ТОП 10:

Сущность информационной демократии



Новизна этой формы демократии состоит в том, что ее со­ставляющими выступают всеобщее избирательное право и сво­бодная информация. При этом соблюдается условие, что обе со­ставляющих применяются честно, без манипуляций и политического обмана политтехнологов. Естественно, что народ может реализовать свое право выбора только в условиях свобод­ного распространения информации, когда отсутствуют полити­ческие запреты и политический террор. Если ранее демократия строилась почти исключительно на избирательных бюллетенях, то теперь между избирателем и его актом выбора находится ин­формация.

Информация напрямую определяет демократическое дей­ствие граждан. Не случайно средства массовой информации ста­ли называть не иначе, как «четвертой властью». При этом самоё избирательное право стало терять эффективность. Напротив, общественное мнение при осуществлении политики играет все возрастающую роль. «В какой-то мере, - пишет Мишель Рокар -общественное мнение заменяет классовую борьбу в роли движу­щей силы истории, ускоряя или тормозя деятельность общества».

Информация определяет демократические действия граждан. Они обладают всей полнотой информации и на этом основании делают выбор. Таким образом, между избирателем и избираемым стоит информация, причём не приукрашенная деятельностью политтехнологов. Пиар запрещён для более демократического выбора. Люди начинают больше внимания обращать на общественное мнение, избирательные технологии теряют эффективность. Общественное мнение начинает выполнять роль классовой борьбы. Но борьбы импульсивной, зависящей от настроений избирателей. Поэтому для существования правового демократического государства необходимо 5 властей: законодательная, исполнительная, судебная, информационная и интеллектуальная. Причём 2 последние должны пронизывать 3 первых. В данном случае власть информации – это свобода печати, гласность, обилие общедоступных баз данных. В информационной демократии отсутствуют политические запреты и политический террор. Избиратель может выявить всю информацию о кандидате и принять взвешенное решение.

 

 

11.3. Плюсы и минусы информационной демократии

 

Достоинства:

1. Очень быстрый обмен информацией.

2. Полная прозрачность, следовательно, в политику попадают «чистые» люди.

3. Взгляд со всех сторон на политика или политическую партию.

4. Отсутствие политтехнологий, то есть выбор не навязывается.

5. Повышение информатизации и общего интеллектуального уровня.

 

Недостатки:

1. Сложно разобраться в огромном потоке информации.

2. Дезинформацию случайно можно принять за правду.

3. Государственных секретов нет, страна беззащитна.

4. Средства передачи информации могут быть выведены из строя мгновенно.

5. Из за огромного потока информации потребитель становится дилетантом в некоторых вопросах.

6. Нужна информатизация всего общества, а это накладно, может произойти упадок в экономике.

7. Случайная ошибка может изменить всё.

8. Доверие к компьютерной информации может быть использовано в корыстных целях.

 

Теория рыночной демократии

 

 

12.1. Основы рыночной демократии

 

Рыночная демократия подразумевает под собой не только свободную частную собственность на средства производства, но и справедливость экономических отношений. Рыночная демократия исходит из того, что в число необходимых условий демократии должно входить равенство в распределении экономических ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена эффективность экономической системы.

По теории рыночной демократии вся система предприятий находится в руках частных владельцев или коллективов работников предприятий. Управляются предприятия на основе демократии.

Политическое равенство граждан осуществляется защитой прав работающих внутри предприятия или фирмы. При голосовании всем членам обеспечивается равенство. Голосование принимается решение из перечня выдвинутых альтернатив. Голосование распределяются доходы и инвестируются в развитие предприятия прибыли.

Система самостоятельных предприятий должна сложиться в единый организм на основе широкого компромисса, который обеспечивает справедливое распределение богатств и ресурсов. Именно это считается всеобщей справедливостью.

Государство при рыночной демократии необходимо для обеспечения системы самоуправления предприятий. Оно обеспечивает военную безопасность, ведёт внешнюю политику, обеспечивает регулирование социального обеспечения и здравоохранения, обеспечивает защиту национальных экономических интересов от внешних воздействий, несёт ответственность за состояние окружающей среды. Также государство ведёт антимонопольную профилактику, обеспечивает доступ на рынок малым и средним предприятиям, или предприятиям недавно созданным.

При рыночной демократии существуют различные формы собственности:

- частная – предприятия принадлежат одному собственнику или группе;

- индивидуальная – совладельцами являются работающие на предприятии;

- кооперативная – собственник один – коллектив предприятия;

- государственная – оперативное управление осуществляет коллектив, но стратегию его развития разрабатывает государство;

- общественная – предприятие принадлежит обществу и не может служить объектом купли-продажи, а доходы от его деятельности распределяются между членами всего общества.

Несмотря на разработанность теория рыночной демократии не нашла применения, за исключением некоторых моментов, которые были применены в советский период в Югославии и Венгрии.

Рыночная демократия склонна к тому, что индивид, обладающий низким показателем доступа к одним социальным благам, мог компенсировать этот дефицит широким доступом к другим благам.

 

 

12.2. Критика рыночной демократии.

 

В современных США существуют деформированные элементы рыночной демократии. В разных областях производства или сферы услуг выделяются ведущие компании, люди от бизнеса приходят во власть и составляют политические элиты, которые не только и не сколько взаимодействуют друг с другом, но конкурируют.

По принципу антимонопольного законодательства происходит и разделение властей. Причём чиновники разных статусов имеют разные сроки полномочий. Это позволяет всегда кому-то из легитимно избранных быть у власти.

Общая политика государства выглядит как заключение компромиссных сделок при попытках продвинуть свои интересы, Политику диктуют различные элитарные группировки, каждая из которых преследует свои цели.

У меньшинства всегда есть право вето, которое используется элитами для блокирования интересов большинства, формальное соблюдения буквы демократии становиться рычагом контроля элиты над большинством. Такое положение дел вызывает у большинства мысль о том, что их право большинства всё равно будет заблокировано элитой, которая настоит на своём, поэтому у большинства наблюдается политическая апатия, которая способствует тому, что фактическую власть в свои руки берут промышленные или финансовые группировки.

Пассивность и безразличие большинства к политике дают повод меньшинству закрепиться во властных структурах. По подсчётам политолога Паренти в США властная элита благодаря выборам обновлялась наполовину в начале ХХ в., на треть в середине, а в конце века обновляемость элиты составляет всего лишь 2 %, то есть нынешние власть держащие, несмотря на демократические декларации попросту не пускают во власть альтернативные силы, причём не только своих противников, но и сторонников.

В рыночной демократии теряют свой вес практически все человеческие ценности – мораль, нравственность и т.д. – всё сводится к рыночным отношениям, поиску выгоды. Любое сотрудничество строится по принципу следователь-обвиняемый, когда индивид, группа индивидов или организация идёт на сотрудничество, чтобы облегчить свою участь и получить какие-то блага, которых другие будут лишены, несмотря на декларируемое равное распределение благ.

Таким образом, теория рыночной демократии, возникшая в период противостояния двух политических систем, и наиболее точно, но в виде некоторых элементов, проявившаяся именно в советском строе, на данном этапе превращается в подмену демократических отношений экономическими выгодами.

 

Переход к демократии







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.006 с.)