Сущность партиципаторной демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность партиципаторной демократии



Партиципаторной, или Частичной, называют демократию, в которой, наряду с прямыми выборами власти, граждане имеют права и возможности активного участия в принятии политических решений, в политическом процессе, а также в контроле над реализацией принятых решений.

Партиципаторная демократия сложилась под влиянием критики репрезентативной демократии в 60-70-е годы XX века, а теория получила широкое распространение, как претендую­щая на максимальное соответствие нормативному идеалу демок­ратии.

Теория рассматривает демократию как универсальный принцип организации всех областей государственной жизни и общественных отношений. Этот принцип предполагается рас­пространить не только на политическую жизнь общества и процедуру формирования власти, но и на отношения в экономике, в системе образования и даже в семье. Теория утверждает, что не существует областей, которые были бы изолированы от полити­ки, поэтому все они находятся в сфере демократического поли­тического процесса.

Государственное управление должно допускать участие граждан не только во всенародных выборах власти, референду­мах, собраниях, но и непосредственно в процессе принятия ре­шений, а также в контроле над их исполнением.

Теоретики партиципации ставят своей целью всесторон­нюю демократизацию всех сфер общественной жизни, самореа­лизацию личности, социальную эмансипацию. По мнению сто­ронников этой формы демократии, такой подход обеспечивает максимальный учет интересов народа при принятии решений, увеличивает его активность в общественной и государственной жизни, прочно легитимизирует власть в глазах народа, исключа­ет его отчуждение от государственного управления.

 

 

7.2. Человек в теории партиципаторной демократии

 

Партиципаторная концепция демократии, в отличие от эли­тарной, исходит из того, что человек - существо рациональное, понимающее, что представляет собой общественное благо, а по­тому способное сознательно принимать разумные решения. Сто­ронники демократии участия считают, что иррациональность и пассивность людей в политической сфере - это результат их не­достаточного образования и отсутствия равных возможностей для участия в политике. Поэтому обществу надлежит создать все усло­вия для активной политической социализации каждого индивида. А для этого в первую очередь необходимо обеспечить максималь­но доступное участие граждан в политическом процессе.

Достоинством рассматриваемой формы демократии ее сгоронники считают высокий уровень интеллектуальной обосно­ванности решений за счет широкого участия масс в процессе их принятия. Этот фактор в общем случае способствует эффектив­ности государственного управления, оптимизации поиска реше­ний и повышает стабильность системы государственной власти.

Этот же фактор служит средством контроля над деятель­ностью государственных чиновников, способствует пресечению злоупотреблений властью, уменьшает степень отрыва депутатов от избирателей и бюрократизации чиновничьего аппарата.

К партиципаторному варианту демократии примыкает це­лый ряд новых общественно-политических идей и концепций. К ним можно отнести различные движения «зеленых», расширяю­щих сферу демократии не только на общественные отношения, но и на отношения человека с природой.

Все эти теории характеризуются ярко выраженным прин­ципом децентрализации власти, развития самоуправления (вне­дрения муниципального уровня управления) и широкого учас­тия народных масс в политическом процессе.

 

 

Достоинства и недостатки партиципаторной демократии

 

Несомненным достоинством партиципаторной теории демократии является ее попытка вовлечь широкие народные мас­сы в государственное управление, политический процесс, пре­одолеть социальную апатию населения и обеспечить таким об­разом воплощение нормативного идеала демократии в жизнь.

Тем не менее, у сторонников партиципаторной демокра­тии имеются и оппоненты. Нельзя не согласиться с ними в том, что политика не может быть смыслом жизни всех людей, универ­сальным способом организации не только общественных, но и личных отношений, частной жизни. Ведь, по общему принципу демократии идеи свободы и равенства относятся исключитель­но к вопросам взаимоотношений между государством и гражда­нами, в то время как принуждение любого из граждан в области частной жизни является несомненным нарушением его прав.

Некоторые критики считают, что широкая политизация общества, проникновение политики во все сферы жизни обще­ства и граждан ведут к банальному популизму, выхолащиванию основной сути государственной компетенции и даже способству­ют приходу тоталитаризма. Без сомнения, партиципаторная де­мократия ограничивает права и свободы личности в области ча­стной жизни и в предпринимательстве, поскольку, в условиях политизации, граждане обязаны подчиняться игу общих реше­ний большинства, как правило, склонного к уравнительности.

По сравнению с другими формами демократии, этот вари­ант подвержен эмоциональной неуравновешенности, допускает проникновение некомпетентных решений, создает предпосыл­ки к безответственности, поскольку решения принимает широ­кий круг лиц. Еще одним недостатком этой формы можно счи­тать громоздкую и дорогостоящую структуру обеспечения непрерывного участия граждан в политическом процессе. При этом, такое участие предусматривает отвлечение их от основной профессиональной деятельности, равно как и от других соци­альных аспектов жизни, в том числе, семейного. Наиболее современные теории партиципации предлага­ют основной акцент участия граждан в политическом процессе перенести в сферу производства и на уровень муниципальных органов государственного управления при одновременном ис­пользовании принципов представительства (см. раздел о реп­резентативной демократии) в масштабах всего государства. Од­нако и этот подход вряд ли лишает подобную систему недостатков, он лишь усложняет механизм принятия решений, создает противоречия в области распределения сфер компетен­ции между уровнями государственной власти. Это влечет за со­бой бурный поток законов, принимаемых на разных уровнях, войну законодателей этих уровней власти, а также регулярные проблемы в сфере исполнения принятых решений.

 

 

Элитарная (Репрезентативная, Представительская) демократия

 

 

8.1. Суть элитарной демократии

 

Репрезентативной, или Элитарной, или Представительской называют демократию, основанную на концепции компетентно­го и ответственного представительства народа в органах государ­ственной власти. Наиболее ярко репрезентативная демократия проявляется в парламентаризме, верховенстве парламента при традиционном разделении власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную ветви. При этом сами парламентарии рассматриваются как представители народа в целом, но не определенных территорий или социальных групп, и действуют, руководствуясь собственной

совестью.

В такой форме демократии не существует собственно наро­довластия, поскольку народ доверяет решение вопросов социаль­ной справедливости и ведение всех государственных дел своему избранному правительству. Эта теория признает некомпетент­ность широких народных масс в делах государственного управле­ния, их подверженность эгалитаризму, идеологическому влиянию и управлению общественным мнением, что ведет к неустойчивос­ти и нестабильности системы государственной власти.

 

 

Элиты и массы

 

Демократия в данном случае рассматривается как правле­ние элит с согласия народа. При этом народ должен выступать в роли арбитра и иметь возможность замены правящих элит. Это положение реализуется через процедуру выборов в парламент, который назначает исполнительную власть от имени парламен­тского большинства, в нем представленного. Особое внимание в рассматриваемой форме демократии обращается на разработку механизмов селекции правящих элит, контроля над эффектив­ностью и результативностью деятельности правительства. Поэто­му воля народа в вопросах государственного управления никак не отождествляется с его прямым участием в этом управлении. По словам немецкого теоретика Ральфа Дарендорфа, «демокра­тия - не правление народа, такого на свете просто не бывает. Де­мократия - это правительство, избираемое народом, а, если не­обходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия -это правительство со своим курсом» [1].

Один из основоположников элитарной теории демокра­тии, Йозеф Шумпетер доказывал, что народные массы весьма рав­нодушны к любым процессам, которые непосредственно не свя­заны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Рядовой гражданин, как считает Шумпетер, будучи дилетантом в полити­ке, вряд ли может рационально сформулировать общую волю, направленную на достижение всеобщего блага. На самом деле, общая воля - это результат деятельности опытных профессио­налов-политиков, которые в ней заинтересованы. Поэтому на­род следует убедить в том, что отстаивание своих интересов и принятие политических решений следует полностью передове­рить высокопрофессиональному меньшинству - элите, которая в состоянии рационально использовать демократические меха­низмы, сохраняя при этом свободу и возможность принятия ре­шений.

Таким образом, демократия, с точки зрения элитарной кон­цепции, призвана выполнять чисто техническую роль. Ее назна­чение сводится к методу отбора наиболее одаренной и компетен­тной властвующей элиты, способной взять на себя ответственность по управлению государством.

 

 

Преимущества и недостатки

 

Репрезентативная демократия имеет свои сильные сторо­ны. К ним можно отнести высокую эффективность государствен­ной власти, обеспечивающей гражданские свободы и реализацию общественных интересов. Считается, что такая форма демокра­тии способна обеспечить стабильность и защиту от настроений в обществе, в общем случае, подверженном изменчивости и ко­лебаниям.

Несомненным достоинством является также рациональ­ность организации политической системы путем формирования власти из числа наиболее компетентных и ответственных лиц, принимающих решения.

В то же время, противники этой формы демократии выде­ляют и недостатки, присущие представительной демократии. Вполне обоснованно критики указывают на фактическое отстра­нение народа от власти в промежутках между выборами, т.е. де­мократия становится лишь эпизодом на период выборных кам­паний. В промежутках между выборами происходит неизбежная бюрократизация системы государственного управления и отрыв депутатов парламента от избирателей.

Одним из слабых звеньев этой системы является ее подвер­женность влиянию со стороны крупного капитала, лоббирующе­го собственные имущественные интересы. Под этим влиянием расцветает коррупция и увеличивается реальный отрыв выборных должностных лиц от своих избирателей. Происходит отчуждение граждан от власти и от политической деятельности в целом.

Условия сложной многоступенчатой власти в данной фор­ме демократии создают широкие возможности политического манипулирования, принятия решений, невыгодных большинству населения, все более погружающемуся в политическую апатию при ущемлении его прав.

Кроме того, практика показывает тенденцию постепенно­го оттеснения парламента от реального механизма власти в пользу исполнительной ее ветви, наиболее подверженной кор­рупции. В конечном итоге, по мнению критиков этой системы демократии, она способна до неузнаваемости исказить первона­чальные интересы широких народных масс и по своей сути от­ходит от истинной природы, замысла демократии как народоп­равства.

Примером репрезентативной демократии является Вели­кобритания - родина парламентаризма. В Великобритании высшая власть принадлежит законодательной власти. Однако правительство при этом наделено правом законодательной инициативы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.016 с.)