Постпозитивизм или методология науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постпозитивизм или методология науки



Одной из форм проявления поспозитивизма явл-ся критический рационализм. Крит. рац-м (К.Поппер, И.Лакатос. П.Фейерабенд) разраб-ет свою концепцию, анализируя проблемы развития науч. знания. Его представители считают. Что истинным методом Ф. явл-ся так называемая рациональная критика. Это по сути означает непризнание мировоззренч. функции Ф. Критич. рац-ты признают сущ-е реального мира и возможность его науч. описания. Один из представителей – Карл Поппер(1902-1994). Он развил идеи Крит. рац-ма – теорию роста науч. знания. Выдвинул принцип фаллибилизма – признания принципиальной гипотетичности люб. науч. знания. Процесс науч. познания он рассмат-л как непрерыв. критич. диалог между различ. типами науч. теорий. Т.о., отрицая принцип объктив. истины, теория крит. реал-ма приходитк признанию плюрализма истин, субъект. хар-ра знания.

В отличие от логич. позитивистов, стремившихся сформулировать критерии познават. значения науч. утверждений на основе принципа верификации (методолог. принципа установления истинности науч. утверждения в рез-те его эмпирич. проверки). Поппер выдвинул принцип, согласно кот-му одной из осн. задач Ф. явл-ся демаркация – отдел-е науч. знания от ненауч-го. Для реш-я этой задачи он предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании принципиальной опровержимости люб. науч. утверждения. Толкователи этого принципа утверждают: в науке научно то, что опровержимо. Под опровержимостью Поппер, скорее всего, имел ввиду относительность науч. знания. Он хотел, видимо, подчеркнуть ту мысль, что в науке нет ничего абсолютно достоверного. Согласно Попперу, люб. науч. знание носит лишь гипотетич. хар-р. Рост науч. знания выраж-ся в выдвиж-и все новых и новых смелых предполож-ий, гипотез и их опровержении. В рез-те этого и реш-ся науч. проблемы.

+ см. Лог. П. (№21)

Неокантианство

Одним из направлений “философии науки” является неокантианство. Неокантианство пыталось возродить важные принципы философии Канта. Неокантианство зародилось в 60-х гг. 19 в в Германии. В неокантианстве отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская.

И те и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась матем-м естествознанием, а Баденская – соц-ми науками и ценностями.

Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вещь, которая воздействует на органы чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о. они выступают против чувств и эмпирического исследования. Для науки важно всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости. Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по своему дают классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания. Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая базируется на конструировании идеальных объектов.

Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодолимая грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель изучает состав воды, разлагает молекулу и получает водород и кислород, затем переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому (общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем уникальное, неповторимое. Т е. в первом случае генерализация, а во втором индивидуализация.

Если соц-ое познание ориентировано на описание неповторяемых событий, тогда исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию ценностей и возникла аксиология – философия ценностей.

Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с субъективизмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в общественной жизни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное.

Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.

 

 

 

Волюнтаризм» А. Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр(1788-1860). Под И. поним-ся учение, согласно кот-му решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе ист. процесса играют не силы разума, не рац-е начало, а иррац-е, что предпол-ет признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувств.

Ш. не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизировано понимаемой им воли, он спорил само понятие разума как области осознанной ментальной деят-ти чел-го сознания, введя в него бессознательно-иррац-е моменты. Интеллект. согласно Ш., сам того не сознавая, функционирует не по свому рац-му плану, но по указ-ям воли, кот-я признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объект. мира: для него интеллект – лишь орудие воли к жизни. Ш. заменил на «посту» первопричины мира рац-ю абстракт-ю идею Гегеля на иррац-й момент чел-кой психики – метафизич-ю первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, кот-я проявляется во всем течении событий Вселенной: мир – только зеркало этого волнения, выступающее как представление. Идея волевого первоимпульса. не неподвластного никаким рац-м, этич. и даже эстетич огранич-ям, была для Европы инородн явлением. Сам Ш. признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из перв. мест заним. буддийские представления о майе и нирване. Мир, по Ш., нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации (колебания) волев. искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, т.к. кроме нее ничего нет и она к тому же – голодная и жестокая, пост. ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание.

По Ш., воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения чел-ка к действию, и сами процессы его осущ-я специфичны: они в значит-ой степени опред-ют направленность и хар-р реализации действия и его рез-т. Однако Ш. абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Воля – абсолют. начало, корень всего сущего. Мир мыслился Ш. как воля и представление. Т.о., волюнтаризм явл-ся осн. и универсальным принципом всей Ф. мыслителя.

Этика Ш. безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То. что называют счастьем. имеет всегда отриц-й, а не положит-й хар-р и сводится лишь к освобождению от страданий, за кот-м должно последовать новое страдание либо томительная скука. Этот мир не что иное, как арена замученных и запуганных существ, кот-е живут лишь благодаря тому, что одно сущ-во истребляет др., где поэтому каждый зверь представляет собой живую собст-ть тысяч других, а его самосохранение – цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборстующим состоянием духа, препятствующим страданию, явл-ся состояние полного отсутствия желания. Симптом этого – переход к полному аскетизму.

Философия Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) – нем. философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Согласно Н., мир есть постоянное становление и бесцельность, что выраж-ся в идее «вечного возвращения одного и того же». Вслед за Шопенгауэром Н. в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральным понятием у Н. явл-ся идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого Ф. жизни. В ч-ке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление – метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый ч-к по-своему конструирует мир, исходя из своих индивид. особенностей: у каждого в голове – своя индивид. мифология в условиях его стадного бытия. Н. отвергает принципы демократии и ист. прогресса, отвергает идеи рав-ва и справедл-ти как «разлагающие цельность чел-кой природы». Будучи сторонником принципа соц. иерархии, он развивает элитарную к-цию абсолют. господства «высшей касты» - тех немногих. кот-е «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, кот-ю не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Образ «сверхчел-ка» воплощает его критику морали. Согласно Н., мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю ч-ка. А это резко претиловоззрениям Н.: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти. Образ «сверхч-ка» - это культ сильной личности, одержимой жажадой власти. По Н., все критерии морали носят чисто произвольный хар-р, а все формы ч-кого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявл-ся как воля к свободе, у более сильных – как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных - как любовь к чел-ву, чем маскируется стрем-е к подавлению чуж. воли. Представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономер. развития означает и бессмыс-ть морали. Для Н. как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматич-й включенности ч-ка в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.

Осн. внимание Н. было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия ч-ка. Соврем. ему кул-ра оценивалась им кА «кул-ра декаданса», когда возрастание интеллекта ослабляет инстинкт ч-ка, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолют. ценности. Для кул-ры декаданса якобы хар-на христ-ая мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усил-ся принципы сострадания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)