Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарии развития политического кризисаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже было показано в предыдущем пункте, протесты в Москве способны повлиять на дальнейшее развитие политического кризиса сильнее, чем большинство других обстоятельств. Поэтому в предлагаемой нами модели краткосрочного развития событий развилки, обусловленные протестами, играют центральную роль. Существенные для политических сценариев особенности протестного движения в Москве и за ее пределами состоят в следующем: · Протесты являются достаточно массовыми, чтобы власти считались требованиями протестующих; · В период между парламентскими и президентскими выборами рост числа протестующих происходил в основном за счет наиболее мотивированных сторонников ускорения социально-экономической и политической модернизации; · Протесты усилили влияние сторонников модернизации во власти и сместили общий вектор политики в сторону модернизации; · Продолжение массовых протестов в мирной форме дополнительно усилит сторонников модернизации во власти и среди протестующих; · После разгона митинга на Болотной агрессивность протестующих и готовность продолжить протесты усилились; · Силовое подавление протестов потребует внутренней перегруппировки власти, включая повышение роли силового блока и усиление оппонентов модернизации; · Среди самих протестующих переход протестов в стадию насильственного противостояния тоже усиливает оппонентов модернизации; · В случае развития протестов по силовому сценарию общий вектор политики может изменить направление в сторону политической реакции; · Спонтанное возвращение протестов в мирное русло маловероятно. · Чтобы предотвратить обострение уличного насилия и сползание в режим политической реакции нужен диалог между сторонниками модернизации во власти и среди протестующих, а также частичная кооптация протестующих в систему власти; · В масштабах страны протестное движение малозаметно и дистанцировано от массовых слоев населения; · Для массовых слоев населения характерна снижающаяся протестность, а политические требования протестующих для них пока не являются значимыми; · Вторая волна экономического кризиса может привести к активизации протестов массовых социальных групп; · Протесты массовых слоев делают вероятной ускоренную и более радикальную трансформацию политической системы; · Настроения протестующих неустойчивы, поэтому, если склонность к протестам в дальнейшем начнет ослабевать, в действие вступят среднесрочные факторы развития политического кризиса.
С учетом перечисленных выше особенностей развития протестного движения в Москве и за ее пределами, мы формулируем четыре возможных сценария дальнейшего развития политического кризиса: 1. Политическая реакция; 2. Ускоренная модернизация; 3. Радикальная трансформация; 4. Инерционное развитие.
Сравнительные характеристики этих сценариев представлены в Таблице 3. Отметим, что ни один из четырех сценариев не предполагает стабилизации политической ситуации, и, тем более, возврата к докризисному политическому статус-кво. Во всех сценариях, включая инерционный, политический кризис получает развитие и, в конечном счете, приводит к системным политическим изменениям.
Спусковым механизмом сценария «Политической реакции» служит переход противостояния митингующих и власти в силовую конфронтацию. На данном этапе вероятность развития кризиса по этому сценарию оценивается нами как высокая, поскольку эскалация политического насилия уже началась. По мере распространения насилия, возврат протестов в мирное русло становится все менее вероятным. Сценарий «Ускоренной модернизации», как свидетельствуютмногочисленныеисторические прецеденты, становится возможен в случае сохранения мирного характера протестов и начала политического диалога между сторонниками модернизации во власти и среди митингующих. Достижение компромисса по узкому кругу конфликтных политических вопросов, являющихся предметом острых разногласий между сторонами, позволит кооптировать представителей протестующих в систему власти и сформировать расширенную коалицию активных сторонников модернизации. Результатом успешного диалога и кооптации станет усиление влияния сторонников последовательной модернизации как внутри власти, так и среди митингующих, а также ослабление оппонентов модернизации. Это создаст условия для ускорения преобразований, направленных на модернизацию политической системы и других институтов. Развитие событий по этому сценарию мы пока расцениваем как маловероятное. Отчасти это связано с тем, что начавшаяся эскалация политического насилия затрудняет политический диалог и возвращение протестов в мирное русло. Другой причиной является острота и персонифицированный характер политических разногласий между потенциальными сторонами диалога. Наконец, участию в диалоге со стороны протестующих и их частичной кооптации в систему власти препятствует отсутствие эффективного представительства и механизмов согласования коллективной политической позиции. Однако полностью сбрасывать со счета возможность развития по этому сценарию тоже не следует. Обе стороны хотят продолжения модернизации, а отсутствие диалога ослабит их влияние и затормозит желаемые преобразования. Вторая волна глобального экономического кризиса выступает в качестве спускового механизма сценария «Радикальной трансформации». Экономический кризис может возобновиться в связи с частичным распадом еврозоны, который быстро приведет к глобальному торможению роста, снижению цен на сырьевые товары и усилению оттока капитала из стран с развивающимися рынками. Россия, более половины внешней торговли и около 80% потоков капитала которой ориентированы на Европу, окажется в эпицентре нового кризиса. Начало экономического кризиса в условиях незавершенного политического кризиса, скорее всего, приведет к распространению протестов На момент выхода нашего доклада вероятность сценария «Радикальной трансформации» быстро возрастает в связи с угрозой выхода Греции из еврозоны и связанных с этим каскадных эффектов на европейских и мировых рынках. Наконец, «Инерционное развитие» предполагает затухание политических протестов. Спад протестной активности на этой стадии уже не приведет Эти факторы подробно освещались в разделах 2 и 3, а также в нашем предыдущем политическом докладе. Поэтому здесь мы ограничимся лишь их перечислением без развернутых комментариев: · Дальнейшая эрозия поддержки центральной власти, которая в отсутствии политических перемен приобрела необратимый характер; · Нарастание усталости от Путина и Медведева, которая со временем будет усиливаться и в силу физического старения президента; · Появление новых центров легитимности властей на местном и региональном уровне по мере победы на выборах новых кандидатов, опирающихся на поддержку большинства избирателей; это приведет · Появление политиков новой формации на федеральном уровне, вызывающих больший интерес и доверие населения, чем политические лидеры старой формации; · Неспособность властей добиться быстрого улучшения в сферах, которые больше всего тревожат население: здравоохранение, образование, личная безопасность, правовое государство и коммунальная инфраструктура. · Количественное усиление среднего класса, который предъявляет более активный запрос на обновление политической системы и политического руководства; · Взросление второго и наиболее массового поколения бэби-бумеров, которое ускорит процесс смены поколений руководителей в экономической и политической сферах.
Вероятность «Инерционного развития» мы пока рассматриваем как сравнительно невысокую, поскольку согласно нашим данным и результатам других социологов, готовность митингующих в Москве продолжить протесты в последние недели возросла. Помешать этому сценарию может и новая волна экономического кризиса, которая приведет к усилению протестной активности и ускорению политической трансформации.
Таблица 3. Сценарии развития кризиса
Выводы Участники массовых протестов в Москве по-прежнему относительно немногочисленны в масштабах всей страны и политически дистанцированы Первые четыре месяца массовых уличных протестов в период после думских выборов уже изменили вектор политического развития страны, усилив готовность властей действовать в направлении ускоренной социальной и политической модернизации. Продолжение митингов, в зависимости от остроты конфронтации с властями, может либо придать этим реформам дополнительный динамизм, либо, наоборот привести к радикальному изменению политического равновесия, за которым последует сползание власти и общества в режим политической реакции. С учетом перечисленных выше особенностей развития протестного движения в Москве и за ее пределами, мы формулируем четыре сценария дальнейшего развития событий. Ни один из этих сценариев не ведет Переход уличных протестов в стадию силового конфликта укрепляет позиции оппонентов модернизации во власти и среди митингующих. Это может стать спусковым механизмом для сценария «Политической реакции». В условиях силового противостояния роль авангарда протестующих перейдет к радикальной оппозиции, в которой преобладают силы, слабо заинтересованные в модернизационной повестке: левые радикалы, анархисты и националисты. В свою очередь, власть, решившаяся на последовательное применение насилия, попадет в зависимость от силовых структур, в которых сравнительно широко распространены консервативные настроения. Предотвратить развитие событий по этому сценарию могло бы сохранение мирного характера протестов и начало политического диалога между сторонниками модернизации во власти и среди митингующих. Достижение компромисса по узкому кругу конфликтных политических вопросов, являющихся предметом острых разногласий между этими сторонами, позволило бы кооптировать представителей протестующих в систему власти и сформировать расширенную коалицию сторонников модернизации. Это создаст условия для ускорения преобразований, направленных на модернизацию политической системы и других институтов. Развитие событий по сценарию «Ускоренной модернизации» на данном этапе представляется маловероятным. Отчасти это связано с тем, что начавшаяся эскалация политического насилия затрудняет возвращение протестов в мирное русло и начало политического диалога. Другой причиной является острота и персонифицированный характер политических разногласий между потенциальными сторонами диалога. Наконец, участию в диалоге со стороны протестующих и их частичной кооптации в систему власти препятствует отсутствие эффективного представительства и механизмов согласования коллективной политической позиции. Однако полностью сбрасывать со счета возможность развития по этому сценарию тоже не следует. Обе стороны хотят продолжения модернизации, а отсутствие диалога ослабит их влияние и затормозит желаемые преобразования. Начало экономического кризиса в условиях незавершенного политического кризиса скорее всего приведет к распространению протестов на массовые группы населения за пределами Москвы и даст толчок для реализации сценария «Радикальной трансформации». Сочетание экономического и политического кризиса с высокой вероятностью приведет к быстрой утрате политического контроля и к ускоренной, хотя и хаотической трансформации системы власти. Наконец, сценарий «Инерционного развития» предполагает затухание политических протестов. Спад протестной активности на этой стадии уже не приведет к завершению политического кризиса. Но его течение замедлится, поскольку на первый план выдвинутся среднесрочные и долгосрочные факторы его развития. Основные выводы Проведенное исследование показывает, что современное состояние российского общества и власти обладает многими чертами, свойственными полномасштабному политическому кризису. Со стороны общества кризис выражается не столько в расширении социальных групп, склонных к протестам, сколько в нарастании усталости В свете этих изменений, политическая система, ведущие политики и, особенно, официальная политическая риторика кажутся населению недостаточно современными. Для массовых групп населения характерен также повышенный спрос Политический кризис в обществе проявляется и в том, что оно находится Существование однородного и прагматичного запроса на изменения, который разделяют практически все массовые социальные группы, открывает возможности для появления новой партии большинства, которая может апеллировать с однородной повесткой ко всему населению. Но в отличие Для власти кризис выражается не только в ослаблении доверия со стороны населения, но и в нарастающей угрозе утраты политического контроля. Меры, предпринятые властями в ответ на кризис, обеспечили победу на парламентских и президентских выборах, но не остановили эрозию политической поддержки Уличные протесты в Москве не находят сильного отклика у массовых социальных групп, а политические требования протестующих не являются приоритетными для населения. Если готовность к протестам среди митингующих имеет тенденцию к усилению, то среди массовых социальных групп в Москве и за ее пределами протестный потенциал ослабляется. Но, несмотря на дистанцированность от массовых групп населения, именно протестные движения в Москве оказали и будут в ближайшее время оказывать решающее влияние на ход политического кризиса. Протесты в Москве становятся слишком массовыми, чтобы власти могли игнорировать требования протестующих или могли подавить их, как это делалось в прошлом с менее массовыми акциями непримиримой оппозиции. В период между выборами протесты привели к усилению влияния сторонников ускорения политической и социально-экономической модернизации как во власти, так и в оппозиции. В результате, общий вектор политики властей Начало диалога между сторонниками модернизации во власти и среди протестующих с целью формирования коалиции и частичной кооптации оппозиционных сторонников модернизации во власть помогло бы сдержать эскалацию протестного насилия и сохранило бы перевес на стороне сил модернизации. Но такой диалог, несмотря на его очевидные преимущества Политический кризис может быстро перерасти в острые формы, если на него наложится вторая волна экономического кризиса. В этом случае, риски потери политического контроля существенно возрастают, а темп политической трансформации может резко ускориться. Помимо краткосрочных факторов кризиса российские власти сталкиваются и с угрозами среднесрочного характера. Эти угрозы состоят в нарастании конкуренции со стороны лидеров новой формации, которая будет усиливаться по мере взросления второго поколения бэби-бумеров и количественного роста среднего класса. Приближается время естественной смены поколений политической элиты, и это не оставляет российской власти надежды на сохранение политического статус-кво. Поэтому даже возможное ослабление накала протестов в Москве не ведет к завершению политического кризиса, а лишь обеспечивает его более плавное течение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.01 с.) |