Роль демократии в современном мире, виды демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль демократии в современном мире, виды демократии



Роль демократии в современном мире, виды демократии

В современном мире не существует, и никогда не существовало «совершенной» демократии. Не было в истории такого «золотого века», чтобы все граждане имели бы равные политические права, а правительство было бы полностью или почти полностью ответственно за свои решения перед гражданами. Нет совершенной демократии и в России. Однако "на пути к демократии" у многих стран появились и выборы, и оппозиция, и гражданское общество. "Современный мир" стремится к демократическому режиму, но ещё полностью не реализует его в нашей жизни.

Виды демократии:

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права.

Социалистическая предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. (Термин "социалистическая демократия" был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года.В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин) - "народная демократия" - как разновидность социалистической демократии.

Либеральная - подразумевает правовое государство на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

- защита индивидуальной свободы(!), мирная смена власти путём периодических выборов, верховенство права и т.д.

2. Критика традиционной концепции демократии у Шумпетера

Шумпетер говорит о термине «общее благо», которое является очевидной целью любой политики. Однако общего блага не существует. Нельзя сформировать единую «волю народа», даже если учесть мнения и желания каждого отдельного гражданина, поскольку воли индивидов в значительной мере разнятся. Вариант, принятый в таком случае будет либо неприемлем для всех, либо народ получит «приемлемый компромисс».

Ограниченное чувство реальности в отношении крупных политических вопросов в сознании типичного, рядового гражданина влечет отсутствие определенной воли. Рядовой гражданин не может судить о внутренне и внешнеполитических проблемах.

Даже если бы не было политических групп, пытающихся оказать на него влияние, в политических вопросах он поддавался бы нерациональным предрассудкам, поскольку не до конца «вовлечен в это»

При слабости логического элемента профессиональные политики могут влиять и даже создавать волю народа. «Воля народа»- продукт, а не движущая сила политического прогресса.

Доктрина до сих пор жива по причинам того что она переформулирована в категории религии. Вроде как глас народа есть глас Божий. Тот же принцип равенства.

Основные проблемы представительной демократии

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ (например, парламент)

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластию;

2) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

3) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью.

Т.е. главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением прав и свобод человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

Понятие легитимности. Типы по Веберу

Легитимность-признанность власти народом

Вебер различал 3 типа легитимности

1) Традиционный- основан на вере людей в незыблемый характер норм и традиций, данного государства. Эти традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто должен подчиняться

2) Харизматический- основан на особых качествах личности-лидера. Таких как ораторское мастерство, мужество, харизма и тд.

3) Легальный- основан на системе законов, принятых и соблюдаемых в обществе. Лидер выбран путем выборов. Правила его деятельности зафиксированы в нормативно-правовых актах.

Политическая система современной России

переживает сложное состояние переходного периода. Все основные моменты этой системы – rocyдарственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества – еще не сформировались. И пока неясно, каков будет характер, формы всех элементов. Также неясно, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом.

В настоящий момент как по характеру, так и по форме ситуация развивается в пользу либерально-демократической политической системы. Однако в ближайшем будущем ее развитие вполне может приобрести другой характер – социал-демократический.

Если говорить об административном устройстве, то Россия может сформироваться либо как подлинная федерация, либо как конфедерация.

Если говорить о партийной системе, то, скорее всего, в России сложится многопартийная система, а не двухпартийная, к чему были направлены усилия властей в прошлые годы.

Политической системе современной России присущи некоторые особенности Винституциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти.

Другая особенность – низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Все это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием.

Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на: существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

Демократия не идеальна, как может показаться на первый взгляд. Она имеет определенные изъяны:

1. Отбор кандидатов в законодательные органы производится самими политическими партиями. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри политических партий, формировать партийный списочный состав претендентов на власть

2. Демократия не в состоянии обеспечить на деле и формально закрепленное равенство граждан. Например, человек, обладающий реальными ресурсами, скажем медиа-магнат, в действительности имеет несравненно большие возможности оказывать влияние на политические решения, чем рядовой гражданин

3. Серьезные трудности испытывает демократия в области международных отношений. В связи с мировой глобализацией экономических и политических отношений, обострением глобальных проблем современности (экологической, демографической, продовольственной и пр.) складывается новое международное разделение труда. Наиболее обеспеченные ресурсами страны, нарушая нередко сложившиеся нормы международного права, берут на себя миссию решения социальных проблем от лица всего мирового сообщества. В рамках этих процессов фактически начинает складываться никем не избранное мировое правительство (из руково-дителей наиболее развитых стран мира). Появляются и реализуются на практике новые теории ограничения национального суверенитета, становления «транснациональной демократии». Многие национальные государства не желают мириться с такой политико-идеологической линией. Поэтому возникла острая необходимость в выработке новых демократических механизмов, в том числе примирения большинства и меньшинства, согласования интересов в области перераспределения суверенных прав государств и народов, степени их влияния на процессы разрешения международных конфликтов.

Типология партийных систем

и так. партия. определяет цели. обощает и выражает соц. интересы. организует обществен.мнение по общ. проблемам.подготавливает правящую элиту. в демокр. обществе партия может наступать на власть, пытаясь ей захватить хохохо либо присутствовать в структурах законорательной и иполнительной власти

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи- то интересы. Первое, что надо сделать, это ответить на вопрос, чьи интересы защищает партия? Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья. Партии классового характера (коммуно-социалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему. Попробуем разобраться с идеологией и целями Российских партий.Так же Итальянский политолог ЦЖ. Сартори выделяет семь видов партийных систем в современном мире:

1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);

2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика)

3) с доминирующей партией (Япония, Индия);

4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада);

5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ);

6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия)

7) автомизовани (Малайзия).Осносными являются:

Однопартийная система

Она характерна для тоталитарных государств, где действует принцип моноцентрической власти. Правилом такой системы является лик­видация всякой организованной (как в форме партии, так и в форме иных органов власти) политической конкуренции. Это описание относится также и к ситуации, когда рядом с партией-гегемоном существуют партии-сателлиты (как в случае ПНР или ГДР). Они не оказывают практически никакого влияния на процесс принятия решений, выполняя функцию прикрытия для властной элиты.

Четкая двухпартийная система

Касается, в особенности, англосаксонских стран: США—демократи­ческая и республиканская партии, Новая Зеландия — национальная и лейбористская партия, Канада — партия прогрессивных консерва­торов и либеральная партия (хотя в некоторых регионах действуют три партии; Великобритания — с 1945 г. только два раза обе основные британские партии не получили большинства в палате общин. Они представляют левоцентристскую и правоцентристскую альтернативы (опции). Биполярные системы, как отмечает Сартори, имеют тенден­цию возвращаться в центр. Политический центр слаб и не представ­ляет никакой опасности для указанных двух партий. Мы имеем дело с биполярным центром там, где обе партии образуют два таких центра, вокруг которых происходит соперничество. В результате происходит уподобление партий друг другу в сфере программ и признаваемых ценностей (Сартори говорит о небольшой «идеологической дистан­ции») Тогда доминирует центростремительное соперничество.

Стабильная многопартийная система

Сартори использует для объяснения данной ситуации определение «умеренно поляризованная». Это означает, что существует два поля соперничества, определенные диадой левый центр-правый центр. Раз политическая система имеет высокий уровень легитимации, то идеологическая дистанция и уровень конфликтности относи­тельно невелики. Если же был достигнут консенсус относительно фундаментальных дел (важных проблем и правил игры), то до­минируют центростремительные тенденции. Консенсус означает небольшую разницу в программах или идеях между отдельными идеологическими «семействами», два из которых наиболее важны. Указанное стремление партии к центру придает партийной системе большую стабильность. Таким образом, можно классифицировать большинство партийных систем Западной Европы.

Роль партий

Неотемлимой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. ПАРТИЯ - это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия – это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоёв или групп и предназначена для их социального просвещения и предания их действиям по защите интересов целенаправленного и организованного характера, отстаивания их интересов в системе политических интересов и институтов. Главная цель деятельности политических партий - это защита социально-политических интересов определённых групп населения. Ради этого и ведётся борьба за завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и государством. Партия стремится привлечь общественность на сторону своих кандидатов во время выборов, убедить избирателей в необходимости голосования в свою пользу, и в случае победы она выступает в качестве связующего звена между депутатами и избирателями, объясняя последним деятельность депутатов и пропагандируя ее, депутатов же она информирует о реакции избирателей, их настроениях и нуждах. Вместе с тем партия контролирует деятельность своих представителей в органах власти и направляет ее. Причем в отношении партийной дисциплины у депутатов существуют «мягкие» И «жесткие» партии. Первые не обязывают своих депутатов голосовать одинаково, каждый депутат относительно свободно делает свой выбор при голосовании, «жесткие», наоборот, устанавливают строгую дисциплину голосования. Наконец, в случае победы на выборах, позволяющей партии получить исполнительную власть, она обеспечивает формирование правительства. Таким образом, функции партий сводятся к следующим: 1) определение целей; 2) обобщение и выражение социальных интересов; 3) мобилизация социальных сил, в особенности избирателей, вокруг партийных кандидатов на выборах; 4) организация общественного мнения по тем или иным общественным проблемам; 5) подготовка правящей элиты и формирование правительства. В демократическом обществе функции партии существенно изменяются в зависимости от отношения к государственной власти. Партия может быть правящей, т.е. иметь решающие позиции в структурах законодательной и исполнительной власти. Тогда главная ее задача - обеспечить легитимность и эффективность власти. Если же партия находится в оппозиции, ее цель - критиковать соперника, находящегося у власти, доказывать неэффективность его политики и свою способность эффективнее решать стоящие перед властью задачи.

Будущее партийных систем

Нынешняя ситуация в России пока такова, что партии не могут составить и полноценную демократическую партийную систему. Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии.

В 1990-е годы, если совсем кратко суммировать, российская политика была конкурентной, но по большей части непартийной. Сейчас происходит прямо противоположный процесс. Российская политика все более и более становится партийной. Напомню, что четыре высших поста в нашем государстве занимают или в ближайшем будущем будут занимать партийные политики или партийные номинанты. Это - Д.А. Медведев, выдвинутый на свой пост партией «Единая Россия», В.В. Путин, премьерминистр, лидер партии «Единая Россия», С.М. Миронов, также

представляющий партию, правда, другую, и, наконец, еще один партийный представитель - Б. Грызлов. Подавляющее большинство глав региональных администраций возглавляли списки «Единой России», то есть процесс «партизации» российской политики явно налицо, но в то же время уровень партийной конкуренции в России заметно упал.

Что надо иметь в виду, говоря об уровне конкуренции? Понятно, что можно использовать формальные критерии: сколько партий принимало участие в выборах, сколько из них прошло в Думу. А политологи предпочитают оперировать таким количественным индикатором, который называется «эффективное число партий». Это специально рассчитанный показатель, который говорит о том, какое количество партий имеет значение в партийной системе, он рассчитывается и для электорального уровня (по итогам выборов), и для парламентского уровня.

Понятие полиархии у Р. Даля

Полиа́рхия (др.-греч. πολυαρχία — «многовластие, власть многих») — политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей, строится на 7 принципах:

1. Выборные государственные должности,

2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы,

3.Отзывчивость правительства,

4. Свобода самовыражения,

5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации,

Политическая система США

1. Конституция США
Политическая система США определена в Конституции, в ее поправках и законах. Конституция передает полномочия для осуществления государственной власти Федеральному правительству США. В конституции США заложен принцип разделения властей.

 

2.Законодательная власть
Двухпалатный парламент — Конгресс США: Палата представителей США и Сенат США.

Каждый штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов).

 

Исполнительная власть

Президент США — глава государства, правительства, главнокомандующий вооруженными силами. Президент США избирается на четырехлетний срок, причём может занимать этот пост не более чем два срока. Президента и вице-президента избирают посредством прямого волеизъявления при непосредственном участии коллегии выборщиков, состоящей из 538 членов.

 

Судебная власть

В компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе Конституции, законов, принятых Конгрессом Соединённых Штатов и международных договоров. Суд может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. Дополнительно суд может рассматривать дела, в которых одной из сторон являются Соединённые Штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. Решения высшей судебной инстанции могут официально признать недействительными любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. Члены суда избираются пожизненно и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. В суде 9 членов, председатель его — главный судья Верховного суда США — обладает небольшими дополнительными полномочиями.

 

Штаты

США состоит из 50 штатов. Каждый из них имеет свою Конституцию, Законодательное собрание(двухпалатное, кроме Небраски), губернатора, верховный суд и столицу.

 

Партии

Две главных партии: Республиканская и Демократическая. Но есть и другие менее значительные. Две основные партии контролируют как Конгресс Соединённых Штатов, так и Законодательные собрания всех штатов. Также демократы и республиканцы выигрывают президентские выборы и в большинстве случаев выборы губернаторов штатов и мэров городов. Третьи партии лишь время от времени добиваются небольшого представительства на уровне федерации и штатов, чаще всего не имея возможности реально влиять на политику даже на местном уровне.

Третьи партии, а также независимые кандидаты, были и остаются повторяющейся характерной, но в основном маловлиятельной силой в американской выборной жизни.

Индия

Индия – федеративная республика.

Глава государства – президент.

Законодательный орган – двухпалатный парламент.

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народная палата (Локсабха).

Главой правительства является премьер-министр.

Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом.

Административно-территориальное деление Индии: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Судебная власть Индии – Верховный Суд.

Исполнительная власть в штатах представлена губернатором.

Политические организации в Индии: Индийский национальный конгресс, Бхаратияджанатапарти (Индийская народная партия), Биджуджаната дал, коммунистические партии.

1.4Китай
После образования КНР в декабре 1949 были приняты четыре Конституции (1954, 1975, 1978 и 1982). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа.

Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

Судебная система. Система судопроизводства в КНР включает Верховный народный суд, местные народные суды, военные народные суды, суды железнодорожного, водного транспорта, а также морские портовые суды.

Политические партии. Власть в КНР принадлежит правящей «Коммунистической партии Китая» (КПК). Основанная в 1921, она считается авангардом китайского рабочего класса, выразителем интересов многонационального народа и руководящим ядром дела строительства социализма. Ведущая роль КПК отражена в конституции страны.

29. История и современное состояние российского парламентаризма

Вече явилось формой непосредственного участия народа в решении государственных дел. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни. Во всех русских землях действовали княжеские думы, как постоянные советы при князе. Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Совместно с Государем она олицетворяла единую верховную власть, просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат. Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную роль были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества (Земские соборы). Попытки воссоздать представительный орган позже предпринимались при Петре Первом (Правительствующий сенат), Екатерине Второй (уложенные комиссии), Александре Первом ( реформы М.М.Сперанского и создание Государственного совета) и при Александре Втором ( утверждение положения о губернских и уездных земских собраниях).

В 1906 г. в результате непрямых выборов была избрана Государственная Дума. Тогда же был реформирован Государственный Совет, который по своим функциям фактически стал второй палатой российского парламента. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая, советская система представительной власти.

Конституция 1936 года учредила двухпалатный Верховный Совет СССР, который являлся высшим органом государственной власти Советского Союза и состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. В 1989 году место Верховного Совета СССР занимает Съезд народных депутатов, который также образует двухпалатный Верховный Совет.

В соответствии с Конституцией 1993 года Государственная Дума и Совет Федерации образуют двухпалатный парламент России - Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), каков он и по сей день.

 

Будущее Европейского союза

Европейский союз является политическим и экономическим объединением 27 европейских государств. Европейский союз рассматривается, как эффективный способ избежать войны между европейскими государствами. ЕС стремится к региональной интеграции, к признанию объединения Европейских держав единым целым. В июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене были официально приняты критерии вступления стран в Европейский союз. По месту проведения заседания, декларация получила название «Копенгагенские критерии». Среди них: демократические принципы, уважение прав и свобод человека, принцип правового государства, конкурентоспособная рыночная экономика и. т. д. Любая страна, следующая принципам ЕС, может подать заявление на присоединение. При этом был установлен максимальный процент инфляции и государственного долга, а также обязательство двухлетнего участия государства в механизме валютных курсов.

Будущее Европейского союза зависит от того, как Европа сможет преодолеть последствия экономического кризиса, поскольку в 2010 году возник рост безработицы, возрос уровень внешнего долга, ухудшились показатели экономического роста и уровня жизни. В целом, кризис очень негативно повлиял на динамику развития Европейского союза.

В сентябре 2012 года главы министерств иностранных дел предложили проект реформы, которая повлияет на будущее Европейского союза. Было предложено создать пост президента, который будет избран всеобщим голосованием, а также ввести единую европейскую визу и, в перспективе, единую армию и европейскую полицию. Главную роль в этой реформе играют Германия и Франция, который являются наиболее влиятельными государствами Евросоюза.

В итоге, будущее Европейского союза зависит от того, как он будет реагировать на ожидания и потребности граждан, а также противостоять угрозам внутренней и внешней безопасностиПерспектива выступления европейских стран в качестве единого игрока на мировой арене может быть определена целым рядом факторов. Это и институциональная реформа Евросоюза, и мировой финансово-экономический кризис и кризис еврозоны. Для формирования собственной внешней политики было задумано множество реформ.

 

Роль демократии в современном мире, виды демократии

В современном мире не существует, и никогда не существовало «совершенной» демократии. Не было в истории такого «золотого века», чтобы все граждане имели бы равные политические права, а правительство было бы полностью или почти полностью ответственно за свои решения перед гражданами. Нет совершенной демократии и в России. Однако "на пути к демократии" у многих стран появились и выборы, и оппозиция, и гражданское общество. "Современный мир" стремится к демократическому режиму, но ещё полностью не реализует его в нашей жизни.

Виды демократии:

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права.

Социалистическая предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. (Термин "социалистическая демократия" был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года.В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин) - "народная демократия" - как разновидность социалистической демократии.

Либеральная - подразумевает правовое государство на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

- защита индивидуальной свободы(!), мирная смена власти путём периодических выборов, верховенство права и т.д.

2. Критика традиционной концепции демократии у Шумпетера

Шумпетер говорит о термине «общее благо», которое является очевидной целью любой политики. Однако общего блага не существует. Нельзя сформировать единую «волю народа», даже если учесть мнения и желания каждого отдельного гражданина, поскольку воли индивидов в значительной мере разнятся. Вариант, принятый в таком случае будет либо неприемлем для всех, либо народ получит «приемлемый компромисс».

Ограниченное чувство реальности в отношении крупных политических вопросов в сознании типичного, рядового гражданина влечет отсутствие определенной воли. Рядовой гражданин не может судить о внутренне и внешнеполитических проблемах.

Даже если бы не было политических групп, пытающихся оказать на него влияние, в политических вопросах он поддавался бы нерациональным предрассудкам, поскольку не до конца «вовлечен в это»

При слабости логического элемента профессиональные политики могут влиять и даже создавать волю народа. «Воля народа»- продукт, а не движущая сила политического прогресса.

Доктрина до сих пор жива по причинам того что она переформулирована в категории религии. Вроде как глас народа есть глас Божий. Тот же принцип равенства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.064 с.)