Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение: его структура, уровни и формы существования.

Поиск

Проблема периодизации философии.

Периоды:

-Античная философия (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.) появляется сам термин философия, как любовь к истине и правде. Главные проблемы: начало всех вещей; проблема человека; проблема воли и свободы человека (гносеология и мораль); мир вещей и мир идей.

-Средневековая христианская философия (1-15 вв). Главная черта – сопряженность с религией. Философия – служанка богословия. Два главных этапа: патристика (1-6 вв), проблема сущности бога, соотношение веры и разума, движение к «граду божьему», свобода воли и проблема теодицеи и схоластика, отношения разума и веры, религии и науки. Сближение философии и религии (сакрализация философии).

-Философия Ренессанса (14-16вв). возврат к античности, антропоцентризм, освобождение от церкви, опора на опыт и разум.

-Философия нового времени (16-18 вв). в центре внимания теория познания, чистый разум, рационализм, огромная роль науки.

-Немецкая классическая философия (1770-1872). Кант – теория познания, знания происходят из ощущений, главная ценность свобода; философия – наука, диалектика, история – путь разума.

-Постклассическая европейская философия (19-20 вв). иррационализм, смысл жизни понять что жизнь это скорбь вечный поток, мораль относительна, сверхчеловек, Маркс – рационализм, базис, надстройка; Конт – социология.

-Современная. Идеи: идея изучения жизни отдельного человека, идея подсознания, идея разделения общественного и индивидуального сознания, непересекаемость научного и философского знания.




Предмет философии.

Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет.

Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий».

Предметное деление философии:

-История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

-Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

-Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

-Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

-Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

-Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни)

Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира.

 

 

 


Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено.

Природа человека: 2 ур-ня познания: 1) чувственное познание мира (чувственный образ рождается в рез-те эманации – истечениеатомов человеческой души и соединение с атомами окр-щих предметов)2) познание мира с помощью разума. Демокрит считал, что истина познается только с помощью разума, он делает человека мудрым. Мудрость дает человеку 3дара: правильно мыслить, говорить, поступать. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Демокрит считал, что все человеческие страхи и страсти беспочвенны. Правда жизни доступна только мудрецу. Гл. черта праведной жизни – эвтюмия – хорошее расположение духа, гармония человека с собой и окр.миром. етермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Сам термин "детерминация"

происходит от латинского "determine" – определяю, может быть расшифрован как обязательная определяемостъ всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Зачастую вместо глагола "определяемость"

подставляют предикат "обусловленность", и создается впечатление, что детерминирующие факторы сводятся только к условиям, хотя это лишь один из этих факторов детерминации.

В основе метафизической трактовки детерминизма "лежит" атомистическая концепция Демокрита, отрицающая случайность, принимающая ее за непознанную необходимость.


 

 


24. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства. 6 век до н.э. – соперничество К и Д.1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин (начало VI в. до н.э.). трактат «О пути и добродетели». Трактат ДАОДЗЕ в эотом трактате есть бытие которые существует раньше нежели небо и земля,оно идет совершая бесконечный круг.Главный шаг любого философского исследования есть бытие которое существует аньше абсолютное бытие самодостаточное бытие, недвижимо сворешает бесконечный круш не зная предела. Оно одно только может быть матербю неба и земли я не знаю его имен но люди называют его дао.дао без имени-для обозначени абсолютного бытия, дао с именем для обозначения бытия которе человек может познать. Дэ формва проявления дао универсального закона. Гл. категории: Дао и дэ.Основное понятие- дао- абсолютное божественное первоначало бытия, вечное, непознаваемое, неизменимое, основа и источник всего существующего в мире. Дао во всем. Личность чел-ка, его Я – одно из проявлений Дао, не изменят самостоятельной сущ-ти. Дэ – отражение закона Дао в чел-кой жизни (чел-к с высшим Дэ бездеятелен). Главные принципы даосизма:1) Принцип недеяния – отрицание роль практической деят-ти человека. Если чел-к не считает себя самостоятельным субъектом и не стремится к активной деят-ти, то он может осознать и выразить подлинную сущ-ть бытия.отказ от деяния противоположнеого природе вещей (в древнеиндв состоянии отрешенности)не делает добрые дела но он добродетелен он бездеятелен но осуществляет недеяние.человек побеждает потому что не борется.2) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.2.

 

Основатель- Конфуций(VI век до н.э).Чел-к – социальное сущ-во, должно действовать в соответствии с законами общества. Трактат «Беседы и суждения»Главные принципы:1) принцип взаимности (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой);2) принцип соблюдения ритуала(сохранение, возрождение традиций) – история в виде маятника. Предназначение ритуала – выход из кризиса.главное в челоовеческом отношении гармония но она невозможна там где чл.отношения не занесены в рамки ритуала 9ГЛАВНОЕ ФОРМА) Ритуал – этикет, выражающий нравственные качества чел-ка.3) принцип сыновьей почтительности - сын должнен почитать отца, младший (в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших; гарантия социальной стабильности.4) Принцип исправления имен (слов) - необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян;эра хаоса –язык престал что-либо значить слова устрачивают свой смысл хотя люди говорят друг с другом. Люди не осознают свое место в мире поэтому она не знают как мыслить,действоаавать. Яязыек самым тесным образом связан с мышлением. То как мы позволяем себе говорить влияет на наше мышлеление а значит на жизнь т.е словам нужно вносить смысл. Философия конфуция это этика. Предмет изучени межличностные отношения. Невозможна гармония отношений в обществе без гармноии внутреннеого духовной гармонии личности.этика конфуция направлена на обуздание зла Главная цель в жизни (конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика).


Сравнительный анализ конфуцианства и даосизма:

Конфуцианство Даосизм
рационализм мистика
обращение к человеку как существу культурному: разуму обращение к человеку как существу природному: эмоциям, инстинктам
социальная активность принцип недеяния
концепция развития социально-политической системы государства концепция культурного развития человека
элитарное учение демократическое
человек должен руководствоваться социальными доктринами естественное поведение человека, природное равенство человека
отсутствие служителей культа священнослужители - храмы, жрецы, священные книги

 

Конфуцианство

Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником является Конфуций (Кун-Фу-Цзы) 551 – 479 гг. до н. э). главным источником учения – произведение «Лунь Юй» (Беседы и суждения)

Особенности учения Основные вопросы заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. Выступают за мягкое управление обществом (пример) власть отца над сыновьями Конфуцианское «Золотое правило»; не делай другим того, чего не желаешь себе. Основополагающие принципы учения Конфуция. Жить в обществе и для общества Уступать друг другу Слушаться старших по возрасту и по званию Подчиняться императору Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Быть человечным.

Даосизм

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин».

Основные понятия Дао – имеет два значения; во первых: это путь, по которому в своем развитии должен идти человек и природа, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира; во вторых – это субстанция от которой произошел весь мир, первоначально, которое представляло собой энергетически единую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир. Основные идеи философии Даосизма. Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления. Материя, из которой состоит весь мир – едина. Существует круговорот материи в природе «Все происходит из Земли и уходит в землю» Мировой порядок, законы природы, ход истории – незыблемы и независят от воли человека, следовательно главный принцип жизни человека – покой и недеяние (у-вэй). Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами. Путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу.

Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха.

Гераклит

единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии ”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Пифагор

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Соразмерность в делах людей выступает следствием гармонического сочетания физического, эстетического и нравственного. Она есть результат разрешения противоположности между беспредельным и пределом, выражающийся в числе. При этом число рассматривается как начало и элемент понимания сущего.

Ксенофан

Другая ветвь италийской философии — школа элеатов. Она сформировалась и развивалась в Элее. Главные представители школы Ксенофан (565 — 470 гг. до н. э.), Парменид, Зенон, Мелисс. Учение элеатов стало новым шагом на пути развития философского знания.

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Он считал землю основой всего сущего. Бог у него символизирует неограниченность и бесконечность материального мира. Сущее у Ксенофана неподвижно.

Парменид

Центральным представителем рассматриваемой школы является Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.), ученик Ксенофана.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание. По его представлению, сущее неподвижно, однако ошибочно оно рассматривается как подвижное. Учение Парменида о бытии восходит к линии материализма в древнегреческой философии. Однако материальное бытие у него неподвижно и не развивается, оно шарообразно.

Зенон

Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движения у сущего.

Мелисс

При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность. Бытие у Мелисса вечно в том смысле, что оно было, есть и будет, в то время как Парменид настаивал на том, что бытие существует лишь в настоящем.

В-третьих, Мелисс изменил учение Ксенофана и Парменида о конечности бытия в пространстве и доказывал, что оно неограниченно и потому беспредельно.

В-четвертых, единство мира в отличие от Парменида он видел не в возможности его умопостижения, а в материальности, как объединяющем начале.

Анаксагор

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой. Анаксагор считал, что небесные светила — это не божества, а глыбы и скалы, оторвавшиеся от Земли и раскалившиеся вследствие быстрого движения в воздухе. За это учение Анаксагор был привлечен к суду деятелями афинской аристократии и изгнан из Афин.

Одним из центральных вопросов, волновавших Анаксагора, был вопрос о том, как возможно возникновение сущего. Ответ на этот вопрос он дает такой: все возникает из подобного себе, т. е. из качественно определенных частиц, которые он именует “семенами” — гомеомериями. Они инертны, но приводятся в движение разумом.

Демокрит

Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено.

 



27. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Софисты – первые философы, которые отказались от проблемы бытия в пользу пробл..чел-ка. Нов. установка - в высказывании софиста Протагора: «чел-к есть мера всех вещей». Гл.черта их фил-фии - Философская школа появляется в V в до н.э., как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм -принцип, отрицающий существование объективной истины (сущ-ют лишь мнения людей о том, что такое истина, добро и зло). «--» ведет к отрицанию научного познания; «+» право каждого чел-ка на свою точку зрения. Всякая истина относительна – она исторически и культурно обусловлена. Сократ- главный оппонент софистов, рассматривал сущность бытия человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественного первоначала. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.Важная часть философии Сократа- этика: мы должны заботится о том, чтобы жить правильно. Центральная проблема-проблема чел-ких ценностей, сущ-ти чел-ка. Сократ считал, что чел-к должен понимать истинную сущ-ть вещей – мыслить абстрактно, а не примерами.

 

Возникновение философии софистов ознаменовало начало нового – гуманистического - этапа в истории античной философии. Софисты сыграли значительную роль в развитии техники философской дискуссии, искусства логической аргументации. Они создали школы красноречия, эристику — искусство спора. Они впервые заменили проблему сущности бытия проблемой смысла и значения бытия для человека. Подчёркивая изменчивость как главное свойство реальности, они учили, что смысл всякого существования постигается через его отношение к другому существованию, и всякая истина относительна. Тезис Протагора (V в. до н. э.) о том, что «Человек — мера всех вещей» содержит идею об относительности человеческих знаний и ценностей.

Оппонентом софистов был Сократ, живший в V веке до н.э. Сократ стремился доказать объективность, общезначимость и необходимость истинного знания, нравственных и эстетических ценностей. Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости «Познай самого себя» главным принципом своего учения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в самопознании. Метод Сократа — идеалистическая диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения точек зрения.


 


28. Проблема бытия и познания в философии Платона.

Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм - философское направление, утверждающее приоритет идеального над материальным. Материальный мир- проявление идеального первоначала, которое сущ-ет объективно. Платон – плюралист.Платон разделяет бытие на два уровня: мир идей и мир вещей. О мире идей говорил как об истинном бытие:находится в надзвездных сферах (за рамками космоса,бытия).Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Мир идей –гиперурания. Они делятся на три вида:Эстетические и нравственные;Числа и геометрические фигуры;.Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность.У человека тоже есть эйдос- вечный, неизменный, совершенная материя. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи (потенциального бытия). В силу своей материальной природы предметы изменчивы, подвержены разрушению. Все предметы которые возникли на земел возникли в соединениии с косной идеей.Когда идея соединяется с материец возникает конкретные предметы они не вечны пребывают в непрерывном движении и они не совершенны. материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является основой всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

происходит от «единого»;

разделен с «единым»;

противоположен «единому»;

является сущностью всех вещей;

есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

душа человека (вещи) есть часть мировой души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Теория познания Платона.Теория Познания- это теория припоминания:человеку доступна истина, т.к. после смерти тела душа возвращается в геперуранию, где душа свободно созерцает мир идей, познает истину, затем, возвращаясь на землю, все забывает. Но если чел-к стремится к истине, то душа все это вспомнит. Платон был антисенсуалистом – фил. принцип, отрицающий роль чувств в процессе познаний. Истина познается только с помощью разума. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

 


 

29. Учение Платона о государстве.

Сущность человека – душа. 3 части: разум, воля, чувства. Наилучшая душа: разум управляет волей и чувствами. Такая душа гармонична и нах-ся в гармонии с окр.миром.Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройств. Соц. взгляды Платона выражены в учении о государстве. Платон создал первую соц. утопию, в кот-е соед-сь представления о соц. устройстве и миф о душе. Добродетели идеального государства мудрость, мужество, справедливость, рассудительность. Справиделивость главная добродетель в идеальном государсвте.Согласно этому в идеальном государстве есть 3 сословия:- философы(мудрецы)- управление общими делами;- стражи(войны)- защищают государство;- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души: - если развит разум- становится философом;- если развита воля- стражем;- если чувство- ремесленник и земледелец.Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют. Свободный переход между сосл. не возможен. Судьба чел-ка предопределяется воспитателем. Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало. Настоящее имя Аристокл. Школа Платона – Академия. Его ученик – Аристотель. Для идеального гос-ва хар-ны 4 главн. Добродетели – «стоические»: рассудителность, умеренность, справедливость и мужество. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

 

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Платоновский проект государства.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

философы и воины не должны иметь частной собственности;

жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 



30. Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания.

.Школа Платона – Академия. Его ученик – Аристотель. Аристотель, IVв. До н.э. будущий учитель Ал. Македонского. Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности (сущ-ние вещей в самих вещах)Структура бытия:- материя(потенциальное бытие);- сущность(формальная причина);- движущая причина(источник развития вещи);-целева причина(совершенство, к которому стремится вещь в процессе развития);Бытие иерархично. Самая высшая ступень бытия – чистый эйдос (нус - ум), материальной причиной кот-го явл-ся весь мир(космос). Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир.

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Вопросы онтологии:

1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.

2) философия или физика исследует сущее, причастного к движению.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:

неорганические образования.

мир растений и живых существ.

мир различных видов животных.

человек.

 

Теория познания: чтобы познать истину, надо изучать реальный мир. Арист. Разработал науную методологию, классификацию наук, создатель логики, этики. Методы познания:1.) диалектику- метод нахождения посылок знания;2.) индукцию- получение из частного знания общего;3.) определение и доказательство- методы получения достоверного знания.Существенные признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность(соотнесение высших и низших ступеней познания), способность объяснять все многообразие явлений.Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические(мат-ка, физика), практические(этика, политика), поэтические (риторика). Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Аристотель является и основоположником логики.

Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.


 

 

Мировоззрение: его структура, уровни и формы существования.

Мировоззрение — это общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.

Мировоззрение главное содержание человеческого сознания. Структура мировоззрения повторяет структуру сознания в целом. 1.Эмоционально-чувственный компонент состоит из: Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист) Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное) Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.019 с.)