Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, её специфика, предмет, структура и функции.

Поиск

Философия, её специфика, предмет, структура и функции.

Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности. Ф-фия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом ф-фии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Т.о. структура ф-фии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий создаются всеобщие ф-кие теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом ф-фии и всех ост-х наук. 2) ф-фия среднего уровня изучает всеобщ законы основных систем действительности, например натурф-фия — ф-фия природы, социальная ф-фия — всеобщая ф-фия общества. 3) прикладная ф-фия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (ф-фия экономики). Основные функции ф-фии: 1) общенаучная функция. 2) методологическая функция. 3) социальная функция. 4) нормативная функция. 5) мировоззренческая функция. Функции означают: 1) то, что в рамках ф-фии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Ф-фия — есть наука о всеобщем. 2) то, что ф-фия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук. 3) то, что в рамках ф-фии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы). 4) в рамках ф-фии создаются этические теории, т.е. ф-фия является и этикой. 5) ф-фия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения. Исходя из рассмотренного подхода к ф-фии как типу мировоззрения и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и критическую функции ф-фии. Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д., ф-фия выполняет мировоззренческую функцию. Велика роль ф-фии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Ф-фия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что ф-фия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области.

Античная философия. Основные этапы развития и их представит.

начало 6 в до н.э.-6 век н. э.

I. с милецкой школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея-космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину)

II. рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем

III.Упадок. Эллинизм. Период Римской республики

IV.Гибель (римской империи).

Характерная особенность др-грч. Ф. состоит прежде всего противопоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока-Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Ф-ы получили образование именно там. Основные школы: миленская: главный которой был Фалес., он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть. Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –трансформация огня. Пифагорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай представитель пифогор-в. он соединил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом. чисел описать весь мир. Эллейская школа (Левкипп и его ученик Димокрит) началом явл. атом т. е. неделимость. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. мировоззрения-материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики

Понятие картины мира. Философская, научная и религиозная картины мира.

Поскольку материя неоднородна, то в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями. Проблемы бытия, субстанции, материи и форм ее существования имеют не только философское, но и общенаучное значение, будучи фундаментальными понятиями научной картины мира. Последняя формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших научных достижений; философские же принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты. В условиях современного научно-технического развития научная картина мира выступает в качестве формы теоретического знания, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Поскольку существуют различные уровни систематизации знаний в научной картине мира, различают три ее типа.

Во-первых, общая научная картина мира, выступающая как целостный образ мира, который включает представления и о природе, и об обществе.

Во-вторых, понятие "научная картина мира" применяется для обозначения системы представлений о природе, которые связываются результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

В-третьих, этим понятием обозначается горизонт систематизаци знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки на определенном этапе ее истории.

Основные компоненты картины мира (представления о фундаментальных объектах, об их взаимодействиях и характере причинности, о пространстве и времени) формируются в соответствии с теми или иными философскими и мировозренческими представлениями времени.

Так. образом, взаимосвязь мировоззрения, философии и научной картины мира фиксирует определенную систему развивающегося знания и включение его результатов в культуру.

Кроме философской и научной картин мира следует указать и на религиозную трактовку этой проблемы. Религиозное миропонимание в отличие от философского или научного, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремлений. Разрабатывая свою картину мира, религия выступает некоей символической системой для восприятия целостности мира и обеспечивает контакт индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения. В этом смысле религиозные символы и понятия обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл.

Таким образом, онтологические проблемы наиболее полно разрабатываются в концепциях "картин мира", имеющих философскую, научную, религиозную формы.

Сократ и софисты.

Как филос. течение софисты не предст. вполне однородного явления. Наиб. характерной чертой, общей всей софистике, явл. утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменит. положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, — и несуществующих — в том, что они не существуют». Для софитов хар-но перемещение интересов от поисков абсолют. истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения чел-ка «без предрассудков» в общ-ве (критика традиц. морали, скептическая теория познания, риторическая, логич.и лингвистическая теория «убедительной речи»). Согласно хар-ке Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятии. Протагор доказывал, будто кажд. утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Софисты старшей группы были крупными мыслителями в вопросах права и обществ-полит.. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления в афинской колонии Фурии в Южной Италии, и обосновал идею равенства свобод. людей. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Сочинение Протагора о богах было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толковать религ. мифы как олицетворение сил природы. Софисты не только развил материалистич. объяснение первоначал природы и происхождения ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления к-ры, отстаивая преимущества природы над установлениями к-ры и над искусством. Софисты распространили учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия — демократические, а тирания — тиранические и т. д. Хотя некот. софисты были действит. крупными мыслителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию познаваемости вещей и к субъективизму. Ленин отмечает, что, напр, учение Горгия есть «не только релятивизм», но также и «скептицизм». В этом своем кач-ве софисты должны быть признаны философами, подготовлявшими не только, как думал Гегель, диалектику, но также беспринципные и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые надо строго отличать от подлинной материалистической диалектики, рассматривающей познание как бесконеч. движ-е и приближение через относительно истинные знания к знанию объективн. и абсолютному.

 

 

Рационализм Р. Декарта

Рационализм – философское воззрение, где основа познания – разум, а на соврем. языке – дух. горизонт.

Французский учёный и философ Ф. Декарт поставил на 1 место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук исходя из теории рационализма, предполагавшего наличия в человеческом уме врождённых идей, которые во многом опред. результаты познания. Декарт считал, что органом чувств верить можно только тогда, когда сомневаться уже нельзя. По его мнению, человек может не сомневаться в своём существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую»! Он верил в сущ. бога и пытался приводить этому доказательства. Автор идеи психофизического параллелизма. Сущность человека двойственна: физика и психика. Темп, ритм и законы психики одни, а физики другие. Часы физики и часы биологии (психики) человека должны идти синхронно, если нет, то чел-к болен. Эти часы психики и физики чел-ка идут синхронно, потому что их синхронизирует бог. Если под богом рассматривать бытие чел-ка, то рассуждения Декарта правильны. Именно бытие чел-ка в мире объединяет все темпы его сущности.

Осн. черта фил. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материал. “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представл. собой единств. субстанцию, единств. основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич. познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существ.. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир. явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходн. положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредств.е очевидн. исходн. положе-я, или интуиции, имеют преим-о сравнит. с рассуждением дедукции.

Рационализм Г. Лейбница.

Рационализм – философское воззрение, где основа познания – разум, а на соврем. языке – дух. горизонт.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир состоит из мельчайших эл-тов или монад – дух. элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию, и сознанию. Они не видят друг друга, но при этом видят весь мир, эта теория точно отражает важнейшие черты повеления людей. То есть можно рассматривать мир следующим образом: 1) видеть мир через дух. горизонт другого чел-ка 2) видеть весь мир, а потом всех людей с их дух. горизонтами;

Бог по Лейбницу возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат богом предустановленной гармонии. Подвергая представления пространства и времени, как самостоятельных начал бытия, он рассматривал пространство, как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, сущ. вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или сост. тел. Одной из вершин фил. наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде, как в концентрированном мире, как в зеркале един. и бесконечной вселенной.

Позитивизм и неопозитивизм

П. – филос. направление, утверждающее, что источником подлинного, «положит.» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкрет. (эмпирич.) науки и их синтетические объед-я, а Ф. как особая наука не может претендовать на самост. исслед-е реальности. Основателем этого направ-я явл-ся Огюст Конт(1798-1857).

В какой-то степени П. - это форма выраж-я опред. неудов-ти традиц. классич. фил. системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса науч. знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достиж-я науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи Ф. и конкрет. наук каждый раз и у всех П -тов постоянно абсолютиз-ся, начиная с П. Конта. Слабая сторона П. во всех его формах связана с подменой собственно-фил-го предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направ-е. Хотя и наз-ся по самому смыслу слова положит-м, но содержит в себе немало отриц. моментов. П., начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие Ф. и по существу настаивает на тождестве Ф. и науки, а это непродуктивно. Ф. по самой своей сути(и предмету, и методу) явл-ся самост. областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на обществ. науки, и на искусство, и на житейский опыт человеч-ва.

Н. как особое фил. направ-е получил широкое распр-е в англоязыч. странах. Его наиболее известными представителями явл-ся Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др. Под общим названием Н. объед-ся многие весьма различные теории: от логического П., логич. эмпиризма и логич. атомизма до Ф. лингвистического анализа и различных направлений аналитич-ой Ф.

Логич. П. провозгласил осн. своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней Ф. в целом. Исходными предпосылками всякого познания Логич. П. считал события и факты, т.е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта. Одна из особенностей этого течения - то, что он отождествил объект с теорией объекта. Это сразу же снимало вопрос о сущ-ии объектив. мира как предмета фил. познания и приводило к замыканию Ф. лишь на познавательной проблематике логики и логического языка. Др. принцип. особ-ть – отождествление понятий «объективный факт» и «науч. факт». Все фил. предложения, считал Карнап, бессмысленны, т.к., будучи общими положениями, они не могут быть верифицированы, проверены путем сведения к атомарным высказ-ям, фиксир-им тот или иной «факт». Поскольку на этой основе невозможно верифицировать(проверить эмпирич. способом) и моральные высказ-я, содержащие общ. понятия «добра» и «зла», то этику также выводили за пределы науки.

Н. эволюционировал в направлении от анализа языка науки к анализу обыденного языка и от отрицания Ф. к использованию аналитич. метода для более или менее содержательного анализа собственно фил. проблем – к разработке методов моделир-я. Системно-структурного анализа и др. Это фил. течение и поныне продолжает удерживать свои позиции. Хотя и в сильно преобраз-ом виде.

Неокантианство

Одним из направлений “философии науки” является неокантианство. Неокантианство пыталось возродить важные принципы философии Канта. Неокантианство зародилось в 60-х гг. 19 в в Германии. В неокантианстве отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская.

И те и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась матем-м естествознанием, а Баденская – соц-ми науками и ценностями.

Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вещь, которая воздействует на органы чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о. они выступают против чувств и эмпирического исследования. Для науки важно всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости. Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по своему дают классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания. Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая базируется на конструировании идеальных объектов.

Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодолимая грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель изучает состав воды, разлагает молекулу и получает водород и кислород, затем переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому (общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем уникальное, неповторимое. Т е. в первом случае генерализация, а во втором индивидуализация.

Если соц-ое познание ориентировано на описание неповторяемых событий, тогда исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию ценностей и возникла аксиология – философия ценностей.

Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с субъективизмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в общественной жизни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное.

Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.

 

 

 

Волюнтаризм» А. Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр(1788-1860). Под И. поним-ся учение, согласно кот-му решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе ист. процесса играют не силы разума, не рац-е начало, а иррац-е, что предпол-ет признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувств.

Ш. не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизировано понимаемой им воли, он спорил само понятие разума как области осознанной ментальной деят-ти чел-го сознания, введя в него бессознательно-иррац-е моменты. Интеллект. согласно Ш., сам того не сознавая, функционирует не по свому рац-му плану, но по указ-ям воли, кот-я признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объект. мира: для него интеллект – лишь орудие воли к жизни. Ш. заменил на «посту» первопричины мира рац-ю абстракт-ю идею Гегеля на иррац-й момент чел-кой психики – метафизич-ю первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, кот-я проявляется во всем течении событий Вселенной: мир – только зеркало этого волнения, выступающее как представление. Идея волевого первоимпульса. не неподвластного никаким рац-м, этич. и даже эстетич огранич-ям, была для Европы инородн явлением. Сам Ш. признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из перв. мест заним. буддийские представления о майе и нирване. Мир, по Ш., нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации (колебания) волев. искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, т.к. кроме нее ничего нет и она к тому же – голодная и жестокая, пост. ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание.

По Ш., воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения чел-ка к действию, и сами процессы его осущ-я специфичны: они в значит-ой степени опред-ют направленность и хар-р реализации действия и его рез-т. Однако Ш. абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Воля – абсолют. начало, корень всего сущего. Мир мыслился Ш. как воля и представление. Т.о., волюнтаризм явл-ся осн. и универсальным принципом всей Ф. мыслителя.

Этика Ш. безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То. что называют счастьем. имеет всегда отриц-й, а не положит-й хар-р и сводится лишь к освобождению от страданий, за кот-м должно последовать новое страдание либо томительная скука. Этот мир не что иное, как арена замученных и запуганных существ, кот-е живут лишь благодаря тому, что одно сущ-во истребляет др., где поэтому каждый зверь представляет собой живую собст-ть тысяч других, а его самосохранение – цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборстующим состоянием духа, препятствующим страданию, явл-ся состояние полного отсутствия желания. Симптом этого – переход к полному аскетизму.

Философия Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) – нем. философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Согласно Н., мир есть постоянное становление и бесцельность, что выраж-ся в идее «вечного возвращения одного и того же». Вслед за Шопенгауэром Н. в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Н. явл-ся идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого Ф. жизни. В ч-ке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление – метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый ч-к по-своему конструирует мир, исходя из своих индивид. особенностей: у каждого в голове – своя индивид. мифология в условиях его стадного бытия. Н. отвергает принципы демократии и ист. прогресса, отвергает идеи рав-ва и справедл-ти как «разлагающие цельность чел-кой природы». Будучи сторонником принципа соц. иерархии, он развивает элитарную к-цию абсолют. господства «высшей касты» - тех немногих. кот-е «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, кот-ю не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Образ «сверхчел-ка» воплощает его критику морали. Согласно Н., мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю ч-ка. А это резко претиловоззрениям Н.: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти. Образ «сверхч-ка» - это культ сильной личности, одержимой жажадой власти. По Н., все критерии морали носят чисто произвольный хар-р, а все формы ч-кого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявл-ся как воля к свободе, у более сильных – как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных - как любовь к чел-ву, чем маскируется стрем-е к подавлению чуж. воли. Представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономер. развития означает и бессмыс-ть морали. Для Н. как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматич-й включенности ч-ка в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.

Осн. внимание Н. было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия ч-ка. Соврем. ему кул-ра оценивалась им кА «кул-ра декаданса», когда возрастание интеллекта ослабляет инстинкт ч-ка, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолют. ценности. Для кул-ры декаданса якобы хар-на христ-ая мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усил-ся принципы сострадания.

Природа и сущность человека

Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой.

Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Каждый человек уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

Классификация:

1. Субъективистский подход: человек - его внутренний субъективный мир.

2. Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

3. Синтезированный подход: субъективный и объективный.

Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 признака: тело, приспособленное для прямохождения; кисть - развитая для тонких манипуляций; развитие головного мозга; голая кожа.

 

 

Происхождение сознания

Сознание существует не всегда. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Т. е. происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа, как она соотносится с предметным миром?Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Чувства, эмоции, суть - компоненты сознания.

Особенности сознания: 1) С.–продукт общественной трудовой деятельности 2) Мног-сть С. определяется многоструктурностью деятельности 3) Целеполагающая деятельность С. 4) Творчески-активный характер С. 5) Проектирующая деятельность С. 6) С. как субъективный образ объективного мира 7) С. как идеальный образ материального мира 8) С. – продукт развития материи 9) С. – свойство высокоорганизованной материи 10) С. – функция мозга, которая действует на основе потребностей человека 11) С. – материализуется в языке

Общественная природа сознания * Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно).

Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального.

Активность сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Сущность морали

Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни. Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере. Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях: 1. регулятивная (мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества 2. воспитательная (мораль делает человека человеком, а нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. 3. познавательная (моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. 4. оценочно-императивная

5. ориентирующая 6. мотивационная 7. коммуникативная 8. прогностическая

Вышеперечисленные функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом.

Мораль включает в себя: нравственную деят, нравственные отнош, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: 1) первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека 2) второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства. 3) третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

Философия, её специфика, предмет, структура и функции.

Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности. Ф-фия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом ф-фии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Т.о. структура ф-фии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий создаются всеобщие ф-кие теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом ф-фии и всех ост-х наук. 2) ф-фия среднего уровня изучает всеобщ законы основных систем действительности, например натурф-фия — ф-фия природы, социальная ф-фия — всеобщая ф-фия общества. 3) прикладная ф-фия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (ф-фия экономики). Основные функции ф-фии: 1) общенаучная функция. 2) методологическая функция. 3) социальная функция. 4) нормативная функция. 5) мировоззренческая функция. Функции означают: 1) то, что в рамках ф-фии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Ф-фия — есть наука о всеобщем. 2) то, что ф-фия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук. 3) то, что в рамках ф-фии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы). 4) в рамках ф-фии создаются этические теории, т.е. ф-фия является и этикой. 5) ф-фия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения. Исходя из рассмотренного подхода к ф-фии как типу мировоззрения и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и критическую функции ф-фии. Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д., ф-фия выполняет мировоззренческую функцию. Велика роль ф-фии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия метод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.013 с.)