Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования пол власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования пол власти.



Под субъектом политики понимают носителя практической деятельности, источник активности, направленный на объект. Субъекты- это группы людей или люди, влияющие на принятие полит. решений или участвующие в их принятии. К субъектам полит.власти относятся: 1) соц.общности(классы, этносы, соц.группы);2)гос-во; 3)полит.партии и организации; 4)правящие элиты, бюрократия, лобби; 5)групповое и индивид лидерство;6)личная власть; 7)отдельные личности в рамках легитимизированных процессов(митинги,выборы, демонстрации). Под ресурсами власти следует понимать все те ср-ва, использование кот обеспечив влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся ценности, либо ср-ва, способные повлиять на внутренний мир чел-ка(СМИ), либо орудия, с помощь кот можно лишить чел-ка тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь(оружие). Ресурсы, выступающие одним из важнейших оснований власти, наряду с субъектом и объектом, могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения. Их можно классифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и др. соц. блага; к принудительным – меры уголовного и администрат воздействия; к нормативным - ср-ва воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения чела. Они признаны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Согласно др. ресурсы делятся с учётом важнейших сфер деятельности на экономич, соц, политико-силовые и культурно-информац. Экон. ресурсы- это материальные блага, необходимые для обществ произв-ва и потребления(деньги,продукты питания). Соц.ресурсы- способность повышения (понижения) соц.статуса или ранга, места в соц. иерархии (должность,престиж). Культурно-информ.- знания и инф-ция, а также ср-ва их получения: институты науки и образования, СМИ. Силовые- это оружие и аппарат физич принуждения, специально подготовленные для этого люди. Специфич ресурсом власти является чел. (демографические ресурсы). Люди- это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает др. ресурсы.

Функционирование пол власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.
Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:
-Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов -Рациональность вертикального и горизонтального строения власти -Действенный контроль за выполнением властных распоряжений

-Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
-Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.


Полит.система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в полит.с-ме.

Полит.с-ма общества- это с-ма полит.организаций и институтов, полит. идей, взглядов, полит нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью кот осуществляется власть

Для понимания сущности полит. системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним можно отнести:1)определение целей и задач общ-ва, разработка программ его жизнедеятельности; 2)мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц.-полит. целей задач.3)полит.социализацию общ-ва; 4)формирование полит. сознания граждан;5)полит. связь элементов системы, системы и среды;6)укрепление общественно-полит. строя, обеспечение его безопасности; Основные элементы пол системы: полит. организации и институты; полит. и правовые нормы; полит. отношения, полит.сознание и полит культура.

В отечеств полит. лит-ре длительный период выделялись два типа полит.систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. Современные политологи классифицируют полит. с-мы по различным критериям. В зависимости от хар-ра и способа взаимоотношений власти, общ-ва и личности, полит.режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные с-мы. Распространено деление полит.с-м на традиционные, модернизированные и переходные. Выделяют также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок полит.с-мы., трансформирующиеся (реакционные и прогрессивные), проводящие общ.преобразования, ориентирующие на реформы. По признаку участия в полит.прцессе выделяют либеральную демократию,коммунистическую и развивающуюся. Полит.с-мы подразделяются на открытые и закрытые в зав-ти от связей с внешней средой и др.странами. Выделяют завершенные и незавершенные полит.с-мы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зав-ти от концентрации или распределённости власти и ряд других. В лит-ре встречается и формационный подход к делению полит.с-м на типы- рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. Под СМИ понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика. СМИ - это составная часть пол системы общества. СМИ осуществляют серъёзное воздействие на об-во, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.СМИ выражают интересы об-ва, различных соц групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении.


13. Политический режим — способ функц-я т взаимосвязи осн. элементов полит. с-мы.Эк. сфера: эффект-ть эк. политики правящ. Элиты. Модели: 1)экспортно-ориентир.(Чили, Корея,Тайвань), 2)пропорцион. рост рынка; социальная сфера: наличие хотя бы мин. степени консенсуса в обществе, особенно в элитарных его слоях, относительно задач и форм его развития.

Авторитаризм - политический режим властвования одного человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Контролируется жестко сфера политики. Сохран. формальные процедуры выборов, но правила,принципы выборов не м. изменяться. Общество отчуждено от власти. Идеология частично контролируется и сохраняются определенные позиции в обществе. Характер полит. лидера может иметь черты харазматичности, режим личной власти. Разрешено все, кроме политики. Частичный контроль над СМИ-сфера политики.Права и свободы граждан ограничены в сфере политики.Ограничение д-ти полит. партий,доминирование в с-ме разд-я властей исполнит. Власти, опор власти на армию.

Тоталитаризм - пол режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством гос-ва во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан.

Всеобщий контроль со стороны власти. Власть формир. бюрократич. способом по закрытым от общества каналам.Об-во отчуждено от власти. Существ. Отлько 1 идеология, любое инакомыслие преследуется, пресекается.Лидер опирается на группу или партию. В принципе группа или партия нах. у власти. Запрещено все кроме того, что приказано или разрешено. Полный контроль над СМИ и отсутств. полного доступа к инфо. Права и свободы носят декларативный хар-р. Слияние правящей партии и гос. аппарата и развитый репрессивный аппарат

 

Демократический режим.

1) тоталитарный; 2) авторитарный; 3) демократический.

Демократия зародилась в Др. Греции. Демократия- это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утвержде-ние прав и свобод человека и гражданина.

Критерии:

1.Характер и мера осуществления власти: приделы власти устанавливаются обществом.

2.Механизмы формирования власти: власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности определенных законов. 3.Взаимоотношения общества и власти:

общество выбирает власть. 4.Роль идеологии в обществе: официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере. 5. Характер политического лидерства: зависит от типа политической системы и традиций общества.

6. Характер существующих запретов: Разрешено всё, что не запрещено законом.

7. Политич СМИ: СМИ свободны и независимы (4-я власть). 8. Соотношение прав и свобод граждан: Права и свободы граждан гарантированы законом, кот-е определяют механизмы регулирования гос-ва. 9.Изменения в политич. системе: свобода действий общественных движений и объедине-ний, всеобщее избирательное право, разделение властей, парламентаризм.

Принципы (основные положения), без кот демо-кратии не может быть:

1.Принцип суверенитета народа. 2.Принцип равноправия граждан на участие в управле-нии в управлении государством и об-вом. 3.Принцип принятия решений по большинству и подчи-нение меньшинства большинству при их осуществлении. 4.Принцип выборности основных органов гос-ва.

Изложенные принципы демократии являются универ-сальными. Реальное участие народа в управлении госу-дарством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом – именно эти критерии характеризуют содержа-ние демократии.


Государство

Государство – это универсальная политич. организация общества, созданное для обеспечения его целостности, единства, решения общих дел, регулирования взаимоотношений между правительством и народом.

Гос-во – это отношение господства людей над людьми, опирающиеся на насилие, как средство.

Признаки гос-ва:

1) Территория – пространство, на кот. распространяется юрисдикция данного госуд-ва;

2) Население – совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающей как верховный источник власти;

3) Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость во вне;

4) Монопольное право на применение принуждения, исключительное право на легальное насилие;

5) Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всго населения;

6) Монопольное право на взимание налогов.

Функции государства:

1) внутренние:

- защита существующей соц. экон-ой и полит-ой системы;

- регулирование соц. отношений;

- обеспечение законности и правопорядка;

- культурно-воспитательные функции;

2) внешние:

- защита интересов данного госуд-ва на международной арене

- развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в международном разделении труда.

Государственный механизм:

1. представительные органы гос. власти:

а) высшие (парламент), обладающие законодательной властью;

б) местные органы представительской власти;

2. исполнительные органы гос. власти:

а) высшие (правительство);

б) центральные (министерства и ведомства);

в) местные органы исполнительной власти (райисполком);

3. органы судебной власти

4. органы прокуратуры

5. органы гос. контроля

6. силовые ведомства:

а) органы охраны общ-го порядка;

б) органы гос. безопасности;

в) вооруженные силы.


16. Формы гос. правления и их хар-ка.

Форма правления организ. верх. гос. власти, кот предопред. структуру высших гос. органов, порядок их формирования и принципы взаимод. м/у собой и другими S политики. Все гос-ва делятся на монархии и республики. Монархия - такой способ правления, при кот верховная гос власть юридически принадлежит 1-ому лицу (по наследию). 2 разн. монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная предполагает всевластие монарха, неогранич. его полномочий (С.Аравия, Бруней, Оман, Катар, ОАЭ). Конституц огранич полномоч монарха конституцией. От ограничения различ. дуалистич. и парламентские. В дуалистической полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания) В парламентской (Англия, Швеция, Дания, Япония) полномочия главы гос-ва (монарха) ограничены и в сфере исполн. власти. Прав-во формируется парлам. Монарх обладает только представит. ф-ми. В республ. источн. власти явл народное больш-во, высшие органы гос-ва избир. гражданами. Сущ. три осн. разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отлич. друг от друга разным распред. ф-ций полномочий м/у през. и парл. В парламентских ( Италия, ФРГ, Австрия)осн. властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент — высший представ. и законодат. орган гос-ва — избир. гражд. страны. Он формирует прав-во, контролирует его деят., обладает правом его отставки. Прав-во владеет законодат. инициативой. Хотя руководитель прав-ва официально не явл главой гос-ва, реально он — 1-ое лицо в стране. Глава прав-ва — президент. Он может избираться парламентом и обычно огранич. представит. и церемониальными ф-ми. Президентская респ. характер. тем, что президент в ней одноврем. и глава гос-ва, и глава правит. Он избирается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией выборщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента. Он руководит внутрен и внешней политикой, явл Верховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует прав-во. Существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, их значительная самостоятельность. Парламент не вправе вынести прав-ву вотум недоверия, президент не может распустить парламент. Отношения м/у парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимости. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Смешанныеполупрезидентские респ. (Ирландия, Франция, Польша). Главная отличит черта — двойная ответственность прав-ва и перед президентом, и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой прав-ва явл президент, он формирует прав-во, учитывая расклад пол сил в парламенте. При этом всю ответственность за деятельность правительства несет премьер-министр.


17. Правовое территориально-государственное устройство

Государственно-территориальное устройство – это национально-территориальная организация государства, харак. Соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она даёт ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы отношения и взаимосвязи центр-х и регион-х органов власти. Различают 2 основ. Формы территор-гос устройств: унитарную(простую), сложную(составная). Унит-ое гос-во –такое, кот. Не имеет внутри себя обособленных террит.-гос. Образований, польз-ся суверенными правами, полит. Самостоят-ю. Унит. Го-ва построены по принципу культ-нац автономии, т.к. они состоят из граждан одной нац-сти, имеют внутри себя административно-террит деление(районы и области).Унит гос-во имеет одну для всей страны конститутию, один представ орган, одно прав-во, единые вооружённые силы, единую бюракрат систему. Примеры: Англия, Франц, РБ. Во многих унит го-вах в последнее дес-летие наметилась тенденция к децентрализации. Центр. Унитар го-вами явл Швеция, Дания, РБ. Децентрализ-Франция, Испания, Италия. Крупные регионы в децент го-вах облад широкой автономией и даже имеют собств законод собрание, но ограничения в сфере налогообложения ставят их сильноую зависимость от центра. Сложные го-ва подраздел на конфедерацию и федерацию. Федерация- единое союзное го-во, в состав которого входят опред. Го-ва или гос образования, облад. Властью и полномочиями в отношении тех вопросов, кот не входят в компетенцию федерац власти. Федеративн гос-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Федерация облад единой террит и единым гражданством. Признаки федерации:единая валюта, единая охрана границ, единая судебная си-ма, единая си-ма прав граждан, на основе общей конституции каждый субъект создаёт свою кон-цию, наличие двухпалатного парламента. Примеры: Россия, США, Канада. Конфедерация – это не единое го-во, а союз самост го-в. Конфедер - форма при которой состовляющие конфедер го-ва, сохраняя свой суверинитет и законодательн временно передаю часть своих полномочий для осуществления совместных целей. Го-во, обра-щее конфед полностью сохраняет свою независ имеет совместные органы власти и управления.Она не обладает единой террит и единым гражданством.Эта форма объед. обычно либо переходит федер либо распад. Пример: СНГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.024 с.)