Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однопартийность и многопартийность.

Поиск

Наиболее яркими выразителями интересов социальных групп общества, способными оказать реальное влияние на политические процессы, являются политические партии. Возникновение партий исторически не было случайным. Оно обусловлено общественными потребностями, а именно: необходимостью ограничения власти абсолютной монархии и развития представительной системы на основе всеобщего избирательного права, т.е. переходом к демократии. Поэтому считается, что прототипы современных политических партий возникли в период ранних буржуазных революций, когда буржуазия, стоящая во главе этих революций, создала свои объединения в качестве инструментов борьбы с феодализмом. Они явились результатом всеобщего избирательного права и развития представительной власти.

В основе конкретных причин, обусловивших возникновение и развитие современных политических партий, можно выделить следующие.

Во-первых, переход общества из одного социально-политического состояния в другое (в частности, от феодализма к капитализму) породил различные взгляды на пути этого перехода, новую структуру власти, экономические, политические, социальные отношения, что требовало осмысления, организационного их закрепления и защиты, практической деятельности по их осуществлению.

Во-вторых, углубление расслоения общества обусловило возникновение противоречий между социальными слоями, которые в процессе развития перерастают в антагонистические, непримиримые, и для их разрешения требуется политическая организация основных социальных слоев (классов) общества.

В-третьих, как бы, на первый взгляд, гармонично не развивалось общество, в нем всегда была и будет часть неудовлетворенных в своих потребностях и интересах, недовольных существующей системой. Эта неудовлетворенность и недовольство по мере их нарастания приводит к появлению сначала стихийного, аморфного объединения недовольных, которые в процессе укрепления убежденности в необходимости удовлетворения этих потребностей и интересов всё больше организуются и объединяются в политические формирования.

В-четвертых, причинами возникновения партий могут быть этнические, национальные противоречия, религиозное противостояние различных конфессий, открытая непримиримость и даже вражда между ними. Тенденции к образованию партий на этой основе, к сожалению, имеют место и у нас в Украине. Это, пожалуй, одна из самых серьезных причин, которая обусловливает возникновение ультрарадикальных, экстремистских партий, основными формами деятельности которых являются нагнетание напряженности в обществе, терроризм, и даже вооруженные выступления.

Подытоживая, можно утверждать, что всё вышеизложенное, в большей или меньшей мере, в каждой стране по-своему, обусловило необходимость объединения граждан для выражения своих интересов и борьбы за власть путем формирования такого политического института как политические партии.

Со временем партии выросли в организационно упорядоченные институты, ставшие главным орудием различных классов, социальных групп и слоев общества в их борьбе за завоевание и осуществление политической власти. В настоящее время они создают парламентские группы, контролируют правительство и выражают свое отношение к нему через средства массовой информации, влияют на формирование общественного мнения по поводу проводимой политики, являются центрами кристаллизации политических интересов. Исторический опыт показал, что сильные партии возникают на основе дифференциации общественных интересов, их идеологического осмысления и выражения, организации поддержки масс для их достижения.

Что представляет собой политическая партия?

Политическая партия (от partis - часть, группа) - добровольная политическая организация, которая объединяет в своих рядах наиболее активную и организованную часть социальной общности (народа, нации, социальной группы) с целью выражения и защиты политического интереса и проведения практической деятельности по его реализации путем завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.

В основе деятельности партий могут лежать различные интересы групп населения (экономические, национальные, религиозные, социальные и пр.), но в любом случае партия оформляет эти властно значимые групповые потребности и предъявляет их государственным институтам как политические интересы. Через партии население может заявлять властям свои групповые потребности, критиковать руководство и добиваться изменения курса или самой власти. В то же время и властные структуры через партии могут обращаться к народу за поддержкой в решении тех или иных вопросов.

По своей природе любая партия - это общественное формирование, так как характерным для неё является добровольность вступления и выхода, принятие программы и устава и др. Однако среди других общественных организаций партия выделяется своими особенными свойствами, а именно - своими политическими целями и задачами по завоеванию власти, социальной базой, методами деятельности. Характерными признаками партии являются:

- цель партии - завоевание и осуществление власти самостоятельно или в коалиции;

- партия - это организация, которая объединяет людей на разных уровнях политики от местного до международного;

- любая партия является носителем идеологии, особого видения мира и человека;

- партия стремится к обеспечению социальной опоры, поддержки масс, что является необходимым условием достижения ею власти.

Партии возникают на основе объединения вокруг какой-либо идеи, политического интереса. Способы такого объединения могут быть различными. Наиболее распространенными из них в нынешней политической практике являются:

- объединение вокруг парламентской группы депутатов одного направления, имеющих своих сторонников и представителей в местных органах власти, которые их поддерживают;

- на основе деятельности избирательных комитетов разных уровней, в процессе популяризации кандидата и платформы его единомышленников;

- путем создания тайной группы заговорщиков, которые принципиально выступают за изменение существующего политического режима;

- на основе общественного движения или объединения, которое по мере развития усиливает политическую направленность, изменяет цели, расширяет влияние в массах, перерастая в партию.

Кроме организационного формирования, в большинстве демократических стран партии могут легально участвовать в политической деятельности после их юридической регистрации. В каждой стране легализация партий регулируется её законодательством. В одних достаточно провозглашения партии в качестве таковой, в других необходимо представить в соответствующие государственные органы программу, устав партии; в третьих - правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация, после которой они приобретают статус юридического лица, а следовательно, и легального участника политических процессов. В Украине регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции.

Далеко не каждая политическая партия оказывает более-менее существенное влияние на политику государства. К примеру, к моменту выборов Верховной Рады Украины в 2002 г. в республике насчитывалось около 150 партий, в списки для голосования были внесены более 30 партий и их объединения, преодолели 4-х процентный «барьер» – только 6, из них только 3 партии (КПУ, СПУ и СДПУ(о) выступали самостоятельно. То есть мы можем утверждать, что реально на политику страны в тот период влияли только эти партии, другие - либо не влияют совсем, либо в данный период их место и роль в политической системе весьма низкие.

Место партии в политической системе определяется рядом обстоятельств. Во-первых, тем, насколько она отвечает самой системе: активно содействует её укреплению или, наоборот, так же активно оппонирует ей, составляет серьезную оппозицию. Какой её статус в правительстве, влияние и поддержка в регионах, каково её участие и влияние в законодательном органе, во властных структурах на местах.

Во-вторых, какова социальная поддержка партии: кто, какие социальные слои составляют её базу, а следовательно, и чьи интересы она реально защищает.

В-третьих, какова политическая ориентация партии в области экономики - в первую очередь к отношениям собственности; в социальной сфере – это уровень защиты граждан, их прав и свобод, обеспечение возможностей образования, медицинской помощи, условий жизни; в политике - роль государства, его влияние на экономику, науку, здравоохранение, образование, способность обеспечить стабильность и защищенность, участие в международных организациях, блоках, зависимость от них; национальная ориентация партии, её отношение к религии, отношения с другими партиями.

В-четвертых, насколько эта партия автономна в своих действиях, её материальное обеспечение и независимость.

В-пятых, какова её организационная структура, прочность и распространенность на территории страны, международный авторитет. Каков интеллектуальный и научный потенциал, её пропагандистская сила: актуальность, логичность, убедительность, интенсивность пропаганды, демократичность внутри партии и активность её членов; стратегическая убежденность и тактическая гибкость.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе характеризует выполнение ею своих её функции. Они определяются теми задачами, которые ставит перед собой партия и могут быть сгруппированы как внутрипартийные и внешние. Внутрипартийные - это функции, которые относятся к организационным задачам каждой партии: набор членов партии, формирование партийной кассы, руководящих органов, создание и организация работы первичных организаций на местах, проведение собраний, съездов, конференций и др. Внешние функции партии предусматривают организацию поддержки ее массами народа, привлечение на свою сторону голосов электората с тем, чтобы реализовать главную задачу, для которой создается партия - завоевание и осуществление государственной власти. В этой связи политическая партия выполняет теоретическую (разработка программы, теоретических документов, проведения научных исследований по тем или иным политическим, экономическим и социальным проблемам); идеологическую (формирование мировоззренческих взглядов на общественное бытие, общественно-политические процессы); пропагандистскую (распространение идей партии, её программы, целей, принципов деятельности через средства массовой информации или массовые мероприятия: митинги, демонстрации, собрания и др.). Кроме того, к функциям партии относятся непосредственная борьба за завоевание власти или участие в её осуществлении в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы решения как внутренних, так и международных проблем; обеспечение связи масс с государственными структурам, институализация политического участия граждан и замена стихийных форм общественно-политической активности населения организованными: направляемыми и контролируемыми; борьба с политической апатией и пассивностью граждан; осуществление политической социализации граждан, отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этажах политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества.

От реализации этих функций зависит авторитет партии, её жизнедеятельность и способность к серьезной политической работе.

В политической науке много внимания уделяется вопросам классификации партий, их типологии. Из множества подходов можно выделить, в первую очередь, общепризнанные классификации. Так, по организации внутрипартийной деятельности, методам работы партии можно разделить на две большие группы: демократические и авторитарные (тоталитарные).

Для демократических партий характерным является демократизм внутрипартийной жизни, гласность, выборность руководящих органов, наличие фракций. Демократические партии признают многопартийность, оппозиционность отдельных партий. Они строго придерживаются законов и действуют в их рамках.

Авторитарные и особенно тоталитарные партии игнорируют и даже попирают законы, нормы демократии, признают и используют терроризм как средство борьбы за достижение своих целей, подчиняют себе аппарат государственной власти и другие элементы политической системы. К тоталитарным относятся фашистские и полуфашистские партии, некоторые экстремистские религиозные партии. Авторитаризм, а в отдельные периоды - тоталитаризм, был присущ КПСС, хотя в её уставе основой организационного строения провозглашался демократический централизм.

Очень часто в средствах массовой информации, в различных политических выступлениях встречается такая классификация партий как левые, правые, центристские и промежуточные: лево- и правоцентристские. В основу такой классификации положена прогрессивность или консервативность их программ, а в настоящее время - и стратегический выбор общественного развития: социалистический или капиталистический. При этом партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические изменения и, как правило, социалистический выбор, принято называть левыми. Те партии, которые защищают существующие, устоявшиеся общественные порядки и реформаторские подходы к социально-политическим изменениям в обществе, называют центристскими. Те же, которые отстаивают капитализацию общественно-политического развития, направляют свою деятельность даже путем реформ на укрепление капитализма, называют правыми. Такая классификация ведет свое начало с заседаний Французской национальной ассамблеи 1789 г., на которых слева от спикера располагались радикалы, отстаивавшие идеи всеобщего равенства, справа - консерваторы, защищающие монархию, а умеренные находились в центре.

В своих действиях политические партии так или иначе связаны друг с другом. Эти связи могут обусловливать их объединение в блоки для достижения конкретных целей (победа на выборах, претворение в жизнь какого-то стратегического курса, например, ликвидация социализма и утверждение капитализма и др.), или, наоборот, жесткое противостояние, борьбу за влияние на политическую систему в целом и отдельные её элементы. Это взаимодействие или противодействие заставляет партии устанавливать и придерживаться определенных норм, правил, каким-то образом организовываться между собой, как-то систематизировать, упорядочивать свою деятельность. В пределах этих норм, правил, порядков и создаются партийные системы.

Партийная система - это совокупность взаимосвязанных политических партий страны, участвующих в борьбе за достижение и осуществление власти.

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами. Эти взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

По количеству партий, реально участвующих в организации политической власти, различают однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых выделяются тоталитарно-деспотические и демократические разновидности, и многопартийные (конкурентные), где существуют системы с одной доминирующей партией, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система - это утверждение политической власти одной партии, которая своим влиянием поглощает все сферы жизни. Для однопартийной системы характерно: отсутствие формальной и практической конкуренции за власть, возможности чередования у власти различных партий, формальное наличие демократических институтов или их отсутствие, исключение механизма межпартийного соперничества, запрещение оппозиционной пропаганды.

Длительное пребывание у власти одной партии ведет к кризису в самой партии, в обществе, перерождению политической власти и, как следствие - к установлению партократии. Партократия - это такое политическое явление, когда партийные функционеры, утверждают свою монополию на власть в стране и сосредоточивают в своих руках все рычаги политической власти.

Для партократии характерно: создание партийной бюрократии, т.е. сосредоточение в руках партийного руководства хозяйственного, административного и политического управления; подмена народовластия, демократических форм его осуществления партийной властью; подмена партийным руководством самоорганизации жизни общества, вмешательство партии во все сферы жизни; номенклатурный принцип подбора кадров, неподконтрольность партийной номенклатуры (nomenclatura - лат. - расписание имен, список-перечень должностей, назначение, утверждение на которые - только по решению или с согласия партийных органов); установление для номенклатуры экономических, социальных и других привилегий и т.д. Итогом партократии является кризис политической власти, её неспособность к самосовершенствованию, потеря авторитета у большинства народа и, в конечном счете, потеря власти.

Двухпартийная система - это такая организация партийной жизни, когда две партии поочередно принимают участие в осуществлении государственной власти, добиваясь успеха в избирательной борьбе.

Многопартийная система - совокупность отношений между партиями, когда ни одна из них не имеет преимуществ, а власть осуществляется коалициями, которые меняются по своему составу.

Многопартийным системам присущи такие черты: борьба нескольких политических партий за государственную власть, периодическая смена партий у власти, что исключает возможность застоя и перерождения; наличие антисистемных партий, т.е. партий, которые выступают против существующей социально-экономической системы; изъявление воли народа как способ выбора общественных сил, партий и политических лидеров, способных выполнять насущные задачи.

Опыт политического развития показывает, что оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества являются многопартийные системы. Однако в оценке оптимального количества партий в этих системах среди ученых-политологов мнения расходятся. Например, итальянский политолог Дж.Сартори считал, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Немецкий политолог Э.Ньюмен отдавал предпочтение двухпартийной модели.

В целом единого стандарта для оценки эффективности той или иной партийной системы не существует. Бесспорным является неэффективность и даже пагубность однопартийной системы, которая ограничивает и даже лишает граждан права выбора и оказания влияния на власть. Общим же критерием эффективности партийных систем является обеспечение чуткости политических систем к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения с помощью партий в процессе принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, критической корректировки правительственного курса и осуществление демократического контроля за деятельностью политических элит.

В политической системе Украины к 2010 году зарегистрировано свыше 150 партий, которые по их политической ориентации можно разбить на пять групп: первая - крайне правые партии национал-радикальной ориентации; вторая - правый центр, партии национал-демократической, национал-государственнической направленности; третья - центристские, либерально-демократические партии; четвертая - левый центр, партии социал-демократической направленности; пятая - левые партии, социалистической и коммунистической ориентации.

Процесс формирования партийной системы Украины продолжается. Нынешний партийно-политический спектр - типичная мультипартийная система, присущая переходному этапу нарождающейся демократии.

Формирование нескольких сильных политических партий, способных сформулировать свою идеологическую позицию, разработать научно-обоснованную программу развития Украины, умеющих донести до масс свои взгляды, идеи, убедить их в соответствии этих идей интересам большинства народа, даст возможность избежать серьезных общественных потрясений и вывести страну на путь цивилизованного демократического развития.

5.2 Общественно-политические движения

Важным элементом политической системы демократического общества являются общественные движения и объединения. Они возникают, как правило, на окраине и даже вне властных отношений. В основу деятельности общественных движений положены принципы добровольности, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие всех участников, законность и гласность. В отличие от партий или государственных учреждений специфическими чертами таких движений является их самостоятельная, а потому и рыхлая организационная оформленность, аморфность социальных, мировоззренческих и политических позиций.

По своим целям и методам деятельности общественные движения и объединения могут носить политический и неполитический характер. Политический характер носят те общественные движения и объединения, которые для достижения своих целей пытаются влиять на власть и даже бороться за неё, стремятся к изменению существующих политических условий. В целом же политическая функция общественных движений и объединений, которые не являются политическими партиями, состоит не в борьбе за завоевания власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников и общества в целом. Поэтому часто либо они поддерживают партии, идейно близкие им, либо эти партии стремятся привлечь на свою сторону такие движения или объединения. Общественные движения и объединения политического характера называют общественно-политическими. Поскольку они оказывают и могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, рассмотрим эти движения более подробно.

Общественно-политические движения - это особая форма деятельности политических сил, которые представляют политические интересы и стремления разных социальных общностей и их организаций, направленная на изменение существующих социально-политических и экономических условий путем влияния на государственные структуры.

По сравнению с политическими партиями и другими общественными организациями общественно-политические движения характеризуются рядом особенностей.

Во-первых, их деятельность, направленная на изменение или совершенствование властных структур и отношений, как правило, предусматривает не завоевание власти, а оказание давления на неё путем проведения массовых мероприятий (митингов, демонстраций, предъявления петиций, забастовок, неповиновения властям и т.п.) или посредством лоббирования интересов. Если первая форма - это открытая борьба за свои интересы, то лоббирование - это закулисная игра по влиянию на законодателей, правительственных чиновников с целью отстоять выгодный законопроект или через правительство получить бюджетные средства и т.п. Лоббизм при отсутствии должного государственного контроля часто граничит с нарушением законов и приводит к коррупции.

Во-вторых, общественно-политические движения являются формой волеизъявления интересов и стремлений социальных общностей с различной политической ориентацией, идеологией, но единых в понимании данной проблемы (например, экология, охрана труда и здоровья, сохранение мира и т.п.).

В-третьих, как правило, они используют политические средства борьбы в пределах существующего законодательного поля. Однако при серьезном противостоянии власти их требованиям и усилении поддержки со стороны общества такие движения зачастую переформируются в партию и тогда уже ставят своей целью борьбу за власть и через ее завоевание - решение тех проблем, вокруг которых создавалось движение.

В современном мире, особенно в странах, переходящих от тоталитаризма к демократии, общественно-политические движения выступает как политическая сила и составная часть политической системы. Они обеспечивают поступательность и гарантию такого перехода, являются мощным фактором демократизации всех сфер общества. Понятно, что такой сложнейший политический процесс даже при идеальном его протекании порождает много проблем. В реальных же условиях, когда, пользуясь любыми просчетами в политике, малейшими возможностями нажиться на отсутствии правовых норм или их противоречиях, при демократическом инфантилизме общества дельцы от политики, просто преступные элементы используют все возможности личного обогащения и ограбления своей страны, причин для недовольства в обществе очень много. Такими основными причинами могут быть:

- затянувшийся кризис во всех сферах общественной жизни;

- неудовлетворенность некоторых групп людей целями общественного развития;

- ухудшение материального положения людей;

- ухудшение природы и условий труда и жизни;

- отчуждение власти от народа;

- кризис духовной жизни и др.

Как и политические партии, общественно-политические движения могут быть классифицированы по различным признакам.

По социальной базе они могут быть рабочими, крестьянскими, буржуазными, национальными, народными, отдельных социальных групп.

По отношению к существующему строю - революционными, контрреволюционными, реформаторскими, консервативными.

По сроку достижения целей - долгосрочные, краткосрочные, одномоментные.

По форме организации - организованные, слабоорганизованные, стихийные.

По характеру цели - коммунистические, социалистические, либеральные, клерикальные и др.

Для оказания реального влияния на политическую жизнь общества политические движения должны обладать определенными политическими правами. Такие права регламентируются правовыми нормами страны, в частности конституцией. Этими правами предоставляется возможность учреждать общественные и пользоваться государственными средствами массовой информации; представления и защиты интересов членов объединений и участников движений в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях, и некоторые другие. В это же время законодательство страны не допускает деятельности общественных объединений и движений, цели которых не совместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями. Так, запрещается создание движений и объединений, которые для достижения своих целей стремятся к насильственному изменению конституционного строя или свержению власти, проводят пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной вражды.

Однако запрет такого рода движений и объединений не означает, что их нет. Движения и объединения, которым, как правило, по политическим мотивам отказывают в регистрации, а следовательно, в легализации их деятельности, могут переходить на нелегальное положение. Такие движения и объединения не могут использовать легальные средства защиты своих интересов и переходят к формам скрытой борьбы, используя зачастую насильственные методы. С этой целью они создают вооруженные формирования: боевые группы, партизанские отряды и другие вооруженные подразделения, которые при подчинении общему командованию составляют своеобразную армию, противостоящую государственным силовым структурам, в т.ч. и армии. Партизанские отряды создаются обычно на тех территориях, где население открыто выражает свое недовольство политикой правительства, режимом. Здесь при поддержке населения могут создаваться так называемые «освобожденные зоны», где командованием отрядов устанавливается и осуществляется свой политический и административный контроль. В практике политической жизни партизанские движения приводили к победным революционным результатам (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир) или к установлению контроля над частью территории (Курдистан в Ираке).

Одной из форм общественно-политических движений является народный фронт. Народный фронт - это массовое общественно-политическое движение в стране, экономико-географическом или административном регионе, которое охватывает широкие слои населения, их массовые организации и политические партии для достижения целей, вокруг которых они объединяются.

Народный фронт характеризуется следующими особенностями:

- охватывает широкие массы населения, его разнородные элементы;

- объединяет население с разными интересами и соответственно им - политическими целями ради достижения общей цели;

- включает разноплановые партии;

- руководящую роль выполняют партии.

Разновидностью народного фронта был на первом этапе Народный Рух Украины за перестройку, который в результате категорического неприятия его как общественно-политического движения правящей тогда компартией выступил как оппозиция ей и режиму, а затем оформился в политическую партию, и, в конечном счете, стал одной из самых влиятельных сил в достижении независимости нашей страны.

В странах с развитыми демократическими традициями, или там, где ведется открытая политическая борьба за изменение режима, достижение нравственности и т.д., политические движения играют существенную роль в политической жизни. Они служат или гарантом стабильности в обществе, или, наоборот, дестабилизируют общественно-политическую жизнь и могут привести к изменению общественного строя или его реформированию.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Когда и при каких обстоятельствах возникают первые политические партии?

2. Какие политические, экономические, социальные условия необходимые для создания политических партий?
3. Что является стержнем, вокруг которого формируется политическая партия?

3. Чем отличается политическая партия от других общественных формирований?

4. Почему для партии так важно выполнять все функции, присущие этим политическим организациям?

5. В чем вы видите вредности для общества однопартийной системы?

6. Что представляет собой партократия?

7. Охарактеризуйте партийную систему Украины. Какие партии являются наиболее влиятельными и почему?

8. Какие из факторов создания СПР имеют место в Украине?

9. Назовите наиболее влиятельные СПР в Украине.

10. Почему деятельность СПР является важной предпосылкой демократизации политической системы и формирования гражданского общества?

 

Задание для самостоятельной работы.

 

1. Классифицируйте партийную систему Украины по признакам: левые, центристские и правые партии.

2. Дайте характеристику программы и деятельности важнейших партий в стране (для отечественных студентов - в Украине, для иностранных - в их странах).

3. Дайте оценку деятельности СПР в стране, их реальное влияние на политическую жизнь.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.018 с.)