Ценности. Их природа и принципы классиф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности. Их природа и принципы классиф



Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.

Классификация ценностей: Тем не менее, мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей. Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация. Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное Писание и Предание, церковь. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Наука “аксиология” изучает ценности как способ освоения мира человеком. Существует несколько направлений аксиологии, в соответствии с которыми ценностям дается разное понятие и классификация.

1. Психологический аксиологизм (Дьюи):

Ценность – это то, что удовлетворяет потребности человека. Меняются люди, следовательно, меняются ценности.

2. Трансцендентный аксиологизм (над человеком – развивался неокантианством):

Человек рождается в мире, в котором уже есть ценности, и он их поменять не может, т.к. не создавал. И он может либо принять, либо не принять эти ценности.

3. Феноменологический аксиологизм (развивают неофрейдисты):

В духовном горизонте человека формируются 3 вида идеалов: биологические, психологические и социальные. Люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.

4. Социологический аксиологизм (Вебер):

Здесь ценности делятся: 1. по социальной структуре (класс, нация, семья, группа, слой) 2. по типу деятельности. 3. по ее направленности (утилитарная, смысла жизни

56. Ценност.ориентации ч-ека и проблема “смысла жизни”

Роль человека в формировании ценностных ориентаций

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Цель имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цель не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

Проблема “смысла жизни” Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь всегда, достигнув цели, человек всякий раз терял бы жизненный ориентир. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочется, чтобы он был. Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей. Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.

Личностное понимание смысла жизни Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения. Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций неисчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

Сознание, его происхождение и сущность, общественная природа и творческая активность

Сознание предст. собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Сознание существует в 2-х формах - общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Происхождение сознания

Сознание существует не всегда. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Т. е. происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа, как она соотносится с предметным миром?Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Чувства, эмоции, суть - компоненты сознания.

Особенности сознания: 1) С.–продукт общественной трудовой деятельности 2) Мног-сть С. определяется многоструктурностью деятельности 3) Целеполагающая деятельность С. 4) Творчески-активный характер С. 5) Проектирующая деятельность С. 6) С. как субъективный образ объективного мира 7) С. как идеальный образ материального мира 8) С. – продукт развития материи 9) С. – свойство высокоорганизованной материи 10) С. – функция мозга, которая действует на основе потребностей человека 11) С. – материализуется в языке

Общественная природа сознания * Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно).

Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального.

Активность сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.01 с.)