Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть. Виды власти. Пути достижения власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из общественных отношений, с которым мы встречаемся практически ежедневно, есть отношение власти. Пожалуй, это фундаментальная основа организации человеческого общества, его упорядоченности, целенаправленности. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в различных организациях и учреждениях, на определенной административной территории, наконец, в государстве и даже в международном сообществе. Понятно, что в каждом из этих случаев характер и содержание власти отличаются. Но в любом случае она связана с волеизъявлением одного или одних и подчинением этой воле других. Проблема власти является основополагающей и в политологии, ибо вся система политических отношений прямо или косвенно связана с властью. В политической литературе как отправное принято определение, данное немецким социологом М.Вебером. Он считал, что власть – это возможность того, что одно лицо внутри социальной общности будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана. Однако до настоящего времени, в силу многообразия властных отношений и по сферам их действия, и по видам, единого мнения по поводу сущности власти не выработано. В социально-политическом смысле власть – это реальная возможность господствующей части общества осуществлять свою волю, подчинять ей деятельность подчиненной части на основе права, авторитета и насилия. Поскольку любая власть связана с волеизъявлением одного (одних) по отношению к другому (другим), то она реально имеет место тогда, когда это волеизъявление исполняется добровольно, осознано как необходимое, или по принуждению, вопреки воле исполнителя. Следовательно, в наиболее обобщенном определении, власть – это реальная возможность одного человека или определенной группы подчинить себе волю других и добиться выполнения этой воли. Элементами власти являются: субъект власти – актор – инициатор воли и ее изъявитель; объект власти – исполнитель воли актора; средства власти – то, что использует актор для того, чтобы заставить объект власти выполнить его волю; процесс власти – процесс исполнения воли актора. Непризнание власти может выразиться в актах гражданского неповиновения, ожесточенного сопротивления, борьбы за изменение существующей власти. Наоборот, если субъект власти обладает не только волей, компетенцией и средствами принуждения, но и пониманием власти, ее признанием и добровольным подчинением объекта власти, такая власть будет эффективной. Из всех видов власти в политической системе общества определяющее значение имеет политическая власть. Политическая власть – это реальная способность и возможность социальной общности, индивида проявлять свою волю в политике на основе политических потребностей и интересов. Политическую власть можно определить и как форму социальных отношений, которые характеризуются возможностью тех или иных субъектов политики подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и других средств. Политическая власть имеет свои особенности: - осмысление, осознание и понимание политических потребностей общества, политических интересов и целей; - способность и готовность субъекта власти изъявлять свою политическую волю; - наличие политических организаций, через которые субъект политической власти осуществляет политическую деятельность; - охват всего политического пространства взаимодействием различных политических субъектов; - обеспечение общественного господства субъекта политической власти. Сущностными чертами политической власти являются ее суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет – это независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного субъекта власти. Суверенитет политической власти заключается, прежде всего, в ее независимости и неделимости. Другими словами, это означает, что политическая власть над данным объектом не может быть разделена между лицами, группами, другими социальными субъектами с различными политическими позициями. Даже в многопартийной системе, если политическая государственная власть осуществляется коалициями, то она может осуществляться только с позиции компромисса. Если такового нет, то и власть такая не может быть эффективной и стабильной. Воля – это наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Авторитет – общепризнанное в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Он проявляется в готовности объектов власти добровольно подчиняться приказам, распоряжениям, директивам, указаниям, пожеланиям, высказываемым в обращениях субъекта власти. Принуждение – это реализация воли субъекта власти на основе применения или угрозы применения любых средств вплоть до физического насилия. Такое принуждение является необходимым и легитимным признаком, т.к. осуществление власти только на основе авторитета и в настоящее время, и даже в отдаленной перспективе является утопией. Поэтому справедливым является высказывание М.Вебера: "Государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие – иначе определить его нельзя"[1]. Политическая власть проявляется в различных формах: государственная, партийная, власть общественных организаций и информационная. Главной из них, стержнем политической системы, является власть государственная. Государственная власть – это такая форма политической власти, которая выражает волю экономически и политически господствующей общности, опирается на специальный аппарат принуждения, имеет монопольное право издавать законы и другие распоряжения, обязательные для всего населения страны. Государственной власти присущи все особенности политической власти, а также: - публичный характер; - монополия на наличие специального аппарата принуждения, средств организованного и законодательно оформленного насилия, легальность и легитимность их использования в пределах государства; - наличие определенного территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, определяющий границы государственной власти; - монополия на правовое, юридическое закрепление власти; - обязательность властных распоряжений для всего населения. Основными функциями государственной власти являются установление законов, организация их исполнения и осуществление правосудия. Наряду с политической властью в обществе существует экономическая, социальная, духовно-информационная и др. В соответствии с функциями, которые исполняют органы государственной власти, она делится на законодательную (парламент), исполнительную (президент, кабинет министров) и судебную (верховный, конституционный, арбитражный суды и суды на местах). По способам взаимодействия субъекта и объекта власти она может быть демократической, авторитарной. Существуют и другие подходы к типологизации власти. Способы властвования могут быть: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей ее решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подвластными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта власти над объектом), конституционными (осуществление власти в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральными (уважение свободы личности, ее фундаментальных прав) и другими. Пути достижения власти определяются конкретными условиями, которые сложились в государстве на данный момент. Все многообразие этих путей можно типологизовать в зависимости от средств и методов, используемых в борьбе за власть. В наиболее общем виде типологизация путей достижения власти может быть представлена тремя видами: наследование (передача власти по наследству одному из членов монархической семьи), демократия (получение власти в результате волеизъявления избирателей на выборах), насилие (захват власти индивидами, группой лиц, партиями в результате каких-либо насильственных мер: революций, переворотов и др.). Передача власти по наследству – это традиционный путь прихода к власти в странах с сохраняющейся абсолютной или ограниченной монархией. В большинстве цивилизованных стран, где традиционно сохранен престол, власть монарха ограничена конституцией и является скорее символической, традиционной, чем реальной политической властью. Хотя монарх и выполняет ряд функций представительского характера, подписывает принятые парламентом законы, осуществляет помилование и др. Наиболее эффективным путем получения власти, связанным с минимальными потерями для общества и обеспечивающим, как правило, наибольшую ее легитимность, являются демократические выборы. Такая власть может проводить изменения в стране, совершенствовать процесс власти на основе политических реформ. При этом преобразования, даже смена власти, переустройство политической и социально-экономической жизни общества осуществляется постепенно, в соответствии с конституцией и, как правило, без коренных изменений существующего строя. Способы реформирования могут быть различными: реформы сверху, т.е. по инициативе самой власти, отречение или отказ (подача в отставку) от власти, постепенное реформирование власти на основе согласованной деятельности политических сил, которые находятся у власти или в оппозиции. Современный мир характеризуется не только демократическими путями, но и целой палитрой насильственных форм захвата власти, которые используют различные политические силы. Одним из крайне радикальных путей является политическая революция – общественное движение и переворот, которые ставят целью свержение старого строя, установление нового режима путем насильственного завоевания политической власти, осуществления коренных перемен в политической жизни общества. Этот путь, как правило, связан с большими издержками для общества не только в политике, но и в экономике, в социальной сфере и т.д. Контрреволюция – это борьба свергнутого революционным путем режима реакционного класса, социальной группы, которые сходят с исторической арены, за возврат утраченной власти. Методы контрреволюции: саботаж, идеологическая диверсия, подрывная агитация, террор, вооруженная борьба. Милитаристская форма достижения власти – захват государственной власти с помощью военной силы. Политические перевороты – форма преимущественно насильственной и редко ненасильственной смены политической власти, в результате которых политическое управление страной переходит в руки новых политических сил. Зачастую политические перевороты не ведут к коренным социально-экономическим преобразованиям (в отличие от реформ и революций), а завершаются персональными изменениями в центральной власти. Виды переворотов: - государственный переворот – насильственная или ненасильственная смена главы государства или правительства, приведение к власти новых политических сил; - дворцовый переворот – форма устранения от власти монарха и возведение на престол нового определенной группой лиц, находящихся при дворе; - путч – форма борьбы за власть с широким использованием репрессий и опоры на военных, которые выступают инструментом захвата власти; - военный заговор – форма установления власти военными, при которой к власти на определенный период времени приходят военные, а потом по мере укрепления политической стабильности в обществе власть передается гражданским институтам. 3.3. Политические режимы. Основные типы политических режимов. Переход от тоталитаризма к демократии.
Средства и методы реализации функций политической системы зависят от того, на каких принципах основано воздействие власти на общество, какова в государстве структура политических институтов и, прежде всего, институтов власти, есть ли в обществе возможность организации партий и их роль в политической жизни, какова форма государства. С учётом этих факторов современный французский политолог Ж.-Л. Кермонн включает в понятие «политический режим»: 1) принцип легитимности, который подразумевает доверие населения власти, её способность принимать и осуществлять решения, которые соответствуют ценностям и интересам большинства общества; 2) структуру институтов, посредством которой может осуществляться (или не осуществляться) воля большинства народа; 3) партийную систему, представляющую политически организованные силы, которые представляют и отстаивают интересы различных групп гражданского общества в государстве. Наличие или отсутствие партийных систем является определяющим фактором политического режима; 4) форму государства как способ его организации и устройства, который включает, прежде всего, организацию верховной государственной власти, её органов, реализующих общезначимые интересы. Таким образом, политический режим можно представить как совокупность характерных для данного типа государства политических отношений, применяемых средств и методов реализации власти, возможность представления и отстаивания интересов различных классов и социальных групп через партийную систему. Исходя из этого, все типы политических режимов в зависимости от характера отношений между властью и народом, степени суверенитета народа и структуры партийных систем можно представить в виде двух больших групп: демократические и недемократические, или авторитарные. Такой подход позволяет сформулировать общее представление о характере политического режима в стране, однако уровень демократизма, его реальность в многообразии политических отношений может существенно отличаться. Вместе с тем в политологии в зависимости от критериев, которые берутся за основу характеристики режима, существуют и несколько другие подходы к их классификации. Так, в основе марксистского подхода лежит принцип классовой сущности власти и господствующей экономической системы. Исходя из этого, режимы подразделяются на: - социалистические, - просоциалистические (или социалистической ориентации), - капиталистические, - прокапиталистические (или капиталистической ориентации), - смешанные. Французский политолог М.Дюверже называет такие политические режимы как либеральный и авторитарный; демократический, автократический и смешанный; монократический (диктаторский), директорию (коллективное правление), комбинированный. В зависимости от социального состава правящей элиты политические режимы подразделяют на военные (военно-демократические и военно-диктаторские), гражданские, военно-гражданские, клерикальные, теократические (государственная власть – в руках духовенства, глава государства является одновременно главой церкви); патриархальные (с сильным влиянием традиционных политических институтов); квазидемократические, при которых формально существует демократическая конституция, представительная власть, мало отличающиеся друг от друга политические партии, в то же время нарушаются права и свободы человека, не соблюдается принцип разделения властей, чрезмерно усиливается исполнительная власть или власть главы государства. Такие подходы имеют право на существование, однако, как представляется, это в большей степени относится непосредственно к характеристике власти, а не в целом к режиму. Ибо власть, хотя и очень важный элемент режима, сама зависит от тех политических сил, которые сложились в обществе, политических отношений, определяющих возможность завоевания власти и её осуществления. Поэтому более обоснованной, по нашему мнению, является классификация, в основу которой положен характер отношений между власть и обществом, то есть демократические и авторитарные режимы. При этом, в зависимости от уровня демократичности или авторитарности выделяют следующие виды режимов: a) демократические: - развёрнуто-демократический, - демократически-авторитарный, - анархо-демократический; b) авторитарные (антидемократические): - тоталитарный, - жёстко-авторитарный, - авторитарно-демократический. Не вдаваясь в детальную характеристику каждого из промежуточных режимов, рассмотрим два основных из них – демократический и авторитарный, а также высшую форму авторитаризма – тоталитаризм. Демократичность режима по классификации Е.Вятра определяется по трём признакам. 1) Честные, соревновательные, регулярно проводимые выборы. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивиды) имеют возможность участвовать в выборах, а другие (по экономическим, финансовым возможностям, политическим взглядам) лишены такой возможности. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм обеспечения честной игры. Выборы не будут честными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если она терпимо относится к другим партиям во время выборов. Недопустима в этом плане и монополия на средства массовой информации, давление исполнительной власти на избирателей. 2) Правительство рождается из выборов. То есть необходимо, чтобы смена правительства осуществлялась после выборов и по результатам выборов, а в нём были представлены те политические силы, которые победили на выборах. 3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Это значит, что мнение большинства, выраженное демократическим путём во время выборов, необходимое, но не достаточное условие. Только сочетание правительства большинства и защиты прав меньшинства составляют демократию. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократичным. Эти признаки, безусловно, важные и определяющие, однако их, на наш взгляд, следует дополнить следующим. Демократический политический режим допускает легальную деятельность оппозиционных партий; в государстве активно действуют представительные органы власти, формируемые на основе всеобщих выборов; здесь признаётся равноправие граждан, провозглашаются и соблюдаются их демократические права и свободы. Незыблемой политико-юридической основой демократических режимов выступает конституция страны. В концентрированном виде демократический политический режим выражается в принципах правового государства, политического плюрализма и свободы личности. Следовательно, демократический режим можно определить как такую систему политических отношений в государстве, которая основана на легитимности власти, возможности выражения и отстаивания интересов классов и социальных групп через партийную систему, при которой обеспечивается реализация прав и свобод человека, защищаются общезначимые интересы общества. Авторитарные режимы устанавливаются, как правило, в результате государственных переворотов, в период глубоких кризисов, во время проведения войн. В дальнейшем укрепление авторитаризма связано с нежеланием правящей элиты разделить власть с другими политическими силами, боязнью потери этой власти, а следовательно и всех привилегий, которые она обеспечивает. Постепенно элита утверждается во мнении о своей исключительности, непогрешимости, и это ещё больше требует усиления её политического влияния и недопущения любой оппозиции не только к власти, но и в обществе. Для этого устанавливается жёсткий государственный контроль в идеологии и особенно в общественных науках, литературе, искусстве; контролируются и направляются средства массовой информации. Основным методом государственной деятельности, осуществления власти и управления обществом выступает диктат, принуждение, репрессии, прямое ограничение политических прав и свобод. Авторитарный режим основан на беспрекословном подчинении власти и связан с её деспотичностью, которая исходит от одного лица или группы лиц. При таком режиме властью, как правило, нарушается законность и конституция, запрещается или резко ограничивается деятельность оппозиционных партий; ликвидируется или значительно ограничивается, а при формальном сохранении строго регламентируется, направляется деятельность представительных органов власти. В международных отношениях проводится либо агрессивная внешняя политика, политика с позиции силы, либо такое государство замыкается в себе. Таким образом, авторитарный режим – это такая система политических отношений в государстве, которая основана на силовом утверждении власти, ограничении или лишении возможности неправящих классов и социальных групп отстаивать свои интересы через партийную систему. При этом принуждение, насилие и даже террор утверждаются как главные средства функционирования политической системы, нарушаются права и свободы человека, игнорируются общезначимые интересы общества. Разновидностями авторитарных режимов являются теократический, тоталитарный, военный. Наиболее одиозным из них, крайней формой авторитаризма является тоталитарный режим или тоталитаризм. Ему присущи все признаки авторитаризма, а также возведённое до абсолютизма господство одной идеологической системы, что возможно при безраздельном властвовании одной политической партии. То есть тоталитаризм – это такая форма авторитарного режима, при котором политическая власть принадлежит одной массовой политической партии, организованной недемократическим путём или отошедшей от демократических принципов организации деятельности, устанавливающей господство своей идеологии и монопольный контроль во всех сферах жизни общества (экономике, науке, культуре, образовании и др.); подчиняющей себе средства массовой информации и использующей для удержания власти неограниченные репрессии вплоть до террора. Тоталитаризм утвердился первоначально в фашистских Италии при диктатуре Муссолини, Германии, франкистской Испании. В советском обществе также были исторические периоды тоталитарного режима, в первую очередь связанные с вождизмом Сталина (1929-1953). В других странах фактически тоталитарными были режимы Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, С.Хусейна в Ираке, Пол Пота в Камбодже и др. Тоталитарные режимы, характеризующиеся крайней жестокостью и жёсткостью власти, исторически долго существовать не могут, т.к. не только в обществе, но и в самой тоталитарной партии со временем будут возникать мысли о его несправедливости, подавляющем влиянии на развитие личности и общества в целом. Кроме того, тоталитаризм неизбежно приводит к одностороннему развитию экономики – её милитаризации, что требует всё большего отвлечения средств общества на военные нужды и сокращения возможностей развития других сфер. Практика прошедшего столетия показала неизбежность падения тоталитарных режимов. Однако пути перехода от тоталитаризма к демократии далеко не простые и зачастую связаны с большими потерями для общества. В то же время, следует отметить, что история не имеет ещё примеров прямой и непосредственной трансформации тоталитарного политического режима в демократический. Такой переход осуществлялся на протяжении более или менее длительного времени через переходный этап, характеризующийся режимом авторитарного типа. Авторитарный этап в этой трансформации является обязательным, но недостаточным условием утверждения демократичного режима. Обязательным потому, что тоталитаризм уничтожает или извращает все условия демократии, начиная от правовой основы организации жизнедеятельности общества до сознания каждого человека (в политике, экономике, идеологии, быту и т.д.). Поэтому, не создав постепенно нового правового поля, новых политической, экономической, культурно-идеологической систем в обществе, можно быстро разрушить тоталитарную систему и затем очень долго и с огромными потерями создавать демократическую. Недостаточным потому, что всегда сохраняется угроза возврата тоталитаризма с новыми действующими лицами, если политические силы, возглавившие преобразовательные процессы, оторвутся от народа, будут преследовать только свои корыстные цели (власть, обогащение), потеряют доверие и поддержку масс, уйдут из-под их контроля. Первичными условиями перехода могут быть разные обстоятельства: поражение в войне (Германия, Италия), потеря власти в результате переворота (Испания, Португалия), инициатива самой власти (СССР). Однако дальнейшие преобразования в обществе должны осуществляться в соответствии с определёнными закономерностями, отступление от которых влечёт за собой невыполнимость поставленной задачи. Такими закономерностями, как свидетельствует исторический опыт, являются: а) постепенность преобразований, их последовательность, б) постепенное расширение демократичности и сокращение авторитарности в экономической, политической и других сферах; в) расширение социальной опоры демократизации и контроля за ней со стороны общества, г) достижение консенсуса между основными политическими силами. По такому пути осуществлён переход в послевоенных Германии (ФРГ) и Италии, посттоталитарных Испании и Португалии. В то же время попытка быстро и всё сразу демократизировать в СССР привела к его развалу, эта же стратегия в странах СНГ привела к созданию могучих криминальных или на грани криминальных группировок, коррупции, практически развалу национальных экономик, резкому падению уровня жизни народа и, как следствие, утере легитимности власти. А это – реальная угроза демократическим преобразованиям. Эволюция тоталитарного режима в демократический предполагает первоначально высвобождение из-под тоталитарного контроля и регламентации одной-двух сфер общественной жизни: экономической, духовной, социально-политической, где начинают формироваться зачатки, элементы и структуры нового демократического режима, а затем, по мере их утверждения, расширение демократизации. Этот период будет характеризоваться как авторитарно-демократический. По мере укрепления демократических начал авторитаризм будет ослабляться, а демократизм усиливаться. Для такого перехода нужны объективные (неэффективность тоталитаризма, недовольство общества, назревание социальных конфликтов) и субъективные (наличие политических сил, которые взяли бы на себя тяжёлое бремя трансформации) факторы. При этом по мере утверждения демократизма политические силы, которые возглавили трансформационные процессы, должны передавать функции контроля демократическим институтам, ибо в противном случае один тоталитаризм может смениться другим. Следовательно: - тоталитаризм не может прямо, непосредственно трансформироваться в демократию. Переходным этапом является авторитаризм; - авторитаризм может эволюционировать в демократию, если силы, которые взяли на себя функции трансформации общества, поступательно будут осуществлять демократические преобразования и, по мере их утверждения, передавать функции руководства и контроля демократическим институтам; - идти от тоталитаризма к демократии можно только освободившись от идеократии; - переход от авторитаризма к демократии тогда будет иметь успех, если будет расширяться социальная опора этой демократии, т.е. если она будет постоянно расширять и углублять доверие народа; - демократия должна быть контролируемой, ибо бесконтрольность может снова превратить её в тоталитаризм. В истории человечества много примеров различных политических режимов, однако доминирующей тенденцией современного мира является их демократизация, постепенный переход к реальному суверенитету народа. Такой переход провозглашён и в Украине. Демократичность политического режима утверждена в Конституции нашей республики. Однако на этом пути уже сделано слишком много ошибок, допущены очень серьёзные просчёты. Практика двух десятилетий независимости убедительно показала неготовность самого общества, непонимание и неспособность власти последовательно и эффективно осуществлять демократизацию. И всё же постепенно эти негативные факторы уйдут в прошлое, общество политически структуризируется, демократические принципы утвердятся в деятельности и власти, и каждого человека, а Украина станет демократическим государством. Вопросы для самоконтроля.
1. Что представляет собой политическая система общества и ее назначение? 2. Охарактеризуйте структуру политической системы общества. 3. Охарактеризуйте основные функции политической системы общества. 4. Классификация политических систем по типу политического режима. 5. Без каких отношений невозможно организованное существование общества? Почему? 6. Как определял сущность власти М. Вебер? 7. Дайте определение политической власти. Объясните его сущность. 8. В чем сущность государственной власти. 9. Что означает суверенитет государственной власти и ее публичность? 10. Какие средства власти являются наиболее действенными. Почему? Их эффективность? 11. Дайте характеристику путей достижения власти. 12. Что такое политический режим? 13. Почему для демократического режима обязательным условием есть многопартийность? 14. В чем сущность демократического, авторитарного и тоталитарного режимов? 15. Почему невозможен непосредственный переход от тоталитаризма к демократии?
Задание для самостоятельной работы. 1. Охарактеризуйте структуру государственной власти в ваших странах. Какие функции выполняют разные ветви власти? 2. Дайте характеристику политическим режимам в вашей стране. К какому типу он относится?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.016 с.) |