Цель изучения темы: изучить успехи Отечественной медицины конца XIX– Начала ХХ века на естественной, последовательно материалистической, общетеоретической основе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель изучения темы: изучить успехи Отечественной медицины конца XIX– Начала ХХ века на естественной, последовательно материалистической, общетеоретической основе.



Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о том, как развивались науки в данный период времени.

Знать: на примерах трудов С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, В.П. Образцова, важнейшие направления развития отечественной медицины, их прогрессивное значение.

Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Иметь представление об основных научных открытиях в области медицины.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

Основные понятия и положения темы

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских научных медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897 гг.)- основатель крупной клинической школы. Окончив медицинский факультет Московского университета (1852), он стал ординатором факультетской клиники у проф. А. И. Овера. Стажировался в Германии (у Р. Вирхова), Австрии (у Й. Шкоды) и Франции (у А. Труссо). По возвращении стал профессором Московского университета (с 1862 г.). Захарьин разработал оригинальный метод анамнеза – расспроса больного (греч. аnamnesis – воспоминание). Описал зоны расстройства чувствительности при заболевании внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина-Геда». Его «Клинические лекции» стали классическими и неоднократно издавались в России и за рубежом. Захарьин имел славу «лучшего врача». Его пациентами были Александр III и Л. Н. Толстой.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало научному функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине.

В 1855 г., закончив медицинский факультет Московского университета, С. П. Боткин уехал на театр военных действий Крымской войны 1853-1856 гг. и в течение нескольких месяцев работал в военном госпитале под руководством Н. И. Пирогова.

Затем в течение трех лет С.П. Боткин находился за границей, где совершенствовал медицинские знания и готовился к профессорскому званию в крупнейших клиниках и лабораториях Германии (у Р. Вирхова и Л. Траубе), Австрии (у К. Людвига), Франции (у К. Бернара и А. Труссо), в Англии и Швейцарии. По возвращении в Петербург С.П. Боткин защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» (1860 г.) и в возрасте 28 лет стал профессором академической терапевтической клиники Петербургской Медико-хирургической академии (с 1881 г.- Военно-медицинская академия).

Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С.П. Боткин (вслед за Л. Траубе) развивал клинико-экспериментальное направление. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878 г.) возглавлял И.П. Павлов.

Многообразная научная и практическая деятельность С.П. Боткина обогатила Российскую клиническую медицину.

Он впервые выявил инфекционную природу так называемой катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения (активная роль периферических сосудов в кровообращении; два выявленных им симптома митрального стеноза). Его «Курс клиники внутренних болезней» (1867-1875 гг.) и «Клинические лекции» (1887 г.) служили руководством для многих поколений отечественных врачей.

С.П. Боткин стал первым русским врачом, назначенным лейб-медиком императорского двора. Он принимал непосредственное участие в основании Общины сестер милосердия св. Георгия (1870 г.) и Женских высших врачебных курсов (1872 г.); был председателем Общества русских врачей в Петербурге (с 1878 г.); участвовал в организации больниц и школьно-санитарного надзора; под его руководством была организована бесплатная помощь неимущим петербуржцам.

Из 106 учеников С. П. Боткина 40 стали докторами медицины, многие из них возглавили ведущие клинические кафедры и лаборатории в разных городах страны.

Среди его многочисленных последователей был Василий Парменович Образцов (1851-1920 гг.) – выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.) Киевского университета св. Владимира, основатель киевской научной терапевтической школы, один из основоположников гематологии и кардиологии в России. В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической (методической) пальпации органов брюшной полости, получивший мировое признание. По своему значению для прижизненной диагностики заболеваний органов брюшной полости она сравнима с методом перкуссии грудной клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905 г.).

В.П. Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910 г.), что позволило более точно определять границы органов. В 1909 г. В. П. Образцов (вместе со своим учеником Н. Д. Стражеско) предложил критерии прижизненной диагностики тромбоза коронарных артерий (1909 г.), что открыло перспективы для клинической, а затем и клинико-электрокардиографической разработки учения об инфаркте миокарда. Деятельность В. П. Образцова связана и с развитием общественной медицины в России: в 1875-1877 гг. он работал земским врачом в Великом Устюге Вологодской губернии.

На рубеже XIX и XX столетий отмечалось бурное развитие естественных наук. Новые данные о строении материи и ее свойствах оказали прогрессивное влияние на развитие философии и естествознания, в том числе – медицины, которая обогащалась новыми методами исследования и лечения. Открытие рентгеновского излучения (x-rays, 1895) расширило возможности обследования здорового и больного организмов и положило начало новой медицинской дисциплине – рентгенологии. Открытие (А. Беккерель, 1896 г.) и изучение явления радиоактивности (М. Склодовская-Кюри и П. Кюри, 1898, 1903 гг.) способствовали развитию медицинской радиологии и радиобиологии. Открытие электрона (1897 г.) и создание квантовой теории вытеснили прежние представления об атоме как простейшей неделимой частице вещества.

В лаборатории выдающегося немецкого физиолога Карла Людвига (Ludwig, Karl F. W., 1816—1895) — создателя одной из крупнейших школ в истории физиологии — были сконструированы кимограф (1847) и ртутный манометр для записи кровяного давления, «кровяные часы» для измерения скорости кровотока, плетизмограф, определяющий кровенаполнение конечностей и другие приборы для физиологических экспериментов.

Немецкий физик, математик и физиолог Герман Гельмгольц (Helm-holtz, Herman, 1821—1894), заложивший основы физиологии возбудимых тканей, сделал крупные открытия в области физиологической акустики и физиологии зрения, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (1850).

Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (Bernard, Claude, 1813—1878) детально изучил физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской академии наук, 1853), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о значении постоянства внутренней среды организма (основы учения о гомеостазе).

Таким образом, во второй половине XIX в. были сделаны большие успехи в изучении функций отдельных органов и систем, в исследовании некоторых наиболее простых механизмов регуляции и деятельности сердца (Э. Вебер, И.Ф. Цион, И. П. Павлов), сосудов (А.П. Вальтер, К. Бернар, К. Людвиг, И.Ф. Цион, Ф.В. Овсянников), дыхания (Н.А. Миславский), скелетных мышц (Ф. Мажанди, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский) и других органов и систем. Но все эти знания оставались разрозненными, они не объединялись теоретическими обобщениями о взаимной связи различных функций организма между собой.

В России создание основ материалистического направления в физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского: (1807—1849) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 г. он защитил докторскую диссертацию «О дыхании птиц», затем в течение двух лет работал в Германии в лаборатории И. Мюллера и в 1835 г. стал профессором Московского университета.

А. М. Филомафитский был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н. И. Пироговым он разработал метод внутривенного наркоза; используя технику вивисекции, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Трактат о переливании крови», 1848); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы. А. М. Филомафитский является автором первого российского учебника «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» (1836).

А.М. Филомафитский учил своих слушателей, что богатый запас наблюдений и опыта, приобретенного у постели больного «драгоценнее всех отвлеченных умство­ваний натурфилософии». Он утверждал, что жизненную силу нельзя смешивать с душой, что она есть свойство органической материи. А.М. Филомафитский изучил проблемы, свя­занные с переливанием крови, сущность которых он видел в действии на нервную систему, а «через сию последнюю и на все отправления животно-химического про­цесса».

Выдающийся вклад в развитие рефлекторной теории, которая является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины, внес великий русский ученый, выдающийся представитель российской физиологической школы и основоположник научной психологии Иван Михайлович Сеченов (1829—1905).

В 1856 г. он закончил медицинский факультет Московского университета и был направлен за границу, где проходил подготовку к профессорскому званию в лабораториях И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, К. Людвига, К. Бернара. По возвращении в Россию в 1860 г. И. М. Сеченов защитил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения».

Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной и космической физиологии. Однако особое значение имеют его труды в области физиологии центральной нервной системы и нервно-мышечной физиологии.

Во времена И. М. Сеченова представления о работе мозга являлись весьма ограниченными. В середине XIX в. еще не было учения о нейроне как структурной единице нервной системы. Оно было создано лишь в 1884 г. испанским гистологом, лауреатом Нобелевской, премии (1906) С. Рамон-и-Кахалем (Ramon-y-Cajal, Santjago, 1852—1934). Не существовало и понятия о синапсе, которое было введено в 1897 г. английским физиологом Ч. Шеррингтоном (Sherrington, Charles Scott, 1857—1952), сформулировавшем принципы нейронной организации рефлекторной дуги. Ученые того времени не распространяли рефлекторные принципы на деятельность головного мозга.

И.М. Сеченов первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Открытое им центральное (сеченовское) торможение (1863) впервые продемонстрировало, что наряду с процессом возбуждения существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.

Классическим обобщением исследований И. М. Сеченова явился его труд «Рефлексы головного мозга» (1863), который И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли». Суть его лаконично выражена в первоначальных названиях, измененных по требованию цензуры: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы» и «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Эта научная работа была написана И. М. Сеченовым по заказу редактора журнала «Современник» поэта Н. А. Некрасова. Перед И. М. Сеченовым была поставлена задача: дать анализ современного состояния естествознания. Прогрессивные естественно-научные взгляды автора, подтвержденные описанием физиологических опытов, заставили цензуру признать это сочинение опасным: его публикация в журнале «Современник» была запрещена. Однако в этом же 1863 году работа И. М. Сеченова была опубликована в «Медицинском вестнике», затем вышла отдельным изданием и получила огромный резонанс в общественной и научной жизни России.

Отстаивая принципы материалистического естествознания, И.М. Сеченов утверждал, что «среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию... организм без внешней среды... невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». И. П. Павлов писал по этому поводу: «...вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общечеловеческой мысля».

Сеченов создал крупную физиологическую школу в России. Его учениками были Б. Ф. Вериго, Н. Е. Введенский, В. В. Пашутин, Г. В. Хлопин, М. Н. Шатерников и многие другие.

Николай Евгеньевич Введенский (1852—1922)—преемник И. М. Сеченова по кафедре физиологии Петербургского университета — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884). Изучая явление тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума (Wedensky inhibitor) раздражения (1886). Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901).

Таким образом, начиная с середины XIX в. развитие медицины и физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии, биологии.

Все это вело к дальнейшей дифференциации медицинских дисциплин. В качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов преподавания выделились новые: невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией, инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия и многие другие.

Женское медицинское образование в Российской империи начало развиваться в 1860-х гг. Под влиянием революционной ситуации 1859-1861 гг. и отмены крепостного права в России (1861 г.) борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин.

В начале 1860-х гг. вопрос о высшем женском образовании широко обсуждался в шести университетах России. Четыре из них высказались за допущение женщин к высшему образованию. Несмотря на это, новый Университетский устав, утвержденный в 1863 г., запретил женщинам даже переступать порог высших учебных заведений.

Первой русской женщиной, принятой в зарубежный университет, была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918 гг.). В 1864 г. она поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, через три года его закончила и в том же 1867 г. успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства. «Это первая русская женщина с докторским дипломом, но полученным, к сожалению, в заграничном университете»,- отмечал тогда журнал «Медицинский вестник».

Первой женщиной, которая, несмотря на все препятствия, окончила высшее медицинское заведение в России (1868 г.) и защитила у себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876 г.), была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899 гг.). Окончив в 1862 г. курсы акушерок, а затем специальные годичные курсы усовершенствования, В. А. Кашеварова приказом военного министра была оставлена в Петербурге для слушания лекций в Медико-хирургической академии на полный пятилетний срок обучения с последующей шестилетней службой в Башкирском (Оренбургском) казачьем войске. Это было в 1863 г., до утверждения нового Университетского устава, запретившего допущение женщин в российские университеты даже в качестве вольнослушательниц, и она – единственная в России женщина-студентка - училась у И. М. Сеченова и В. А. Груббера, Н. М. Якубовича М. М. Руднева, у академика Н. Н. Зимина и сменившего его А. П. Бородина (химика и композитора). Она стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с мужчинами.

В 1872 г. Российское правительство приняло решение об открытии при Петербургской Медико-хирургической академии «Особого женского курса для образования ученых акушерок» (с 1876 г. – Высшие женские врачебные курсы). Это было первое высшее женское медицинское учебное заведение не только в России, но и во всей Европе. Его выпускницы уже в 1877-1878 гг. самоотверженно трудились во фронтовых госпиталях и на перевязочных пунктах Русско-турецкой войны под руководством профессора Н. В. Склифосовского.

К началу XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах девяти университетов, в Военно-медицинской академии и Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве и Одессе и в Женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове.

По числу студентов Московский университет занимал ведущее место в стране, второе принадлежало Петербургской Медико-хирургической академии (около 775 студентов), после нее шли Юрьевский и Киевский университеты.

Общее число студентов-медиков приближалось к 8600, ежегодно выпускалось около 1000 врачей. Однако для страны со 160-миллионным населением этого было недостаточно.

Принимая «диплом доктора медицины и права врача», выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание », которое «припечатывалось на обороте диплома». Его текст был принят в 1845 г. в связи с утверждением «Врачебного устава».

4. Контрольные вопросы:

1. Расскажите об общественно-политической ситуации в России во второй половине ХIX – начале ХХ века.

2. Расскажите о вкладе в отечественную медицинскую науку С.П. Боткина.

3. Расскажите о выдающемся русском терапевте Г.А. Захарьине.

4. Вклад В.П. Образцова в развитие методов клинических исследований.

5. Расскажите о деятельности выдающегося отечественного физиолога И.М. Сеченова.

5. Как происходило становление женского медицинского образования в Российской империи?

6. Расскажите о первых русских женщинах-врачах.

7. Что такое «Факультетское обещание»?

5. Тестовые задани:


01. Первая русская женщина-врач:

1) Е.М. Бакунина

2) В.А. Кашеварова-Руднева

3) Н.П. Суслова

4) А.Г. Архангельская

02. С 1878 года в течение 10 лет физиологической лабораторией при клинике, руководимой С.П. Боткиным, заведовал

1) Боткин С.С.

2) Образцов В.П.

3) Павлов И.П.

4) Осипов Е.А.

03. Врач, описавший зоны расстройства кожной чувствительности при заболеваниях внутренних органов

1) Боткин С.С.

2) Образцов В.П.

3) Захарьин Г.А..

4) Остроумов А.А.

04. Первое в России высшее женское медицинское учебное заведение появилось в

1) Киеве

2) Москве

3) Харькове

4) Санкт-Петербурге

05. Выдающийся французский физиолог, создавший теорию сахарного мочеизнурения

1) Эмиль Дюбуа-Реймон

2) Герман Гельмгольц

3) Клод Бернар

4) Франсуа Мажанди

06. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной медицины, которую впоследствии возглавлял И.П. Павлов:

1) С.П. Боткин

2) И.М. Сеченов

3) И.И. Мечников

4) Г.А. Захарьин

07. Область физиологии, в которую внес наибольший вклад И.М. Сеченов:

1) физиология кровообращения

2) физиология центральной нервной системы

3) физиология пищеварения

4) теория иммунитета

08. Теория патогенеза заболеваний, разработанная И.М. Сеченовым, С.П. Боткиным, И.П. Павловым, давшая новое направление в медицине конца XIX - начала XX вв.

1) гуморальная

2) целлюлярная

3). нейрогенная

4) биохимическая

09. Создатель науки о старении организма (геронтологии)

1) И.И. Мечников

2) АА. Богомолец

3) В.В. Пашутин

4) И.П. Павлов

10. «Гениальным взмахом русской научной мысли» назвал этот труд М.И. Сеченова И.П. Павлов

1) «Элементы мысли»

2) «Рефлексы головного мозга»

3). «Происхождение психических явлений»

4) «Физиологические основы психических процессов»

11. Врач, разработавший методику глубокой скользящей топографической пальпации органов брюшной полости

1) С.П. Боткин

2) И.М. Сеченов

3) В.П. Образцов

4) Г.А. Захарьин

12. Страна, в которой было открыто первое в Европе высшее женское медицинское учебное заведение

1) Англия

2) Франция

3) Швейцария

4) Россия

13. Русский врач, доказавший инфекционное происхождение катаральной желтухи:

1) Г.А. Захарьин

2) И.Е. Дядьковский

3) С.П. Боткин

4) А.А. Остроумов

14. Ученый, открытия которого способствовали появлению эндокринологии, как самостоятельной дисциплины.

1) Ш.Э. Броун-Секар

2) К. Бернар

3) П. Эрлих

4) И.И. Мечников

15. Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России

1) Крассовским А.Я.

2) Флоринским В.М.

3) Громовым С.А.

4) Снегиревым В.Ф.

16. Создатель учения о высшей нервной деятельности:

1) И.М.Сеченов

2) И.П. Павлов

3) К. Бернар

4) А.М. Филомафитский

17. Первый российский лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии

1) И.М. Сеченов

2) И.И. Мечников

3) И.П. Павлов

4) Н.Г. Басов

18. В 1860 г. Сеченов М.И. защитил докторскую диссертацию

1) «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения»

2) «О рефлексах головного мозга»

3) «О гигиене труда»

4) «К вопросу о венечном кровообращении сердца»

19. Русский физиолог, разрабатывавший вместе с Н.И. Пироговым метод внутривенного наркоза:

1) А.М. Филомафитский

2) И.И. Мечников

3) И.М.Сеченов

4) И.П. Павлов


Ситуационные задачи

1. Известный отечественный невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев (1857-1927) в разговоре с видным юристом и общественным деятелем А.Ф. Кони говорил, что ему вдруг стало известно от одного больного, что «деятели из священной дружины собираются убить князя Кропоткина». На вопрос А.Ф. Кони как он вышел из этого положения, В.М. Бехтерев сообщил, что он поручил одному из больных, который уезжал за границу, найти Кропоткина и предупредить его о готовящемся покушении, нарушив тем самым принцип врачебной тайны.

- Дайте оценку поступку В.М. Бехтерева.

2. Известный отечественный терапевт Г.А. Захарьин (1829-1897), по свидетельству деятеля земской медицины Д.Н. Жбанкова, «впервые ввел определенную таксу за свои советы на дому и за выезды и с течением времени довел ее до очень крупных размеров, менее чего не бралось ни с кого; этому «хорошему» начинанию последовали и другие московские профессора и практики… к тому же прежним московским купцам нравилось такое обращение, ибо они в подобном докторе видели своего «плоть от плоти своей» по самодурству».

- Дайте оценку действиям Г.А. Захарьина, учитывая его выдающийся вклад в развитие клинической медицины.

3. Видный отечественный врач-общественник С.И. Мицкевич, вспоминая свои студенческие годы, писал: «Наш курс недовольный постановкой дела в клинике Г.А. Захарьина, подал ему докладную записку, в которой корректно изложил свои пожелания об улучшении постановки занятий. Захарьин был вне себя от обиды: как осмелились мальчишки-студенты учить его, знаменитого клинициста и тайного советника. Он сердито ответил на записку на лекции и заключил так: «Дело свое я буду делать, как делал, а либеральничать не намерен». Мы зашикали, и большинство ушло с лекции».

- Дайте оценку поступку Г.А. Захарьина, в связи с эволюцией его взглядов.

4. Отрывок из речи профессора Васильева перед студентами-медиками Юрьевского университета в 1893 г.: «Что касается до отношения к Вашим больным, то, само собой разумеется, что Вы должны снискать их уважение. Этого Вы можете достичь лишь тем, что будете дорого брать с больных. Требуйте от каждого больного 10 руб., но ни в коем случае 1 р., или несколько рублей, а то Вас ославят, как человека жадного к деньгам, кого народ и без того принимает большинство врачей. Если Вы в денежных делах будете обходиться таким образом, то больные с уважением будут взирать на Ваши медицинские познания. Если же кто-либо не сможет заплатить эту цену, то лечите его безвозмездно, за что будет он обязан Вам благодарность

- Дайте оценку этой нравственной позиции.

7. Рекомендуемые темы рефератов:

1. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии.

2.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина.

3. Г.А. Захарьин и его вклад в терапию.

8. Литература:

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

2. Сорокина Т.С. Истоки университетского образования // Известия Международной академии наук высшей школы (Proceedings of the International Higher Education Academy of Sciences). — М., 2005. – 178 с.

Тема №11: История развития общественной медицины.

1. Значение изучения темы

Ознакомление с основными этапами развития общественной медицины в России и в Европе позволяет проследить преемственность в разработке важнейших направлений общественной медицины на протяжении ХVII – начала ХХ века.

2. Цель изучения темы: показать развитие общественной медицины как самостоятельной области медицинских знаний.

Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о том, как развивалась общественная медицина в данный период времени.

Знать: На примерах трудов Дж. Граунта, М.В. Ломоносова, Е.А. Осипова, Ф.Ф. Эрисмана, А. Гротьяна и др важнейшие направления развития общественной медицины, их прогрессивное значение.

Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Иметь представление о становлении и об основных направлениях в области общественной медицины в период ХVI – начало ХХ века.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

3. Основные понятия и положения темы:

Общественная медицина (англ. Social Medicine; от лат. socialis — обществен­ный, товарищеский) в широком смысле слова является многогранной сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоро­вья населения, предупреждение и лечение болезней. Становление общественной медицины в разных странах мира проходило в разные периоды.

В государствах Западной Европы становление общественной медицины, как правило, совпадало с утверждением капиталистического производства и но­вых общественных отношений, которые впервые оформились в XVI в. в наибо­лее передовых в экономическом отношении странах (Нидерландах, Англии, Франции). Простая кооперация привела к появлению мануфактурного про­изводства, которое господствовало в странах Европы до последней четверти XVIII в., т.е. вплоть до промышленного переворота в Англии.

Мануфактурное производство (от лат. manus — рука; factare — делать) было основано на разделении труда между наемными рабочими и на применении ручной техники, что вело к росту производительности труда и концентрации рабочей силы. Предприниматели были заинтересованы в увеличении числа наемных работников. Однако тяжелые условия труда имели своим следствием высокую смертность мануфактурных рабочих. Возникала необходимость хотя бы приблизительного учета числа работающих. Впервые это было сделано в Англии — классической стране первоначального накопления капитала. В 1527 г. (по некоторым источникам в 1517 г.) в Лондоне стали выпускаться «бюллете­ни смертности» (англ. the bills of mortality). В годы высокой смертности и эпиде­мий они выходили еженедельно. Представленные в них данные были неполны­ми и в значительной степени неточными, и потому еще не отражали реально­го состояния. Тем не менее, сам факт составления таблиц смертности, попыт­ка учета, хранения и первоначального анализа данных о смертности населения имели важное социальное значение.

Первый анализ таблиц смертности в Лондоне за 1603 — 1653 гг. сделал Джон Граунт (John Graunt, 1620 — 1674 гг.) — торговец галантереей и учитель музыки, ставший одним из основоположников демографической статистики (от греч. Amos — народ; grapho — пишу; лат. status — состояние, положение).

В 1662 г. Дж.Граунт опубликовал книгу «Естественные и политические наблюдения над записями умерших, главным образом по их отношению к управ­ою, религии, профессии, росту населения, воздуху, болезням города Лондоне («Natural and political observations upon the bills of mortality chiefly with eference to the goverment, religion, trade, air, diseases est. of the cily of London»). В ближайшие годы после выхода в свет она переиздавалась пять раз подряд. В своем труде Дж. Граунт сделал попытку установить статистические закономерности смертности населения в связи с возрастом, полом, образом жизни и некото­рыми заболеваниями. Он показал, что смертность в Лондоне превышает рож­даемость, и что рост населения города обеспечивается за счет притока сельс­кого населения. Через месяц после выхода в свет первого издания книги Дж. Гра­унт был избран членом Королевского общества Англии (Royal Society) — первой в Новой истории Академии наук, которая и сегодня существует под тем же названием.

Первоначально демографическая статистика называлась «политической ариф­метикой». Этот термин ввел Уильям Петти {William Petty, 1623 — 1687 гг.) английский врач революционной армии Кромвеля, личный врач О.Кромвеля, «генеральный землемер» Англии, член Королевского общества (1662 г.). Он считал, что «благо страны надо искать в производительной силе самого чело­века», и потому «страна, имеющая восемь миллионов жителей, более чем вдвое богаче страны, где на такой же территории проживает четыре миллиона».

Интерес врачей к политической экономии и их участие в решении эконо­мических проблем государства были характерны для того времени, когда мате­матика, став «царицей наук», широко использовалась в изучении явлений живой природы (ятроматематика, ятромеханика, ятрофизика). «Нет ничего более убе­дительного, чем число, мера и вес, если только они правильны», — писал У. Петти. Основными его работами явились «Замечания относительно Дублин­ских бюллетеней смертности» (1666 г.) и «Политическая арифметика» (1683 г.). Изучая смертность населения как врач и государственный деятель, У. Петти пошел дальше Дж.Граунта. Он интересовался количеством врачей, числом и достоянием больниц и приютов, влиянием эпидемий на сокращение числен­ности населения, а также пытался определить зависимость заболеваемости и смертности работающих от их профессиональных занятий.

Первые попытки связать болезни рудокопов и литейщиков с профессиональными отравлениями свинцом, ртутью и сурьмой предпринял выдающийся ученый эпохи Возрождения швейцарский врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм {Парацельс, 1493 — 1541 гг.). Уже тогда он говорил об индивидуальном подходе к лечению болез­ней работников разных профессий: врачу надлежит знать, «что может помочь кузне­цу, что — маляру, что — кожевнику, что — дровосеку, что — деревообделочнику, что — охотнику, что — рыболову, что — воину...».

Современник Парацельса немецкий врач, металлург и минералог Георг Агрикола (Бауэр, 1494—1555 гг.), описывая заболевания работающих, предлагал не только средства лечения, но и меры их предупреждения: защитную обувь и одежду, усиленное питание, устройство вентиляционных «машин проветривания» и шахтных лестниц укрепление сводов шахт специальными опорами, удаление грунтовых вод и т.д.

После работ Парацельса и Агриколы болезни, возникающие в связи с вреднос­тями мануфактурного производства, ста­ли предметом специального внимания вра­чей в странах Европы.

Основоположником профессиональ­ной патологии и гигиены труда как от­расли медицины явился итальянский врач Бернардино Рамащини {Bernardino Ramazzini, 1633 —1714 гг.; рис. 233). Бу­дучи городским врачом в разных райо­нах Италии, а затем профессором уни­верситетов в Модене и Падуе, он «не погнушался посетить самые непригляд­ные мастерские и изучить тайны меха­нических ремесел». «Ведь каждому ясно, — писал Рамаццини, — что в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни. Именно в мастерских ремесленников... я поста­рался добыть сведения о том, как пре­дупреждать заболевания, которыми ре­месленники обычно страдают, и как их лечить».

Свои многолетние исследования Б. Рамаццини обобщил в классическом трактате «О болезнях ремесленников» («De morbis artiflcum diatriba», 1700 гг.), который был переведен на многие европейские языки и переиздавался свыше 25 раз. В нем описаны условия труда и заболевания работников более чем 60 профессий, «чьим трудом, тягостным и грязным, но все же необходимым, создается множество благ, которыми пользуются люди». Рамаццини анализировал причины возникновения заболе­ваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаи­вал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих.

Работа Б. Рамаццини вышла далеко за пределы клинической медицины, она дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

В России истоки санитарной статистики восходят к эпохе Петра I, когда были предприняты первые попытки учета численности (мужского) населения страны в связи с призывом на военную службу. «Духовный регламент» (1722 г.) предписывал священникам «иметь всяк у себя книг, которые обычно нарицаются метрики, то есть книги записные, в которых записывать прихода своего младенцев рождение и крещение со означением года и дня и с именованием родителей», вести учет умерших до крещения и через каждые четыре месяца «о уведомлять письменно в Синод». Однако в первой половине XVIII в. записей о рождении и смерти велись с большими пробелами и не давали верного представления о численности мужского населения.

В первой половине XVIII в. по инициативе Петра I И. К. Кириллов (1689 — 1737 г.), руководивший картографическими работами, собрал обширные сведе­ния экономико-статистического характера. В 1727 г. он составил первое полное и детальное статистическое описание России «Цветущее состояние Всероссийс­кого государства», — какого в то время не имело ни одно другое государство.

В 1724 г. один из сподвижников Петра I видный государственный деятель России Василий Никитич Татищев (1686—1750 гг.) — историк, географ, со­здатель военной промышленности в России и, в частности, мастерских на Урале (ныне Нижне-Тагильский завод) — составил и разослал по стране от Академии наук обширный вопросник (198 пунктов) о местных эпидемиях по­вальных болезней и средствах их лечения. Позднее М. В.Ломоносов разработал более удобный для заполнения и анализа вопросник, состоящий из 30 пунктов. И, несмотря на то что полные ответы на эти вопросники собрать так и неудалось, они послужили началом будущих медико-топографических описаний, сыгравших важную роль в изучении причин заболеваемости в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.126 с.)