Гуманизм и пантеизм в фил. эпохи Возрожд-я 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизм и пантеизм в фил. эпохи Возрожд-я



Возрождение – XV-XVII в.в. Европейские страны находились на разном уровне развития. Возрождался античный взгляд на человека. Он отличается от христианского тем, что в религии и мифологии античности в Боге рассматривали человека вровень с собой. В христианстве Бог выше человека. Наиболее известные представители: Пико Делла Мирандола “О достоинствах человека”, Джордано Бруно, Николо Макиавелли “Государь”, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм. Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрож-я. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности. Гуманизм Возр-я ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни.

Макиавелли считал, что правитель должен иметь в виду след.: люди от природы своей добры, но жизненные обст-ва делают их грязными и злыми. Точно также рассм-ли людей и французы XVIII в. (Дидро, Руссо, Вольтер). Но французы считали, что нужно революц. путем менять обст-ва. Макиавелли подчерк., что обст-ва иногда нельзя изменить столетиями, а грязн. людьми нужно управлять сейчас. Правитель должен уметь играть в грязн., злые игры лучше, чем все его подчин. вместе взятые, чтобы никому в голову не пришло соревноваться с ним. Для реализации своих возмож-й правитель должен быть свирепым, как лев, и хитрым, как лиса. Только в эт. случае правитель может править чисто. Макиавелли при этом подчеркнул, что вся хитрость и злоба должна быть направл. не на собств. народ, а на его защиту, т.е. на внешних врагов.

Гуманизм Макиавелли состоит в его прекрасном знании людей, мотивов поведения людей, в умении управлять и поведением и мотивами; цели гуманны – защита собственного народа. Николай Кузанский (Кребс). Основные идеи Кузанского: мир пронизан всеобщей универсальной связью и является целостным феноменом; в духовном горизонте человека есть все, что есть в реальном космосе, он назвал человека микрокосмосом. Гуманизм человека в том, что он подчеркнул богатство души человека. Он высказал идею об ученом незнании (незнание глупого человека и умного – разные вещи), с ростом знания фактически растет граница между знанием и незнанием, естественное ср-во развития знания. Ученые могут четко формулировать проблему – это знание о незнании. Куз. первым в философии стал говорить о виртуальной реальности (виртуальность – возможность). Будучи религиозным философом, он считал, что и действительность, и все виртуальности доказывают всесилие Бога. Под влиянием неоплатонизма переработал понятия христианской философии в учение о Боге как о максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит о вещах природы. В Боге совпад. все противоположности: конечн. и бесконечн., наименьш. и наиб., единого и множественного и т.д. Учение Николая Кузанского с основным для него тезисом о совпадении противоположностей в Боге заключает в себе ряд теодотворных идей: критика, ограниченности рассудочных противоположностей, методологическое значение математических понятий для познания природы, предвосхищение последующего понятия о бесконечно малых величинах, постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т.п. Пантеизм - религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Материализм и эмпиризм Ф. Бекона

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Англ. философ Ф. Бекон (1561 – 1626), считал что фил-фия. должна носить практический характер – там, где она остаётся умозрительной (схоластичной), она неистинна. Схоластик, говорил Бекон, плетёт какую-нибудь научную ткань, удивительную по тонкости нити и работы, но совершенно пустую и непригодную. Господствовать над природой, можно только подчиняясь её законам. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Эксперимент. знанию соответствовал введённый Беконом индуктивн. метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достовер.знания лишь тогда когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода»отражают социальную среду, в которой родился чел-к; «призраки пещеры» отражают личный жизненный опыт чел-ка; «призраки рынка» - когда люди в ходе общения часто не понимают друг друга, о каких ценностях они говорят, о чём идёт речь, т.е. люди в жизни находятся как на рынке ценностей, «призраки театра» (обычно эту ф-ю выполн.либо религия, либо фил-я) связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться не на какие авторитеты – таков был принцип науки нов. времени. Однако обращает на себя внимание «теологич. непоследовательность» Бекона, кот., провозглашая материалист. пр-пы допускал существ-е бога и во общ.идеалистически толковал законом-ти обществ. жизни.

Рационализм Р. Декарта

Рационализм – философское воззрение, где основа познания – разум, а на соврем. языке – дух. горизонт.

Французский учёный и философ Ф. Декарт поставил на 1 место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук исходя из теории рационализма, предполагавшего наличия в человеческом уме врождённых идей, которые во многом опред. результаты познания. Декарт считал, что органом чувств верить можно только тогда, когда сомневаться уже нельзя. По его мнению, человек может не сомневаться в своём существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую»! Он верил в сущ. бога и пытался приводить этому доказательства. Автор идеи психофизического параллелизма. Сущность человека двойственна: физика и психика. Темп, ритм и законы психики одни, а физики другие. Часы физики и часы биологии (психики) человека должны идти синхронно, если нет, то чел-к болен. Эти часы психики и физики чел-ка идут синхронно, потому что их синхронизирует бог. Если под богом рассматривать бытие чел-ка, то рассуждения Декарта правильны. Именно бытие чел-ка в мире объединяет все темпы его сущности.

Осн. черта фил. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материал. “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представл. собой единств. субстанцию, единств. основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич. познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существ.. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир. явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходн. положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредств.е очевидн. исходн. положе-я, или интуиции, имеют преим-о сравнит. с рассуждением дедукции.

Рационализм Г. Лейбница.

Рационализм – философское воззрение, где основа познания – разум, а на соврем. языке – дух. горизонт.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир состоит из мельчайших эл-тов или монад – дух. элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию, и сознанию. Они не видят друг друга, но при этом видят весь мир, эта теория точно отражает важнейшие черты повеления людей. То есть можно рассматривать мир следующим образом: 1) видеть мир через дух. горизонт другого чел-ка 2) видеть весь мир, а потом всех людей с их дух. горизонтами;

Бог по Лейбницу возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат богом предустановленной гармонии. Подвергая представления пространства и времени, как самостоятельных начал бытия, он рассматривал пространство, как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, сущ. вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или сост. тел. Одной из вершин фил. наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде, как в концентрированном мире, как в зеркале един. и бесконечной вселенной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.)