Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра социальной медицины, организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Здравоохранения и истории медицины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По истории медицины для студентов 1 курса медицинских факультетов
Донецк – 2011 УДК 614.2:31 (075.8) ББК 51.1 (2 Ук) 0-2 С 78
Методические указания по истории медицины для студентов 1 курса медицинских факультетов / Агарков В.И., Северин Г.К., Бутева Л.В. и др.– Донецк: ДонНМУ, 2011. – 88 с.
Авторы: проф. Агарков В.И.; доц. Северин Г.К.; доц. Бутева Л.В.; доц. Николаенко В.В.; ас. Бугашева Н.В., Беленская Л.Н.
Рецензент – зав. учебно-методическим кабинетом ДонНМУ, доц. Басий Р.В.
Методические указания призваны помочь студентам в изучении основ истории медицины. Они содержат материал, отражающий развитие в ретроспективе теоретических медицинских знаний, практического врачевания, медицинского дела от первобытного строя до наших дней. Также прослеживается вклад известных врачевателей в развитие медицины своего государства, других цивилизаций, последующих эпох. В каждой изучаемой теме определены учебные цели, без которых общая цель занятия не может быть достигнута. Помощь в освоении изучаемого материала должны оказать графы логической структуры тем, перечень рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной), а также материал приложений. Закрепление достижения целей занятия осуществляется через выполнение тестовых заданий по каждой теме. Методические указания составлены в соответствии с программой по истории медицины для студентов 1-го курса медицинских факультетов.
Утверждено на заседании Ученого Совета ДонНМУ № ___ от _________ 2011 г.
© Агарков В.И.; Северин Г.К.; Бутева Л.В.; Николаенко В.В.; Бугашева Н.В.; Беленская Л..Н.; 2011 СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 4-5 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ 6-7 Практических занятий 6 Лекций 7 СПРС 7 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 8-80 История становления и развития Донецкого медицинского университета 8-17 История медицины как наука и предмет преподавания 18-22 Врачевание в первобытном обществе 23-27 Медицина Древнего Мира 28-46 Медицина Средневековья 47-53 Медицина средневековой Руси 54-59 Медицина Нового времени 60-67 Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях 68-75 Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе 76-80 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ 81-84 ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85-86
ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень тем рефератов 87-88
ВВЕДЕНИЕ
«Знание истории, именно знание, а не поверхностное ознакомление, обязательно для любого серьёзного специалиста, в какой бы области общественной науки он не работал». Б. Пономарёв
Состояние медицины всегда определялось уровнем развития общества, социально-экономическими условиями, достижениями науки, техники и культуры. «Медицина не есть нечто отдельное, изолированное; её успехи находятся в тесной зависимости от успехов других наук и общего развития цивилизации»[1]. Изучение медицины, как и любой другой отрасли человеческой деятельности и знания, обязательно требует основательного знакомства с её историей. Невозможно досконально овладеть наукой без знания ее истории. Методологически правильная оценка явления, факта, теории и есть его настоящая суть. Вот почему история медицины – одна из теоретических дисциплин в области медицины вообще. Она даёт понимание происхождения всего современного комплекса знаний в этой отрасли, прослеживает путь их развития. История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает развитие медицинских знаний в человеческом обществе в целом. Общие вопросы, основные закономерности исторического развития медицины составляют предмет истории медицины как отдельной науки, самостоятельной дисциплины. В частной истории медицины отражается развитие отдельных отраслей медицины. Она является составляющей частью всех медицинских дисциплин и её преподавание осуществляется соответствующими профильными кафедрами. Общая история медицины и специальные историко-медицинские сведения составляют систему историко-медицинского образования врача. Курс истории медицины является направляющим и связывающим звеном в изучении развития всех отраслей медицины. Историческое развитие преподаётся целостной системой, а не в виде механической суммы отдельных разрозненных данных по истории разных дисциплин. Материалы по истории медицины соотносятся в данном курсе с материалами по истории науки, религии, философии, экономики, права, социальной психологии. Они демонстрируют подход к истории медицины как к целостному культурологическому процессу. Особое внимание в данном курсе сосредоточено на том, как возникли те или иные медицинские идеи, как решались научно-медицинские проблемы в ту или иную историческую эпоху. Преподавание вопросов истории медицины опирается на конкретные научные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных научных и философских представлений.
Перед студентами определены следующие цели предмета: Уметь: · интерпретировать закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества (с древних времен до современности); · раскрыть содержание важнейших этапов становления и развития медицины в исторической ретроспективе; · трактовать основные историко-медицинские события; · определить вклад выдающихся ученых-медиков в развитие медицины своего государства и мира; · показать успехи каждой новой эпохи в прогрессе медицины. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПРС
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 2.1. история становления и развития Донецкого медицинского университета АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (ДонНМУ) – один из лучших высших учебных заведений нашего государства. Он шагает в авангарде науки и подготовки специалистов, имеет действенный профессорско-преподавательский потенциал, сохраняет и приумножает традиции украинской медицинской высшей школы на протяжении многих десятилетий. Подтверждение этому – государственные награды и победы в престижных медицинских номинациях, получение статуса национального. Течёт время, меняются поколения учёных, преподавателей, студентов, но неизменной остаётся память о них. Память сохраняют и 2500 экспонатов Народного музея истории нашей Alma mater. Созданная экспозиция музея даёт возможность студентам узнать о золотых страницах славной истории вуза, о деятельности ведущих и знаменитых учёных-медиков университета, ветеранов и участников Великой Отечественной Войны, о признанных научных школах и многое другое. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Общая цель: Уметь показать роль ДонНМУ в развитии медицины Донбасса и Украины. Конкретные цели: Уметь: 1. Выделить этапы (периоды) становления и развития университета на фоне общественно-экономических, культурных и (или) политических изменений в стране. 2. Назвать имена выдающихся учёных вуза и их вклад в историю вуза и всей науки. 3. Указать признанные научные школы ДонНМУ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Граф логической структуры (Приложение 1). Теоретические вопросы: 1. Этапы (периоды) становления и развития вуза (информация из музея). 2. Выдающиеся ученые-медики, деятельность которых связана с различными этапами истории вуза (информация из музея). 3. Руководители вуза в ретроспективе. (Приложение 2). 4. Основные научные подразделения ДонНМУ в настоящее время (Приложение 3). 5. Известные ученые, работающие в университете в современный период, и их вклад в развитие медицинской науки (Приложение 4). 6. Признанные современные научные медицинские школы ДонНМУ (Приложение 5).
Источники информации 1. Нариси з історії. Донецький національний медичний університет ім. М. Горького – 80 /Міністерство охорони здоров’я України; за ред проф. Ю.В. Думанського. – Донецьк: Каштан, 2010. – 240 с. 2. Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького// Всеукраинский журнал «Наш выбор». – №3(4). – 2005. – 120 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.006 с.) |