Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форсированная модернизация 1930-х гг.

Поиск

План.

Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия.

Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества.

Вопросы.

1. Какие модернизационные задачи стояли перед Россией накануне первой мировой войны? Как и насколько успешно они решались?

2. Какие изменения произошли в мировой капиталистической экономике в 1920-30 гг.?

3. В чем состояли причины введения Нэпа и его сущность.

4. Каковы итоги и причины (политические, социальные, экономические) свёртывания Нэпа?

5. Каковы причины и цели «модернизации 1930-х гг.» в СССР? Почему она приняла форсированный характер? Как модернизация соотносилась с доктриной построения социализма в СССР?

6. Каковы предпосылки и источники средств, для проведения политики «индустриализации»?

7. Каковы темпы и методы проведения политики индустриализации? Как они взаимосвязаны?

8. Каковы итоги политики «индустриализации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?

9. Каковы причины проведения политики коллективизации в СССР? В чем состояла её сущность?

10. Каковы темпы и методы проведения политики коллективизации? Как они взаимосвязаны?

11. Каковы были экономические и социальные последствия политики коллективизации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?

12. В чем состояла сущность политической борьбы в руководстве правящей партии в 1920-е гг.? Какие методы борьбы и почему использовались и преобладали в ней? Кто и почему одержал в ней победу?

13. Как и почему формирование политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. было связано с проведением «форсированной модернизации 1930- гг.»?

14. Назовите главные черты политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. и подтвердите их наличие конкретными примерами и фактами.

15. Кто и почему стал объектом массовых репрессий в 1930-е гг.? Каково было теоретическое обоснование массовых репрессий? Каков был их механизм? Как и насколько репрессии были связаны с «форсированной модернизацией 1930-х гг.»?

16. В чём состояли цели «культурной революции», произошедшей в СССР в 1930-е гг.? Каковы были её основные направления?

17. Каковы были итоги политики партии в области культуры, образования, науки и искусства? Как они соотносились с целью «построения социализма» и объективной необходимостью модернизации стоящей перед СССР?

18. Каковы сильные и слабые стороны тоталитарных режимов?

19. Обрисуйте основные положения дискуссии о сущности тоталитаризма в современной историографии? Аргументируйте свою точку зрения на этот вопрос.

Понятия

Модернизация, аграрно-индустриальное и индустриально-аграрное общества, сталинская (форсированная) модернизация 1930-х гг., коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, тоталитаризм, Нэп, социализм.

Хронологическая таблица

Дата События Содержание
     
Декабрь, 1925    
Декабрь, 1927    
     
1928-1933    
1933-1937    
     

Практическое задание.

1. Сравните политику военного коммунизма и Нэпа по выбранным вами самостоятельно критериям.

2. Заполните таблицу. Сделайте вывод о соотношении итогов Нэпа и модернизационных задач стоящих перед страной в 1920 – е гг.

Итоги Нэпа

Основные причины перехода к Нэпу Итоги Нэпа Модернизационные задачи стоящие перед Россией
В политической сфере    
В сельском хозяйстве    
В промышленности,    
В социальной сфере    
В сфере культуры, образования, науки    

3..Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии в методах и результатах решения задач модернизации в дореволюционной и советской России и их причинах

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Методы и результаты их решения в 1907-1914 г. Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг.
В политической сфере    
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В сфере культуры, образования и науки    

4. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии изменений в жизни двух типов западных стран в 1930-х гг. и их причинах.

Изменения Страны «органической модернизации» Страны «ускоренной модернизации»
Политические    
Социальные    
Экономические    
Идеологические    

5. Сравните марксистскую доктрину социализма, сталинскую теорию построения социализма в СССР и задачу построения основ индустриального общества стоявшую перед нашим Отечеством. Что межу ними общего и что различного?

6. Сравните переход к индустриальной экономике в СССР и странах Запада. Какие трудности стояли в связи с этим перед СССР в процессе построения своей индустриальной базы?

7. Сравните планы индустриализации «правой оппозиции» и сталинского руководства, выдвигавшиеся ими на рубеже 1920-1930-х гг. В чём состояли их сходство и различия? Почему сталинский план одержал победу?

8. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различиях в методах и результатах решения задач модернизации советского государства в период Нэпа и в период форсированной модернизации 1930-х гг. и их причинах.

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. Методы и результаты их решения в 1929-1939 гг.
В политической сфере    
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В сфере культуры, образования и науки    

9. Заполните таблицу.

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Положительные итоги форсированной модернизации 1930-х гг. Отрицательные итоги и издержки форсированной модернизации 1930-х гг.
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В торгово-финансовой сфере    
В сфере культуры, образования и науки    

10. Докажите, что в СССР к концу 1930-х гг. было построено индустриальное общество.

11. Сравните индустриальное общество в странах «органического типа модернизации» и в СССР. Каковы причины различий?

12. Сравните проведение модернизации в России в XVIII − начале XX вв. и в 1930-е гг. Что общего и что различного вы находите в методах, задачах и целях этих вариантов модернизации. Как вы думаете, какой из этих вариантов модернизации был предпочтительнее? Почему?

13. Докажите, что политическая система сложившаяся в СССР в 1930-е гг. является разновидностью тоталитарного режима.

14. Сравните фашистские тоталитарные режимы и тоталитарный режим, сложившийся в СССР в 1930-е гг. в отношении: причин появления, идеологии, целей стоящих перед ними, а так же методов их реализации. Сделайте вывод.

15. Заполните таблицу и ответьте на вопрос: что такое «тоталитарная демократия» и в чём состоят её отрицательные и положительные стороны?

  Основные положения Конституции СССР 1936 г. Реальная правоприменительная практика
Права и свободы граждан    
Избирательное право    
Суверенитет союзных республик    
Разделение властей    
Верховенство закона    

Проблемные методы.

Ролевая игра

«Сталинская модернизация 30-х гг.: достижения, неудачи, возможность альтернативы».

Студенты делятся на несколько групп:

1) «Суд». Суду предоставляются документы, отражающую точку зрения «правой оппозиции» и сталинского руководства на источники, цели, методы и формы индустриализации.

2) «Свидетели обвинения». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий достижения сталинской модернизации и обрисовывающий её неудачи.

3) «Свидетели защиты». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий планы правой оппозиции и ставящий под сомнение возможность проведения успешной модернизации СССР предлагаемыми ими методами.

4) «Присяжные заседатели». Их задача знать в целом историческую ситуацию и определить степень реальности, успешности нравственной правоты авторов обоих планов построения в России основ индустриального общества.

5) «Наши современники». Их задача внимательно слушать ход процесса. Им разрешено дополнять, задавать вопросы, участвовать в неигровых спорах.

Сначала выслушиваются «свидетели обвинения», затем «свидетели защиты». Выступления сторон должны строиться по принципу нарастания интереса. Задача игры состоит в том, чтобы довести конфликт между сторонами до предела, а затем поднять смысл игрового акта на уровень этических категорий и задаться вопросом: нужна ли и возможна ли нравственность в политике, и при решении обществом стоящих перед ним насущных и актуальных социально-экономических задач?

Практическое занятие № 8.

Тема:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.006 с.)