатизмом и либерализмом (1956 г. - Жуселину Кубичек, 1960 г. - Жа­нну Куадрус).

В годы правления Кубичека стали возрождаться либеральные принципы в экономической политике. Власти ослабили контроль над общественными орга­низациями. Свободнее почувствовали себя профсоюзы. Важным мероприятием правительства Кубичека стало возведение во внутренних пространствах страны новой столицы - города Бразилиа, что должно было способствовать развитию отдаленных от побережья штатов, дать толчок экономическому развитию по­тенциально богатых, но слабо освоенных земель и сгладить региональные раз­личия и противоречия.

Ж. Куадрус определил одной из главных целей своего правительства иско­ренение коррупции в стране. Кроме того, он пошел на смелые шаги во внешней политике: по его инициативе Бразилия восстановила дипломатические отноше­ния с СССР и установила с рядом социалистических стран, стала развивать с ни­ми торговые отношения. Наконец, Куадрос с пониманием отнесся к Кубинской революции, а одному из ее лидеров, Э. Че Геваре, даже вручил высшую бразильс­кую награду - Орден Южного Креста. Правые силы при поддержке недовольных 61


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

Здание Национального конгресса в новой столице г. Бразилиа

новым курсом чиновников и генералов-консерваторов организовали против Ку-адруса мощную кампанию. Не скрывали своего недовольства бразильским пре­зидентом и США. В итоге, пробыв на президентском посту чуть более полуго­да, Куадрус был вынужден уйти в отставку.

В стране разразился политический кризис. Согласно конституции пост пре­зидента в подобной ситуации должен был перейти к вице-президенту. Им в эту пору был лидер Трабальистской партии, молодой, но уже опытный политик, за­нимавший в правительстве Варгаса пост министра труда, Жоао Гуларт. За его спиной стояли не только умеренные, но и радикальные националисты. Но на пе­редачу ему власти не согласилась группа высокопоставленных военачальников, готовая совершить новый государственный переворот. Однако армейские час­ти, размещенные на Юге Бразилии в штате Риу-Гранди-ду-Сул - родине Ж. Вар-62 гаса и Ж. Гуларта, не только отказались от участия в заговоре, но и открыто


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации


поддержали земляка. Перед лицом возможного конфликта внутри воору­женных сил, не исключавшего перспе­ктивы гражданской войны, реакцион­ная верхушка генералитета отступила, и Ж. Гуларт занял президентские апар­таменты. И все-таки такой исход нель­зя было считать победой левых и наци­оналистов. Правые навязали стране новую модель государственного управ­ления: президент переставал возглав­лять правительство, руководство кото­рым переходило к премьер-министру, фигуре до того не существовавшей в иерархической системе власти.

ЖОАО ГУЛАРТ

Но сбить националистические на­строения широких слоев бразильско­го общества правым и генералитету не удалось. Генератором этих на­строений выступали различные фракции национальной буржуазии. «Буржуазные слои, — писал Б.И. Ко­валь, - видели в национализме свое главное идеологическое оружие, с помощью которого они надеялись

достичь сразу двух целей: 1) добиться большей независимости от империа­лизма на международной арене, а также в экономическом и политическом руководстве страной прежде всего ради своих собственных интересов, своего собственного обогащения; 2) повести за собой широкие массы, отвлечь их от самостоятельных революционных действий и подменить классовую борьбу трудящихся "социальной интеграцией"»9.

Однако националистические тенденции в поведении бразильской буржуазии и, следовательно, правительства не означали разрыва Бразилии с мировыми финансовыми центрами. Напротив, приток иностранного заемного капитала в эту страну, особенно в частнокапиталистический сектор экономики, не ослабе­вал. В целом за период с 1945 по 1962 г. "иностранные правительства, компании и банки предоставили бразильским фирмам и организациям, а также собствен­ным филиалам, действующим в стране, кредиты в иностранной валюте в сумме 4522 млн долл., в том числе в 1957-1962 гг. - 3035 млн"10.

Национал-реформистский курс правительства Ж. Гуларта в своей основе не противоречил целям, провозглашенным в 1961 г. американским президентом Джоном Кеннеди в программе "Союза ради прогресса". В соответствии с этой программой "должны были осуществляться демократизация общественно-по­литической жизни, аграрная и налоговая реформы, меры по жилищному строи­тельству, улучшению системы здравоохранения и просвещению, по экономиче­ской интеграции региона"11. Тем не менее в первой половине 60-х годов отно­шения между Бразилией и США стали заметно портиться. Главной причиной

9 Коваль Б. И. История бразильского пролетариата (1857-1967). С. 375.

10 Капитализм в Латинской Америке. С. 213.

11 Строганов AM. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995. С. 180.



Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

тому явилось стремление бразильского правительства ослабить экономическую зависимость страны от американцев. К тому же гибель Кеннеди повлекла за со­бой ужесточение латиноамериканской политики США, вызвавшее ропот и воз­мущение на всем континенте. В Бразилии год от года усиливалась антиимпери­алистическая пропаганда, которая исходила не только от левых сил, как это было всегда, но теперь уже и от недавно выглядевших центристскими партий и обще­ственно-политических организаций. Наконец, бразильско-американские отно­шения развивались теперь в новом мировом контексте, где советско-американ­ское противостояние распространилось и на Западное полушарие, которое американцы привыкли считать своим задним двором. "Кубинский синдром" превратился в решающий фактор всей латиноамериканской политики США.

"Полевение" режима в Бразилии вызвало в США большое беспокойство. Особенно встревожились в Вашингтоне после того, как Ж. Гуларт заявил о сво­их симпатиях к революционному правительству на Кубе и осудил американскую блокаду Острова Свободы. Правые политики в самой Бразилии были крайне недовольны активизацией профсоюзов и самоорганизацией крестьянских масс, требовавших глубокой аграрной реформы.

Экономическая ситуация в стране оставалась неустойчивой, и Гуларт объ­яснял это отстранением его от непосредственного управления экономикой. Он об­ратился к бразильцам с предложением вернуться к президентской форме прав­ления. Был проведен плебисцит, на котором большинство бразильцев поддержало инициативу Гуларта. Это означало, что реакция не может теперь рассчитывать в своих политических планах на демократические институты. Гуларт же, рас­считывая на народную поддержку, строил планы создания массового национа­листического реформистского движения. В это время большую активность проявляли коммунисты, организовавшие постоянно растущее давление на пра­вительство, и по существу смыкались с наиболее радикальными элементами в трабальистском движении.

Между тем генералы, столкнувшиеся с падением воинской дисциплины и все учащавшимися выступлениями под левыми лозунгами нижних чинов, теря­ли остаток доверия к правительству. Оппозиционные настроения стали распро­страняться даже среди тех военных, которые поддержали Гуларта в 1961 г. В итоге все недовольные политикой Ж. Гуларта, который не столько действо­вал, сколько пугал своими речами политических противников и возбуждал обеща­ниями массы, объединились. Роль ударной группы взяла на себя группа генералов, координировавшая свои действия с американским посольством в Бразилии. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1964 г. военные свергли Гуларта, all апреля вычи­щенный от левых депутатов парламент провозгласил генерала Умберту Касте-лу Бранку временным президентом. Деятельность всех политических партий была запрещена. Через месяц Бразилия разорвала дипломатические отношения с Кубой.

БРАЗИЛИЯ ПОД ПЯТОЙ ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЫ

(1964-1985)

Приход к власти генералов означал, что правящая элита изменила принципы политики модернизации социально-экономических структур. Во главу угла она ставила теперь не мобилизацию широких слоев населения под националистиче­скими лозунгами, а технократические принципы управления экономикой и об-64 ществом, широкое привлечение иностранного капитала в страну, создание


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

устойчивой социально-политической ситуации в стране путем подавления лю­бой оппозиции. Военные превратились в технократов, а гражданские чиновни­ки учились выполнять команды по-военному. Но команды эти носили осмыс­ленный характер: и военные и гражданские лица, призванные к управлению го­сударством, получали образование, как правило, в солидных американских и европейских университетах и колледжах. Такая линия получила одобрение США, фактически закрывших глаза на грубые нарушения прав человека в Бра­зилии. Американских политиков устраивала и новая роль бразильского прави­тельства, подававшего пример всем правым силам в Латинской Америке и став­шего опорным пунктом для выступления реакции на всем континенте.

Правда, военные, прошедшие школу национализма в 30-50-е годы, совсем не собирались стать инструментом в руках каких-либо внешних сил. Они были уве­рены, что избавили нацию от угрозы порабощения антинациональным комму­низмом и вырабатывали собственную идейную доктрину, которую они называли "национальной идеологией безопасности и развития". Центром, развивавшим и навязывавшим бразильцам эти идеи, стал Национальный военный колледж, обучаться в котором пришлось не только и даже не столько военным, сколько гражданским лицам. Именно выпускник этого колледжа Умберту Касте-лу Бранку стал номинальным главой военной хунты и первым военным прези­дентом. Его окончил еще один из президентов - генерал Эрнесту Гейзел.

Новую власть приветствовали не только американцы, она получила кредит доверия и от крупного местного бизнеса. Поэтому не случайно во внешнеполи­тических делах военные не всегда оглядывались на Вашингтон и старались следовать независимому курсу, отвечавшему в первую очередь интересам бра­зильских капиталистов и менеджмента государственных предприятий. В бра-зильско-американских отношениях складывалась своеобразная ситуация: в сфере собственно военного сотрудничества бразильские генералы всячески укрепляли свои связи с Пентагоном; в качестве же дипломатов те же генералы доставляли немало хлопот госдепартаменту США. Американцев раздражали претензии на расширение Бразилией зоны своих территориальных вод, амбициозные планы создания атомной энергетики, где главными партнерами бразильцев выступали европейцы. Отношения между правительствами двух стран стали вовсе про­хладными, когда в США президентом стал Джимми Картер, поставивший во главу угла своей политики защиту прав человека, и бразильские порядки оказа­лись под огнем критики не только американских средств массовой информации, но и официальных лиц.

Чтобы затушевать неприглядный вид открытой диктатуры, военные реши­ли создать некое подобие двухпартийной системы. Одну из созданных военным режимом партий назвали Альянсом национального обновления (АРЕНА). С этой откровенно рептильной организацией должна была сосуществовать партия, которой предназначено было изображать из себя легальную оппозицию. Ее на­звали Бразильским демократическим движением (БДД). Но у гражданских по­литиков не было ни малейшего шанса выдвинуться на главные роли. Да и сре­ди генералов не каждый мог рассчитывать на пост первого лица государства. До этого нужно было либо дослужиться до должности военного министра (Э. Гейзел, Ж.Б. Фигейреду), либо возглавлять Национальную разведыватель­ную службу - мозговой центр военной хунты (Э. Гаррастазу Медиси).

На первых порах, казалось, генералы - последовательно президентский пост занимали У. Кастелу Бранку (1964—1967), А. да Коста-э-Силва (1967-1969), Э. Гаррастазу Медиси (1969-1974), Э. Гейзел (1974-1980), Ж.Б. Фигейреду 65

5 История Латинской Америки


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

"ПЕТРОБРАЗ"

(1980-1985) - добились успеха, всюду даже стали говорить о "бразильском эко­номическом чуде". В центре внимания военных правительств находились инф­раструктура и обрабатывающая промышленность, питавшиеся во многом за счет заграничных займов и инвестиций. Подъем экономики начался в 1967 г. По темпам роста ВВП Бразилия выдвинулась на одно из первых мест в мире (в 1964—1975 гг. в среднем 10-11% ежегодно), причем особенно быстро развива­лась промышленность (средний ежегодный прирост до 15%). Базой развития экономики явилась ее многоукладность. Частный национальный капитал функ­ционировал в основном в производстве продуктов питания и легкой промыш­ленности - в отраслях, не требующих больших капиталовложений на научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские разработки.

Капиталоемкие и энергоемкие производства представляли собой объекты для инвестиций иностранных монополий, особенно в горнодобывающей про­мышленности, или финансировались (полностью или частично) на основе госу­дарственного финансирования. Некоторые государственные компании, такие как "Петробраз", служили своего рода свидетельством защиты военным режи­мом национальных интересов. Не случайно один из бразильских президентов, Эрнесту Гейзел, прямо пересел из кресла руководителя "Петробраза" в прези­дентское кресло. Государственный сектор сохранял ведущие позиции (до 60%) и в сети коммерческих банков. При этом предприятия, принадлежавшие государ­ству, функционировали на обоих уровнях - федеральном и местном. Государст­во вообще играло большую роль в экономике: оно не только владело собствен­ностью, но также контролировало цены, экспортно-импортные потоки и ва­лютные курсы. Оно также в значительной мере контролировало распределение кредитно-финансовых ресурсов и активно воздействовало на экономику через налоговую систему.

Особенно быстро поднимались новые отрасли экономики. Существенные 66 сдвиги происходили и в добывающих отраслях, где рос удельный вес минераль-


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

ного сырья, востребованного новейшими технологиями. К середине 1980-х го­дов Бразилия вышла на третье место в мире по экспорту марганцевой руды12 и превратилась в одного из крупнейших производителей бериллия и ниобия13. В целом военному режиму удалось решить главную проблему модернизации и добиться превращения Бразилии в индустриально-аграрную страну. Реше­ние этой задачи обеспечивалось политической стабильностью, гарантировав­шей уверенность в капиталовложениях, интенсивным использованием нацио­нальных ресурсов, ориентацией на производство готовой продукции, конку­рентоспособной на мировых рынках. Все это с неизбежностью подкреп­лялось жестокими репрессиями и низкой заработной платой бразильских трудящихся.

Промышленный бум был тесно связан с ростом инвестиций транснацио­нальных компаний в бразильскую экономику. Особенно активно эти компании действовали в автомобильной ("Фольксваген" - 1100 млн долл. годового объе­ма продаж и 38 тыс. занятых; "Дженерал моторз" - 680 млн долл. и 21 тыс. за­нятых; "Форд Виллис" - 660 млн долл. и 21 тыс. занятых) и нефтяной отраслях ("Шелл" - 700 млн долл. годового объема продаж и 2 тыс. занятых; "Эссо" -650 млн долл. и 3 тыс. занятых). Производство алюминия перешло под контроль американского и канадского капитала. Кроме того, транснациональные корпо­рации активно вторглись в резинотехническую, табачную, химическую, пище­вую, электротехническую, металлургическую, тракторную и парфюмерную отрасли. Военные правительства особое внимание уделяли производству воору­жений. С помощью созданной в 1975 г. основной структуры бразильского ВПК "Индустриа ду материал белику ду Бразил" (ИМБЕЛ) был совершен значитель­ный прорыв в этой сфере. Уже в 1981 г. экспорт произведенного в Бразилии вооружения разного типа (от боеприпасов и взрывчатых материалов до танков и самолетов) достиг 1,5 млрд долл., и страна вышла на шестое место на миро­вом рынке оружия. В конце 1970-х годов в Амазонии были найдены большие за­пасы золота.

Существенные изменения произошли в структуре сельскохозяйственного производства. В первую очередь они коснулись выращивания кофе. Катастро­фические последствия для культивирования этой культуры на Юге и Юго-Запа­де14 страны имел "великий мороз" 1975 г., когда погибли тысячи кофейных де­ревьев. В результате переноса основных посадок этой культуры на север доля Сан-Паулу и Параны, еще недавно являвшихся главными производителями это­го продукта, сократилась к 1992 г. до 14% и 8% соответственно. В то же время доля Минас-Жераиса выросла до 43%, а Эспириту-Санту - до 20%15. Однако во второй половине 1970-х годов стали обнаруживаться значительные трудности в финансово-экономической сфере (огромный внешний долг, набиравшая темпы инфляция, сокращение инвестиций), что привело к падению темпов экономиче­ского роста (в пределах 3%) в 1980-е годы. Сильный удар по экономике Брази­лии нанес мировой энергетический кризис, разразившийся в 1973-1974 гг. в свя­зи с четырехкратным ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировом рын­ке. Бразилии не хватало собственных углеводородных энергоносителей (до кон-

12 См.: Апостолли Н.А. Латиноамериканский пролетариат и транснациональные корпорации // Ла­
тинская Америка. 1980. № 7. С. 26.

13 См.: Арбатов А.А. Минерально-сырьевая проблема в условиях структурных сдвигов в мировом
хозяйстве //Латинская Америка. 1986. № 3. С. 41.

14 См.: Американский экспансионизм. М., 1986. С. 349.

15 Thery И. Des "Frontieres" Agricoles en Marche // Cahiers des Ameriques Latines (P.). 1995. № 20. P. 102. 67


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

ца века страна лишь наполовину удовлетворяла свои потребности в нефти), а новые цены истощали ее финансы16.

Экономические показатели продолжали падать и в первой половине 1980-х годов. Сократилась торговля Бразилии с другими латиноамериканскими стра­нами (экспорт с 4496 млн долл. в 1981 г. до 3110 млн долл. в 1984 г.; импорт - со­ответственно с 3507 до 2403 млн долл.)17. Стагнационный характер приобрета­ла и торговля с развитыми странами Запада. Так, экспорт во Францию в 1982-1984 гг. сократился с 607,2 млн долл. до 560,0 млн долл., а импорт за те же годы с 1160,4 до 1131,6 млн долл18. Не избежала сокращения и торговля Брази­лии с СССР (с 591 млн руб. в 1983 г. до 468 млн руб. в 1984 г.)19, хотя ее баланс складывался весьма выгодно для бразильской стороны (в 1983 г. бразильский экспорт в СССР почти в 6 раз превышал импорт туда из нашей страны).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.056 с.)