Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление физиологии как науки. ЯтрофизикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рождение физиологии как науки,как правило, связывают с именем выдающегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея (Harvey, William, 1578—1657), которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения. Основываясь на достижениях своих предшественников -- Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция — Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходила из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Мальпиги Марчелло (Malpighi, Marcello, 1628—1694) через четыре года после смерти Гарвея. Выдающийся французский ученый РенеДекарт (Deecartes, Rene, 1596—1650) также знаменует переход к философскому мышлению и естествознанию нового времени. По словам Гегеля, «Декарт направил философию в совершенно новое направление... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто». Р. Декарт явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros — врач и physi» — природа) — направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII—XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, помещенным в конце его трактата «Наука о природе» т.е. после науки о природе (после «физики»: греч. «Meta ta physike»), откуда и произошло название метода мышления и целого философского направления — метафизики. Ятромеханика. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога ДжованниАльфонса Борелли (Borelli, Giovanni Alfonso, 1608—1679), одного из основоположников биомеханики. Среди выдающихся достижении эпохи Возрождения, имевших отношение, как к физике, так и к медицине — изобретение в конце XVI в. термометра(точнее, воздушного термоскопа). Его автор один из титанов эпохи Возрождения итальянский ученый Галилео Галилей (Galilei, Galileo, 1564—1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543). Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Санторио (Santorio, S. 1561—1636), врач, анатом и физиолог, создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» («De statica medicina», 1614). Ятрохимия и медицина Ятрохимикн считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Hogenheim, Philippus Aureolus Theophrastus von, 1493—1541), известный в истории под латинизированным именем Парацельс (Paracelsus, от лат. Para-Celsue — «Подобный Цельсу»), которое он принял уже в расцвете сил и научной зрелости (после 1529 г.). Швейцарец по происхождению, Теофраст фон Гогенгейм получил врачебное образование, в университете в Ферраре (Италия). Затем в течение 8 лет (1516—1524) он много путешествовал, объехал почти всю Европу (включая земли современной Литвы, Белоруссии и Западной Украины), наблюдая и врачуя болезни людей различных народов и профессий. В Страсбурге он был принят в местный цех хирургов (1526) и завоевал большую популярность не только во всем Эльзасе, но и в близлежащем швейцарском городе Базеле, где служил городским врачом. Впоследствии Парацельс (в то время еще — Теофраст фон Гогенгейм) читал лекции в Базельском университете (1527-1529), сначала на латинском, а затем — на своем родном немецком языке, «чтобы быть понятым возможно большим числом слушателей». Перед вступлением в должность профессора он опубликовал меморандум, в котором утверждал: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действительных средств помощи больным». С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии (т.е. алхимии того времени) в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней», — считал Парацельс. Его система врачевания основывалась на трех элементах (или «принципах»): сере, ртути, сурьме (и их соединениях); болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Как и все великие мыслители переломной эпохи Возрождения, Парацельс не мог избавиться от противоречивого двойственного восприятия мира: с одной стороны, утверждение нового опытного метода познания природы, с другой — стремление к магии и к познанию воздействия небесных тел на судьбы людейи их здоровье. Новаторство Парацельса проявилось и в его отношении к хирургии, которая в те времена в Европе не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась (ею занимались ремесленники), — Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины (т.е. внутренней медицины) в одну науку, потому что обе они имеют один корень. Сам он с гордостью называл себя «доктором обеих медицин» (нем. «Doktor beider Arzneyen»). В своих сочинениях он писал также о болезнях рудокопов и литейщиков связанных с (отравлениями серой, свинцом, ртутью, сурьмой, — таким образом, Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях. Одним из современников Парацельса был выдающийся польский астроном, математик и врач Николай Коперник (Copernicus, Nicolaus, 1473—1543). Высшее образование он получил в Кракове (1491—1495), где изучал астрономию и математику, затем в Болонье (Италия, с 1496 г. — юридические науки) и Падуе (1501-1504). Реально осознавая значение предупредительной медицины, Коперник был инициатором и руководителем строительства водопроводов и гидротехнических комплексов в Вармии, Фромборке, Торуни и других городах Польши. Эпидемия учение о контагии История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление «старых» болезней — проказы и чумы, а с другой появляются «новые» болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). В конце XV — начале XVI вв. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVI столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фалопий и другие ученые. По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты. Смертность от оспы в то время была чрезвычайно высокой. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракосторо (Fracastoro, Girolamo, 1478—1553) — итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Медицинское образование Фракасторо получил в передовом Падуанском университете — «Патавинской академии» (Gymnasium Patavinum), с которой связаны судьбы Галилея и Санторио, Везалия и Фаллопия, Коперника и Гарвея. В этом университете получили свои дипломы первые российские доктора медицины Франциск Георгий Скорина из Полоцка (1512) — современник Фракасторо и Коперника, и П. В. Посников из Москвы (1695) — сподвижник Петра I. Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» («De contagione et contagiosis morbis et curatione Ubri tres», 1546) в трех книгах. Согласно его учению, существует три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. В 1954 г. вышел в свет русский перевод труда Дж. Фракасторо с обширными комментариями профессора П. Е. Заблудовского и его статьей, посвященной научному анализу развития учения о заразных болезнях. Развитие хирургии Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались. Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов банщики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мозолей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба. В конце XVIII в., когда в результате французской буржуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, именно хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа. С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450—1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение. Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (Pare Ambroise, 1510—1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel—Dieu, где был подмастерьем-цирюльником. Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан. В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хирургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом Hotel—Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу. Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями. 4. Контрольные вопросы: 1.Что вы можете рассказать о медицине в Западной Европе в эпоху Возрождения? 2. Расскажите об идейном содержании культуры эпохи Возрождения. 3. Перечислите главные черты естествознания эпохи Возрождения. 4. Что вы знаете о передовых научных центрах Западной Европы? 5. Как шло становление организации медицинского образования? Падуанский университет (Италия). 6. Расскажите о становлении анатомии как науки. 7. Жизнь, деятельность и творчество Леонардо да Винчи (1452—1519). 8. Андреас Везалий (1514—1564) и его труд «О строении человеческого тела». 9. Коротко расскажите, что вам известно о «Золотом веке» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий? 10. Становление физиологии как науки. 11. Великий учёный Френсис Бэкон (1561—1626), его основные достижения? 12. Предпосылки создания теории кровообращения. 13. Мигель Сервет (1509—1553) и его открытие. 14. Уильям Гарвей (1578—1657) и его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». 15. Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио (1561—1636), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Борелли (1608-1679). 16. Ятрохимия, как отдельное направление науки. 17. Основатель ятрохимии Парацельс (1493—1541), расскажите об этом учёном. 18. Организация аптек и аптечное дело. 19. Как проводилось обучение у постели больного? 20. Что вы можете рассказать о массовых эпидемиях (сифилис, сыпной тиф, оспа)? 21. Джироламо Фракасторо (1478—1553) и его учение о заразных болезнях. 22. Что вы знаете о развитии хирургии в средние века? 23. Амбруаз Паре (1510—1590); его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства, зубоврачевания.
5. Тестовые задания: 01. Операции, производимые короткополыми хирургами: 1) камнесечения 2) кровопускания 3) чревосечения 4) ампутации 02. Парацельс уделял особое внимание Изучению: 1) анатомии 2) химии 3) физиологии 4) физики 03. первым описал труд рудокопов и характерные для них болезни (чахотку): 1) А. Везалий 2) Р. Бэкон 3) Авиценна 4) Парацельс 04. Ученый, создавший первый термоскоп (прототип термометра) 1) Галилео Галилей 2) Николай Коперник 3) Рене Декарт 4) Мигель Сервет 05. Английский врач, физиолог, эмбриолог, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения: 1) А. Везалий 2) Фабриций 3) У. Гарвей 4) Д. А. Борелли 06. Джироламо Фракасторо является основателем 1) педиатрии 2) эпидемиологии 3) психиатрии 4) анестезиологии 07. Западноевропейский врач, с именем которого связано возникновение девиза врачебной деятельности: «Светя другим, сгораю»: 1) Андреас Везалий 2) Николас Ван Тюльп 3) Фредерик Рюйш 4) Джозеф Листер 08. Выдающийся средневековый хирург, создавший учение о лечении огнестрельных ранений: 1) Мигель Сервет 2) Парацельс 3) Ги де Шолиак 4) Амбруаз Паре 09. Врач эпохи Возрождения, основоположник ятромеханики: 1) Санторио 2) Декарт 3) Джованни Альфонсо Борелли 4) Уильям Гарвей 10. Лекарственное средство, включавшее в себя около 70 компонентов и считавшееся, согласно средневековой фармакопеи, лекарством от всех болезней: 1) митридат 2) териак 3) панацея 4) мизадж 11. Преемник Андреаса Везалия во главе кафедры анатомии Падуанского университета: 1) Иероним Фабриций 2) Габриэль Фаллопий 3) Бартоломей Евстахий 4) Реальдо Коломбо 12. Термин «инфекция» был введен 1) Гиппократом 2) Парацельсом 3) Галеном 4) Фракасторо 13.Во время эпидемий чумы средневековые врачи облачались в специальное одеяние, а на голове носили маску 1) маску с изображением старческого лица 2) маску с длинным клювом 3) маску смерти 4) маску в форме бабочки 14. Врач, давший новое представление о дозе лекарственных веществ, считая, что «все есть яд и все есть лекарство» 1) Парацельс 2) Бэкон 3) Санторио 4) Авиценна 15. университет XVI века, в котором. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий 1) Парижский 2) Болонский 3) Падуанский 4) Салернский 16. ученый эпохи Возрождения, наиболее точно приблизившийся к объяснению понятия «рефлекс» 1) Парацельс 2) Рене Декарт 3) Френсис Бэкон 4) Андреас Везалий 17. Общественно-экономическая формация, характерная для эпохи Возрождения 1) позднее средневековье 2) рабовладельческий строй 3) капитализм 4) феодализм 18. Парацельс ввел в употребление 1) таблетки 2) порошки 3) отвары 4) растворы 19. Главной заслугой Гарвея является 1) применение нового метода в изучении жизненных явлений (экспериментальное доказательство) 2) открытие новых лекарственных средств 3) борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви на обучения в университетах 4) открытие легочного кровообращения 20. Амбруазу Паре принадлежит следующее нововведение в лечении огнестрельных ран 1) прижигание ран раскаленным железом 2) заливка ран кипящим смолистым раствором 3) прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка 4) первичная хирургическая обработка раны 21. В эпоху Возрождения чуму изображали в виде 1) старой женщины в белом 2) женщины с косой 3) молодой женщины в красном 4) молодой женщины в черном 22. Профессор Падуанского университета, начавший читать лекции по практической медицине, непосредственно у постели больного 1) Джованни Монтано 2) Джироламо Фракасторо 3) Габриэль Фаллопий 4) Джеролламо Фабриций 23. элемент отсутствовавший в системе кровообращения, представленной Гарвеем 1) вены 2) артерии 3) артериолы 4) капилляры 24. Укажите знаменитого врача эпохи Возрождения, получившего ученую степень и не владевшего латынью 1) Везалий 2) Паре 3) Сервет 4) Левенгук 25. Одна из черт характеризующих эпоху Возрождения 1) обращение к античной культуре 2) феодальная раздробленность 3) усиление власти церкви 4) схоластический подход к образованию и науке 26. Врач, современник Парацельса, впервые предложивший способы предотвращения профессиональных заболеваний рудокопов 1) Г. Агрикола 2) А.Везалий 3) У. Гарвей 4) Б. Рамаццини 27. государство средневековой Европы, где впервые была открыта хирургическая академия, приравненная впоследствии к медицинскому факультету университета 1) Англия 2) Германия 3) Франция 4) Италия 28. Философские взгляды, получившие развитие в эпоху Возрождения 1) схоластика 2) метафизика 3) гуманизм 4) аскетизм Ситуационные задачи 1. Один из основоположников хирургии французский медик Амбруаз Паре (1517-1590), вышедший из цеха цирюльников, был лечащим врачом короля Карла IX. Свои труды он писал на родном французском языке, применяя соответствующие термины для обозначения половых органов. Медицинский факультет попытался запретить труд Паре, ссылаясь на угрозу нравственности. - Дайте оценку такой нравственной позиции в эпоху Возрождения. 2. Выдающийся врач, математик и механик эпохи Возрождения Дж. Кардано (1501-1578) увлекался астрологией и составлял гороскопы. Когда он был приглашен к больному английскому королю Эдуарду VI то, как врач, сразу увидел симптомы неблагоприятного исхода болезни. Однако в гороскопе, составленном по требованию придворной знати, которую волновала не болезнь короля, а ее исход. Кардано предсказал тому долгую жизнь. Король вскоре умер и Кардано оправдывался тем, что не смог в достаточной мере оценить расположение созвездий и их влияние на судьбу короля. - Дайте оценку позиции морального выбора Дж. Кардано. 3. Один из основоположников научной анатомии Андрей Везалий (1514-1564) был вынужден похищать трупы казненных с виселиц и кладбищ, чтобы изучать строение человеческого тела. Так поступали и многие другие ученые той эпохи. - Дайте оценку таким действиям 4. Выдающийся английский философ, основоположник материализма нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) в труде «О достоинстве и приумножении наук» писал: «А в наше время у врачей существует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание. Эту часть медицины мы называем исследованием внешней эвтаназии…». - Дайте оценку позиции Ф. Бэкона. 7. Рекомендуемые темы рефератов: 1. Медицина эпохи Возрождения. 2. Из истории хирургии средних веков. 8. Литература: Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: 1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники: 1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с. 2. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение: Курс лекции. — М., 1998. — 406 с. Тема №6: Медицина в России ХVIII века. Значение изучения темы. Представление об основных этапах становления медицины в России в эпоху развитого феодализма, позволяет раскрыть передовой, прогрессивный характер развития важнейших направлений медицинской науки в России XVIII века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.011 с.) |