Государственная социальная политика и охрана здоровья в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная социальная политика и охрана здоровья в современном мире



Одним из важнейших направлений внутриполитической деятельности современного государства является социальная политика. В сферу этой политики включается защита трудоспособного населения в плане обеспечения его работой, заработной платой; финансирование и развитие образования, подготовки кадров, медицинской помощи, культурно-просветительской деятельности; обеспечение соответствующего уровня жизни нетрудоспособной части общества (пенсионеров, инвалидов, временно безработных, продолжающих обучение); компенсации потерь в результате природных катастроф, стихийных бедствий и т.п.

В целом же, на наш взгляд, социальную политику можно определить как деятельность государства по организации и регулированию социальной сферы с целью удовлетворения социальных потребностей, обеспечения социальных гарантий и социальной защиты населения страны.

Сложилось несколько подходов к определению направленности этой политики, которые разнятся, главным образом, различным пониманием объемов государственных социальных гарантий и социальной защиты, источников финансирования и ее функциональным назначением. Так, либералы убеждены в том, что социальная политика призвана обеспечить стабильность, смягчение противостояния в обществе за счет государственного бюджета. Консерваторы отдают предпочтение стимулирующей функции социальной политики и создания государством, прежде всего, правовых условий самообеспечения населением социальных потребностей. По их мнению, государственные социальные гарантии только вредят обществу, так как объективно порождают иждивенчество и тенденцию к злоупотреблению социальной помощью.

Социал-демократическая концепция предусматривает активность государства в направлении достижения равенства индивидуальных возможностей граждан; осуществление политики выравнивания доходов граждан, сдерживание роста имущественной дифференциации общества.

Социалисты-марксисты считают главной функциональной направленностью этой политики максимально возможную, не зависящую от трудовой деятельности индивида, расширяющуюся по мере укрепления экономики, социальную защиту человека, создание условий для его всестороннего развития.

Во всех этих подходах охрана здоровья в целом и медицинская помощь в частности является важнейшей составляющей социальной политики.

В соответствии с концепциями социальной политики сложились и типы организации систем здравоохранения в странах либеральной, консервативной, социал-демократической и коммунистической (социалистической) ориентации. Главными признаками, по которым следует различать виды государственной политики в области здравоохранения (ГПОЗ), являются следующие:

- соотношение государственной и частной форм медицинского обслуживания;

- возможность равного доступа к получению медицинских услуг всеми гражданами страны;

- наличие или отсутствие государственной программы охраны здоровья;

- размер государственного финансирования медицинской отрасли (по условиям, принятым странами Европейского Союза – 78,8 %).[4]

Либеральная модель ГПОЗ предусматривает сравнительно низкие затраты государства на охрану здоровья (в США – до 50 %). Большинство распространенных форм медицинского обслуживания основаны на коллективных видах страхования, которое осуществляют коммерческие компании вместе с работодателями и работниками. Однако до 40 % населения не обеспечивались этим видом страхования. Поэтому с 1965 г. в США существуют две государственные программы медицинской помощи малообеспеченным группам – «Медикейр» и «Медикейт». С 2010 г. в США принят закон о расширении государственного медицинского обслуживания населения.

Консервативная модель ГПОЗ (модель Бисмарка) – самая старая (с 80-х гг. XIX в.) европейская модель, типичным представителем которой является Германия. В основу ее положено обязательное медицинское страхование. Фонд страхования создается за счет равных взносов наемных работников и работодателей. Доля государства в финансировании медицинской отрасли достигает 72 %. Особенностью этой модели является то, что она сохраняет неравенство стоимости услуг и, как следствие, неравный доступ к ним населения.

Социал-демократическая модель ГПОЗ – основана на господстве государственной системы медицинских учреждений, подавляющем (свыше 90 %) финансировании медицинских услуг за счет государства; государственной системе медицинского страхования, которая концентрирует до 90 % средств в государственном и местных бюджетах. Типичным образцом этой модели являются скандинавские страны, в первую очередь – Швеция.

Социалистическая (коммунистическая) модель – модель Семашко – была характерна и наиболее развита в бывшем СССР и в большинстве социалистических стран. Она характеризовалась практически полной государственной системой медицинских учреждений и государственным финансированием, как практического здравоохранения, так и медицинской науки и подготовки кадров. Гарантировалась необходимая бесплатная медицинская помощь всем гражданам страны. Однако в связи с ростом численности населения и его заболеваемости, ухудшением экологии и усилением негативного влияния других факторов на здоровье требовалось все больше расходов из госбюджета и бюджетов местных органов власти. В условиях снижения эффективности общественного производства эта система оказалась неспособной удовлетворять возрастающие потребности охраны здоровья и нелегально часть стоимости медицинских услуг постепенно перекладывалась на население. Начатая работа по созданию системы медицинского страхования по известным причинам не была завершена.

Эффективность каждой модели нельзя оценить однозначно. К примеру, либеральная модель для обеспечения возможности получения медицинской помощи требует, чтобы в структуре оплаты труда, в затратах на рабочую силу была значительная часть средств, позволяющих оплатить медицинские услуги, что ведет к удорожанию товарной продукции. А при низкой зарплате получение медицинской помощи становится практически невозможным. Хотя эта модель, как никакая другая, побуждает человека к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье.

Консервативная модель позволяет расширить возможности получения медицинских услуг населением. Однако их дороговизна в условиях роста безработицы, сопровождающейся всегда ростом заболеваемости, обусловливает несоизмеримость нагрузки на бюджет с потребностями финансирования медицинских услуг. А это автоматически ведет к росту социальной напряженности и, как правило, увеличению налогов на работающих. Рост стоимости медицинских услуг и ограниченность страховых фондов заставляет задействовать и средства больных.

Социал-демократическая и социалистические модели в наибольшей степени отвечают интересам большинства общества и особенно тех, кто не в состоянии оплачивать медицинские услуги. Однако их широкая доступность требует все больших затрат государства, а это возможно только при превышении темпов роста эффективности производства над темпами роста потребностей в системе охраны здоровья. В современных условиях это не всегда возможно даже в странах с высокоразвитой экономикой.

Таким образом, идеальных моделей ГПОЗ в мире не существует, и создать их не практике невозможно. Следовательно, необходимо совершенствовать, развивать сложившиеся системы таким образом, чтобы в максимально-возможной степени удовлетворять потребности населения данной страны и человечества в целом в защите его здоровья. Ибо в современных условиях сначала незаметная болезнь в каком-то незначительном регионе может быстро превратится в угрозу всему человечеству (СПИД), а эпидемии без организации государственной борьбы с ними – в глобальную проблему. Следовательно, при любых моделях выработка и осуществление государственной политики в области охраны здоровья становится объективной необходимостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.005 с.)