Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и власть. Права человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первичным субъектом политики является человек (индивид). Еще Протагор отмечал, что «человек есть мера вещей». Место человека в политической жизни издавна было предметом горячих споров, которые не прекращаются и сейчас. Уже в древности определились три подхода к этой проблеме в учениях Конфуция, Платона и Аристотеля. Патерналистская концепция государства Конфуция трактовала государство как единую семью, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу, а простой человек должен подчиняться монарху, аристократам и чиновникам, которые беспокоятся о благе народа. Здесь человек - простой исполнитель монаршей воли, она не субъект политики, а только политически несостоятельный и бесправный ее исполнитель. В учении Платона разработана тоталитарная трактовка личности, согласно которой государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать жизнь человека, следить за его мыслями и верованиями, а сам человек при этом остается объектом власти, который не может и не должен вмешиваться в ее дела. Аристотель, хотя и считает индивида существом политическим по своей природе через его, так сказать, «обреченность» жить в обществе, государстве, выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином. Одновременно он выступает против тотальной унификации всех граждан, отстаивает определенную автономию индивида и семьи. Здесь можно говорить о закладке Аристотелем основ либерального (протолиберального) подхода к проблеме «человек и власть». Признание тоталитарности, неограниченности государственной власти по отношению к индивиду, подчиненным было характерно не только для древних демократий, но даже в большей мере для абсолютно-монархических и других авторитарных политических режимов. Впервые в истории политической мысли отделил индивида от общества и государства либерализм. Сторонники этого направления выступали против политической беззащитности человека, декларировали политическое равенство всех граждан, наделили личность фундаментальными, незыблемыми правами, провозгласили ее главным элементом политической системы, ограничили сферу действий и полномочий государства по отношению к личности. Индивид в либерализме является источником власти, а государство подконтрольно и подотчетно народу. Оно должна выполнять те функции, которыми наделил его народ: обеспечивать безопасность и свободу граждан, охранять их священные права, поддерживать общественный порядок и социальное согласие. Главной сферой самореализации личности в этой системе становится гражданское общество. Скорректированные и обогащенные другими теориями и идеями либеральные взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основным ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь подтвердила, что игнорирование таких принципов политического устройства, как свобода личности, приоритет прав человека над правами государства, разделение властей, законность, уважение частной собственности и т.д., приводит к гипертрофированным деформациям власти (в первую очередь - росту ее аппарата, чрезмерной идеологизации и политизации общества и проч.), что превращает человека в покорное существо, винтик в огромной государственной машине. Это особенно наглядно было продемонстрировано в СССР в периода тоталитаризма. Личность человека является продуктом прежде всего социального развития, поскольку она способна развиваться только в обществе, в его конкретно-исторических условиях, и не может не испытывать влияния этих условий, не отражать их в своих взглядах и действиях. Получается, что личность - это человек, который воплощает в себе конкретно-исторические общественные отношения, влияет на них в меру своих сил и способностей, а также в зависимости от положения, которое он занимает в обществе. Личность является первичным субъектом политики и ее мерой. Движущей силой политической активности наций, классов, политических партий и движений является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели. Одной из разновидностей личности является политическая личность, деятельность которой обусловлена необходимостью удовлетворения политических потребностей: это может быть участие в формировании и совершенствовании политических структур или политической системы общества, в деятельности политических партий, различных общественных формирований. Различают два основных типа политического поведения такой личности: политическое участие и политическая иммобильность. Политическая иммобильность - это исключение человека из политической жизни, отчужденность ее от политической власти, которая проявляется в политической апатии, равнодушии к политическим событиям или акциям, то есть в пассивном отношении к политическим процессам. Хотя эти личности политически сознательные, их политическая иммобильность представляет собой пассивную форму протеста против существующей политической системы, прежде всего, против власти. Решающее влияние на формирование политической иммобильности оказывают недовольство социально-экономическим положением в стране, безответственность власти за политику, проводимую в стране, игнорирование властью интересов народа, одностороннее или ложное информирование людей о политических процессах и событиях. Проявлениями политической иммобильности является абсентеизм (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах), конформизм (приспособление, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, беспринципность, следование в фарватере силы), социальная апатия (социальная безразличие, отсутствие заинтересованности). Активная борьба за власть и участие личности в реализации властных отношений или активные попытки повлиять на власть, противодействие власти - это и есть политическое участие. Основными формами политического участия считают: - массовое участие в политической жизни; - чтение политической прессы, ознакомление с политическими передачами радио, телевидения; - обращение в государственные органы, редакции газет, на радио, телевидения с инициативными предложениями, критикой органов власти и т.п.; - участие в деятельности, направленной на поддержку существующей политической власти или против нее; - участие в деятельности политических партий и других общественно-политических организаций и движений; - производство и распространение политической информации; - участие в митингах, демонстрациях и других политических акциях; - выполнение политических функций в политико-властных структурах, в органах государственной власти. Одной из важнейших проблем политологии и политической практики в отношениях личность - государство есть проблема прав человека. Возникшая еще в античности как идея равенства всех людей от рождения и естественности прав человека на собственность, проблема прав человека на неприкосновенность личности, равенство перед законом развивалась в Средние века, углублялась в эпоху Просвещения, закреплялась в государственных документах Нового и Новейшего времени: (США: 1776 г. - Вирджинская Декларация независимости, 1796 г. - Билль о правах в Конституции; Франция: 1789 г. - Декларация прав человека и гражданина). В наше время права человека сведены в Международном билле, где первым, определяющим разделом является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти права и свободы внесены в конституции и другие государственные документы стран-членов ООН. Впоследствии были приняты и другие документы, в частности, Декларация прав ребенка (1959 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981 г.), Конвенция против пыток... (1984 г.) и другие. Процесс дальнейшего развития концепции прав человека продолжается. В Декларации 1948 г., которая содержит 30 статей, подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах (ст. 1); каждый человек должен иметь все права и все свободы, провозглашенные... Декларацией, без какого-то ни было различия (ст. 2). Здесь определены гражданские права и политические свободы человека, прежде всего, право «на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3), «на свободу мысли, совести и религии...» (ст. 18), «на свободу убеждений и на свободное выявление их...»(ст.19). В дальнейших статьях провозглашаются политические права человека относительно управления страной, свободного изъявления воли на выборах, право на социальное обеспечение и труд, на отдых и досуг, на необходимый жизненный уровень и социальное обслуживание. Украина признала эту Декларацию, а права и свободы, провозглашенные в ней, закреплены в Конституции нашей страны. Провозглашая Декларацию, принимая другие документы по правам человека, Генеральная Ассамблея определила задачи, к выполнению которых должны стремиться все народы и все государства мира относительно становления человека как личности. В настоящее время большинство стран уже признали Декларацию и дополнения к ней, а основные положения ее включили в свои конституции. Практическая же реализация всего комплекса прав человека - всеобъемлющая проблема, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. Сегодня соблюдение и конкретное наполнение прав личности, независимо от государственных, расовых и иных различий, стали важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее человеческого измерения.
Политическая социализация
Политическое участие объективно и субъективно возможно в условиях политической социализации общества. Что же представляет собой эта категория? О политической социализации стали говорить в конце 50-х годов прошлого века. Существует несколько определений этого понятия, но в наиболее общем смысле - это процесс вхождения человека в политику. Он предусматривает становление политического сознания и политической культуры, принятие и выполнение определенных политических ролей, проявление политической активности. По определению российского политолога А. Радугина политическая социализация - это процесс становления индивида как субъекта политики, формирование у индивида качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе: выполнять в ней определенные функции. Политическая социализация охватывает все формы приобщения индивида к политической культуре. Основная сущность политической социализации для человека состоит в том, чтобы научиться ориентироваться в политической жизни и выполнять в ней определенные политические функции. В политической социализации выделяются две фазы. Первая предусматривает передачу обществом индивиду накопленного поколениями общественно-политического опыта, знаний, символов, ценностей, норм и образцов поведения и приспособление его к этим условиям политической жизни. Вторая фаза - интериоризация - усвоение лицом политических ценностей и установок, норм и образцов политического поведения, присущих определенной социальной общности. На этой фазе политической социализации происходят процессы формирования высшего уровня сознания человека, которое воплощается в убеждениях, способных к дальнейшему развитию и мотивации политического действия. В западной политологии на основе характера политической культуры различают следующие типы политической социализации: гармоничный, плюралистический, конфликтный и гегемонистский. Гармоничный (британо-американский) тип обеспечивается культурно-однородной средой, зрелыми демократическими традициями, гражданским обществом. В этом обществе существует уважительный диалог индивида и власти. Индивид усваивает ценности доминирующей культуры непосредственно в процессе становления своего «я». Плюралистический (западноевропейский) тип является господствующим в этих странах и ему присущ опосредованный характер взаимодействия личности и власти. В силу фрагментарности и разнообразия политических культур из-за существования множества культурно-этнических групп здесь выработались и утвердились либеральные традиции восприятия ценностей других политических субкультур, толерантности и уважения к ним. Конфликтный тип политической социализации характерен для незападных цивилизаций. Жесткая привязанность индивида к ценностям местных кланов, родов, племен препятствует достижению согласия между носителями разных ценностей и норм политического поведения. Для них свойственно отторжение других политических культур. Здесь отсутствуют единые интегральные (объединяющие) ценности. Поэтому такая политическая социализация является плодородной почвой для авторитарности и даже тоталитарности политических систем. Гегемонистский тип является разновидностью конфликтного типа политической социализации. Он предусматривает вхождение в политическую жизнь только на основе признания ценностей какого-либо класса (буржуазии или пролетариата), либо религии или идеологии. Этот тип характерен для закрытых политических систем, которые не принимают других политических ценностей, кроме собственных. Переход от тоталитарной к демократической политической системе, к правовому государству и развитому гражданскому обществу наряду с другими требует новой политической социализации общества. На смену господства одной политической идеологии приходит плюрализм взглядов и идей, многообразие типов политического сознания и политической культуры. Все это требует фундаментальных изменений в политической социализации населения и прежде всего уважения к другому мнению, другому видению развития общества, которые объединяются такой чертой как политическая толерантность, готовность к компромиссу, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои взгляды и интересы, не допуская конфронтации и нагнетания напряженности в обществе.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как определяли место человека в политической жизни Конфуций, Платон, Аристотель? 2. Какое направление политической мысли впервые поставило вопрос об отделении индивида от государства и предоставления ему (индивиду) политических прав? 3. Какими видели отношения человека и государства представители либерализма? 4. Дайте определение человека-личности. 5. Что значит политическая иммобильность, ее разновидности? 6. В каких действиях человека проявляется его политическое участие? 7. К каким формам политического участия привлекались вы? 8. Как называется международный документ по правам человека? 9. Что значит политическая социализация общества? 10. Охарактеризуйте фазы политической социализации. 11. Какой тип политической социализации характерен для вашей страны?
Задание для самостоятельной работы.
1. Проанализируйте состояние реализации положения Всеобщей декларации прав человека в вашей стране. 2. Как политическая социализация общества влияет на процессы демократизации и становления правового государства?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.011 с.) |