Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия и её роль в жизни общества. Свобода совести.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религия – особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни. «Религия»(от лат.) - установление утраченной связи, в христианстве – восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия. Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем самым преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой. Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера - это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели(спасением души, воскрешением). Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения – откровение; главный принцип- теоцентризм (мир создал и управляет им Бог).Общие черты религий: вера, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. По Юнгу религия необходима для душевного здоровья общества. По Фрому религия делится на:- авторитарную – строгое подчинение избавляет от чувства одиночества- гуманистическую – позволяет верить в свои силы.С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Свобода совести – это право человека на свободный выбор религии или отказ от веры (атеизм). Она относится к сугубо личной сфере и человек отвечает за свой выбор перед своей совестью.
21. Нравственные ценности, мораль. Этими вопросами занимается этика- учение о морали, и аксиология- учение о ценностях. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей (социализация), вещей и идей. Сегодня первой (основной) ценностью является сам человек во всем самоценным. Понятие ценностичеловека несводимо к понятию полезности для общества.Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои. Мораль изучает соотношение добра и зла, природу счастья и справедливости. Этика – философское учение о морали и нравственности, о системных побуждениях человеческого поведения, определяемых представлениями о добре, зле и справедливости. При этом под понятием "мораль" подразумевается система внешних, коллективно определяемых побуждений поведения (стимулов), а под "нравственностью" – система внутренних побуждений (мотивов) социальной деятельности личности или группы. В своем единстве внешние и внутренние побудительные морально-нравственные стимулы и мотивы называются "ценностями". Понятие "ценности" обозначает положительную или отрицательную значимость некоторого события или вещи для конкретной личности и/или группы. Эта "значимость" определяется тем местом и ролью данного события или вещи, которое отводится для них в картине мира личностью или группой. Ценности можно классифицировать на материальные и духовные, коллективные и индивидуальные, вечные и исторически-преходящие. В любом случае ценности всегда субъективированы: вещь или явление становятся ценностью лишь тогда, когда они значимы для нормальной жизнедеятельности человека и эта значимость осознанна, представлена в картине мира в некоторых понятиях. Сталкиваясь в процессе своей жизнедеятельности с любым событием, вещью или явлением, человек его оценивает для того, чтобы встроить в структуру мировоззрения или вывести за пределы картины мира как не имеющее значимости.
22. Философия истории о смысле и направленности исторического процесса.Проблема исторической закономерности. История общества – продукт деятельности людей.Главные вопросы в философии: 1)Куда «ведет» мир история; 2)В чем смысл истории; 3)В чем заключается направленность исторического процесса. Третий вопрос представляют в виде целостного процесса, связывающего прошлое, настоящее и будущее. Философия истории направлена от настоящего как в будущее, так и в прошлое. Философия призвана уловить умонастроения, состояние самосознания определенной эпохи и выразить в теоретической форме в виде философского текста. Фил-я выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно изложить смысл истории, который принимает для вся страна, цивилизация. Фил-я истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. По мысли философии, история устремлена в будущее. Фил-я истории помогает понять конкретное состояние общества, его несовместимость, отсталость. Филос-й идеал – основа для конструктивно-критического преобразования действительности. Фил-я ист. Вызывает попытки заново понять и осмыслить своеобразия исторического пути страны. Когда развитие общ-ва идет нормально, гнет необходимости круто менять цели и заново осмысливать ход истинности. Когда страна в кризисе, то цели становятся утопическими, надо обосновать новые идеалы и цели. Фил-ю ист. хар-ют 2 черты: идея будущего – все, что наделено качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Будущее определяет иерархию человека, общих целей, потеря будущих – потеря смысла жизни. Нормальное общество должно развивать, обсуждать будущее. Будущее можно спрогнозировать. Фил-я концепции может оказать воздействие на ход истинного процесса, мысли и поступки общества. Идея развития (зародилась в христ-ве): которое представляет истинный процесс линейно направленным в будущее. 19 век – социальная действительность меняется в результате деятельности людей. Историю творит чел. В истории общ-ва выделяют этапы развития: христ. фил-я: сотворение мира---Христос---2-е пришествие---установление Божьего царства.
В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея "пульсации" истории как вечного огня, то угасающего, то раз- горающегося с новой силой, фактически стала исторически пер- вой из так называемых "теорий круговорота". Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби. выездные рестораны Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс). Многие философы начинают философию истории с Аврелия Августина. Он стремился показать единс- тво всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д.Вико. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: божественную, героическую, человеческую, которые со- ответствуют детству, юности и зрелости человечестваXVIII век уже упоминался нами как время, когда благодаря Вольтеру появилось понятие "философия истории". Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса. Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.
23. Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории.Философия буддизма. Общекультурным источником древнеиндийской философии были веды. Ведейско знание было пренесено на о.Индостан во 2 тыс до нэ.В др. индийской фил-и сущ-ли веды – памятники полиэстич.(многобожие) религии. 4 Книги- веды («Знание»):- Риг-Веда- веда гимнов (главная)Веда мелодий;- Веда заклинаний;- Веда жертвоприношений.Принцип генотеизма: в зависимости от того, в каком Боге чел. нуждался в данный момент, тот и был главный. Веды создавались в конце 2 тыс. до н.э., они определили хар-р и закономерность развития всей древнеинд-й культуры. Постепенно в пантеоне выделились 3 главных божества Брахну ришма и шива воплощающие 3 аспекта бытия рождение существование гибель.В VIII-VII вв. до н.э.- комментарии к Ведам - Упанишады. Они являлись зародышем фил-го знания. Постепенно возникла иерархия Богов: верховный Бог – Брахман – творец мира. «Брахман» - объективная, абсолютная реальность, творческое начало, в котором все возникает, сущ-ет и прекращает свое сущ-ние. Атман - индивидуальное проявление Брахмана, как универсального, духовно-телесного первоначала мира. Атман – брахман во мне. Видение – гл. способ познания, ед-ный способ постижения истины. В познавательном процессе недооценивается роль чувственного и рационального познания. В древнеинд-м эпосе «Махабхарат» сущ-ет понятие «Деяние в состоянии отрешенности» - т.к. чел-кое «я» - это всего лишь проявление божественной сущности, то всё, что делает чел-к, не имеет значения, надо просто существовать. Карма - универсальный закон, который определяет существование всех живых существ, в том числе и людей. Понятии карма связана с реинкарнацией - перевоплощение души. Круг перевоплощений - круг Сансары. Йога - учение о соединении души чел-ка с мировой душой (Брахманом), освобождение из круга Сансары.В упанишадах происходит преобразование религиозно-мифологочиского образа в абстрактное понятие. Образ переходит в понятие-образ бога брахмана который в упанишадах проявляетя в виде абстарктного понятие как источник всякого сущетсвовования. Брахман в этом случае пишется с маленькой буквы и имеет форму как безличную,.отман обозначает не только сознание человека душуш но и любое индивидуальное существование любое индивидуальное конкретное проявление универсальной сущности брахмана. Круг сансары –круг перевоплощений. Круговорот бытия в котором вращаются бессмертные души всех живых существ. Закон кармы-закон по которому происходи т круговорот бытия перевоплощения бессмертных в круге сансары. Этот закон абсолютен и детерменирует то что происходит в круге сансары. Для философии станосится важным проблема познания мира. Суть знания в древнеиндицской традиции выражается с помощью понятия видиния (созерцания)-не путь к истине это слияние с истиной т.о. и само понятие истины имеет онтологический смысл (т.е. не теоретический). Цель сущетсвоавания воссоединение с божественным бытием, выхода с круга сансары возвращение в истоку к абсолюютуу. Путь к первоисточнику-путь к освобождению сознания-йога-учение об освобождеии сознания человека и всех живых существ и воссоединение с абсолютным бытием или брахманом. Философия буддизма.В Др. Индии возникло 9 фил. шк., основанных на знании упанишад и инд-ом мировоззр. Общее название первых 6 шк – Астика – признают существование верховного существа Брахмана, другие 3 шк – Настика – отрицают. Буддизм относится к последней. Буддизм возник как фил-ое учение в VIв. до н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама из царского рода. Будда(с санскрита) – просветленный. Сидхардхе, когда он стал Буддой, открылись 4 благородных истины – законы в гл.Каноне – Трипитака Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Первая благородная истина о страдании Истина о дуккха или Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть — удел всех существ. Три главных великих страдания: страдание от перемены; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания;
Вторая благородная истина о причине Истина о возникновении дуккха. Благородная истина о причинах беспокойной неудовлетворённости: ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы. Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары». «Карма есть причина страданий и неудовлетворённости жизнью». Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Третья благородная истина о прекращении Истина о прекращении дуккха Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)». Состояние, в котором нет дуккхи, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Четвёртая благородная истина о пути Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха Благородная истина о Cрединном пути: «Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд (пали диттхи), правильный настрой (пали санкаппа), правильная речь (пали вача), правильные действия (пали камманта), правильная жизнь (пали аджива), правильные усилия (ваяма), правильное сосредоточение внимания (пали сати), правильное самадхи (пали самадхи)». Основа буддизма- 4 благородные истины: 1. Всякое существование- страдание (человеческая жизнь); 2. Причина страданий- иллюзия индивидуального Я; 3. Страдание можно прекратить, если выйти из круга бытия; 4. Путь избавления от страданий- соблюдение учиния Будды (восьмеричный благородный путь). 8-ричный благородный путь: Три этапа благородного пути:1. Этап мудрости: праведное воззрение(осознание благородных истин) и праведное намерение(готовность жить в соотв. с благородными истинами);2. Этап нравственности: праведная речь(освобождение от лжи), праведное поведение (ненасилие, непричинение вреда всем живым), праведный образ жизни(выбор форм соц.профессиональной деят-ти, кот-е не противоречат праведн. поведению);3. Этап созерцания (только для монахов, если они его прошли, то не выходят из круга Сансары, пока не освободят всех живых сущ-в): праведное усилие(буддистская йога, совершенствование сзнания), праведная мысль(контроль над всеми психическими и физиологическими процессами), праведная сосредоточение(человек полностью сливается с окружающим миром, чел. освобождается от иллюзии индивидуального Я)2 направления буддизма: махаяна(«большая колесница» - север:цель жизни – освобождение из круга Сансары всех живых сущ-в; хинаяна(«малая колесница» - юг: цель – личное освобождение(освобождение сознания).Буддизм стал перерастать в мировую религию в III веке до н.э.
26. Учение Демокрита о структуре мира и природе человека.Понятие детерминизма. Демокрит (460 -370 гг. до н. э.) создал общую картину мира на основе учения об атомах - неделимых, вечных и неизменных частицах бытия. Многообразие явлений мира обеспечивается множеством форм и взаимодействием атомов, движущихся в пустоте. Процесс чувственного познания Демокрит рассматривал как результат взаимодействия атомов тел с органами чувств человека, но считал, что истина познаётся не с помощью чувств, а с помощью разума. Комбинации движущихся атомов порождают миры. Всё в мире происходит по необходимости, случайности не существует. Демокрит – смеющийся философ, сер 5 века до н.э.Структура мира:Демокрит придерживался атомистической теории: все состоит из атомов (мельчайших неделимых частиц, непрерывно движущихся в пространстве) и пусоты (пространства, в котором движутся атомы). Соединения атомов- возникновение вещей, а разъединение- смерть, разрушение. Демокрит был сторонником детерминизма - философской концепции, которая отрицает существование случайности. Согласно ей все в мире строго предопределено и необходимо. Единственной причиной случайности может быть невежество. Демокрит Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Природа человека: 2 ур-ня познания: 1) чувственное познание мира (чувственный образ рождается в рез-те эманации – истечениеатомов человеческой души и соединение с атомами окр-щих предметов)2) познание мира с помощью разума. Демокрит считал, что истина познается только с помощью разума, он делает человека мудрым. Мудрость дает человеку 3дара: правильно мыслить, говорить, поступать. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Демокрит считал, что все человеческие страхи и страсти беспочвенны. Правда жизни доступна только мудрецу. Гл. черта праведной жизни – эвтюмия – хорошее расположение духа, гармония человека с собой и окр.миром. етермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Сам термин "детерминация" происходит от латинского "determine" – определяю, может быть расшифрован как обязательная определяемостъ всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Зачастую вместо глагола "определяемость" подставляют предикат "обусловленность", и создается впечатление, что детерминирующие факторы сводятся только к условиям, хотя это лишь один из этих факторов детерминации. В основе метафизической трактовки детерминизма "лежит" атомистическая концепция Демокрита, отрицающая случайность, принимающая ее за непознанную необходимость.
24. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства. 6 век до н.э. – соперничество К и Д.1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин (начало VI в. до н.э.). трактат «О пути и добродетели». Трактат ДАОДЗЕ в эотом трактате есть бытие которые существует раньше нежели небо и земля,оно идет совершая бесконечный круг.Главный шаг любого философского исследования есть бытие которое существует аньше абсолютное бытие самодостаточное бытие, недвижимо сворешает бесконечный круш не зная предела. Оно одно только может быть матербю неба и земли я не знаю его имен но люди называют его дао.дао без имени-для обозначени абсолютного бытия, дао с именем для обозначения бытия которе человек может познать. Дэ формва проявления дао универсального закона. Гл. категории: Дао и дэ.Основное понятие- дао- абсолютное божественное первоначало бытия, вечное, непознаваемое, неизменимое, основа и источник всего существующего в мире. Дао во всем. Личность чел-ка, его Я – одно из проявлений Дао, не изменят самостоятельной сущ-ти. Дэ – отражение закона Дао в чел-кой жизни (чел-к с высшим Дэ бездеятелен). Главные принципы даосизма:1) Принцип недеяния – отрицание роль практической деят-ти человека. Если чел-к не считает себя самостоятельным субъектом и не стремится к активной деят-ти, то он может осознать и выразить подлинную сущ-ть бытия.отказ от деяния противоположнеого природе вещей (в древнеиндв состоянии отрешенности)не делает добрые дела но он добродетелен он бездеятелен но осуществляет недеяние.человек побеждает потому что не борется.2) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.2.
Основатель- Конфуций(VI век до н.э).Чел-к – социальное сущ-во, должно действовать в соответствии с законами общества. Трактат «Беседы и суждения»Главные принципы:1) принцип взаимности (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой);2) принцип соблюдения ритуала(сохранение, возрождение традиций) – история в виде маятника. Предназначение ритуала – выход из кризиса.главное в челоовеческом отношении гармония но она невозможна там где чл.отношения не занесены в рамки ритуала 9ГЛАВНОЕ ФОРМА) Ритуал – этикет, выражающий нравственные качества чел-ка.3) принцип сыновьей почтительности - сын должнен почитать отца, младший (в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших; гарантия социальной стабильности.4) Принцип исправления имен (слов) - необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян;эра хаоса –язык престал что-либо значить слова устрачивают свой смысл хотя люди говорят друг с другом. Люди не осознают свое место в мире поэтому она не знают как мыслить,действоаавать. Яязыек самым тесным образом связан с мышлением. То как мы позволяем себе говорить влияет на наше мышлеление а значит на жизнь т.е словам нужно вносить смысл. Философия конфуция это этика. Предмет изучени межличностные отношения. Невозможна гармония отношений в обществе без гармноии внутреннеого духовной гармонии личности.этика конфуция направлена на обуздание зла Главная цель в жизни (конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика). Сравнительный анализ конфуцианства и даосизма:
Конфуцианство Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником является Конфуций (Кун-Фу-Цзы) 551 – 479 гг. до н. э). главным источником учения – произведение «Лунь Юй» (Беседы и суждения)
Даосизм Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин».
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.011 с.) |