Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов



 

Выборы - это способ формирования власти и других руководящих органов на основе волеизъявления общества путем голосования.

В современном цивилизованном мире выборы являются одним из ведущих институтов демократии, тем реальным механизмом, который обеспечивает ее существование и функционирование. Избирательный процесс представляет собой своеобразный рынок, где продавцами выступают кандидаты на властные должности и места («продают» свои программы), а покупателями - избиратели, за обещания в программах платят своим доверием, отдавая за них свои голоса.

Специфической формой избирательной активности общества является референдум (с лат. - «То, что должно быть сообщено»). Референдум - это особый тип всенародного волеизъявления, объектом которого является не выборы должностного лица, а какой-нибудь важный вопрос, по которому необходимо выявить мнение, отношение всего населения. Референдум называется конституционным, если посредством него проводится утверждение конституции или внесение поправок или изменений к ней. Референдум называется законодательным, если предметом его является проект закона текущего законодательства, судьба территории, статус страны.

Каково же социальное назначение выборов и их функции в демократических системах?

1. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти.

С помощью выборов обеспечивается участие народа в формировании (прямо или косвенно) законодательной, исполнительной и судебной власти.

2. В демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима.

Сам факт добровольного принятия гражданами участия в выборах является признаком принятия ими существующей системы, политического режима, способа формирования власти. А результаты выборов являются своеобразной формой согласия общества на проведение той политики, с программой которой победил кандидат на властную должность.

3. Выборы обосновывают интеграцию различных взглядов и формирование общей политической воли. С их помощью граждане объединяются вокруг определенной политической платформы и лидеров, которые их представляют, формуется доминирующая в обществе политическая воля. При этом в демократических системах проигравшая на выборах политическая сила переходит в оппозицию, главной задачей деятельности которой становится контроль действующей власти и помощь в реализации тех программ, которые поддержаны большинством общества.

4. Выборы являются важнейшим каналом презентации (предъявления) в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные условия и возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений, отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания интересов гражданами, а кандидаты в депутаты становятся особенно восприимчивыми к их запросам и требованиям. И хотя эти обещания и программы очень часто (даже как правило) забываются, и все же посредством выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

5. Выборы являются средством смены политических элит, передачи власти от одним людей к другим мирным демократическим путем.

В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий, совершенствуются партийные системы

6. В демократическом обществе выборы служат одной из эффективных форм контроля за институтами власти. Этот институт позволяет избирателям выносить свой вердикт относительно того или иного лица, партии, которые находились при власти и принимать решение об их дальнейшей политической судьбе.

7. В процессе выборов происходит политическая социализация и структуризация населения, развитие его политического сознания и политического участия. Во время избирательного процесса быстро расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется политико-просветительская работа. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политический опыт и навыки, определяются со своей политической позицией.

8. Выборы способствуют изменениям в обществе, корректируют направления его развития, поскольку они предоставляют возможность разными политическими силами позиционировать собственное видение общественных проблем и пути их решения. Таким образом стимулируется поиск оптимальных путей развития общества, создаются благоприятные условия для преодоления неэффективной политики и утверждения нового политического курса.

Выборы заставляют оппозицию проводить конструктивную деятельность, направленную на обеспечение развития государства, роста благосостояния общества, а не на продолжение борьбы за власть как правило деструктивной политикой. Украинским народным депутатам предстоит еще много поработать над формированием своей политической сознательности и культуры, чтобы, во-первых, оправдать звание народного, а во-вторых, направить свою деятельность на благо народа, а не на достижение и удержание власти любой ценой.

Для того, чтобы выборы выполнили свое социальное назначение, они должны опираться на основополагающие принципы избирательного права. Избирательное право - это совокупность юридических норм, регламентирующих избирательный процесс, с помощью которых определяется статус, положение каждого гражданина на выборах, организация и проведение выборов, взаимоотношение между избирателями и избирательными органами и должностными лицами, а также порядок отзыва лиц, которые не оправдали доверие.

Основные демократические принципы избирательного права

1. Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, образования, вероисповедания, политических убеждений имеют право выбирать и быть избранными в органы власти. Всеобщность ограничивается определенным набором цензов. Этот набор в значительной степени характеризует уровень демократичности политического режима и избирательного права.

К наиболее распространенным цензам относятся: возрастной ценз - позволяет участвовать в выборах только с определенного возраста, а также устанавливает возрастные границы для избрания в различные структуры власти. Этот ценз является обязательным для избирательного права и не уменьшает уровень демократичности системы.

Ценз дееспособности ограничивает избирательное право психически больным (этот факт должен быть подтвержден в судебном порядке). Моральный ценз ограничивает или лишает избирательного права лиц, отбывающих наказание по решению суда.

Во многих избирательных системах существует ценз оседлости, что выдвигает в качестве условия предоставления избирательного права время проживания в данной местности; ценз половой, ценз имущественный и др. Если цензы дееспособности и нравственный не вызывают сомнения относительно их легитимности, то другие: оседлости, половой, имущественный являются цензами дискриминационными, ограничивающими возможности политического участия граждан и их суверенного права быть источником власти.

2. Равенство - каждый избиратель имеет равное число голосов, которое оценивается также одинаково, независимо от того, каким лицом подан этот голос. Равенство предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели одинаковый вес при избрании депутатов.

3. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора. защищает граждан от возможных преследований.

4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение сам непосредственно по каждой кандидатуре на выборную должность. Между избирателями и кандидатами нет никаких посредников.

Наряду с основами избирательного права политическая практика выработала принципы организации демократических выборов. К ним относятся:

- свобода выборов предполагает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов или организаторов выборов;

- наличие выбора, альтернативных кандидатов. Без альтернативности нет и выбора, а есть только одобрение или неодобрение, согласие или несогласие;

- состязательность, конкурентность выборов. Должны быть созданы основные условия для всех кандидатов и политических сил, которые борются за власть. При этом обязательно соблюдать этические принципы борьбы: сдержанность, терпимость к политическим конкурентам, недопустимость пренебрежения, оскорблений в их адрес, фальсификации фактов и т.п.;

- периодичность и регулярность выборов. Выборы будут конструктивными, если кандидаты избираются на определенный, не слишком долгий срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления, корректировать курс правительства;

- равенство возможностей политических партий и кандидатов. Предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Это возможно обеспечить установлением законом для всех партий и кандидатов предельных затрат на проведение выборов и ограничение величины спонсорских взносов на счета кандидатов.

Выборы будут демократическими, если будут действовать все принципы как незыблемая система. В противном случае выборы будут использованы с прямо противоположным антидемократическими целями.

 

Избирательные системы

 

Главным регулятором выборов является избирательная система. Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства. которое детализирует основное положение, зафиксированное в конституции страны.

В современном мире действует ряд избирательных систем, но наиболее распространенными являются два основных типа: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

Мажоритарная система основывается на принципе большинства. При этой системе кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, а те, которые набрали меньше голосов, проигрывают выборы и мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство необходимо для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства (для победы необходимо 50% + 1 голос от проголосовавших), и систему относительного большинства (для победы достаточно опередить противников хотя бы на 1 голос). Если же при системе абсолютного большинства ни один кандидат не набрал 50% + 1, проводится переголосование - второй тур выборов, к которому допускаются два кандидата, которые получили наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель определяется по системе относительного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства в Украине проходят выборы Президента страны.

Пропорциональная система предполагает участие в выборах партий, блоков с открытыми или закрытыми списками кандидатов и распределение мандатов пропорционально голосам, которые получили партии или избирательные блоки или коалиции.

Пропорциональная система имеет две разновидности: а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (страна) и пропорциональная избирательная система на многомандатных округах (отдельный округ). В первом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в рамках всей страны (общегосударственный избирательный округ). Во втором случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорциональных распределений голосов, поданных в том или другом избирательном округе за эти партии или объединения.

Две указанные системы мажоритарная и пропорциональная имеют как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы мажоритарной системы: достигается представительство всех избирательных округов в структурах власти; есть большие возможности для создания стабильного и эффективного правительства, которое достигается посредством распределения мандатов между крупными, хорошо организованными партиями, которые провели своих депутатов в парламент, создали большинство и на этой основе формируют однопартийные правительства. При этой системе избиратели голосуют за конкретного кандидата, который став депутатом, представляет интересы своих избирателей и поддерживает на протяжении всей каденции устойчивые связи с населением округа.

Но в этой системе есть и минусы. По данной системе для распределения мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, которые отданы другим кандидатам, во внимание не принимаются и теряются. В результате:

а) значительная часть избирателей (иногда> 50%) остается не представленный в органах власти;

б) существует большая возможность манипулирования волей избирателей путем подкупа или через административное давление.

Мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, и не всегда на поддержку большинства населения. (Например, в округе в среднем баллотируются 10 кандидатов. Следуя принципу относительного большинства в парламент избраны кандидаты, набравшие около 11-12% голосов. Другие голоса 88-89% не поддерживали этих депутатов). В результате ослабляется легитимность власти, что вызывает у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Пропорциональная система:

Плюсы:

а) количество поданных за партию голосов соответствует количеству полученных ими мест в парламенте (мандатов). Этим более объективно и адекватно отражается воля избирателей;

б) в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальна картина расстановки политических сил;

в) создается возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, которые создали небольшие партии и прошли в парламент.

Минусы:

1) относительно меньшая стабильность правительства, поскольку широкое представительство различных политических сил в парламенте очень часто не позволяет одной партии создать однопартийное правительство, а коалиции далеко не всегда устойчивы из-за своей разнородности;

2) система создает возможность войти в парламент мелким национальным религиозным, региональным партиям. Эта сильная сторона системы создает, в то же время, свою противоположность - политические силы, которые не имеют поддержки на территории всей страны, могут пройти в парламент, правительство и другие государственные органы;

3) поскольку голосуются партии, а не отдельные люди, теряется непосредственная связь между избирателями и депутатами;

4) депутаты в большей степени зависят от партий и их руководства, чем от избирателей.

Эти недостатки можно, если не ликвидировать, то хотя бы смягчить: а) путем установления законом проходного барьера (у нас с 2012 г. - 5%, в России на выборах 2007 г. - 5-7%, в Грузии 7 % и т.д.). Кроме того, можно распределять мандаты партии пропорционально голосам избирателей по регионам. Также можно организовать открытые списки, чтобы избиратели голосовали не только за партию, а и за кандидата от нее по конкретному избирательному округу.

Можно применять смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему, при которой 1 / 2 парламента избирается по одной, а 1 / 2 - по другой системе. Можно оптимизировать эту систему и тем, что парламент и региональные (областные) представительные органы избираются по пропорциональной системе, а местные органы самоуправления - по мажоритарной. Единого решения здесь нет. Все зависит от конкретных условий страны и уровня демократичности отношений между ветвями власти, политической социализации общества. С 2012 г. в Украине действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система, которая обеспечит представительство конкретного депутата от каждого округа. Кроме того повышен проходной барьер для партий до 5%, что сделает невозможным прохождение в парламент малочисленных и малоавторитетных партий. Запрещено также создавать избирательные блоки партий, что также направлено на создание более действенной структуры парламента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.025 с.)