Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОНЕЦКИй национальный медицинский

Поиск

ДОНЕЦКИй национальный медицинский

университет им. М. Горького

Кафедра социальной медицины, организации

Здравоохранения и истории медицины

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По истории медицины

для студентов 1 курса медицинских факультетов

 

Донецк – 2011


УДК 614.2:31 (075.8)

ББК 51.1 (2 Ук) 0-2

С 78

 

 

Методические указания по истории медицины для студентов 1 курса медицинских факультетов / Агарков В.И., Северин Г.К., Бутева Л.В. и др.– Донецк: ДонНМУ, 2011. – 88 с.

 

Авторы: проф. Агарков В.И.; доц. Северин Г.К.; доц. Бутева Л.В.;

доц. Николаенко В.В.; ас. Бугашева Н.В., Беленская Л.Н.

 

Рецензент – зав. учебно-методическим кабинетом ДонНМУ,

доц. Басий Р.В.

 

Методические указания призваны помочь студентам в изучении основ истории медицины. Они содержат материал, отражающий развитие в ретроспективе теоретических медицинских знаний, практического врачевания, медицинского дела от первобытного строя до наших дней. Также прослеживается вклад известных врачевателей в развитие медицины своего государства, других цивилизаций, последующих эпох.

В каждой изучаемой теме определены учебные цели, без которых общая цель занятия не может быть достигнута. Помощь в освоении изучаемого материала должны оказать графы логической структуры тем, перечень рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной), а также материал приложений. Закрепление достижения целей занятия осуществляется через выполнение тестовых заданий по каждой теме.

Методические указания составлены в соответствии с программой по истории медицины для студентов 1-го курса медицинских факультетов.

 

 

Утверждено на заседании Ученого Совета ДонНМУ

№ ___ от _________ 2011 г.

 

© Агарков В.И.; Северин Г.К.;

Бутева Л.В.; Николаенко В.В.;

Бугашева Н.В.; Беленская Л..Н.; 2011

СОДЕРЖАНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ 4-5

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ 6-7

Практических занятий 6

Лекций 7

СПРС 7

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 8-80

История становления и развития Донецкого

медицинского университета 8-17

История медицины как наука и предмет преподавания 18-22

Врачевание в первобытном обществе 23-27

Медицина Древнего Мира 28-46

Медицина Средневековья 47-53

Медицина средневековой Руси 54-59

Медицина Нового времени 60-67

Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях 68-75

Медицина XX века и современного периода в мире,

Украине, Донбассе 76-80

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОМУ ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ 81-84

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 85-86

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень тем рефератов 87-88

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Знание истории, именно знание, а не поверхностное ознакомление, обязательно для любого серьёзного специалиста, в какой бы области общественной науки он не работал».

Б. Пономарёв

 

Состояние медицины всегда определялось уровнем развития общества, социально-экономическими условиями, достижениями науки, техники и культуры.

«Медицина не есть нечто отдельное, изолированное; её успехи находятся в тесной зависимости от успехов других наук и общего развития цивилизации»[1].

Изучение медицины, как и любой другой отрасли человеческой деятельности и знания, обязательно требует основательного знакомства с её историей. Невозможно досконально овладеть наукой без знания ее истории. Методологически правильная оценка явления, факта, теории и есть его настоящая суть. Вот почему история медицины – одна из теоретических дисциплин в области медицины вообще. Она даёт понимание происхождения всего современного комплекса знаний в этой отрасли, прослеживает путь их развития.

История медицины делится на общую и частную.

Общая история медицины изучает развитие медицинских знаний в человеческом обществе в целом. Общие вопросы, основные закономерности исторического развития медицины составляют предмет истории медицины как отдельной науки, самостоятельной дисциплины.

В частной истории медицины отражается развитие отдельных отраслей медицины. Она является составляющей частью всех медицинских дисциплин и её преподавание осуществляется соответствующими профильными кафедрами. Общая история медицины и специальные историко-медицинские сведения составляют систему историко-медицинского образования врача.

Курс истории медицины является направляющим и связывающим звеном в изучении развития всех отраслей медицины. Историческое развитие преподаётся целостной системой, а не в виде механической суммы отдельных разрозненных данных по истории разных дисциплин.

Материалы по истории медицины соотносятся в данном курсе с материалами по истории науки, религии, философии, экономики, права, социальной психологии. Они демонстрируют подход к истории медицины как к целостному культурологическому процессу.

Особое внимание в данном курсе сосредоточено на том, как возникли те или иные медицинские идеи, как решались научно-медицинские проблемы в ту или иную историческую эпоху. Преподавание вопросов истории медицины опирается на конкретные научные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных научных и философских представлений.

 

Перед студентами определены следующие цели предмета:

Уметь:

· интерпретировать закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества (с древних времен до современности);

· раскрыть содержание важнейших этапов становления и развития медицины в исторической ретроспективе;

· трактовать основные историко-медицинские события;

· определить вклад выдающихся ученых-медиков в развитие медицины своего государства и мира;

· показать успехи каждой новой эпохи в прогрессе медицины.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ занятия № темы Тема занятия Количество часов Место проведения
    История становления и развития Донецкого медицинского университета. 1,0 Народный музей истории ДонНМУ
  История медицины как наука и предмет преподавания. 1,0 учебная комната кафедры
    Врачевание в первобытном обществе. 2,0 учебная комната кафедры
    Медицина Древнего Мира. 2,0 учебная комната кафедры
    Медицина Средневековья. 2,0 учебная комната кафедры
    Медицина средневековой Руси. 2,0 учебная комната кафедры
    Медицина Нового времени. 2,0 учебная комната кафедры
    Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. 2,0 учебная комната кафедры
    Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. 1,0 учебная комната кафедры
  Итоговый тестовый контроль. 1,0 учебная комната кафедры

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

№ п/п Тема лекции Количество часов
  История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. 2,0
  Медицина Древнего Мира. 2,0
  Медицина Средневековья. 2,0
  Медицина средневековой Руси. 2,0
  Медицина Нового времени. 2,0
  Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. 2,0
  Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. 2,0

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПРС

№ п/п Тема Количество часов
  Написание реферата. 6,0
  Подготовка к аудиторным занятиям:
История становления и развития Донецкого медицинского университета. 1,0
История медицины как наука и предмет преподавания. 1,0
Врачевание в первобытном обществе. 2,0
Медицина Древнего Мира. 2,0
Медицина Средневековья. 2,0
Медицина средневековой Руси. 2,0
Медицина Нового времени. 2,0
Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. 2,0
Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. 2,0
  Подготовка к итоговому контролю. 8,0

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

2.1. история становления и развития Донецкого медицинского университета

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (ДонНМУ) – один из лучших высших учебных заведений нашего государства. Он шагает в авангарде науки и подготовки специалистов, имеет действенный профессорско-преподавательский потенциал, сохраняет и приумножает традиции украинской медицинской высшей школы на протяжении многих десятилетий. Подтверждение этому – государственные награды и победы в престижных медицинских номинациях, получение статуса национального.

Течёт время, меняются поколения учёных, преподавателей, студентов, но неизменной остаётся память о них. Память сохраняют и 2500 экспонатов Народного музея истории нашей Alma mater. Созданная экспозиция музея даёт возможность студентам узнать о золотых страницах славной истории вуза, о деятельности ведущих и знаменитых учёных-медиков университета, ветеранов и участников Великой Отечественной Войны, о признанных научных школах и многое другое.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь показать роль ДонНМУ в развитии медицины Донбасса и Украины.

Конкретные цели:

Уметь:

1. Выделить этапы (периоды) становления и развития университета на фоне общественно-экономических, культурных и (или) политических изменений в стране.

2. Назвать имена выдающихся учёных вуза и их вклад в историю вуза и всей науки.

3. Указать признанные научные школы ДонНМУ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры (Приложение 1).

Теоретические вопросы:

1. Этапы (периоды) становления и развития вуза (информация из музея).

2. Выдающиеся ученые-медики, деятельность которых связана с различными этапами истории вуза (информация из музея).

3. Руководители вуза в ретроспективе. (Приложение 2).

4. Основные научные подразделения ДонНМУ в настоящее время (Приложение 3).

5. Известные ученые, работающие в университете в современный период, и их вклад в развитие медицинской науки (Приложение 4).

6. Признанные современные научные медицинские школы ДонНМУ (Приложение 5).

 

Источники информации

1. Нариси з історії. Донецький національний медичний університет ім. М. Горького – 80 /Міністерство охорони здоров’я України; за ред проф. Ю.В. Думанського. – Донецьк: Каштан, 2010. – 240 с.

2. Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького// Всеукраинский журнал «Наш выбор». – №3(4). – 2005. – 120 с.

 

Тест 1

В каком году был основан Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького?

A. В 1928 г.

B. В 1930 г.

C. В 1925 г.

D. В 1922 г.

E. В 1927 г.

Тест 2

Кто возглавлял Сталинский медицинский институт в 1930-1937 гг.?

A. И.Я. Олимпиев

B. И.Д. Ионин

C. И.М. Шейкин

D. А.И. Войнар

E. Л.Н. Кузьменко

Тест 3

Одна из признанных научных школ ДонНМУ занимается изучением физиологии коры головного мозга и подкорковых структур, а также изучением центральных механизмов регуляции гомеостаза, разработкой новых методов лечения на основе изучения физиологических и патофизиологических особенностей ретиногипоталамических и ретиноцеребральных связей.

Назовите эту школу.

В.М. Ельского

Тест 4

Скольким учёным, работающим в ДонНМУ, присвоено звание лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники?

A. Трём

B. Пяти

C. Шести

D. Семи

E. Девяти

Тест 5

В состав Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького входят два научно-исследовательских института. Один из них – НИИ травматологии и ортопедии.

Назовите НИИ, который также входит в состав ДонНМУ.

A. НИИ онкологии

B. НИИ гигиены и экологии

C. НИИ иммунологии

ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ ВУЗА

Действительные члены и члены-корреспонденты Академий наук Украины

· Действительные члены Академии медицинских наук Украины:   · Доктор медицинских наук, профессор В.Н. Казаков · Доктор медицинских наук, профессор Г.В. Бондарь  
· Член-корреспондент Национальной Академии наук Украины:   · Доктор медицинских наук, профессор И.В. Комиссаров
· Члены-корреспонденты Академии медицинских наук Украины: · Доктор медицинских наук, профессор И.В. Комиссаров · Доктор медицинских наук, профессор В.М. Ельский · Доктор медицинских наук, профессор О.В. Синяченко · Доктор медицинских наук, профессор В.И. Черний · Доктор медицинских наук, профессор В.К. Чайка  

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Медицина – столь древняя отрасль деятельность, сколь древним является само человечество. Вместе с историей человечества, вместе со всей общественной жизнью, с историей культуры развивалась, обогащалась и медицина, вырисовывался историко-медицинский материал, создавалась наука – история медицины.

История медицины, с одной стороны, является частью общей истории, с другой – важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Как область науки, она изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности в различных регионах земного шара во все периоды истории человечества: в первобытном обществе, в древнем мире, в средние века, в новое время и в период современной истории. Она демонстрирует достоверность медицинских знаний, утверждает истину, показывает, как на основе проверки и обобщения эмпирических знаний народа сложилась научная медицина, как медицинская наука развивалась в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества.

Как учебная дисциплина история медицины призвана повысить уровень общей и профессиональной культуры будущих врачей, способствовать развитию у них логического мышления в понимании закономерностей исторического процесса развития медицинской науки, к современной оценке научных достижений и открытий, как в прошлом, так и в современной медицине. Настоящая тема должна дать цельное представление об истории медицины как науке и предмете образования.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь установить значимость истории медицины в:

- получении и интерпретации данных о зарождении и развитии врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности во все периоды истории человечества, исходя из развития в нём общественно-экономических формаций, философских мировоззрений, культуры, естественных наук и наличия исторических находок;

- повышении уровня общей и профессиональной культуры будущих врачей.

Конкретные умения:

Уметь:

1. Определить цель, задачи и методы истории медицины как науки и предмета преподавания.

2. Определить значимость исторических источников в получении сведений о медицине и логического объяснения закономерностей её развития.

3. Установить периоды развития медицины исходя из периодов истории человеческого общества.

4. Установить влияние философских мировоззрений, природоведения, естественных и других наук на состояние теории и практики медицины в различные периоды истории.

5. Показать роль медицины в человеческом обществе и перспективы её дальнейшего развития.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры (Приложение 1).

Теоретические вопросы:

1. История медицины как наука и предмет преподавания. Её цели, задачи, методы изучения.

2. Источники изучения истории медицины на различных этапах развития человеческого общества, их характеристика и значимость.

3. Периодизация и хронология всемирной истории.

4. Связь медицины с общественно-экономическим развитием общества, философским мировоззрением, уровнем развития наук в различные периоды истории человеческого общества.

5. Роль медицины в человеческом обществе и возможные перспективы дальнейшего её развития.

 

Источники информации

Обязательная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: ПАИМС, 1994. – C. 11-16, 19-22.

2. Кафедральное пособие по истории медицины.

3. Лекция на тему: «История медицины как наука и предмет преподавания».

 

Дополнительная литература

1. Верхратський С.А., Заблудовський П.Ю. Історія медицини. – К.: Вища школа, 1991.

2. Голяченко О.М., Ганіткевич Я.В. Історія медицини. – Тернопіль: Лілея, 2004.

3. Грандо А.А. Медицина в зеркале истории. – К.: Здоров'я, 1990.

4. Грибанов З.Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. – М., 1980. – 20 с.

5. История медицины / Заблудовский П.Е. и соавт. – М.: Медицина, 1981. – С. 3-6.

 

Тест 1

Что изучает частный раздел истории медицины?

Тест 2

Исследователи, изучая этническую общность, обобщали черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик.

Основным предметом какой науки являются описанные признаки?

A. Археологии

B. Антропологии

C. Палеоантропологии

D. Палеопсихологии

E. Этнографии

Тест 3

Изучение истории медицины предусматривает изучение пяти основных разделов: врачевание в первобытном обществе, медицина древнего мира, медицина в средние века, медицина нового времени и медицина новейшей (современной) истории.

Какой принцип положен в основу указанного деления?

Тест 4

Утверждение религиозно-философской системы конфуцианства в качестве официальной религии в древнем Китае ок. II в. до н.э. явилось причиной запрета на вскрытие тел умерших.

Какая особенность врачевания в древнем Китае сформировалась под влиянием этого фактора?

B. Развитие учения о пульсе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

История первобытного общества является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и по своей продолжительности охватывает более 99% всей истории. Также следует учесть, что первобытно-общинный строй является универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы нашей планеты без исключения. Он является основой всего последующего высшего развития, а рациональные традиции и огромный эмпирический опыт первобытного врачевания стали одним из истоков традиционной медицины последующих эпох, в том числе и современной научной медицины.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь интерпретировать этапность становления и развития врачевания в первобытном обществе.

Конкретные цели:

Уметь:

1. Провести сопоставление между различными этапами эволюции человека и человеческого общества.

2. Определить источники информации, используемые для характеристики первобытного строя

3. Раскрыть основное содержание периодов первобытной истории.

4. Охарактеризовать достижения врачевания в первобытном обществе.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры (Приложение 1).

Теоретические вопросы:

1. Периодизация и хронология первобытной истории:

1.1. Этапы эволюции человека.

1.2. Условные хронологические рамки эпохи.

1.3. Эпохи развития человеческого общества.

1.4. Периоды первобытной эры.

2. Исторические источники, используемые для изучения и реконструкции первобытного общества.

3. Основное содержание различных периодов первобытной истории, их достижения.

4. Содержание врачевания в первобытном обществе в период его:

4.1. становления;

4.2. расцвета;

4.3. разложения.

5. Роль становления и развития врачевания в первобытном обществе для развития современной научной медицины.

Источники информации

Обязательная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: ПАИМС, 1994. – C. 17-34.

2. Кафедральное пособие по истории медицины.

3. Лекция на тему: «Врачевание в первобытном обществе».

 

Дополнительная литература

1. Бородулин Ф.Р. История медицини: Избранные лекции. – М., 1961. – 252 с.

2. Верхратський С.А., Заблудовський П.Ю. Історія медицини. – К.: Вища школа, 1991.

3. Голяченко О.М., Ганіткевич Я.В. Історія медицини. – Тернопіль: Лілея, 2004.

4. История медицины / Заблудовский П.Е. и соавт. – М.: Медицина, 1981. – С. 7-16.

5. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Первобытное общество: Учебное пособие. – М., 1987. – 168 с.

6. Ступак Ф.Я. Вступ до історії медицини. Медицина і первісне суспільство. – К.: НМУ, 2002.

 

Тест 1

Условные хронологические рамки охватывают период истории от 2 млн. лет до 40 тыс. лет назад.

Для какой эпохи развития человеческого общества характерны указанные хронологические рамки?

B. Ранняя родовая община

C. Поздняя родовая община

Тест 2

Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека с признаками артрита шейного отдела позвоночника.

Какая из ниже перечисленных наук позволила определить указанные патологические изменения останков первобытного человека?

A. Археология

B. Палеопатология

C. Палеоботаника

D. Палеоантропология

E. Палеопсихология

Тест 3

Назовите важнейшие открытия, сделанные человеком в первом периоде первобытной истории.

A. Изобретение письменности

B. Изобретение лука и стрел

Тест 4

Одно из первых религиозных верований первобытных людей – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти верования являются ранними формами культа умерших.

С каким из первых религиозных представлений первобытных людей связаны указанные верования?

A. С тотемизмом

B. С фетишизмом

C. С анимизмом

D. С магией

E. Со знахарством

 

Тест 5

Для врачевания в период разложения первобытного общества было характерным закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширение круга лекарственных средств, совершенствование родовспоможения, оперативных методов врачевания.

Какая ещё черта развития врачевания была характерна для этого исторического периода?

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Первые цивилизации на земле стали зарождаться более 5 тыс. лет назад (IV тысячелетие до н.э.) На этот период приходится конец первобытной эры и начало истории классовых обществ и государств. Ко времени перехода к рабовладельческому строю уже имелся значительный опыт распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения здоровья. Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой стороны – в каждом регионе земного шара были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

Колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций считается древний Восток. Традиционные системы врачевания в странах древнего Востока имели огромное влияние на развитие медицины народов различных контингентов. Культура народов Средиземноморья (Древней Греции, Древнего Рима) сохраняла своё влияние в течение нескольких столетий после потери самостоятельности эллинистических государств и составила существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивались европейская, а вместе с ней мировая культура и медицина.

Таким образом, одним из важнейших истоков развития медицины в последующие исторические периоды были достижения цивилизаций Древнего мира.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь интерпретировать уровень развития медицины в странах Древнего мира и показать влияние медицины рабовладельческого периода на развитие мировой медицины.

Конкретные цели:

Уметь:

1. Выделить основные общие черты развития врачевания в рабовладельческих странах Древнего мира.

2. Проследить периодизацию и хронологию истории рабовладельческих стран Древнего мира и выделить особенности развития периодов в странах Средиземноморья.

3. Определить источники информации, используемые для характеристики врачевания в эпоху рабовладельчества.

4. Выделить характерные особенности развития теоретических знаний, практического врачевания и медицинского дела в различные периоды истории в странах Древнего мира.

5. Определить вклад врачевателей Древнего мира и материалистических врачебных школ в развитие медицины своих государств, других цивилизаций, последующих эпох.

6. Интерпретировать влияние врачевания Древнего мира на последующее развитие медицины.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры (Приложение 1).

Теоретические вопросы:

1. Общие черты развития врачевания в рабовладельческих государствах.

2. Периодизация и хронология истории рабовладельческих стран Древнего мира.

3. Особенности развития периодов в странах Средиземноморья.

4. Источники информации о врачевании эпохи рабовладельчества.

5. Особенности развития теоретических медицинских знаний, практического врачевания и медицинского дела в разные периоды истории в странах Древнего мира.

6. Известные врачеватели и медицинские школы. Их вклад в развитие медицины своих государств, других цивилизаций, последующих эпох.

7. Влияние врачевания в Древнем мире на последующее развитие медицины.

Примечание. Информация по вопросам 2-6, касающихся конкретных рабовладельческих государств, содержится в приложениях 2-6.

Источники информации

Обязательная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: ПАИМС, 1994. – C. 35-130.

2. Кафедральное пособие по истории медицины.

3. Лекция на тему: «Медицина Древнего Мира».

 

 

Дополнительная литература

1. Абдуллаев М. С. Аристотель й аристотелизм в истории анатомии. – Баку: Азернеп, 1988.

2. Верхратський С.А., Заблудовський П.Ю. Історія медицини. – К.: Вища школа, 1991.

3. Гален К. О назначении частей человеческого тела: пер. с древнегреч. – М.: Медицина, 1971.

4. Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. с древнегреч. В.И. Руднева; Под ред. С.І. Трохачева. – СПб.: Азбука, 2001.

5. Голяченко О.М., Ганіткевич Я.В. Історія медицини. – Тернопіль: Лілея, 2004.

6. История медицины / Заблудовский П.Е. и соавт. – М.: Медицина, 1981. – С.17-51.

7. Сорокина Т.С. Медицина в рабовладельческих государствах Средиземноморья: Учебное пособие для иностр. студентов. – М., 1979. – 97 с.

8. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Древний мир: Учеб. пособие для иностр. студентов. – М., 1981. – 160 с.

9. Ступак Ф.Я. Культура і медицина Індії. – К.: НМУ, 2001.

10. Хрестоматия по истории медицины / Сост. 3.Д. Грибанов, под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. – М.:Медицина, 1968.

 

Тест 1

Древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания составлен в Месопотамии в конце ΙΙΙ тысячелетия до н.э. Он состоит из 15 прописей лекарственных средств, начертан клинописью.

Как называется данный источник истории и врачевания?

A. Папирус Эберса

B. Сушрута-самхита

Тест 2

Древний метод пульсовой диагностики, усовершенствованный многими поколениями врачевателей, со временем превратился в стройное учение.

Кто из ниже перечисленных известных врачей в III в.н.э. изложил указанное учение в своём труде?

A. Дханван-тари

B. Ван Шухэ

C. Имхотеп

D. Хуанфу Ми

E. Мечен

Тест 3

Для врачевания в одном из государств Древнего Мира были характерны натурфилософские представления о болезнях, диагностика основывалась на четырёх методах обследования больного, в том числе на учении о пульсе, существовали традиционные методы лечения – иглоукалывание и прижигание, развивалось профилактического направления в медицине, высокого уровня достигло лекарственное врачевание.

Для какой страны древнего Востока характерны указанные черты врачевания?

A. Индии

B. Вавилонского царства

C. Египта

D. Шумерского государства

E. Китая

Тест 4

Как происходила передача медицинских знаний в древней Индии?

Тест 5

Век высочайшего внутреннего экономического, политического и культурного расцвета Греции связан с возвышением могущества Афин. Основой политического устройства было полное равенство рабовладельцев перед законом. Появилась потребность в широком образовании, возникли многочисленные философские и профессиональные школы.

Какому периоду истории древней Греции присущи данные особенности?

A. Крито-микенскому

B. Предполисному

C. Полисному

D. Классическому

E. Эллинистическому

Тест 6

На основе древнегреческого учения о телесных соках позднее сформировалась гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

В чём сущность указанного учения?

Тест 7

Врачеватели медицинской школы древней Греции воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, активно развивали учение о четырёх телесных соках и типах телосложения, утверждали основы врачебной этики, разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного.

Кто из выдающихся врачевателей был представителем данной врачебной школы?

A. Эврифон из Книда

B. Алкмеон из Кротона

C. Гиппократ

D. Эмпедокл из Акраганта

E. Герофил

Тест 8

В римской армии существовали военные учреждения для раненых и больных, расположенные в военных лагерях или в ближайших к полю битвы городах.

Как они назывались?

A. Асклепийон

B. Валетудинарий

C. Термы

D. Мусейон

E. Дхармашала

Тест 9

К середине II тысячелетия в Месопотамии врачеванием занимались врачеватели – асу и ашипу.

Проявлением какой черты, общей для всех стран древнего мира, обусловлено формирование этих типов врачевателей в древней Месопотамии?

B. Подготовки врачевателей

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1

А.

№ п/п Характеристика Государства
Шумер Вавилония Ассирия
Культура
Шумерская Вавилоно-Ассирийская
  Научные и культурные достижения Заложили основы арифметики, геометрии, астрономии. Исчисляли время. Создали письменность - клинопись Становление и развитие архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Изготовление солнечных часов. Определение продолжительности лунного месяца, солнечного года, времени весеннего и осеннего равноденствия. Создание хранилищ клинописных текстов.
  Духовный мир (идеология)    
2.1 наличие верований Не было Поклонение многим богам, в т.ч. богам врачебного искусства, исцеления от болезни, устранения заразных болезней и лихорадки, полубогам, героям
2.2 использование магии в лечении Не использовалась Использовалась.
2.3 религия Зарождалась, но не была достаточно оформлена. Приняли верования шумеров, но дали богам другие имена
2.4 использование религии во врачебной практике Практически не использовалась Оказывала ощутимое влияние на врачевание (обрядово-магический характер).
  Применение лекарственных средств    
3.1 растительного происхождения Использовали Использовали
3.2 продуктов животного мира Использовали Использовали
  Использование медицинских инструментов Использовали Использовали
  Применение сосудов для лекарств Использовали Использовали
  Характер врачевания Эмпирический 2 направления: 1) эмпирическое искусство врачевания – асу; 2) искусство заклинания – ашипу.
  Врачебная специализация Нет данных. Есть данные о врачевателях глаз, ветеринарах.
  Родовспоможение Занимались исключительно женщины. Занимались женщины, применялось кесарево сечение для спасения младенца после смерти матери.
  Гигиенические средства и правила Уделялось большое внимание их выполнению. Уделялось большое внимание их соблюдению.
  Передача врачебных знаний Устно. Врачебные знания записывались на глиняных табличках (руководство). Передавались устно в узком кругу посвящённых.
  Наличие медицинских школ Сведений нет.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.02 с.)