Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность партиципаторной демократииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Партиципаторной, или Частичной, называют демократию, в которой, наряду с прямыми выборами власти, граждане имеют права и возможности активного участия в принятии политических решений, в политическом процессе, а также в контроле над реализацией принятых решений. Партиципаторная демократия сложилась под влиянием критики репрезентативной демократии в 60-70-е годы XX века, а теория получила широкое распространение, как претендующая на максимальное соответствие нормативному идеалу демократии. Теория рассматривает демократию как универсальный принцип организации всех областей государственной жизни и общественных отношений. Этот принцип предполагается распространить не только на политическую жизнь общества и процедуру формирования власти, но и на отношения в экономике, в системе образования и даже в семье. Теория утверждает, что не существует областей, которые были бы изолированы от политики, поэтому все они находятся в сфере демократического политического процесса. Государственное управление должно допускать участие граждан не только во всенародных выборах власти, референдумах, собраниях, но и непосредственно в процессе принятия решений, а также в контроле над их исполнением. Теоретики партиципации ставят своей целью всестороннюю демократизацию всех сфер общественной жизни, самореализацию личности, социальную эмансипацию. По мнению сторонников этой формы демократии, такой подход обеспечивает максимальный учет интересов народа при принятии решений, увеличивает его активность в общественной и государственной жизни, прочно легитимизирует власть в глазах народа, исключает его отчуждение от государственного управления.
7.2. Человек в теории партиципаторной демократии
Партиципаторная концепция демократии, в отличие от элитарной, исходит из того, что человек - существо рациональное, понимающее, что представляет собой общественное благо, а потому способное сознательно принимать разумные решения. Сторонники демократии участия считают, что иррациональность и пассивность людей в политической сфере - это результат их недостаточного образования и отсутствия равных возможностей для участия в политике. Поэтому обществу надлежит создать все условия для активной политической социализации каждого индивида. А для этого в первую очередь необходимо обеспечить максимально доступное участие граждан в политическом процессе. Достоинством рассматриваемой формы демократии ее сгоронники считают высокий уровень интеллектуальной обоснованности решений за счет широкого участия масс в процессе их принятия. Этот фактор в общем случае способствует эффективности государственного управления, оптимизации поиска решений и повышает стабильность системы государственной власти. Этот же фактор служит средством контроля над деятельностью государственных чиновников, способствует пресечению злоупотреблений властью, уменьшает степень отрыва депутатов от избирателей и бюрократизации чиновничьего аппарата. К партиципаторному варианту демократии примыкает целый ряд новых общественно-политических идей и концепций. К ним можно отнести различные движения «зеленых», расширяющих сферу демократии не только на общественные отношения, но и на отношения человека с природой. Все эти теории характеризуются ярко выраженным принципом децентрализации власти, развития самоуправления (внедрения муниципального уровня управления) и широкого участия народных масс в политическом процессе.
Достоинства и недостатки партиципаторной демократии
Несомненным достоинством партиципаторной теории демократии является ее попытка вовлечь широкие народные массы в государственное управление, политический процесс, преодолеть социальную апатию населения и обеспечить таким образом воплощение нормативного идеала демократии в жизнь. Тем не менее, у сторонников партиципаторной демократии имеются и оппоненты. Нельзя не согласиться с ними в том, что политика не может быть смыслом жизни всех людей, универсальным способом организации не только общественных, но и личных отношений, частной жизни. Ведь, по общему принципу демократии идеи свободы и равенства относятся исключительно к вопросам взаимоотношений между государством и гражданами, в то время как принуждение любого из граждан в области частной жизни является несомненным нарушением его прав. Некоторые критики считают, что широкая политизация общества, проникновение политики во все сферы жизни общества и граждан ведут к банальному популизму, выхолащиванию основной сути государственной компетенции и даже способствуют приходу тоталитаризма. Без сомнения, партиципаторная демократия ограничивает права и свободы личности в области частной жизни и в предпринимательстве, поскольку, в условиях политизации, граждане обязаны подчиняться игу общих решений большинства, как правило, склонного к уравнительности. По сравнению с другими формами демократии, этот вариант подвержен эмоциональной неуравновешенности, допускает проникновение некомпетентных решений, создает предпосылки к безответственности, поскольку решения принимает широкий круг лиц. Еще одним недостатком этой формы можно считать громоздкую и дорогостоящую структуру обеспечения непрерывного участия граждан в политическом процессе. При этом, такое участие предусматривает отвлечение их от основной профессиональной деятельности, равно как и от других социальных аспектов жизни, в том числе, семейного. Наиболее современные теории партиципации предлагают основной акцент участия граждан в политическом процессе перенести в сферу производства и на уровень муниципальных органов государственного управления при одновременном использовании принципов представительства (см. раздел о репрезентативной демократии) в масштабах всего государства. Однако и этот подход вряд ли лишает подобную систему недостатков, он лишь усложняет механизм принятия решений, создает противоречия в области распределения сфер компетенции между уровнями государственной власти. Это влечет за собой бурный поток законов, принимаемых на разных уровнях, войну законодателей этих уровней власти, а также регулярные проблемы в сфере исполнения принятых решений.
Элитарная (Репрезентативная, Представительская) демократия
8.1. Суть элитарной демократии
Репрезентативной, или Элитарной, или Представительской называют демократию, основанную на концепции компетентного и ответственного представительства народа в органах государственной власти. Наиболее ярко репрезентативная демократия проявляется в парламентаризме, верховенстве парламента при традиционном разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. При этом сами парламентарии рассматриваются как представители народа в целом, но не определенных территорий или социальных групп, и действуют, руководствуясь собственной совестью. В такой форме демократии не существует собственно народовластия, поскольку народ доверяет решение вопросов социальной справедливости и ведение всех государственных дел своему избранному правительству. Эта теория признает некомпетентность широких народных масс в делах государственного управления, их подверженность эгалитаризму, идеологическому влиянию и управлению общественным мнением, что ведет к неустойчивости и нестабильности системы государственной власти.
Элиты и массы
Демократия в данном случае рассматривается как правление элит с согласия народа. При этом народ должен выступать в роли арбитра и иметь возможность замены правящих элит. Это положение реализуется через процедуру выборов в парламент, который назначает исполнительную власть от имени парламентского большинства, в нем представленного. Особое внимание в рассматриваемой форме демократии обращается на разработку механизмов селекции правящих элит, контроля над эффективностью и результативностью деятельности правительства. Поэтому воля народа в вопросах государственного управления никак не отождествляется с его прямым участием в этом управлении. По словам немецкого теоретика Ральфа Дарендорфа, «демократия - не правление народа, такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а, если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия -это правительство со своим курсом» [1]. Один из основоположников элитарной теории демократии, Йозеф Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Рядовой гражданин, как считает Шумпетер, будучи дилетантом в политике, вряд ли может рационально сформулировать общую волю, направленную на достижение всеобщего блага. На самом деле, общая воля - это результат деятельности опытных профессионалов-политиков, которые в ней заинтересованы. Поэтому народ следует убедить в том, что отстаивание своих интересов и принятие политических решений следует полностью передоверить высокопрофессиональному меньшинству - элите, которая в состоянии рационально использовать демократические механизмы, сохраняя при этом свободу и возможность принятия решений. Таким образом, демократия, с точки зрения элитарной концепции, призвана выполнять чисто техническую роль. Ее назначение сводится к методу отбора наиболее одаренной и компетентной властвующей элиты, способной взять на себя ответственность по управлению государством.
Преимущества и недостатки
Репрезентативная демократия имеет свои сильные стороны. К ним можно отнести высокую эффективность государственной власти, обеспечивающей гражданские свободы и реализацию общественных интересов. Считается, что такая форма демократии способна обеспечить стабильность и защиту от настроений в обществе, в общем случае, подверженном изменчивости и колебаниям. Несомненным достоинством является также рациональность организации политической системы путем формирования власти из числа наиболее компетентных и ответственных лиц, принимающих решения. В то же время, противники этой формы демократии выделяют и недостатки, присущие представительной демократии. Вполне обоснованно критики указывают на фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами, т.е. демократия становится лишь эпизодом на период выборных кампаний. В промежутках между выборами происходит неизбежная бюрократизация системы государственного управления и отрыв депутатов парламента от избирателей. Одним из слабых звеньев этой системы является ее подверженность влиянию со стороны крупного капитала, лоббирующего собственные имущественные интересы. Под этим влиянием расцветает коррупция и увеличивается реальный отрыв выборных должностных лиц от своих избирателей. Происходит отчуждение граждан от власти и от политической деятельности в целом. Условия сложной многоступенчатой власти в данной форме демократии создают широкие возможности политического манипулирования, принятия решений, невыгодных большинству населения, все более погружающемуся в политическую апатию при ущемлении его прав. Кроме того, практика показывает тенденцию постепенного оттеснения парламента от реального механизма власти в пользу исполнительной ее ветви, наиболее подверженной коррупции. В конечном итоге, по мнению критиков этой системы демократии, она способна до неузнаваемости исказить первоначальные интересы широких народных масс и по своей сути отходит от истинной природы, замысла демократии как народоправства. Примером репрезентативной демократии является Великобритания - родина парламентаризма. В Великобритании высшая власть принадлежит законодательной власти. Однако правительство при этом наделено правом законодательной инициативы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.007 с.) |