Медицина в средневековой Западной Европе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина в средневековой Западной Европе



Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5— 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время гос­подства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневе­ковье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрач­ного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

Деятели Воз­рождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естест­веннонаучной мысли религиозно-дог­матическим мировоззрением, схола­стикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой — создавае­мой ими новой культуре, оценивая пе­риод, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в разви­тии человечества. Такое противопо­ставление, однако, нельзя считать исторически оправданным.

В силу объективно сложившихся историче­ских обстоятельств варварские пле­мена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственны­ми восприемниками позднеантичной культуры.

В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опро­кинувшие западную Римскую империю (при помощи вос­ставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.

Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных от­ношений, кельтские и германские народы предстали перед христиани­зированной позднеантичной культу­рой особым огромным миром, потре­бовавшим серьезного длительного ос­мысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христиан­ской культурой — оно должно было его освоить. Но это означало существенную внутреннюю перестройку позднеантичной культуры.

То есть, если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс куль­турного развития и формирования классовых отношений.

«Средневе­ковье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и не­сколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс).

В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Вылившись в форму католицизма, оно объединяло европейский мир, лишенный единства, целой сетью крепких, трудно расторжимых свя­зей. Это объединение оно осуществляло в лице папы, являвшегося «монархическим центром» като­лической церкви, и посредством самой церкви, раскинув­шей широкую сеть во всех странах Западной Европы. Во всех этих странах церковь владела приблизительно 1/22 всех земель, являясь, таким образом, не только идео­логической, но и реальной связью между различными странами. Организовав владение этими землями на нача­лах феодальных отношений, церковь оказалась едва ли не самым крупным феодалом средневековья и вместе с тем могущественным охранителем системы феодальных отно­шений вообще. Церковь объединяла разрозненные запад­ноевропейские страны в их борьбе против общего внеш­него врага, сарацин. Наконец, вплоть до XVI века духо­венство было единственным образованным классом в За­падной Европе. Следствием этого было то, что «монопо­лию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимуществен­но богословский характер».

При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопро­тивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже под­вергшаяся в 5—7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских пле­мен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, про­свещение и медицину. И далее сле­дует говорить уже не о греко-латин­ской, но о романо-германской куль­турной общности и византийской культуре, которые шли своими особы­ми путями.

В Западной Европе сложилась фео­дальная культура в наиболее ти­пичной ее форме миро­восприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравствен­ные и этические представления сред­невекового европейца сводились к ре­лигиозной догматике. Никакое мир­ское знание не шло в сравнение с по­знанием возможностей «спасения».

Средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Средневековые художники и писатели, пренебрегая реальными окружающими явлениями, внимате­льно «всматривались» в потусторон­ний мир, типизация предпочиталась индивидуализации. Церковники ут­верждали, что все возможные зна­ния уже изложены прежде всего в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произ­ведениях древности, Например Птолемея (в области географии и астрономии), Галена(в области медицины). Новые открытия отрицались, а лю­ди, высказывающие новые идеи, ста­вились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на служ­бу богословию.

Всякое позитивное знание имело право на существова­ние лишь как средство для иллюстра­ции теологических истин. На этом фоне процветали различные мистиче­ские представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.

Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистиче­ской философии и опытного естест­вознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.

Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215—1294) — выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы, прошед­ших за этот период путь от племен­ных отношений до развитого феода­лизма и создавших своеобразную культуру, во многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно высокую для того, что­бы послужить фундаментом для по­следующего развития.

Кругом уже вырастали города: в Италии, Южной Франции, и в Рейне возродились из собственного пепла староримские муниципии; в других местах, особенно внутри Германии, создавались новые города; все они были обнесены для обо­роны стенами и рвами, их крепости были гораздо более неприступными, чем дворянские замки... За этими стена­ми и рвами развилось средневековое ремесло... накопля­лись первые капиталы, возникла потребность взаимного общения городов друг с другом и остальным миром...».

Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позд­нее VIII в. народы Европы создали национальную письменность, приспо­собив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культу­ры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философ­ской, юридической и экономической мысли. Появились элементы буду­щего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви.

В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали назы­ваться «городскими физиками».

Эпидемии повальных болезней

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы — военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096—1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов — приобретение новых земель на Востоке — не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа — до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая — «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — «черная смерть» середины XIV в. Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

«Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,— писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные — вместо умозрительных, критические и ра­циональные — вместо слепой веры в авторитеты.

Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 — 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 — 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320—1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235— около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон(R. Bacon, около 1214— около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание — «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

4. Контрольные вопросы:

1. Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков.

2. Перечислите истоки и особенности византийской медицины?

3. Расскажите о санитарно-технических сооружениях Византии?

4. Коротко расскажите, что вам известно об энциклопедических сводах. «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325—403).

5. Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина .

6. Медицина в халифатах (VII—XI вв.). Истоки арабоязычной культуры и медицины.

7. Ар-Рази и его вклад в медицину халифатов.

8.Медицина народов Средней Азии (Х—Х11 вв.). Расскажите о больницах, врачебных школа.

9. Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980—1037). Его труд «Канон медицины».

10. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V— X вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья.

11. Перечислите истоки западноевропейской медицины?

12. Как происходило развитие медицинского образования? Медицинская школа в Салерно.

13.Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

14. Что такое схоластика? Влияние схоластики на медицину.

15. Расскажите, что вам известно о галенизме?

16. Расскажите об основных научных достижениях Роджера Бэкона?

17. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг.

18. Что вы знаете о начале санитарной организации?

5. Тестовые задания:


01. Страна, родина Ал-Рази:

1) Персия

2) Индия

3) Китай

4) Тибет

02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

1) Греция

2) Грузия

3) Индия

4) Турция

03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

1) Гиппократ

2) Ибн-Сина

3) Ар-Рази

4) Сушрута

04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

1) Ар-Рази

2) Бахтишу

3) Ал-Захрави

4) Ибн Сина

05. Автор "Канона врачебной науки"

1) Гиппократ

2) К. Гален

3) Ибн Сина

4) Ар-Рази

06. дома для прокаженных назывались:

1) лепрозории

2) госпитали

3) инфекционные больницы

4) изоляторы

07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

1) Павел с о. Эгина

2) Аэций

3) Орибасий из Пергама

4) Александр из Тралл

08. Автор лозунга церковной схоластики: «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога»

1) Фома Аквинский

2) Аристотель

3) Петр Пилигрим

4) Амори Венский

09. Автор «Салернского кодекса здоровья»:

1) Роджер Салернский

2) Константин Африканский

3) Арнольд из Виллановы

4) Анри де Мондевиль

10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

1) натуральная оспа

2) сифилис

3) холера

4) проказа

11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

1) выходить за ворота монастыря

2) иметь семью

3) принимать амбулаторных больных

4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

1) Орибасий Пергамский

2) Павел Эгинский

3) Александр Траллеский

4) Аэций Амидский

13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

1) холера византийская

2) чума египетская

3) чума Юстиниана

4) холера Константина

14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

1) первую аптеку

2) первую библиотеку

3) первую больницу

4) первую медицинскую школу

15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

1) Аббас

2) Ибн Сина

3) Абу ал-Захрави

4) Ибн Зухр

16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

1) персов

2) византийцев

3) китайцев

4) египтян

17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

1) галенизм

2) схоластика

3) григорианство

4) ортодоксальность

18. Впервые карантины были созданы

1) в XIV веке в портовых городах Италии

2) в XIV веке в портовых городах Франции

3) в XV веке в Англии

4) в XVIII веке в России

19. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

1) душевнобольных

2) прокаженных

3) инвалидах

4) раненых

20. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

1) больницы

2) монастыри

3) цеха хирургов

4) университеты

21. Название больницы в Халифате

1) медресе

2) киновия

3) бимаристан

4) ксенодохия

22. Жители Византийской империи называли себя

1) эллины

2) византийцы

3) римляне

4) ромеи

23. Город, где была открыта первая в мире аптека:

1) Дамаск, 950г.

2) Багдад, 800г.

3) Москва, 1620 г.

4) Салерно, 1350 г.

24. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

1) Бахтишу.

2) Ар-Рази.

3) Ибн-Сина г.

4) Маймонид.

25. В средневековой Европе хирурги учились

1) в университетах

2) в хирургических академиях

3) в ремесленных школах.

4) в больницах.

26. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

1) Пьер Фошар

2) Ги де Шолиак

3) А. Везалий

4) Парацельс

27. Английский естествоиспытательXIII века, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

1) Роджер Бэкон

2) Фрэнсис Бэкон

3) Уильям Гарвей

4) Роберт Джекоб

28. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (III век н.э.) сумели выполнить операцию

1) удаления катаракты

2) трансплантации нижней конечности

3) трансплантации сердца

4) трепанации черепа

29. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

1) Париж

2) Венеция

3) Падуя

4) Лейден

30. Врачам ЭТОГО государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

1) Древняя Греция

2) Рим

3) Халифат

4) Индия


Кроссворд по теме занятия

По вертикали:

1. «Энциклопедии знания», написанные Василием Великим и Георгием Писидой. 2. Значительная по масштабам эпидемия. 3. Название арабской больницы.4. Византийский город, ныне – столица Болгарии. 5. Этого грека называли «отцом ботаники». 6. Представитель этой профессии осуществлял хирургические манипуляции. 7.Самый выдающийся врач второй половины IV века. 8. Искаженное одностороннее толкование учения Галена. 9.Император Византийской империи, при котором была построена Цистерна Базилики. 10. В Халифате этим словом обозначали темперамент человека. 11. Сооружение для перемещения воды на большие расстояния. 12. Отделение для больных в Средневековье, приют для прокаженных. 13. Название сокращенного варианта обширного труда врача Орибасия. 14. Иное название Восточной Римской Империи

По горизонтали:1

5. Основная религия Тибета. 16. Ученый язык Средневековья. 17. Под этим термином в средневековой Западной Европе понимались внутренние болезни. 18. Помещение для помощи нуждающимся и немощным, в переводе с латинского – «чужеземец». 19. Английский философ, сформулировавший три основные цели медицины в труде «Новый Органон». 20. Человек, занимающийся врачеванием в Древней Руси. 21. Для обучения этой дисциплине в Китае использовали бронзовые фигуры. 22. Главный труд Ибн Сины – «… медицины».23. Кто является автором энциклопедического свода «Несравненный карабадин»? 24. Древняя наука, занимающаяся изучением свойств металлов и составлением зелий. 25. Средневековый научный тип религиозной философии, основанный на формальной логике и рассуждениях, также называемый «школьной философией». 26. Научное название «Империи Ромеевой». 27. Город, столица Византийской Империи. 28. Первый византийский врач-христианин. 29. Церковный суд для борьбы с еретиками. 30. Болезнь, свирепствовавшая в средневековых городах. 31.Название влиятельной империи Средневековья на Ближнем Востоке.

Ситуационные задачи

1. Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

- Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины.

2. Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течении трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

- Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху.

8. Рекомендуемые темы рефератов:

1. История арабской, скифской и византийской медицины.

2. Из истории обезболивания.

3. Авиценна и народная медицина.

9. Литература:

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

2. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с.

Тема №5: Медицина эпохи феодализма. Возрождение.

Значение изучения темы.

Получить представление об основных этапах развития медицины в эпоху Возрождения, узнать о важнейших открытиях и великих учёных того времени. Оценить значение научных трудов учёных эпохи Возрождения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.024 с.)