Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурные предпосылки средневековой философии.Проблема веры и знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Средневековая ф-я (3-14в) -христианская. а) Важнейший источник средневековой философии- христ-кая религия,задача кот. Рациональное обоснование, изуч-ние христ-го религ-го мировозр-я. б) др. источник средн-ой фил-ии –античная фил-ия и культура.ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛИ ИДЕИ ПЛАТОНА,АРИСТОТЕЛЯ,СТОИКОВ,НЕОПАЛТОНИКОВЮ в)третий- мифол-кое мировозр-е не варварского мира.Миров-ние средн.- теоцентрическое основополаг. идея Бога. Сущ-ет религиозная ориентация фил-их систем средневековья. Образ единого бога соответствовал жизненным реалиям средневековья: бог – господин, сеньор, царь; а ангелы, монахи, миряне – вассалы, подданные бога. Из античной фил-ии – идея Логоса, как посредника между абсолют. бытием Бога и земным миром; учение неоплатоников об Едином уме и мировой душе как аналоги христ-ой троицы. В отличие от античной фил-ии здесь связь чел-а с миром разрывается, чел. в меньшей степени может творить, чем бог. Бог сотворил мир и все остальное из ничего(креоционизм). Проблема веры и знания в средневековой философии. Патристика-учение святых отцов церкви. Схоластика- христ. фил-ия, созд-е ед-й рац. обоснов-й картины мира. Проблема веры и знания-важн-ая в сред-ой фил-ии она рассматривалась как в патристике, так и в схоластике.Проблема В и З: соотношение двух родов знания:1) знание кот. чел. получает с помощью разума и чувств.2) знание кот. чел. получает с помощью веры в Бога, религии.- Квинт Тертуллиан: верю, т.к абсурдно – главный принцип, разум – главное препятствие для веры, поэтому разум и вера не совместимы. Признак веры-недоказуемость.- Клемент Александрийский: разум – дар божий, от которого нельзя отказываться. Нужно изучать античную философию, т. к. она является божественным откровением и должна способствовать обоснованию веры. - Аврелий Августин: использовал принцип: «Верь, чтобы понимать». Знание о боге и душе является истинным. Разум может помочь в достижении истины, т. к. является прообразом божественного ума. Знание о мире не столь важно, как знание о боге, но оно помогает человеку пользоваться вещами. Важным понятием является понятие мудрости как постижения божественных дел и духовных объектов. Именно мудрость заставляет человека стремиться к спасению души. В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Существование Бога не может быть рац-но ни доказано, ни опровергнуто. Теория 2 истин: вера помогает постичь бытие бога, но она бессильна объяснить то, что происходит в природе. Разум бессилен в делах веры, но с его помощью чел постигает окр матер мир. Вера и разум помогают достичь истинного знания, к кот ведут 2 пути: познание слова . Средневековье — хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V - XV вв., а средневековая философия — это сложное, противоречивое явление, соединившее в себе, с одной стороны, идеи и принципы христианства, а с другой, - философское наследие античности. Все философские проблемы рассматривались в этот период в контексте религиозного, теоцентрического мировоззрения. Средневековую философию называют служанкой богословия, поскольку её главной задачей было рациональное объяснение и обоснование истин веры. Предпосылки становления и развития философии в Средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями кризиса Римской империи. На смену официальным языческим культам пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и призывало к освобождению духа от плоти и превратностей социального бытия. Средневековая философия возникла как отражение синтеза элементов античной и христианской культуры. Синтез этот наблюдается на первом этапе её истории - в патристике (II — VIII вв.), которая представляет собой одновременно классику античности и первую форму средневековой философии. Патристика подразделяется на раннюю - доникейскую (II — IV вв.), посленикейскую (IV - VI вв.), греко-византийскую и латинскую. В период патристики начинается истолкование Священного Писания и философствование в вере. Философская экзегетика была направлена на изучение священных текстов и поиск в них тайных смыслов бытия. Средневековая философия филологична. Анализ возможностей слова становится проблемой, связанной с христианской идеей творения мира по Слову Божию. Следующим этапом средневековой философии была схоластика (IХ - XIV вв.), использовавшая разум и философию для обоснования истинности христианского вероучения. Дидактика, назидательность, учительство — вот специфические черты схоластики. Философия развивалась в светских школах (с XI в.) и университетах (с XIII в.), но, главным образом, монастырских школах и религиозных орденах (францисканском — Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам; доминиканском — Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). В период схоластики происходит перенесение в теологию фундаментальных философских проблем сущности и существования, свободы и необходимости, причинности и целесообразности, пространства и времени и т. д. К особенностям средневековой философии надо отнести то, что разум в ней был ориентирован на познание сверхъестественного и мистического. Подлинной реальностью, определяющей все сущее, считалась не природа, а Бог. Позднесхоластическая философия сформировалась под влиянием арабской философии, физических и метафизических идей Аристотеля. Это влияние проявилось в теории двух истин, обосновавшей независимость разума от веры, философии и науки - от религии и в дальнейшем способствовавшей становлению эмпирико-рационалистической философии. В основе христианского монотеизма лежат принципы, чуждые языческой культуре - идея откровения и идея творения (принцип креационизма). Богооткровенность истины предполагала необходимость истолкования, комментария, экзегезы сакральной или мирской. Понимание Слова Божия как начала и источника всякого бытия привело к возникновению проблемы универсалий, которую пытались решить представители номинализма и реализма. Реалисты утверждали существование общего вне и до вещи. Номиналисты полагали, что общие понятия существует лишь как имена единичных предметов, т.е. вне и после вещей. Умеренные реалисты предполагает существование общего как вне, так и внутри конкретных вещей. Авторитет античной философской традиции как бы гарантировал истинность реализма в объяснении бытия. Номинализм свидетельствовал о распаде средневековой парадигмы мышления и являлся своеобразным обоснованием эмпирико-сенсуалистической философии и методологии познания. В соответствии с пониманием сущности человека как образа и подобия Бога, человек в христианской философии впервые стал рассматриваться как личность, деятельность которой основана на свободе воли и постижении Закона Божия. Считалось, что человек, обладающий душой изначально причастен истине, а вера есть предел разума в душе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.008 с.) |