ТОП 10:

Экономические, политические, духовные отношения в обществе.



Экономич. отношения в обществе функционируют на уровне производств., маркетинг., юридич. структур. Они отражают обществ.разделение труда и явл. базовыми по отношению к политич. и духовн. отношениям.

Политика – это функционирование в равной мере и политич. мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, государствами и другими большими соц. группами. Т.к. объектом больших соц. групп общества является эконом., соц. и политич. власть, то экон.е интересы больше и чаще других выступают соц. причиной политич. действий.

Осуществление политич. деятельности немыслимо без наличия опред. системы политич. власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политич. власти. Сюда входят гос. аппарат, полит.партии, профсоюзы, различные обществ. организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политич. организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политич. власть в обществе.

Политич. власть реализуется для достижения опред. целей:1) согласование соц. процессов, удовлетворение интересов людей, соц. групп в процессе соц. производства;2) поддержание устойчивого функционирования и развития соц. системы;3) придание соц. отношениям опред. направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;4) осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности полит.власти, данная М. Вебером. Т.о., возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиц. власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществл. такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизм. власть основ.на личности вождя, кот. приписываются сверхъестеств. способности. В своей деят-сти харизм. лидер опирается не на традиции или законы, а на собств. предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает на том этапе истор. развития, когда в обществе сложились опред. нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характ-ся след.признаками: наличием права, регулирующего все сферы обществ. жизни; формированием соц. управления как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Духовные отношения сконцентрированы на вопросах души, духа, веры, жизни после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения Богу и людям, любви. Они могут осуществляться в религиозной и светской формах. Индивидуальная душа ищет в духовности успокоение и уверенность в правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям народа и определенной религиозной конфессии.

Душа народа формируется тысячелетиями и включает этнофольклорную, патриотическую, моральную основу.

Матер.производство и производственно-технологич. отношения. Экономическая философия.

Материальное производство структурно состоит из производительных сил общества и производственных отношений.

Производительные силы общества включают человеческий, инструментально-технический, природно-ресурсный, товарно-потребительский факторы.

Человеческий фактор представляют менеджеры, инженеры, технические специалисты, маркетологи, специалисты в области логистики, программирования, рабочие.

Инструментально-технический фактор актуализирован промышленной революцией в Англии (ХVIII в.) и характеризуется изобретением и активным использованием машин в технологических процессах, поскольку техника способствует росту производительности труда, повышает качество изделий, позволяет регулировать объемы производства.

Природно-ресурсный фактор обозначает актуальность материальной составляющей в производственных процессах (нефть, газ, руды, уголь, строительное сырье).

Товарно-потребительский фактор акцентирован на рыночных функциях производственных изделий. Для производителя (человеческого фактора) в условиях насыщенного артефактами мирового рынка важно владеть навыками обратной связи с потребителями. Реализация продукции стала важнейшей задачей производительных сил общества. Для ее решения используется потенциал производственных отношений (юридических, технологических, психологических). Если производственные отношения не соответствуют требованиям производительных сил, то они модернизируются.

Философия экономики — рассмотрение философских оснований экономической науки. Включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической природы бюрократии, а также хозяйственную этику. Исследуется культурная ценность экономических факторов и связи между экономическими теориями и мировоззрением людей в определённые эпохи.Философия экономики фокусируется на таких проблемах, как проблема «стоимости — цены».

Культура и цивилизация.

Культура в широком смысле слова – это исторически определ. уровень развития общества, творч. сил и способностей человека, выраж. в типах и формах организации жизни и деят-сти людей, а также в созданных ими матер.и дух. ценностях.Культура в узком смысле слова – это сфера дух.жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики опред.Истор. эпохи, конкр. общества, нации, специф. формы деят-сти.

Структура культуры включает в себя:1) деятельность по созданию ценностей;2) матер.и дух. ценности;3) саморазвитие человека, кот. происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Особенности культуры:

1. Культура – это небиологич. деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеч. единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества.

2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4. Культура выполняет также образоват., воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Среда культуры:1) Экономический уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Определения цивилизации:1) Синоним культуры.2) Общество на определенной стадии развития.3) Уровень развития общества в целом.4) Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:1) дикость;2) варварство;3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию;в) цивилизацию буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера, кот.он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии:1) этап восхождения, связ. с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связ. с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры.

Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:1) рождение и детство;2) молодость и зрелость;3) старость и закат.Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Структура цивилизации:1) технологический базис;2) экономический базис;3) гражданское общество;4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Этапы развития цивилизации связаны с социотехнич. революциями:1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитич. революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он вкл. в себя первобытное, рабовладельч., феодальное общество.2) Промышл. революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустр. цивилизации.3) 40–50-е гг. XX в.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.006 с.)