При Горбачеве в ходе перестройки выяснилось, что приоритеты развития народного хозяйства СССР надо менять. Страна обладала мощным научно-техническим потенциалом, но он почти целиком находился в оборонном секторе экономики. Среди прочего, это приводило к недостаточному развитию гражданской экономики. Население страны ощущало это на себе в виде торговых дефицитов, недостаточного качества потребительских товаров. В середине 80-х годов это стало приводить уже к серьезному недовольству. Непропорционально большую роль начал играть импорт ширпотреба из западных стран, что тоже порождало нездоровые настроения.
В связи с этим Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Совмине СССР было дано поручение разработать фундаментальную программу конверсии оборонной промышленности. С внешнеполитической точки зрения это было подкреплено доктриной «разумной достаточности» в производстве вооружений, о чем Горбачев вел переговоры с Рейганом (правда, не очень успешно). Тем не менее, задание по разработке программы конверсии не было отменено. Я мог бы показать Вам протоколы заседаний ВПК тех лет: речь почти сплошь шла о конверсии. На этом пути мы могли бы добиться очень многого.
К сожалению, этого не произошло. Произошел распад СССР, власть сменилась. Что сейчас творится на оборонных заводах, да и на предприятиях других отраслей, Вы знаете не хуже меня. Недавно я был в Нижнем Тагиле. Город окружен заводскими трубами, но ни одна не дымит.
Облегчение создания новых партий
|
|
«Образ…»: Для создания федеральной партии достаточно уведомительным образом сообщить о наличии 10 тысяч членов в не менее чем 25 субъектах Российской Федерации.
«Образ…»: ввести более гибкие рамки для возникновения новых или переформатирования существующих партий.
«Обретение...»: Отмена неформальных, но почти неукоснительно соблюдаемых запретов на приход «мейнстримовских» фигур в оппозиционные партии, независимую от Кремля или губернаторов и «местных начальников» финансовую поддержку партий, реальный, а не имитируемый через «мониторинг СМИ» доступ оппозиционеров на федеральные телеканалы и иные значимые СМИ и т.д.
| Упрощение правил регистрации партий.
Медведев: «Ввести упрощённый порядок регистрации партий… по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны»
| Поправки, либерализующие закон о политических партиях, находятся на рассмотрении в Государственной Думе
|
Реформа избирательного законодательства
|
|
«Образ…»: отмена сбора подписей для партийных списков и одномандатных кандидатов от партий, набравших на предыдущих федеральных или региональных (для того же региона) не менее 2% голосов
| Медведев: «Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы»
| Предусмотрено новым проектом закона
|
«Образ…»: Восстановить на федеральных и сохранить на региональных выборах смешанную избирательную систему в связи с тем, что «книжные» преимущества пропорциональной системы в реальных российских условиях дают обратный эффект: «укрепление партий» на практике означает монополию малоавторитетного в обществе института партий на формирование депутатского корпуса
2: Предпочтительнее, чтобы смешанная система носила «связанный характер», т.е. избиратель одновременно голосовал и за партию, и за кандидата по своему округу.
| Введение пропорционального представительства.
Медведев: «изменить систему выборов в Государственную Думу – … ввести пропорциональное представительство по 225 округам»
| Новый закон о выборах внесен в Государственную Думу. Полностью пропорциональная система с единым федеральным округом, разделенным на 225 территорий, сохраняется
|
«Образ…»: Целесообразно снизить отсекающий барьер на всех выборах, где применяется голосование за партийные списки, до 5%
Образ…»: Необходимо восстановить право политических партий на предвыборные блоки при условии, что для блоков отсекающий барьер устанавливается на более высоком уровне (7–8%) – это известная мировая практика
Образ…»: Необходимо создать негативные стимулы для практики «паровозов» – включения на первые позиции в списках и региональных группах кандидатов известных лиц… заведомо не собирающихся работать в представительной власти
|
| Осенью 2011 г. барьер на выборах Думы снижен до 5% (вступает в силу со следующих выборов). Эта же норма сохранится в новом законе.
Блоки новым законом не предусмотрены.
Возможности для «паровозов» сокращаются, но не устранены полностью.
|
Упрощение правил участия в выборах президента
|
|
Тема не поднималась
| Медведев: «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч»
|
|
«Обретение...»: совершенствование избирательных процедур. Более активное внедрение электронных комплексов обработки бюллетеней. Жесткое закрепление в законодательстве прав и полномочий членов избирательных комиссий и наблюдателей, особенно от оппозиционных партий. Введение более жестких норм учета открепительных удостоверений, исключающих злоупотребления. Ужесточение ответственности членов избирательных комиссий за любые действия, повлекшие искажение воли избирателей
| Медведев: «изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости»
| На выборах президента устанавливаются веб-камеры на каждом участке, вводятся прозрачные урны
|
Введение выборов губернаторов
|
|
«Обретение…»: «возврат к прямым выборам губернаторов»
| Медведев: «Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов»
Путин: «мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. При этом за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора. Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации
| Законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы
|
Выборы глав органов местного самоуправления
|
|
«Обретение…»: постепенное введение смешанной системы на муниципальных выборах. Необходимо использовать ее как возможность укрепить партийные организации на нижнем уровне публичной власти, но при этом нужны и гарантии от ущемления пассивного избирательного права граждан и искажений пропорциональности (которые, например, неизбежны, если по спискам распределяется меньше 15–20 мандатов). Запрет на введение полностью пропорциональной системы на муниципальных выборах
| Путин: «В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе. Точно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ЖКХ. О мировом судье – в случае если он не избирается гражданами. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить»»
| Практических последствий на данный момент нет
|
Практика парламентских расследований
|
|
«Образ…»: шире практиковать парламентские слушания и активизировать (пусть и несовершенный) механизм парламентских расследований.
«Обретение…»: упрощение процедуры инициирования и проведения парламентских расследований, возможно – установления права проведения расследования каждой из палат Федерального Собрания в отдельности
| Путин: «надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований»
| Практических последствий на данный момент нет
|
Счетная палата
|
|
«Обретение…»: восстановление права палат Федерального Собрания выдвигать по своей квоте кандидатуры аудиторов Счетной палаты, чтобы этот институт обрел реальный механизм контроля над исполнительной властью
| Путин: «правильно законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты… Кандидаты должны выдвигаться не Президентом, как сейчас, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций»
| Практических последствий на данный момент нет
|
Бюджетный федерализм. Расширение источников доходов регионов.
|
|
«Обретение…»: Ключевым фактором, меняющим политическую роль и возможности субъектов федерации должно стать расширение бюджетного федерализма, устраняющее нынешнюю диспропорцию в распределении ресурсов… Необходимо как принципиальное перераспределение доходных источников между уровнями публичной власти, так и предоставление субъектам федерации права реального определения приоритетов своей бюджетной политики.
«Обретение…»: Муниципалитеты должны получить действенные стимулы для развития своей налоговой базы. Стратегическим ориентиром должно стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой.
| Медведев: «следует серьёзно укрепить материальную базу муниципалитетов, местного самоуправления … Муниципалитеты должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу для своей деятельности».
Путин: «муниципалитеты не должны бездумно укрупняться… муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными».
Путин: «Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию – функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России.
Путин: «передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов… Если у последних появится больше ресурсов, то и объем их обязательств перед гражданами может быть увеличен».
Медведев: «регионам и муниципалитетам должны быть представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня…Излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе на местах, будет устранено, а система финансовой поддержки региональных бюджетов будет в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов»
|
|
Совершенствование государственного управления. Стандарты оказания госуслуг
|
|
«Образ…»: продолжить работу по принятию административных регламентов оказания государственных услуг. Решающим в их применении является контроль за соблюдением и соответствующая оценка применяющих их чиновников: поощрения за соблюдение и санкции за несоблюдение
| Путин: «Надо широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. Критерий заимствования – доказанная эффективность, которая будет выражаться для каждого гражданина России в комфорте и удобстве получения госуслуг, в снижении финансовых и временных затрат. На этой основе может быть обеспечена гармонизация стандартов обслуживания с международными нормами»
Путин: «Мы будем развивать конкуренцию государственных администраторов – губернаторов, мэров, функционеров – на всех уровнях и во всех случаях, когда это целесообразно. … Надо переходить к стандартам госуслуг нового поколения – основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг… внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация. Плохо работающий чиновник должен быть не просто уволен, а на несколько лет лишен права быть государственным или муниципальным служащим… необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих
| Практических последствий на данный момент нет
|
Контроль над сделками, доходами и расходами госслужащих. Система госзакупок
|
|
Предложение установить жёсткую уголовную ответственность за незаконное обогащение и ратифицировать Статьи 20 Конвенции ООН по противодействию коррупции содержалось в докладе ИНСОР «Материалы к проекту национального плана противодействия коррупции в России» (2008 г.)
| Медведев: «ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идёт о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг… расширении перечня лиц, чьи доходы подлежат декларированию».
Путин: «выделить коррупционно опасные должности – как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи»
| Практических последствий на данный момент нет
|
Электронное правительство
|
|
«Образ…»: ускорить создание электронного правительства. Однако эта работа принесет ограниченный эффект, если не будет принят адекватный времени закон о свободе информации, четко устанавливающий и регламентирующий ответственность органов государственной власти за своевременное представление информации гражданам и хозяйствующим субъектам
| Медведев: «переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению.
С 1 июля следующего года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и многие муниципалитеты. Расширяются возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе через использование соответствующего интернет-портала и с помощью универсальных электронных карт».
Путин: «Нужно точнее нацелить проект "электронное правительство" на нужды и запросы граждан. Максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти… нужно предусмотреть и "активное право" – дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты
| Практических последствий на данный момент нет.
|
Введение примирительных процедур
|
|
«Образ…»: Укреплению начал правового государства и решению модернизационных задач во многом способствовало бы распространение досудебных процедур разрешения хозяйственных споров
| Медведев: «подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров»
| Практических последствий на данный момент нет
|
| | | |
http://www.csr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=345:-q-q&catid=36:2009-03-18-14-32-42&Itemid=71