Социокультурные предпосылки средневековой философии.Проблема веры и знания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные предпосылки средневековой философии.Проблема веры и знания.



Средневековая ф-я (3-14в) -христианская. а) Важнейший источник средневековой философии- христ-кая религия,задача кот. Рациональное обоснование, изуч-ние христ-го религ-го мировозр-я. б) др. источник средн-ой фил-ии –античная фил-ия и культура.ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛИ ИДЕИ ПЛАТОНА,АРИСТОТЕЛЯ ,СТОИКОВ,НЕОПАЛТОНИКОВЮ в)третий- мифол-кое мировозр-е не варварского мира.Миров-ние средн.- теоцентрическое основополаг. идея Бога. Сущ-ет религиозная ориентация фил-их систем средневековья. Образ единого бога соответствовал жизненным реалиям средневековья: бог – господин, сеньор, царь; а ангелы, монахи, миряне – вассалы, подданные бога. Из античной фил-ии – идея Логоса, как посредника между абсолют. бытием Бога и земным миром; учение неоплатоников об Едином уме и мировой душе как аналоги христ-ой троицы. В отличие от античной фил-ии здесь связь чел-а с миром разрывается, чел. в меньшей степени может творить, чем бог. Бог сотворил мир и все остальное из ничего(креоционизм).Проблема веры и знания в средневековой философии.Патристика-учение святых отцов церкви. Схоластика- христ. фил-ия, созд-е ед-й рац. обоснов-й картины мира. Проблема веры и знания-важн-ая в сред-ой фил-ии она рассматривалась как в патристике, так и в схоластике.Проблема В и З: соотношение двух родов знания:1) знание кот. чел. получает с помощью разума и чувств.2) знание кот. чел. получает с помощью веры в Бога, религии.- Квинт Тертуллиан: верю, т.к абсурдно – главный принцип, разум – главное препятствие для веры, поэтому разум и вера не совместимы. Признак веры-недоказуемость.- Клемент Александрийский : разум – дар божий, от которого нельзя отказываться. Нужно изучать античную философию, т. к. она является божественным откровением и должна способствовать обоснованию веры. - Аврелий Августин: использовал принцип: «Верь, чтобы понимать». Знание о боге и душе является истинным. Разум может помочь в достижении истины, т. к. является прообразом божественного ума. Знание о мире не столь важно, как знание о боге, но оно помогает человеку пользоваться вещами. Важным понятием является понятие мудрости как постижения божественных дел и духовных объектов. Именно мудрость заставляет человека стремиться к спасению души. В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Существование Бога не может быть рац-но ни доказано, ни опровергнуто. Теория 2 истин: вера помогает постичь бытие бога, но она бессильна объяснить то, что происходит в природе. Разум бессилен в делах веры, но с его помощью чел постигает окр матер мир. Вера и разум помогают достичь истинного знания, к кот ведут 2 пути: познание слова

.Средневековье — хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V - XV вв., а средневековая философия — это сложное, противоречивое явление, соединившее в себе, с одной стороны, идеи и принципы христианства, а с другой, - философское наследие античности. Все философские проблемы рассматривались в этот период в контексте религиозного, теоцентрического мировоззрения. Средневековую философию называют служанкой богословия, поскольку её главной задачей было рациональное объяснение и обоснование истин веры.

Предпосылки становления и развития философии в Средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями кризиса Римской империи. На смену официальным языческим культам пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и призывало к освобождению духа от плоти и превратностей социального бытия.

Средневековая философия возникла как отражение синтеза элементов античной и христианской культуры. Синтез этот наблюдается на первом этапе её истории - в патристике (II — VIII вв.), которая представляет собой одновременно классику античности и первую форму средневековой философии. Патристика подразделяется на раннюю - доникейскую (II — IV вв.), посленикейскую (IV - VI вв.), греко-византийскую и латинскую. В период патристики начинается истолкование Священного Писания и философствование в вере. Философская экзегетика была направлена на изучение священных текстов и поиск в них тайных смыслов бытия. Средневековая философия филологична. Анализ возможностей слова становится проблемой, связанной с христианской идеей творения мира по Слову Божию.

Следующим этапом средневековой философии была схоластика (IХ - XIV вв.), использовавшая разум и философию для обоснования истинности христианского вероучения. Дидактика, назидательность, учительство — вот специфические черты схоластики. Философия развивалась в светских школах (с XI в.) и университетах (с XIII в.), но, главным образом, монастырских школах и религиозных орденах (францисканском — Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам; доминиканском — Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). В период схоластики происходит перенесение в теологию фундаментальных философских проблем сущности и существования, свободы и необходимости, причинности и целесообразности, пространства и времени и т. д. К особенностям средневековой философии надо отнести то, что разум в ней был ориентирован на познание сверхъестественного и мистического. Подлинной реальностью, определяющей все сущее, считалась не природа, а Бог.

Позднесхоластическая философия сформировалась под влиянием арабской философии, физических и метафизических идей Аристотеля. Это влияние проявилось в теории двух истин, обосновавшей независимость разума от веры, философии и науки - от религии и в дальнейшем способствовавшей становлению эмпирико-рационалистической философии.

В основе христианского монотеизма лежат принципы, чуждые языческой культуре - идея откровения и идея творения (принцип креационизма). Богооткровенность истины предполагала необходимость истолкования, комментария, экзегезы сакральной или мирской. Понимание Слова Божия как начала и источника всякого бытия привело к возникновению проблемы универсалий, которую пытались решить представители номинализма и реализма. Реалисты утверждали существование общего вне и до вещи. Номиналисты полагали, что общие понятия существует лишь как имена единичных предметов, т.е. вне и после вещей. Умеренные реалисты предполагает существование общего как вне, так и внутри конкретных вещей. Авторитет античной философской традиции как бы гарантировал истинность реализма в объяснении бытия. Номинализм свидетельствовал о распаде средневековой парадигмы мышления и являлся своеобразным обоснованием эмпирико-сенсуалистической философии и методологии познания.

В соответствии с пониманием сущности человека как образа и подобия Бога, человек в христианской философии впервые стал рассматриваться как личность, деятельность которой основана на свободе воли и постижении Закона Божия. Считалось, что человек, обладающий душой изначально причастен истине, а вера есть предел разума в душе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.117 (0.005 с.)