ТОП 10:

Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.



Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.

Философия зародилась в 7-6 веках до н.э. в Древнем Риме, Древнем Китае, Древней Греции. Ф-я изначально впитывала в себя все знания о мире, и термином «ф-я» обозначали всю совокупность знаний о мире до 18 в.

Ф-я формирует у человечества ценностное восприятие действительности с учетом планетарных ценностей выживания, гуманизма, веротерпимости. Как форма общественного сознания ф-я тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой.

Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества (первичности и вторичности материального и духовного начал – линия материализма и линия идеализма; познаваемости мира – линия гностицизма и линия скептицизма (агностицизма); социального оптимизма (прогрессивного развития) и социального пессимизма (апокалиптические представления).

Проблемы первичности материального или духовного, а также познаваемости мира в ХIХ в. были обозначены Ф. Энгельсом как основной вопрос философии в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Философы, признающие материю первичным началом бытия, называются материалистами.

Философы, признающие идею, дух первичным началом бытия называются идеалистами. Те из них, кто признает источником идей мировую сущность (Бог, абсолютный дух), называются объективными идеалистами. Те же мыслители, которые видят первоначало в сознании человека, называются субъективными идеалистами.

Вторая половина основного вопроса философии касается проблемы познаваемости мира. В данном случае философы делятся на оптимистов и пессимистов (агностиков, скептиков).

Как наука философия формировалась до конца ХIХ в.

В традиционной ф-и выделяют след.разделы: 1) онтология – учение о бытии; 2) гносеология – теория познания; 3) антропология – учение о человеке, его бытии в системе ценностей (аксиология); 4) социальная ф-я; 5) история ф-и.

Ф-я является живой душой культуры, духовной квинтэссенцией эпохи. Ф-я явл. самосознанием эпохи. Ф-я выясняет фундаментальные идеи. Ф-я выполняет критическую и прогностическую функции. Ф-я выполняет функцию духовной ориентации человека, определяет культурные горизонты человека, помогает человеку свободно мыслить, побуждает быть свободным существом.

Коренное отличие современной истории ф-и от марксистской состоит в том, что марксизм рассматривал историю ф-и как борьбу материализма и идеализма. Современная ф-я отходит от этого «ч-б» видения и рассматривает историко-философский процесс как диалог различных фил.школ.

В истории ф-и были след.стили мышления:

1 – античность: космоцентризм (7-6 вв. до н.э. – 4 в. н.э.);

2 – средневековье: теоцентризм (5-14 вв. н.э.);

3 – возрождение: гуманизм, антропоцентризм (14-16 вв.);

4 – новое время: наукоцентризм (16 в. – наст.время);

5 – новейшее время: неклассическая ф-я, идея личности, необходимость гармонии человека с природой.

2.Мировоззрение, его структура и функции.

Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем, обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом жизни, знаниями. Мировоззрение имеет структуру в виде мироощущений и миропонимания. Мироощущение отражает способность человека переживать мир и формировать конкретное жизненно-практическое отношение к нему. Миропонимание связано со способностью человека осмыслять мир, анализировать скрытые за внешней видимостью закономерности.

3 вопроса ставит ф-я по мировоззрению: 1) что такое мир в его целостности; 2) какое место человек занимает в мире; 3) какое отношение человека к миру.

Мировоззрение призвано обеспечить слаженную работу чувств, разума и воли. Знания, ценности и воля, переплетаясь в мировоззрении, приводят к тому, что знания превращаются в убеждения, т.е. знания, которые активно принимаются людьми и которые формируют их жизненные устремления.

Мировоззрение - средство духовного и практического миропреобразования. Мировоззрение - способ духовно-практического освоения мира.Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности.

Ценности отражают наличие в общественном сознании людей представления о значимости общечеловеческих, национальных, локальных пространств, образа жизни, людей, социальных общностей, религиозно-духовных институтов и культурных памятников.

Сомнения – обязательный компонент формирования мировоззрения. Догматизм и скептицизм – крайности сомнений.

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на определенное (патриотическое, национальное, либеральное, консервативное и другое) и неопределенное (маргинальное).

Мировоззрение включает в свою структуру также идеологию и общественную психологию (эмоциональную оценку).

 

Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Мифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы исторической эволюции общественного сознания человечества.

Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым способом понимания древним человеком окружающего мира, своих действий в нем и самого себя.

Мифология – исторически первый тип мировоззрения, цель мифа – это сплочение людей в общности и обособление их от других общностей. В рамках мифа человека воспринимает мир через призму синкретичности (единство человека и природы). Человек предзадан обычаями, табу, запретами. В мифах неизвестное объяснялось с помощью известного, природное – через человеческое, божественное – посредством земного.Наиболее красочно, глубоко и полно человек как личность выразил себя в мифе. В мифах даны также научные и культурно-исторические предвосхищения последующих эпох.

Религия возникает там, где человек начинает отделять себя от коллектива, мир уже разделяется на естественный и сверхъестественный, который выступает целью, смыслом. Религия утверждается через веру, суть которой состоит в том, чтобы свободно избрать для себя мир вещей невидимых. Для личности важна не вера, а свободный интеллектуальный поиск себя в мире.

В религии отразилось стремление человечества понять тайну мира через выделение определенных духовных сил (пантеизм), единой творящей и контролирующей мир силы в образе Бога (монотеизм). Соответственно историческим особенностям на планете сформировались мировые религии (христианская, ислам, буддизм), а также национальные и племенные. Они выполняют важную регулятивную функцию.

Наука как историческая форма мировоззрения актуализирована эпохой Возрождения в связи с формированием техногенной цивилизации с характерными для нее приоритетами науки и техники, светского образа жизни. XVI ст. стало начальным в утверждении материалистического мировоззрения в новой его модификации, связанной с механикой и естествознанием.

В начале ХХI в. мировоззрение характеризуется постмодернистской атмосферой культурного плюрализма, сосуществования различных форм общественного сознания без претензий на лидерство. Естественно, существуют исключения в отдельных регионах мира, где имеет место терроризм и военные конфликты.

 

Философия Древнего Востока.

Восточная философия сформировалась в Южной Азии и на Дальнем Востоке.

Ф-я Индии включает в себя 2 периода: ведический и послеведический.

Важнейшую роль играет фил.-литературный сборник Веды, который состоит из таких сборников, как Ригведа, Самоведа, Яджурведа, Атхарваведы (гимны, песнопения, формулы, заклинания). В конце 2 тыс. до н.э. к этим сборникам добавились истолковывающие тексты – Брахманы, Араньяки, Упанишады (смысл и цели жертв, поучения для лесных отшельников, философские тексты).

Особенности древнеиндийской культуры: 1) непрерывность собственных культурных традиций и отсутствие интенсивного соприкосновения с другими культурами; 2) приоритетность мифологии (религ.-идеалистический характер ф-и), но была и локаята – материалистический характер.

Основные понятия в Упанишадах: 1) Брахман – наиболее полное бытие, творец; 2) Атман - проявление Брахмана, внутреннее, бессмертное «я» мира; 3) Майя – зависимость человека от видимого мира; 4) карма – завис-ь человека от ранее совершенных поступков; 5) сансара – бесконечные переходы души от одного тела к другому; 6) нирвана – высшее блаженство, отрешенность от мира.

Индивидуальный Атман человека неповторим, неуничтожим, и его конечная цель – слияние с Брахманом. Подлинная цель человеческой жизни – это уничтожение причин, препятствующих освобождению индивидуального Атмана. Для этого нужно освободиться от майи, кармы и сансары. Майя скрывает от человека подлинную реальность. Чтобы преодолеть зависимость от майи, кармы и сансары, нужно: 1) освободиться от влияния телесности; 2) неустанно приобщаться к знаниям; 3) неустанно усердствовать в нравственном самосовершенствовании. В результате человек приходит к нирване, которая проявляется в отсутствии желаний и слиянии с Брахманом.

С середины 1 тыс. до н.э. возникают на основе Вед филос. школы, которые делятся на астику (ортодоксальные – приверженцы Ведам: йога, санкхья) и настику (неортодоксальные: буддизм, джайнизм, локаята).

В 3 в. до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии, а в средние века превратился в мировую религию. В основе учения лежат 4 благородные истины: 1) жизнь полна страданий; 2) причина страданий – жажда полноты жизни, которая приводит к колесу сансары; 3) можно прекратить страдания и достичь нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели – восьмеричный путь спасения – это синтез правильного познания, поведения и сосредоточения.

Джайнизм возник в 6 в. до н.э. отрицал святость вед, отличался фанатизмом и абсолютной нетерпимостью к любому другому учению.

Ф-я Древнего Китая интересовалась проблемой взаимоотношений человека и общества. Расцвет приходится на 6-3 вв. до н.э. В 136 г. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией. Выделяется 6 школ: натурфилософия, конфуцианство, даосская, моисты, легистская, школа имен.

Согласно конфуцианству, каждый человек занимает своё место в обществе в зависимости от его моральных достоинств, которые определяются уровнем знания, которым обладает человек. На 1-м месте те, кто обладает врожденными знаниями. На 2-м – те, кто приобретает знания благодаря учению. На 3-м – те, кто приступает к учению из-за трудностей. На 4-м – те, кто даже встретившись с трудностями, не учится.

 

 

Философские традиции Индии

Практически во всех системах индийской философии присутствуют идеи: 1) сансары (мысль о переселении душ людей после их смерти в тела других людей или даже в животных и растения), кармы (в соответствии с этим нравственным «законом», все дела, добрые и злые, влекут за собой соответствующие результаты при последующих перевоплощениях души); 2) мокши (возможность добиться освобождения от череды перевоплощений и кармических связей посредством кардинального изменения сознания человека и достижения иного типа сознания, главными характеристиками которого являются всеведение, безмятежность, спокойствие и блаженство).

Индийская философия включает четыре этапа: 1) ведийский период (XV–VI вв. до н.э.); 2) эпический период (VI–II вв. до н.э.); 3) период сутр и комментариев (со II в. приблизительно до 1700 г.); 4) эпоха Возрождения и европейского влияния (с XVIII в. по настоящее время).

Выдвинутые в ведийский период способы решения мировоззренческих проблем заложили основу для расцвета философии в этическую эпоху.Применительно к ф-и эпическую эпоху называют классической, т.к. ее итогом стало оформление учений, ставших классическим образцом для дальнейшего развития индийской мысли. Из этих учений обычно выделяют три неортодоксальные системы (буддизм, локаята и джайнизм) и шесть ортодоксальных школ (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта). Последователи трех первых систем отрицали священный характер. Шесть же систем стремились преобразовать разрозненные ведические идеи в строго упорядоченные системы брахманизма.

Для обозначения материализма употреблялись два термина – локаята и чарвака. Материалисты заявляли, что реально существует лишь материя в ее различных формах, т.е. этот мир. Никакого иного, потустороннего мира с его раем и адом не существует. Не может быть души отдельно от тела.

Джайнистыотрицали святость Вед; признавали карму и сансару. Путь к спасению определяется 3 драгоценностями: совершенной верой в Джину-победителя, совершенным знанием, совершенным поведением.

Современные джайнисты продолжают придерживаться учения о ненасилии. Они принимают участие в кампаниях за ядерное разоружение, пропагандируют вегетарианство и отказываются от использования подопытных животных в научных лабораториях. Избираемые ими занятия должны быть свободны от какого-либо насилия.

Буддизм – самое значительное в истории Индии религиозно-философское учение и первая по времени зарождения мировая религия.Буддизм не является религией божественного откровения. Он вообще – не теистическое учение. В нем нет места понятию бога, а его основоположник не объявлял себя ни божеством, ни его посланцем.В 3 в. до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии, а в средние века превратился в мировую религию. В основе учения лежат 4 благородные истины: 1) жизнь полна страданий; 2) причина страданий – жажда полноты жизни, которая приводит к колесу сансары; 3) можно прекратить страдания и достичь нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели – восьмеричный путь спасения – это синтез правильного познания, поведения и сосредоточения.

 

Философские традиции Китая.

Ф-я Древнего Китая интересовалась проблемой взаимоотношений человека и общества. Расцвет приходится на 6-3 вв. до н.э. В 136 г. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией. Выделяется 6 школ: натурфилософия, конфуцианство, даосская, моисты, легистская, школа имен.

Согласно конфуцианству, каждый человек занимает своё место в обществе в зависимости от его моральных достоинств, которые определяются уровнем знания, которым обладает человек. На 1-м месте те, кто обладает врожденными знаниями. На 2-м – те, кто приобретает знания благодаря учению. На 3-м – те, кто приступает к учению из-за трудностей. На 4-м – те, кто даже встретившись с трудностями, не учится.

Для всех китайских философов в большей или меньшей степени обязательно были присущи: а) трепетное, почтительное отношение к накопленной в древности мудрости; б) стремление представлять даже принципиально новаторские идеи и теории как всего лишь «более точное» прочтение старых; в) взгляд на далекое прошлое своей страны как на «золотой век» великих мудрецов, как на непререкаемый эталон и абсолютную в своем совершенстве норму, на которые всегда и во всем следует ориентироваться входящим в жизнь поколениям китайцев.

Мысль и материя в китайской ф-и не выступают двумя противостоящими субстанциями. Для их обозначения в Китае зачастую использовалось одно слово – «ци», которое обычно переводят на русский язык то как «дух», то как «материя» (в европейской культуре подобное их «смешение» немыслимо, ибо здесь одна и та же сущность никак не может быть и тем, и другим).

Такой взгляд на мир побуждал китайских философов к п-иску в «тьме вещей» гармонического единства, которое, по их мнению, может быть достигнуто не через «столкновение противоположностей», а посредством сбалансированности наличествующих элементов многообразия. Исконные космические начала ян и инькитайцы рассматривали скорее как начала взаимодополняющие, чем взаимоисключающие, полагая, что противоположные силы должны не противоборствовать, а гармонично взаимодействовать, порождая стабильность и равновесие.

Еще одной важнейшей особенностью китайской мысли является тесная, практически неразрывная связь философских знаний с этикой и политикой. Вне зависимости от различий между философскими школами Китая, в каждой из них социально-этические и политические проблемы всегда находились на переднем плане интеллектуальной практики.

Т.к. жизнь на этой земле представлялась китайцам высшей ценностью, а мирские заботы, политические и семейные дела, поставленные на первое место, отодвигали на второй план даже заботу о духах и богах, то не вызывает удивления та низкая оценка идей аскетизма, ухода из мира, с которой мы постоянно сталкиваемся при чтении трудов китайских мыслителей. Высшей мудростью в их среде считалось не противопоставлять себя миру, а приспосабливаться к обстоятельствам посредством развития в себе способности выживать в любых условиях. Под влиянием такого рода установок «выковывался» и характер китайца – трезвый, рассудочный, уравновешенный, мало склонный к темпераментным порывам и поискам неизведанных путей.

 

Философия Средневековья.

Патристика (от лат. pater – отец) – первый этап в развитии христианской философии, охватывающий в основном II–VII вв. Это было время складывания основных доктрин, в ходе которого христианские мыслители, используя библейские традиции, закладывали основы нового религиозно-философского мышления, а заодно формировали теологическую доктрину христианства.В 324 г. христианство становится государственной религией Римской империи.

Аврелий Августин (354–430) – известный мыслитель «золотого века» в истории патристики. Из написанных им работ наиболее значительными в философском плане считаются: во-первых, труды, в которых изложена его теория спасения; во-вторых, сочинение «О граде божьем», в котором дана христианская схема исторического процесса; в-третьих, автобиографическая «Исповедь», явл. примером самоанализа, опирающегося на принципы христианской веры.

По его мнению, вследствие грехопадения, нарушения божьих заповедей человек потерял способность обратить себе во благо предоставленную ему свободу воли. С этих пор человек стал слабым и порочным, и поэтому его спасение отныне возможно лишь с помощью «божественной благодати, его освобождающей». Своими силами он не способен подняться. Спасение даруется людям сверху, причем не всем, а только избранным. По мнению Августина, – это следствие немотивированного решения бога, смысл которого никому не доступен.

В «Исповеди» Августин отстаивает принцип бескомпромиссной правдивости человека перед самим собой. Вывод, к которому приходит Августин в своей «Исповеди», закл. в том, что исцеление от душевных мук и угрызений совести у человека произойдет лишь тогда, когда он осознает их подсознательную природу. Человек должен до конца быть правдивым перед самим собой, как если бы он поверял свои мысли, чувства и поступки самому богу. Таким образом, подобно тому, как в психоанализе Фрейда исцеление пациента достигается в процессе его доверительных бесед со своим психоаналитиком, так и у Августина «доверенным лицом» человека выступает бог, на волю и милость которого верующий должен всецело полагаться и рассчитывать.

Расцвет ф-и Средневековья относится к 1100 г., и за ф-й этого периода закрепился термин «схоластика» от слова «школа». Это зрелый период в религиозной ф-и, т.к. схоласты разработали философ.язык для анализа христианских идей с глубокими содержательными понятиями. Вся схоластическая ф-я развивалась вокруг принципа «вера для разума».

В развитии схоластики принято выделять три этапа:

1) раннюю схоластику IX–XII вв.;

2) зрелую (высокую) схоластику XIII в.;

3) позднюю схоластику XIV–XV вв.

Благодаря Фоме Аквинскому, средневековая схоластика пришла к фундаментальному допущению необходимости установления тесной связи между верой и разумом. Хотя Фома Аквинский признавал различия между теологией и философией и не склонен был уравнивать их в правах, тем не менее, он предполагал, что истины веры и истины разума не могут противоречить друг другу, поскольку они находятся в гармоническом согласии и поэтому должны взаимодополняться. Правда, это предположение у него обставлено рядом оговорок, смысл которых сводится к тому, чтобы признать известное первенство «божественной науки» (теологии) под философией (детищем «естественного разума»).

По Аквинскому, для познания Бога надо использовать все возможности нашего разума, но на последней границе возможностей разума возникает потребность в помощи веры.

У ф-и и теологии много общего, хотя есть и серьезное отличие: теология исходит из предварительного знания (откровения, христианские вероучения, мнения авторитетных людей), а ф-я не ограничена этим, поэтому путь ее бесконечен.

 

Философия Возрождения.

Возрождение (по-французски – Ренессанс) – эпоха, охватывающая в основном XIV–XVI вв. Эта эпоха является одним из ярчайших и динамичных периодов в истории западноевропейской культуры, чьи виднейшие мыслители – Франческо Петрарка, Никколо Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1469–1536), Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600) и многие другие.

Если средние века – это религиозная эпоха, то Возрождение – эпоха художественно-эстетическая. Если средневековье относилось к античности как к авторитету, то Возрождение относится к античности как к идеалу. Авторитет воспринимают всерьез и следуют ему без дистанции, а идеалом восхищаются с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Несмотря на страстную влюбленность в античность, творцы Возрождения оставались христианами.Вторым великим движением эпохи Возрождения, теснейшим образом связанным с первым, явился гуманизм.

В наст.время под гуманизмом в основном понимают совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, стремление к созданию условий для достойной человека жизни. Когда же речь заходит о возрожденческом гуманизме, не следует упускать из вида, что гуманисты в противовес средневековому аскетизму развивали идею о самостоятельности, силе и могуществе человека, укрепляя у современников веру в свои поистине безграничные возможности. По сравнению со Средневековьем, постепенно ослабевает убеждение в греховности человека, испорченности человеческой природы, в необходимости божественной благодати.

Важнейшим аспектом мировоззренческой картины было то, что осуществляется колоссальный переворот в религии. Имела место Реформация. На базе католицизма вXVI в. появляется протестантизм. С одной стороны, он способствовал оживлению религиозно-филос. споров и дискуссий, что в конечном итоге благотворно сказалось на общей ситуации в филос. лагере, с другой же, он вел к поглощению ф-и религией. Предоставив дело спасения «одной лишь вере», реформация вытолкнула разум на поприще мирской практической деятельности, узаконив и освятив религиозным авторитетом предпринимательство и другие формы деловой активности.

Николай Кузанский – автор новоевропейской диалектики. Отправляясь от христианской идеи, что Бог является вершиной иерархии бытия, Н.К. развил 3 главные идеи своего учения: 1) идея «ученого неведения»; 2) концепция о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума; 3) структурно-математический метод.

1: К познанию бесконечного мы движемся через конечные вещи, которые должны нас приближать к бесконечному. Но, сколько бы мы ни двигались по этому пути, наш разум всё же не может постичь Истину во всей полноте, поэтому должно иметь место ученое неведение, т.е. интуитивное постижение истины интеллектом, где преодолевается зазор между конечным и бесконечным.

2: Бесконечное возникает в нашем сознании путем определенного скачка. Бесконечное бессмысленно умножать, делить и т.д., т.к. в итоге будет бесконечность. Т.е. существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Исходя из этого, Н.К. делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности.

3: Этот метода стал предшественником математического анализа. В основе лежит идея понятия «бытие-возможность» - это зародыш для миров, это дифференциал всего мирового развития, сжатый и стянутый максимум, который есть подобие божественного максимума. Н.К. с помощью своей идеи бесконечности характеризует всеобщее свойство культуры Ренессанса – устремленность к бесконечности.

 

Аналитическая философия.

Аналитическая ф-я – это не просто одна из филос. систем. Это совокупность многообразных течений в рамках современной англоязычной ф-и, и определить единообразно эти течения в ракурсе одного направления весьма непросто. Термин «аналитическая ф-я» может означать определенный стиль филос. мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.

Основоположником является Готлоб Фреге, а известными представителями - Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейни У. Куайн.

В работе Фреге „Запись в понятиях“ современная логика разрабатывается на основе использования понятий смысла и значения. В дальнейшем Фреге развивал свою философию логики и математики в работах „Основания арифметики“ и „Основные законы арифметики“.Как и Фреге, Рассел и Уайтхед пытались показать, что математика сводима к фундаментальным логическим принципам.

В конце 1920-х, в 1930-х и 1940-х годах формализм Рассела и Витгенштейна разрабатывался группой мыслителей из Вены и Берлина, которые объединили Венский кружок и Берлинское общество научной ф-под общей доктриной логического позитивизма (или логического эмпиризма).Логические позитивисты обычно придавали философии очень узкую роль. Для них философия ограничивалась прояснением мыслей и не обладала своим собственным предметом исследования. Позитивисты принимали верификационизм, согласно которому всякое осмысленное утверждение либо является аналитическим, либо может быть верифицировано на опыте. Это привело логических позитивистов к отрицанию многих традиционных проблем философии — а особенно проблем метафизики и онтологии — как бессмысленных.

Приблизительно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Рассел и Витгенштейн сфокусировались на создании идеального для филос. анализа языка, который был бы свободен от двусмысленностей обыденного языка, постоянно приводящего, по их мнению, философов к ошибочным выводам. Это филос. направление может быть названо «анализ идеального языка» или «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пытались понять язык и, следовательно, филос. проблемы, используя формальную логику для формализации филос. утверждений.

 

Синергетика

В формировании нового мышления в XXI веке большую роль должна сыграть синергетика.Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).Здесь акцент делается на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.

Вопрос об оптимальной упорядоченности и организации особенно остро стоит при исследованиях глобальных проблем – энергетических, экологических, многих других, требующих привлечения огромных ресурсов. Здесь нет возможности искать ответ методом проб и ошибок, а «навязать» системе необходимое поведение очень трудно. Гораздо разумнее действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов ее развития. В такой ситуации значение законов самоорганизации, формирования упорядоченности в физических, биологических и других системах трудно переоценить.

Другая причина, обусловившая создание синергетики, – необходимость при решении ряда задач науки и техники анализировать сложные процессы различной природы, используя при этом новые математические методы.

Эта наука носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т.д.

Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое.

В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации), в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладают новыми неповторимыми свойствами.В некоторых случаях эти свойства можно предугадать, опираясь на свойства элементов этих систем. Простейший пример этому – вода. Она обладает аномальной зависимостью плотности от температуры, и это свойство мы не можем вывести из свойств атомов (или молекулярных свойств) водорода и кислорода, которые более или менее известны.

Культура и цивилизация.

Культура в широком смысле слова – это исторически определ. уровень развития общества, творч. сил и способностей человека, выраж. в типах и формах организации жизни и деят-сти людей, а также в созданных ими матер.и дух. ценностях.Культура в узком смысле слова – это сфера дух.жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики опред.Истор. эпохи, конкр. общества, нации, специф. формы деят-сти.

Структура культуры включает в себя:1) деятельность по созданию ценностей;2) матер.и дух. ценности;3) саморазвитие человека, кот. происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Особенности культуры:

1. Культура – это небиологич. деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеч. единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества.

2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4. Культура выполняет также образоват., воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Среда культуры:1) Экономический уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Определения цивилизации:1) Синоним культуры.2) Общество на определенной стадии развития.3) Уровень развития общества в целом.4) Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:1) дикость;2) варварство;3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию;в) цивилизацию буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера, кот.он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии:1) этап восхождения, связ. с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связ. с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры.

Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:1) рождение и детство;2) молодость и зрелость;3) старость и закат.Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Структура цивилизации:1) технологический базис;2) экономический базис;3) гражданское общество;4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Этапы развития цивилизации связаны с социотехнич. революциями:1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитич. революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он вкл. в себя первобытное, рабовладельч., феодальное общество.2) Промышл. революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустр. цивилизации.3) 40–50-е гг. XX в.

Философия безопасности.

Ф-я безопасности как самостоят. направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро это стремление было оформлено на конференции ООН.

Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х гг. ХХ в. и первоначально обозначал взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая коэволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция). В совр. понимании коэволюция понимается как 2-й вариант.

Особую обеспокоенность человечеству доставляют риски техногенного и экономич.происхождения.

Техногенные риски обусловлены морал. и физич. старением индустр. инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышл. комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, ж/д составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеч. фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда. Все эти факторы и обусловили ускоренное развитие структур МЧС с соответствующим приданием им материальных и информационных ресурсов.

Экономическая безопасность – это аспект деятельности, характеризующий важность обеспечения самодостаточности национального государства в условиях глобальных рыночных катаклизмов, связанных с недостатком продовольствия, протекционизмом.

.С учетом выявившихся в начале ХХI ст. аспектов можем дать след. определение безопасности – это деятельность, заключающаяся в обеспечении устойч. развития общества и государства путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий, минимизации рисков; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышл., оборонит., информационно-образовательного, медицинского комплексов; 3) системотехнической координации оперативного реагирования в процессе устраненияпоследствий природных и техногенных катастроф, потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера.

Соответственно имеющимся возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (м







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.028 с.)