Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о том, как развивалась наука в данный период времени.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знать: на примерах трудов И.И. Хрущева, А.К. Лимберга, А.М. Соболева важнейшие направления развития отечественной стоматологии, их прогрессивное значение. Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия. Иметь представление об основных достижениях в области стоматологической науки. Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами. 3. Основные понятия и положения темы: Стоматология (stomatologie; от греческого stoma - рот и logos - учение) - учение о болезнях органов полости рта и челюстно-лицевой области, методах их диагностики, лечения и профилактики. Как клиническая дисциплина она имеет несколько направлений: терапевтическая стоматология, хирургическая, ортопедическая, стоматология детского возраста и др. Первые сведения о болезнях зубов к первобытному обществу: палеопатология представляет достоверные свидетельства кариеса зубов и повреждений лицевого черепа у первобытного человека. Зубоврачевание в Вавилонии и Ассирии. Искусством, врачевания занимались врачеватели-эмпирики (асу). Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий). Обе традиции сохранились почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель-ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами: "рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами. Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В отличие от асу в ритуале врачевание ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашурбанапала обнаружено собрание заклинаний табличек под общим названием "Когда в дом больного заклинатель идет". Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется "психотерапией", за этим искусством скрывалась другая сторона егодеятельности - лекарственное лечение. Почти в каждой рекомендации к лекарственным средствам были указаны рекомендации к применению. Например "растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб. Заклинание - "Заговор против зубной боли" – представляет собой высокохудожественное литературное произведение древней Месопотамии. В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь о применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которыми заполняли дупло больного. Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: "такова воля бога" или "болезнь не ушла, потому что больной не точно выполнил предписанный ритуал приема лекарств" и т.п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким. Репутация эмпирика-асу была более уязвима; его неудачи относились не столько на счет богов, сколько па счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции. Зубоврачевание в древнем Египте. В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов - "он, который заботится о зубах". Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царства. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличие "червя, который растет в зубе". Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, то есть оказывали местный лечебный эффект, однако не останавливали дальнейшего развития заболевания. Древние египтяне не лечили кариозных зубов, не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов. "На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые явились причиной обширных заболеваний челюсти. Даже у фараонов, при некоторых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов. Древняя Греция. В "Гиппократовом сборнике" были приведены описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, болезни язык1). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные средства, строгая диет1), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В тоже время при лечении; вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и связывали зубы золотой проволокой. В "Гиппократовом сборнике" описаны и состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, понос, судороги, кашель) приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта. В древнем Риме царского периода (VIII - XI вв. до н.э.) врачеватели-этруски достигли удивительных успехов. Так, до нас дошли многочисленные протезы-зубные, выполненные из костей животных и скрепленныепри помощи золотого моста. Средние века. В "Каноне медицины" Ибн Сины представлены обширные сведения о прорезывании зубов, их росте и строении в различном возрасте, описаны многочисленные симптомы заболеваний зубов и полости рта, известные в то время методы "их лечения (от применения порошков и мазей до прижиганий и сверления тонким сверлом") и советы по уходу за зубами и полостью рта. В средневековой Европе лечением и удалением зубов занимались «короткополые» хирурги-цирюльники, имевшие статус ремесленников. В русских средневековых рукописных книгах по врачеванию (лечебниках и травниках) болезням зубов также уделялось значительное внимание. Народные врачеватели зубов (зубоволоки) широко использовали лекарственные средства растительного происхождения (камфору, настои трав, припарки из семян и др.), укрепляли зубы проволочными «шинами», умели накладывать пломбы на «чревоточины» в зубах. С 1654 г. (когда в Московском государстве была открыта первая Лекарская школ1) будущим лекарям стали преподаваться и навыки зубоврачевания. Это было связано с тем, что значительная часть лекарей направлялась на службу в армию, где требовались знания и по оперативному зубоврачеванию, и по борьбе с цингой. В качестве противоцинготных средств в военных гарнизонах всем чинам раздавались солод, пиво, винный уксус, cбитень. В 1672 г., когда в российской армии под Астраханью возникли массовые заболевания цингой, князю А.А. Голицыну была послана специальная царская грамота, в которой предписывалось изготовить в Казани «двести ведер сосновых вершин намоча в вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер, и послать то вино в Астрахань и давать то вино в Астрахани служилым людям от цинги». Впервые право заниматься зубоврачеванием в России получил француз Франсуа Дюбрель (F. Dubreuilh) в 1710 г. В том же году в России было введено звание «зубного врача». Навыки зубоврачевания стали преподаваться в более широком объеме в курсе хирургии. Как самостоятельная область медицины зубоврачевание выделилось лишь в конце XVII — начале XVIII вв. В значительной степени этому способствовала деятельность французского хирурга Пьера Фошара (Pierre Fauchard, 1678 — 1761 гг.). Он прошел путь от цирюльника до хирурга и приобрел широкую популярность как частнопрактикующий зубной врач. П. Фошар описал около 130 заболеваний зубов и болезней ротовой полости, изучал причины их возникновения и особенности течения, На основе своих исследований он составил одну из первых классификаций болезней зубов. Его капитальный труд «Зубная хирургия, или лечение зубов» («Le chirurgien-dentiste, ou traite des dents», 1728 г.) явился первым руководством, в котором систематизировались научные и практические знания по зубоврачеванию. П. Фошар внес также существенный вклад в зубопротезирование: он усовершенствовал нёбные обтюраторы, применил колпачки из золота и фарфоровое покрытие для искусственных зубов; ему принадлежит идея использования специальных пружин для удержания во рту полных съемных зубных протезов. Он занимался исправлением дефектов неправильного роста зубов и челюстей и по праву считается основателем ортодонтии (греч. orthodontia; от orthos — прямой и odus, odontos - зуб) — раздела стоматологии, посвященного профилактике и лечению зубно-челюстных аномалий при помощи ортопедических средств. Дальнейшее развитие зубоврачевания тесно связано с разработкой новых методов и приборов зубоврачевания: изготовление искусственных золотых коронок (1756 г.), пломбирование зубов серебряной амальгамой (1819 г.) и специальными цементами (1858г.), применение мышьяковистой кислоты (1836 г.), изобретение зубных щипцов современного вида (1840) и ножной бормашины (1870 г.). В российской литературе конца XVIII — начала XIX вв. болезни зубов и их лечение освещались в руководствах по хирургии. Так, в «Искусстве повивания или Науке о бабичьем деле» (1784—1786 гг.) Н.М. Максимович-Амбодик подробно описал болезни полости рта в период беременности (пульпиты, заболевания десен, молочницу, т.е. стоматит), дефекты уздечки языка; предложил хирургическое лечение заячьей губы. П. А. Загорский в «Сокращенной анатомии...» (1802 г.) подробно изложил основы анатомии челюстно-лицевой области. И.Ф.Буш в «Руководстве к преподаванию хирургии» (1807 - 1808 гг.) представил основы терапевтической и хирургической стоматологии, зубопротезной помощи и профилактики заболеваний зубов. Российские хирурги внесли ощутимый вклад в развитие хирургической стоматологии. И.В.Буяльский впервые ввел операцию резекции верхней челюсти по поводу новообразования, успешно проводил пластические операции (восстановление нижней губы из кожи подбородк1), разрабатывал новый стоматологический инструментарий. Большое количество стоматологических операций провел Н. И. Пирогов; им разработаны методы пластических операций на лице (например, ринопластик1), изготовлены наборы хирургических инструментов, в которые входили и зубоврачебные. В первой половине XIX в. на русском языке стали издаваться переводные и оригинальные работы по зубоврачеванию и челюстно-лицевой хирургии. Среди них монография Карла Ф. фон Грефе (Karl Ferdinand von Graefe, 1787 -1840 гг.) «Rhinoplastik» («Ринопластика», 1818 г.), переведенная в 1821 г. с немецкого А.Никитиным, и книга Б.Гана (В. Hahn) «Распознавание и лечение золотушной английской болезни и трудного прорезывания зубов у детей (1829 г.). Предупреждение заболеваний зубов явилось темой книги «Санкт-Петербургский зубной врач», написанной зубным врачом Б.С. Вагенгеймом, иностранцем, служившим в России. По его оценкам, зубоврачебная помощь в Петербурге в первой половине XIX в. соответствовала зубоврачеванию на Западе, а в некоторых отношениях и превосходила его: уже тогда во всех петербургских высших учебных заведениях проводились профилактические стоматологические осмотры с последующей санацией полости рта. Как научно-медицинская специальность -зубоврачевание развивается в России в начале XIX столетия. В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари, которые имели право лечить все болезни и выполнять все операции без исключения. Первым дипломированными зубными врачами были иностранцы, получившие право на практику в России после того, как держали экзамены при Медицинской Канцелярии. Но приезжали они в Россию ради лёгкого заработка, а зубоврачеванию обучались у таких же неопытных дантистов, в основном за границей. В 1809 году впервые начинает издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевании (всего в нём числилось 18 дантистов). Первым в них значился Илья Лузгин, его и считают «первым зубным врачом России» К началу XIX века, врачи всех специальностей получали образование в Университетах, поэтому многие русские лекари хорошо знали как челюстно-лицевую хирургию, так и практическое зубоврачевание. Уже в 1810 г в России законом была установлена «программа испытаний на звание «зубного лекаря»», вместо прежнего «зубной врач». Подготовка их проходила путем ученичества у практикующего дантиста или зубного врача. Право на самостоятельную зубную практику приобреталось после соответствующих экзаменов при Медико-хирургической академии или при медицинском факультете Университета Академии. Такая система зубоврачевания существовала на протяжении всего XIX столетия. Особую роль в развитии медицины, частности стоматологии, в первой половине Х1Х в. Сыграли С-Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет. Огромное значение в развитии стоматологии имели первые в России научные медицинские школы: анатомическая – П.А.Загорского и хирургическая школа И.Ф.Буша. Эти школы воспитали целую плеяду талантливых учёных, прославивших отечественную медицину. Большой вклад в развитие стоматологии внесли И.В.Буяльский, Х.Х. Саломон, П.А. Наранович и др. Так же, значение для развития стоматологии имела деятельность И.Ф.Буша, который уделял внимание преподаванию заболеваний зубов и полости рта, а также обучению студентов челюстно-лицевой хирургии. Интересно и изложение им вопросов этиологии, клиники и лечения кариеса зубов. К причинам возникновения кариеса он относит как общие заболевания организма, так и местные воздействия. При лечении пульпита И.Ф.Буш рекомендует выжигание раскалённой иглой пульпы зуба пользоваться пломбированием. Описывает верхушечные периодонтиты, расшатывания зубов, освещает вопросы ортопедической стоматологии: съёмное, несъёмное, сложное протезирование. Велики заслуги И.В. Буяльского, анатома и хирурга, в области стоматологии. Им впервые была введена операция резекции верхней челюсти по поводу новообразования. Кроме этого он производил пластические операции- восстановление нижней губы из кожи подбородка, также разработал много стоматологического инструментария. Важное значение для стоматологии имело первое оригинальное руководство по оперативной хирургии на русском языке Х.Х.Саломона, где были описаны челюстно-лицевые операции. В 1829 г. вышла в свет «Дентистика или зубное искусство» Алексея Михайловича Соболева, которая явилась энциклопедией новейших для того времени знаний в области зубоврачевания (терапевтической и хирургической стоматологии, ортопедии и ортодонтии, профилактики заболеваний зубов). Вторая часть этой книги под названием «Детская гигиена» посвящена профилактическим мероприятиям и рекомендациям по уходу за детьми разного возраста, направленным на укрепление здоровья детей в целом и зубно-челюстной системы в частности. В предисловии к ней автор говорит, что дентистика - это наука, один из разделов медицины, тесно связана с другими медицинскими науками и подчинена тем же законам развития. В задачу этой науки входит профилактика и лечение заболеваний зубов и полости рта. Значительной работой, охватывающей преимущественно хирургические разделы стоматологии был труд, опубликованный в 1856г. профессором И.П. Заблоцким-Десятовским. Однако все эти авторы не касались зубоврачевания в узком смысле этого слова и в 1884 г. Московский зубной врач И. Арнштейн напечатал «Практическое руководство по изучению болезней зубов».В 1881 году в С-Петербурге Ф.И.Важинский открыл первую в России частную зубоврачебную школу, обучение продолжалось 2,5 года. Чтобы получить звание зубного врача с правом выписывать лекарства, окончившие эту школу должны были выдержать специальные экзамены в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с этим зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. В Москве первая зубоврачебная школа была организована в 1892 г. Ильей Матвеевичем Коварским. В 1898 г. в России функционировало девять зубоврачебных школ, к 1916 г. их было более 20. Преподавание в зубоврачебных школах велось на широкой научной основе с обязательным изучением анатомии, химии, физики, физиологии, гистологии, общей хирургии, фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику Ивана Ивановича Хрущева «Полный зубоврачебный курс» (1896 г.), в котором с глубоким знанием теории и практики были изложены все разделы стоматологии. В 1891 году был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебного искусству. Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист» присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» — обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специальных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху. С 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н. В. Склифосовского была создана первая доцентура по одонтологии. В Петербурге первая доцентура по зубным болезням была открыта в 1892 г. в Военно-медицинской академии. В том же году в Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии: ее основатель Александр Карлович Лимберг (1856 — 1906 гг.) начал читать самостоятельный курс лекций по одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей. Несмотря на расширение подготовки зубоврачебных кадров, обеспеченность населения страны стоматологической помощью оставалась низкой. Так, в 19 в. при общей численности населения России 140 млн. человек, в стране был 221 специалист по зубоврачеванию, т. е. один врач приходился на 60 тыс. человек. Развитию зубоврачевания в России в немалой степени способствовала деятельность научно-практических зубоврачебных обществ. «Первое общество дантистов в России» образовалось в Петербурге в 1883 г. (основатель — Фома Игнатьевич Важинский). В том же году было создано «Санкт-Петербургское общество дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачеванием» (основатель - Александр Карлович Лимбер4); позднее оно стало называться «Санкт-Петербургским зубоврачебным обществом». Первое «Московское одонтологическое общество» было организовано в 1891 г. В него входили Михаил Михайлович Чемоданов, Гилярий Иванович Вильга, Илья Матвеевич Коварский, Павел Георгиевич Дауге. Научные зубоврачебные общества создавались в Киеве, Одессе, Тифлисе, других городах страны. Они сплачивали вокруг себя зубных врачей, способствовали прогрессу науки, организовывали и проводили научные съезды зубных врачей (первый состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде). В 1899 г. было создано «Российское одонтологическое общество». Первое в России периодическое издание по зубоврачеванию «Зубоврачебный вестник», основанное Андреем Павловичем Синицыным, выходило в свет с 1885 по 1917 г. Кроме него, выпускались журналы «Одонтологическое обозрение» (с 1899 по 1915 г.) и «Зубоврачебное дело» (с 1906 г.) Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров. 4. Контрольные вопросы: 1. Расскажите о лечении болезней зубов в древней Вавилонии и Ассирии. 2. Расскажите о зубоврачевании в Древнем Египте. 3. Расскажите о развитии зубоврачевания в Древнем Риме и Древней Греции. 4. Расскажите о развитии зубоврачевания в период средневековья. 5. Расскажите о зубоврачевании в России в ХVII - ХVIII веке. 6. Кого считают первым зубным врачом России? 7. Развитие стоматологии в России в Х1Х веке. 8. Охарактеризуйте вклад в развитие стоматологии таких учёных, как И.Ф.Буш, И.В.Буяльский, П.А.Загорский, Н.И. Пирогов. 9. Первые кафедры и стоматологические факультеты в России. 5. Тестовые задания: 01. древнеегипетский папирус, в котором есть специальная глава, посвящённая лечению заболеваний зубов и дёсен: 1) папирус Хёрста 2) папирус Эберса 3) папирус Эдвина Смита 4) папирус Бругша 02. В Древней Индии впервые описал зубоврачевание 1) Сушрута 2) Дживака 3) Имхотеп 4) Чарака 03. ВРАЧ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, который первым ввёл в медицинскую практику понятие «афта»: 1) Гален 2) Абу Али Ибн-Сина 3) Гиппократ 4) Разес 04. Врач эпохи средних веков, был категорическим противником удаления зубов: 1) Ар- Рази (Разес) 2) Аз Захрави (Абулкасис) 3) Орибасий 4) Архагат 05. точное количество заболеваний зубов, описанных Пьером Фошаром: 1) 25 2) 45 3) 80 4) 130 06. Первую в России кафедру одонтологии возглавил 1) И.И. Хрущев 2) А.К. Лимберг 3) И.М. Коварский 4) Ф.И. Важинский 07. Один из методов пластической операции на лице – ринопластику разработал 1) Н.М. Максимович-Амбодик 2) Н.И.Пирогов 3) П.А.Загорский 4) Дж. Листер 08. «Дантистика или зубное искусство» Алексея Михайловича Соболева вышла в свет в 1) 1640 год 2) 1739 год 3) 1829 год 4) 1920 год 09. Первым зубным врачом России считают 1) М.М. Чемоданова 2) И.М.Коварского 3) И. Лузгина 4) Б.С.Вагенгейма 10..Звание «зубной врач»было введено в России в 1) в 1650 году 2) в 1710 году 3) в 1814 году 4) в 1900 году 11. Причиной появления зубной боли в Древнем Египте считалось 1) гуморальная теория 2) наличие «зубного червя» в полости зуба 3) влияние плохой пищи на зубы 4) некачественная питьевая вода 12. Американский зубной врач в 1846 г. после опыта, произведенного на себе, впервые удалил у больной зуб под эфирным наркозом: 1) Ч. Джексон 2) К. Лонг 3) Х. Дэви 4) У. Мортон 13. Французский хирург XVIII в. автор первого руководства по зубоврачеванию «Зубная хирургия или лечение зубов» 1) П. Фошар 2) А. Паре 3) Ги де Шолиак 4) Ф. Дюбрель 14. Древнеиндийский хирург, предлагавший убить зубного червя, заполнив кариозную полость воском, а затем выжечь его горячим зондом: 1) Сушрута 2) Чарака 3) Вагбхата 4) Дживаке 15. Стоматология как наука сформировалась 1) в рабовладельческом обществе 2) в эпоху Возрождения 3) в середине XIX века 4) в 20-х годах XX века 16. Первое описание лечения зубов относится 1) к рабовладельческому обществу 2) к раннему средневековью 3) к эпохе Возрождения 4) к новейшему времени 17. Древние евреи считали повреждение зубов серьезным проступком, если господин случайно выбивал зуб своему рабу, то он 1) платил за причиненное увечье штраф 2) должен был тоже удалить себе зуб 3) оплачивал лечение 4) обязан был дать рабу свободу 18. Идея замещения утраченных зубов искусственными принадлежит 1) этрускам 2) древним грекам 3) древним римлянам 4) арабским врачам 19. У древних греков первые упоминания о болезнях зубов и их лечении встречаются у 1) Сорана 2) Герофила 3) Галена 4) Гиппократа 20. Старейшая медицинская литература, посвященная заболеваниям ротовой полости и зубов 1) ассирийско-вавилонские тексты на глиняных табличках 2) папирус Эберса 3) работы Гиппократа 4) работы Галена 21. Русский врач XVIII в., подробно описавший болезни полости рта в период беременности 1) Н.М. Максимович-Амбодик 2) П.А. Загорский 3) Н.Л. Бидлоо 4) С.Г. Зыбелин 22. Труд Гиппократа, который в равной степени можно отнести и к стоматологии, и к педиатрии: 1) «О болезнях» 2) «О суставах» 3) «Прогностика» 4) «О прорезывании зубов» 23. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины», который широко использовался практикующими врачами, став основной работой по хирургии и стоматологии того времени: 1) Пьер Фошар 2) Ги де Шолиак 3) А. Везалий 4) Парацельс 24. Автор учебника «Полный зубоврачебный курс», являвшегося основным для русских зубоврачебных школ конца XIX – начала. ХХ вв. 1) Н.И.Пирогов 2) А.К. Лимберг 3) И.И. Хрущев 4) Б.С.Вагенгейм Ситуационные задачи. 1. Врачеватели Древнего мира связывали болезни зубов, сопровождающиеся зубной болью, с наличием червя, который растет в зубе. Древнеиндийский хирург, Сушрута предлагал убивать зубного червя, заполнив кариозную полость воском, а затем выжечь его раскаленным зондом. - Как вы думаете, с чем были связаны подобные представления о причине болезней зубов? 7. Рекомендуемые темы рефератов: 1.Развитие стоматологии в России. 2 И.В.Буяльский - хирург, анатом. Его заслуги в стоматологии. 3. Зубоврачебная помощь в земской медицине 8. Литература: Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: 1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники: 1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с. 2. Троянский Г.Н., БелолапотковаА.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателей стоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 176 с. Тема №16: История развития сестринского дела. Значение изучения темы. Знакомство с основными этапами развития сестринского дела в России и в Европе сдревних времен и до наших дней позволяет проследить преемственность между поколениями сестер милосердия в различные периоды человеческой истории. 2.Цель изучения темы: ознакомиться с основными этапами развития отечественной и мировой медицины в области сестринского дела.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.016 с.) |