Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм Г. Гегеля.

Поиск

Г. Гегель (1770-1831) нем. фил-ф. Философск. взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Не возможно понять явление, не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развитие происходи не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. Источником развития явл-ся противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В фил-кой системе Гегеля действительность – цепь диалектических переходов. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл-ся абсол-ый дух, а целью – самопознание этого абсол. Духа, постольку познание конечно, ограниченно. Т.е. сис-ма познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией кот. явл-ся сама фил-фич Гегеля. Т.о. противоречие между методом и сис-мой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.

1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист. познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод, Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист. мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн. этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому кругу, а от низших форм к высшим.

Философия И. Фихта и Ф. Шеллинга

И. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854) – нем. классич. фил-фия. Фихте пытался устранить кантовскую идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т.е. теорию и практику из деятельности нашего Я. Подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в прошлом и тем самым запечатленный. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, чел-к тем самым забывает себя. Самозабвенье – это 1 из особенностей чел-ка, переживающего связь с действительностью. То, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть. По Фихте, начало и истинный фокус всей фил-фии и жизни. Нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в воображении с тем, что непосредственно зависит от него. Т.о. есть 2 ряда дейс-ти: 1- одна дейс-ть создает сама себя. 2- возникает в результате творч. Акта сознания того, кому нужно ее существование. Гос-во, по Фихте, есть гарантия реализации права.

Ф. Шеллинг. Природа есть становление дух. начала. Если в чел-ке дух. начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Природа представляется как силовое динамич. единство противоположностей, при этом на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. Она есть космический организм, обладающий «мировой душой».Утверждал тождество духа и природы. Исходное – понятие абсолютного разума, в кот. субъективное и объективное неразличимы. Делял внимание идее свободы, кот. увязывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для кот. одинаково возможны то и другое: чел-к стоит перед выбором.

Форм-ние и осн. проблемы фил-фии марксизма. Неклассицизм (постклассицизм) Маркс. фил-фии.

Фил-фия марксизма создана К.Марксом и Ф Энкельсом и творчески развита В.И. Лениным. Марксизм вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общ-ва, в познании, в развитии всей матер. и дух. кул-ры человеч-ва.. Была создана и творчески применена материалистическая диалектика. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр фил-ких исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Позитивизм и неопозитивизм

П. – филос. направление, утверждающее, что источником подлинного, «положит.» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкрет. (эмпирич.) науки и их синтетические объед-я, а Ф. как особая наука не может претендовать на самост. исслед-е реальности. Основателем этого направ-я явл-ся Огюст Конт(1798-1857).

В какой-то степени П. - это форма выраж-я опред. неудов-ти традиц. классич. фил. системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса науч. знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достиж-я науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи Ф. и конкрет. наук каждый раз и у всех П -тов постоянно абсолютиз-ся, начиная с П. Конта. Слабая сторона П. во всех его формах связана с подменой собственно-фил-го предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направ-е. Хотя и наз-ся по самому смыслу слова положит-м, но содержит в себе немало отриц. моментов. П., начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие Ф. и по существу настаивает на тождестве Ф. и науки, а это непродуктивно. Ф. по самой своей сути(и предмету, и методу) явл-ся самост. областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на обществ. науки, и на искусство, и на житейский опыт человеч-ва.

Н. как особое фил. направ-е получил широкое распр-е в англоязыч. странах. Его наиболее известными представителями явл-ся Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др. Под общим названием Н. объед-ся многие весьма различные теории: от логического П., логич. эмпиризма и логич. атомизма до Ф. лингвистического анализа и различных направлений аналитич-ой Ф.

Логич. П. провозгласил осн. своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней Ф. в целом. Исходными предпосылками всякого познания Логич. П. считал события и факты, т.е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта. Одна из особенностей этого течения - то, что он отождествил объект с теорией объекта. Это сразу же снимало вопрос о сущ-ии объектив. мира как предмета фил. познания и приводило к замыканию Ф. лишь на познавательной проблематике логики и логического языка. Др. принцип. особ-ть – отождествление понятий «объективный факт» и «науч. факт». Все фил. предложения, считал Карнап, бессмысленны, т.к., будучи общими положениями, они не могут быть верифицированы, проверены путем сведения к атомарным высказ-ям, фиксир-им тот или иной «факт». Поскольку на этой основе невозможно верифицировать(проверить эмпирич. способом) и моральные высказ-я, содержащие общ. понятия «добра» и «зла», то этику также выводили за пределы науки.

Н. эволюционировал в направлении от анализа языка науки к анализу обыденного языка и от отрицания Ф. к использованию аналитич. метода для более или менее содержательного анализа собственно фил. проблем – к разработке методов моделир-я. Системно-структурного анализа и др. Это фил. течение и поныне продолжает удерживать свои позиции. Хотя и в сильно преобраз-ом виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.008 с.)