Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как философская проблема.

Поиск

Понятие сознания - одно из основополагающих в философии. Фил-я сознания-методологическая основа решения осн-х вопросов всех гуманитарных наук. Сознание - высшая форма информационных процессов, вид высшей психической деятельности. Важнейшим свойством сознания является отражение-….сознании, неточная копия предмета, окрашенная личными переживаниями индивида.(по сути, сознание- это целесообразное упорядочение, регулятивное отражение.)Человеческое сознание отражает сущность вещей и явлений, скрытую за их внешними характеристиками. Информация о предмете получается нетождественной отображению,т.к. в процессе передачи отображения утрачивается часть его содержания. Образы сознания, сформированные в результате получения информации не совпадают с образами передатчика ниф-ции, они субъективны. Существуют следующие уровни отражения: непосредственное, опосредованно-обобщенный на индивидуальном и на общественном уровнях. Идеальность и субъективность – это специфические характеристики сознания, взаимосвязаны, т.к. идеальное – это субъективное бытие субъективного сознания.(т.е. мысли, идеи, чувства и т.д.). Субъективность сознания выр-ся в усвоении человеком отделенности самого себя (самосознание, выделение своего я из предметов окружающего мира. Сознание включает память, волю, эмоции. Структура сознания: бессознательное, сознание, сверхсознание. Функции сознания: 1. Получение инф-ции о внеш. и внутр. мире чел.2. Преобр-е совершенствование внутр. и внеш. мира чел-ка.3. Обеспечение общения между людьми.4. Упр-е жизнед-ти и поведении людей.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

 

 


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.005 с.)