Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические идеи СредневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая мысль Средневековья не характеризуется особой интенсивностью развития, что обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, это слабость светской власти в силу слабости самих государств, образовавшихся на развалах древних империй. Отсюда возникает другое обстоятельство – сила религии, которая стояла над государственностью, была регионально-интернациональной и утверждала свое господство в различных государствах. Такими основными религиями были христианство, ислам, буддизм. По мере укрепления новых государств, усиления светской власти и феодализма возникала необходимость теоретического обоснования и юридического закрепления этой власти и тех отношений, которые она утверждала. Поэтому главной политической проблемой Средневековья становится проблема соотношения церковной и светской власти, церкви и государства. Спад в развитии политической мысли повлек за собой перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, поэтому значительная часть его находилась под господствующим влиянием догматического религиозного мышления. Тем не менее, даже в этот период (2-я половина I в. н.э. – начало XVII в.) политическая мысль развивается: изучаются и формулируются принципы власти, государственного устройства, роли социальных групп и классов и др. В период раннего Средневековья политическая мысль развивалась главным образом на Востоке в виде различных религиозных направлений: ислам и две его ветви (суннитская и шиитская), исмаилизм и его ветви (карматская и хариджитская). Наиболее известными именами этого времени и этого региона были, проповедник Мани (216-277), разработавший учение о борьбе Добра и Зла, Света и Тьмы; философ Аль-Фараби (870-950), попытавшийся изложить проект идеального города-государства, противоречащий требованиям Корана и установкам Аллаха; Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), который также работал над проектом разумного (идеального) общества и государства, разработал социальную структуру общества: правители, работники, воины и указал принципы взаимоотношений между ними, построенные на началах иерархии; Низами Гянджеви (1141-1209), который разоблачал жестокость и насилие правителей, гнет и притеснение народа и др. Для европейской политической мысли Средневековья характерен поиск решения проблем политики на основе двух субъектов власти: духовной (церковь) и светской (государство). И если Аврелий Августин (354-430) отстаивал приоритет церкви над государством: "государство, не подчиненное церкви, ничем не отличается от шайки разбойников", то другой идеолог католицизма монах Фома Аквинский (1236-1274), не отрицая высшей иерархии "небесной истины", отстаивает непререкаемость феодальных законов, недопустимость их нарушения, т.к. они вытекают из воли и разума бога. Светская (феодальная) власть освящена, по его мнению, богом, а поэтому она приоритетна. С развитием экономического потенциала государств, возникновением третьего сословия – бюргерства – завоевывает признание юридическое конструирование государства, а в политической сфере появляются представительные органы: кортесы (Арагон, Кастилия), парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), которые существенно регламентируют (ограничивают) прерогативы монархов. Английский правовед Фортескью объясняет: "Помимо власти короля над народом должна существовать власть над королем". Появление городов-республик (Венеция, Генуя, Флоренция, Гамбург и др.) утвердило представительную власть как средство выражения интересов различных социальных групп. Марсилий Падуанский (ок.1280-1343), врач по профессии, в трактате "Защитник мира" выдвигает идею общественного договора в происхождении государства и обосновывает идею народного суверенитета в формировании власти, согласно которой верховным законодателем и единственным источником власти в государстве является народ-суверен. Он первый разграничивает законодательную власть и исполнительную, решительно выступает против господства церкви над государством, отрицает правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии. В 1327 г. за свои взгляды отлучен от церкви. Значительное развитие политическая мысль получает в эпоху Возрождения. В этот период на смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система, в центре которой стоит человек с его потребностями и стремлениями. Новые идеи этой эпохи генерируют мыслители, деятельность которых обеспечивала удовлетворение заказа на новые социальные и политические идеи. На основе знаний и учений древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители возрождают суждения о государстве как общем деле народов, месте и роли человека в обществе и государстве. Возрождение и развитие новых идей проходит в ожесточенной борьбе взглядов, партий, объединений. И все же главной заслугой мыслителей этой эпохи есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики, подготовка почвы политико-правового мировоззрения. Наиболее видным представителем этого периода является итальянский философ, политик Николо Макиавелли (1468-1527). В основных своих политических трудах "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции" Макиавелли высказал целый ряд принципиально новых взглядов на политику, государство и осуществление власти. Политические взгляды Макиавелли основывались, в первую очередь, на реалиях политической действительности того периода и сводились к следующим положениям: Ø власть не божественный институт, а результат действия реальных земных сил; Ø власть не может и не должна подчиняться принципам христианской морали, а руководствоваться своими, среди которых возможны жестокость и обман, демагогия и вероломство, хитрость и клевета. "Цель оправдывает средства" – именно это положение стало основой макиавеллизма; Ø политика – автономная сфера человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы предвидеть заранее ход событий и принять необходимые меры; Ø главный стимул поведения человека – интерес, который порождает эгоизм, и для ограничения этого эгоизма необходимо введение государства – высшей силы, способной поставить человека в определенные рамки; Ø форма государства определяется расстановкой политических сил в обществе и условиями, в которых это государство развивается; Ø государство означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов и т.д. Исторической заслугой Макиавелли является то, что он одним из первых стал рассматривать государство с позиции человека и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. Итак, в период Средневековья и эпохи Возрождения, несмотря на всесилие церкви и утверждение абсолютной монархической власти, постепенно развиваются политические взгляды, которые на первом этапе направлены на защиту феодализма, а в эпоху Возрождения подвергают серьезной критике феодальные устои и резко выступают против господства церкви в политике. Тем самым закладывается фундамент для перехода человечества в новый период своего развития, требующий не только изменения политических систем, но и всестороннего развития политических взглядов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.006 с.) |