ТОП 10:

Тема I. Введение в курс отечественной истории



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Методические указания

для подготовки к семинарским занятиям

 

для студентов факультетов ветеринарной медицины и биотехнологии

 

Троицк, 2010

ББК 63.3 (2)

 

Утверждено

на заседании кафедры профессионального обучения, истории и философии (протокол № 14 от 26.05.2001 г.)

Зав. кафедрой, профессор Хазимухаметова И.Ф.

 

 

Рекомендовано

к изданию методической комиссией факультета биотехнологии

(протокол № 7 от 10.06.2010 г.)

 

 

Рассмотрены, одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета ветеринарной медицины УГАВМ (протокол № __ от _________2010 г.)

Председатель методической комиссии Мифтахутдинов Н.Т.

 

Декан факультета ветеринарной медицины Сиренко С.В.

 

Рецензент:

И.В. Ульянов, к.и.н., заведующий кафедрой истории ТФ ЧелГУ

 

 

Составители: Е.Д. Королёва, Е.Г. Подгайко

 

 

Отечественная история: Методические указания для подготовки к семинарским занятиям / Сост. Е.Д. Королёва, Е.Г. Подгайко. – Троицк, 2010. – 44 с.

 

Методические указания содержат планы семинарских занятий, основные понятия, темы сообщений, вопросы для самоконтроля, список литературы (основной и дополнительной), а также указания для подготовки к семинарским занятиям.

Предназначены для студентов факультетов ветеринарной медицины и биотехнологии.

 

 

© ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

 

Содержание

 

 

Введение............................................................................................................................. 3

Общие методические указания для подготовки к семинарским занятиям....................6

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по темам:

Тема I. Введение в курс отечественной истории.............................................................7

Тема 2. Древнерусское государство в IX – начале XIII вв. ............................................8

Тема 3. Русские земли в XIII–XV вв. Русь и Золотая Орда..........................................15

Тема 4. От позднего Средневековья к Новому времени.

Вторая половина XV–XVII вв. .........................................................................19

Тема 5. Российская империя: этапы модернизации. XVIII–XIX вв. ….......................26

Тема 6. Внешняя политика России в XIX – начале XX вв. .......................................30

Тема 7. Революции в России. 1905–1917 гг. . .................................................................32

Тема 8. Советское государство в конце 1920–1930-х гг. ... ...........................................34

Тема 9. СССР в середине 1950 – начале 1980-х гг. ........................................................38

Основная литература.........................................................................................................40

Примерные экзаменационные вопросы .........................................................................41

 

Введение

Место учебной дисциплины в учебном процессе

и ее значение в формировании специалиста

Дисциплина «Отечественная история» относится к базовым дисциплинам цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», изучаемым на первом курсе. Она обеспечивает основы последующей гуманитарной подготовки студентов – будущих ветеринаров и биотехнологов.

 

Цель учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины «Отечественная история» заключается в приобретении студентами знаний по истории России с древнейших времен до наших дней, формировании научного мировоззрения и основ исторического мышления, воспитании гражданственности и патриотизма у студентов.

 

Задачи учебной дисциплины

Основные задачи дисциплины «Отечественная история»:

- дать студентам представление об основных этапах и содержании исторического процесса в России;

- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

- проанализировать общее и особенное в отечественной истории;

- определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

- познакомить студентов с основами отечественной и мировой историографии и современными тенденциями в их развитии.

 

Требования к уровню подготовки студентов

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:

знаниями:

- об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания;

- о важнейших отраслях, научных школах, направлениях, концепциях исторического знания;

- об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- об основных этапах в истории человечества, России и их хронологии;

- об особенностях развития отечественной истории;

- о месте и роли России во всемирной истории;

- об основных исторических фактах отечественной истории: датах, событиях, именах.

умениями и навыками:

- владения основами исторического мышления, основными историческими понятиями;

- выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего Отечества;

- выявления причинно-следственных связей в историческом процессе;

- соотнесения действий масс и исторических деятелей с теми условиями, которые существовали в тот или иной период;

- владения связной, логически грамотной речью на основе исторического мышления, выступления на семинарских занятиях с устными сообщениями и докладами по изучаемым проблемам;

- подготовки и оформления реферата, самостоятельной аналитической работы на основе изучения исторических источников и литературы;

- работы с исторической картой.

 

Структура курса

Учебный курс «Отечественной истории» включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом.

 

Общие методические указания для подготовки к семинарскому занятию

В целях успешной подготовки к семинарским занятиям студенту необходимо ознакомиться с методическими указаниями, изложенными ниже.

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Начинайте подготовку к семинару заранее.

2. Ознакомьтесь с целью и задачами изучения данной темы, чтобы иметь общее представление об исторических процессах и явлениях, которые предстоит изучить в ходе подготовки к семинару.

3. Внимательно прочитайте план семинара.

4. Прочитайте конспект лекции по теме семинарского занятия, выделите необходимый для подготовки материал. Учитывайте, что он включается в вопросы для самопроверки и тестовые задания, предлагаемые к теме семинара.

5. Ознакомьтесь с рекомендованной к семинару литературой. Ее изучение является важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений. К теме каждого занятия прилагается список основной литературы, с указанием глав, частей, страниц монографии или пособия, в которых рассматриваются изучаемые вопросы. Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет дополнительная литература, рекомендуемая к каждому занятию.

6. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Найдите объяснения основным терминам и незнакомым понятиям, встретившимся при освоении материала. Обратите внимание на те оценки и суждения, которые встречались вам при ответе на вопросы.

7. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради. В тезисной форме должно быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрываетсяих основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

 

Если возникли трудности во время самостоятельной подготовки к семинарскому занятию (не понятен вопрос; неясно, где искать материал и т.д.), обратитесь за помощью к любому преподавателю кафедры или в библиотеку.

 

На семинарских занятиях для получения положительной оценки студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

Работа студента на семинаре оценивается по пятибалльной системе.

Вторая половина XV–XVII вв.

Цель и задачи:

Рассмотреть процесс эволюции русского централизованного государства в рамках традиционного общества накануне эпохи модернизации

1) Изучить процесс объединения исконно русских земель, земель с неславянским населением и бывших территорий Золотой Орды вокруг Москвы;

2) Составить общее представление о Смутном времени, его причинах, основных событиях, личностях, последствиях.

3) Рассмотреть время правления первых Романовых как период укрепления основ древнерусского общества.

 

Изучив тему, студент должен знать:

- содержание основных понятий;

- предпосылки создания единого русского государства, особенности его становления;

- территории, вошедшие в состав Московского царства, и способы их присоединения;

- причины, основные события, суть и последствия Смутного времени;

- причины воцарения династии Романовых.

Изучив тему, студент должен уметь:

- указывать на карте земли, ставшие территориальной базой русского централизованного государства;

- сопоставлять способы и итоги присоединения к Москве различных территорий;

- излагать и анализировать различные точки зрения на такие исторические личности как Иван III, Иван IV, Борис Годунов, Лжедмитрий I и первые правители из династии Романовых;

- устанавливать причинно-следственные связи между пресечением династии Рюриковичей и началом Смуты, между традиционными представлениями о царской власти и прекращением царствования Бориса Годунова.

Вопросы:

I. Расширение территории Московского княжества в период царствования Ивана III, Василия III, Ивана IV:

1. Возвращение исконно русских земель.

2. Взаимоотношения с татарскими ханствами.

3. Колонизация земель с неславянским населением.

 

II. Смутное время в России (конец XVI – начало XVII вв.):

1. Правление Бориса Годунова. Начало Смуты.

2. Лжедмитрий I: происхождение, приход к власти.

3. Василий Шуйский, Лжедмитрий II, семибоярщина: попытка утверждения власти бояр.

4. Роль ополчения и Земского собора в окончании Смуты.

5. Утверждение на престоле династии Романовых.

 

Методические указания к вопросу I:

Основные понятия:

Возвышение Москвы, централизованное государство, исконно русские земли, колонизация, ясак, Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство.

 

Темы сообщений:

1. Иван IV – царь и государь всея Руси: различные оценки в исторической науке и общественном сознании. (из списка основной литературы:1, 2 (Гл.16), 4, 6; из списка дополнительной литературы:12, 15)

2. Московия и русские глазами иностранных путешественников. (из списка дополнительной литературы: 3, 7, 8, 19)

3. Повседневная жизнь правителей Московского государства в XV–XVI вв. (из списка дополнительной литературы: 9, 14)

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите причины возвышения Московского княжества.

2. Перечислите способы присоединения исконно русских земель к Москве. Приведите примеры.

3. С какой целью московские князья стремились расширить территорию своего государства?

4. Как вы понимаете слова русского историка С.М. Соловьева: «История России есть история колонизации»?

5. Какие принципы устройства Монгольской империи были заимствованы правителями Московского царства?

6. Объясните содержание идеологической формулы «Москва – третий Рим».

7. Как и почему стремление к самодержавной власти отразилось на отношениях московского царя с боярами?

8. Что такое «самодержавие»? Назовите причины его становления в Московском царстве.

9. Какие меры предпринимали московские князья для укрепления самодержавия?

 

Основная литература:

1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М., 1992. Ч.3.

2. История России с древнейших времён до конца XVII в. / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М., 2001. Гл. 13, 14, 16.

3. История России. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2009. Гл. 8, 9.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1991. Гл. XX.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2000. Гл. 2.

§§ 1, 2.

6. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. – М., 1997. Гл. 5, 6, 7, 8.

 

Дополнительная литература:

1. Бахтин А.Г. Причина присоединения Поволжья и Приуралья к России // ВИ. 2001. № 5. С. 52–72.

2. Володихин Д. Хозяин Москвы. Князь Даниил Московский // Родина. 2005. № 6. С. 68–69.

3. Грааля И. «Мы с вами – один народ». Православная элита Великого княжества Литовского и Москва в XVI в. // Родина. 2006. № 4. С. 31–35.

4. Деннинг И. Царь Дмитрий // ВИ. 2007. № 1. С. 9–57.

5. Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // ВИ. 1997. № 12. С. 3–19.

6. Жуков К. Заморские панцири. Европейское вооружение в русской армии XVI века // Родина. № 3. С. 66–68.

7. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. – М., 1937.

8. Дмитриева О. Английское зеркало для московской красавицы // Родина. 1996. № 3. С. 45–46.

9. Забелин М.Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. – М., 1992.

10. Казаченко А.И. Разгром монгольской интервенции в начале XVI в. – М., 1939.

11. Коваль Е.М. Гуманитарная география России. – М., 1995.

12. Костомаров Н.М. Исторические монографии и исследования (Иван IV – Петр I).- М., 1989.

13. Мельников С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации. // ВИ. 2001. № 11–12. С. 102–108.

14. Михайлова И. Бойтесь людей с голубыми глазами. Суеверие при Дворе Московских государей в н. XV – н. XVI в. // Родина. 2006. № 2. С. 68–72.

15. Нефедов С. А. Иван III, Иван IV: османское влияние. // ВИ. 2002. № 11. С. 30–53.

16. Родина. 2004. № 12. XVI век. Сотворение России.

17. Родная старина. – М., 1993.

18. Рыблова М. Казачьи братства на Дону // Родина. 2009. № 6. С. 90–91. (Специфика культуры).

19. Филюшкин А. Блокада Московии? Прорубала ли в XVI веке Россия окно в Европу? // Родина. 2005. № 12. С. 69–73.

 

Методические указания к вопросу II:

Основные понятия:

Смутное время, самозванец, интервенция, двоевластие, семибоярщина, ополчение, Земский собор, династия.

Темы сообщений:

1. Исторические портреты деятелей Смутного времени: Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Скопин-Шуйский, атаман Заруцкий, Марина Мнишек, Федор Годунов, Ксения Годунова, Кузьма Минин-Сухорук, князь Д. Пожарский, Михаил Романов, Иван Сусанин и т.д. (из списка дополнительной литературы: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11; из списка основной литературы: 4 ).

2. «Галерея лжемонархов» XVII в.: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и др. (из списка дополнительной литературы: 12, 13, 14, 15; из списка основной литературы: 4 (XXIV), 1).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Борис Годунов, избранный на царство Земским собором, быстро потерял свою популярность как правитель?

2. Назовите причины появления самозванцев в России.

3. Почему Лжедмитрий I не смог долго удержаться на престоле?

4. Какую роль в окончании Смуты сыграл костромской крестьянин Иван Сусанин?

5. Чем объясняется избрание на престол в 1613 г. шестнадцатилетнего Михаила Романова?

6. Почему именно в Нижнем Новгороде сформировалось ополчение, сумевшее изгнать поляков из Москвы?

7. Каковы последствия Смуты?

8. Назовите характерные признаки Смутного времени. Был ли в российской истории период, сходный по основным характерным чертам со Смутным временем?

 

Основная литература:

1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М., 1992. Ч.3, гл. II.

2. История России с древнейших времён до конца XVII в. / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М., 2001. Гл. 18, 19. § 1.

3. История России // А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 10.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1991. Гл. XXIII–XXVII., Гл. XXXI.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2000. Гл. 2. § 3.

6. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. – М., 1997. Гл. 9.

 

Дополнительная литература:

1. Богданов А.П. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский // ВИ. 1996. № 8. С. 46–65.

2. Валишевский К. Смутное время. – М., 1993.

3. Вилков А. Из царей – в фельдмаршалы // Родина. 2006. № 5. С. 40–41.

4. Коваленко Г.М. Смута в России глазами английского кондотьера // ВИ. 1999. № 1. С. 149–153.

5. Костомаров Н.М. Исторические монографии и исследования (Иван IV – Петр I). – М., 1989.

6. Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов // ВИ. 1998. № 1. С. 59–81.

7. Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский // ВИ. 2000. №10. С. 72–97.

8. Пенской В.В. Попытка военных реформ в России начала XVII века // ВИ. 2003. № 11. С. 127–138.

9. Ракитина М. Два месяца на царство. Злосчастная судьба Фёдора Годунова // Родина. 2006. № 8. С. 55–59.

10. Родина. 2005. № 11. Смута в России. XVII век.

11. Тюменцев И. «Умом Миша молод, не дошёл...» Почему именно Михаил Романов стол русским царям? // Родина. 2006. № 11. С. 2–7.

12. Усенко О. Бродячие дети второго Романова. Галерея лжемонархов от Смуты до Павла I // Родина. 2006. № 8. С. 60–63.

13. Усенко О. Оттоманус, или сын турецкого султана. Галерея лжемонархов от Смуты до Павла I // Родина. 2006. № 6. С. 45–51.

14. Усенко О. «Московский царевич» и «потомок Македонского»: Галерея российских лжемонархов // Родина. 2006. № 7. С. 50–55.

15. Усенко О. 17 самозванцев у русского трона // ВИ. 2004. № 5.

16. Шишков А. Очищение от Смуты (Что стоит за новым «красным днём» в календаре) // Родина. 2005. № 1. С. 57.

17. Эскин Ю. Дело внуков Сусанина. Неразгаданная загадка «воровства» // Родина. 2005. № 12. С. 74–76. (о потомках И. Сусанина).

 

Примерные тестовые задания по теме:

1. Каким из способов были присоединены к Москве Новгородское и Псковское княжества во 2-ой пол. XV века:

а) покупка; б) по завещанию; в) путём колонизации; г) насильственно, с помощью военных походов

 

 

2. Введение «правила Юрьева дня» было связано с принятием:

а) «Табели о рангах»; б) «Русской правды»; в) Судебника 1497 г.; г) «Соборного уложения»

 

3. Боярская дума в России XV–XVI вв. была:

а) высшим законосовещательным органом при князе, царе

б) приказом, ведавшим внешней политикой

в) законодательным собранием

 

4. Кто из названных правителей первым принял титул «государь всея Руси»?

а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской; в) Иван III; г) Михаил Романов

 

5. Опричнина – это система мер, направленная на:

а) борьбу с боярской оппозицией; б) экономическое укрепление Московского государства; в) проведение успешной внешней политики; г) освоение пустующих земель на Урале и в Сибири

 

6. Отражением какого из перечисленных процессов стала идеологическая формула «Москва – третий Рим»:

а) установление дипломатических отношений Москвы с Италией

б) переход центра православия от Константинополя к Москве

в) вхождение Москвы в тройку крупнейших городов Европы

 

7. Местничество – это:

а) система местного самоуправления

б) назначение должностных лиц по знатности рода

в) итог деятельности «опричнины»

 

8. К правлению Ивана IV не относится:

а) завоевание Казанского и Астраханского ханств; б) созыв Стоглавого церковного собора; в) создание опричнины; г) введение подушной подати

 

9. Органы исполнительной власти в России в XVI–XVII вв. назывались:

а) коллегии; б) министерства; в) совнархозы; г) приказы

 

10. Мероприятия Избранной рады Ивана IV:

а) опричнина, отмена «кормления», создание стрелецкого войска

б) окончательное закрепощение крестьян; Первый Земский собор; «Табель о рангах»

в) введение опричнины; «семибоярщина», Соборное уложение

 

11. Земские соборы появились во время правление:

а) Ивана IV; б) Ивана III; в) Михаила Федоровича

 

12. Земский собор – это:

а) выборный законодательный орган власти; б) назначаемое царём правительство;

в) представительное законосовещательное собрание

 

14. Кормление – это:

а) система содержания должностных лиц за счёт местного населения

б) обращение церковной собственности в светскую

в) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

 

15. Разгром войска сибирского хана Кучума и начало государственного освоения Сибири произошли в правление ….. во главе с …..

а) Ивана IV Грозного; атаманом Ермаком

б) Ивана IV Грозного; атаманом Фёдором

в) Михаила Романова; атаманом Василием

 

16. Основная цель Ивана Грозного в Ливонской войне:

а) добиться выхода к Балтийскому морю; б) вовлечь в конфликт европейские страны

в) разгромить Швецию; г) оставить Новгород

 

17. Какой слой населения стал главной социальной опорой московского царя в его борьбе с боярской оппозицией:

а) крестьяне; б) духовенство; в) дворяне; г) казаки

 

18. Укажите соответствие между событием Смутного времени и датой:

1) избрание царём М. Романова; 2) царствование Лжедмитрия I; 3) изгнание поляков из Москвы; 4) царствование Василия Шуйского

а) 1613 г.; б) 1605–1606 гг.; в) 1606–1610 гг.; г) 1612 г.

 

19. «Соборное уложение» – это:

а) порядок назначения на должности; б) литературный памятник; в) свод законов;

г) законосовещательный орган

 

20. С именами кого из государственных и религиозных деятелей был связан церковный раскол:

а) патриарх Никон и Михаил Фёдорович; б) патриарх Никон и Алексей Михайлович;

в) Сергий Радонежский и Дмитрий Донской; г) Иван Грозный и патриарх Гермоген

 

21. К правлению первых Романовых не относится ...

а) введение «заповедных лет»; б) принятие «Соборного уложения»;

в) восстание под предводительством Ст. Разина; г) «медный» бунт

 

22. Какой век российской истории получил название «бунташного»?

а) XVI в.; б) XVII в.; в) XVIII в.; г) XIX в.

 

23. Первым царём, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство, был:

а) Василий Шуйский; б) Лжедмитрий I; в) Борис Годунов; г) Михаил Романов

 

24. Двумя лицами, при активном участии которых было создано народное ополчение, спасшее страну от иноземного порабощения, являлись:

а) царь Василий Шуйский; б) гетман Хоткевич; в) князь Д.М. Пожарский;

г) земский староста Кузьма Минин-Сухорук

25. В 1670–1671 гг. в России произошла крестьянская война под
предводительством:

а) Емельяна Пугачева; б) Ивана Болотникова; в) Степана Разина

 

26. Раскольниками в России XVII в. называли:

а) противников церковной реформы патриарха Никона

б) сторонников Лжедмитрия I

в) участников восстания коренного населения Сибири

 

27. В XVII в. служилые «по прибору» набирались на государственную службу из:

а) «тяглых»; б) добровольцев; в) должников

 

28. Какое прозвище среди современников получил царь Алексей Михайлович:

а) Тишайший; б) Кровавый; в) Миротворец г) Грозный

 

29. Одним из признаков оформления в России в XVII веке абсолютной монархии было:

а) появление полков нового строя; б) «медный» бунт

в) учреждение славяно-греко-латинской академии

г) прекращение созывов Земских соборов

 

30. В XVII в. служилые «по отечеству» набирались на государственную службу на основании:

а) вероисповедания; б) знатности рода; в) национальной принадлежности

Личность на фоне эпохи

Цель и задачи:

Изучив основные вехи жизни известных деятелей данного периода, конкретизировать изложенные в лекционном материале общие вопросы и проблемы. Раскрыть противоречивость общественно-политической и экономической жизни СССР: с одной стороны, успехи в социально-экономическом и культурном развитии, с другой стороны, отрицательные явления в политическом руководстве, в социально-экономической сфере, в идеологии, национальной политике, культуре. Доказать необходимость полномасштабных преобразований.

 

Изучив тему, студент должен знать:

- содержание основных понятий;

- основные вехи жизни и политической деятельности лидеров государства, особенности их личности;

- проявления противоречивости в общественно-политической и экономической жизни СССР;

- примеры оппозиционных настроений и движений господствующей идеологии и существующим порядкам в области политики, культуры и общественного мнения;

- внешнеполитические события периодов холодной войны и разрядки международной напряженности.

 

Изучив тему, студент должен уметь:

- анализировать изменения политического курса в руководстве страны в период «оттепели» и ««развитого социализма»;

- соотносить положительные и отрицательные явления в жизни советского общества;

- формулировать предпосылки назревших к началу 1980-х гг. полномасштабных преобразований

- сопоставлять оценки исторических деятелей.

 

Вопросы:

I. Исторические портреты ведущих партийно-государственных лидеров СССР Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина и деятелей науки и литературы – представителей оппозиции власти и идеологии А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.

 

Методические указания к вопросу I:

Основные понятия:

Культ личности, ХХ съезд КПСС, реабилитация, «оттепель», третья программа партии, волюнтаризм, диссидентство, «шестидесятники», события в Новочеркасске (июнь 1963 г.); совнархоз, освоение целины, «неперспективные» деревни; «мягкий» переворот 1964 г., неосталинизм, «развитой социализм»; экономическая реформа А.Н. Косыгина 1965 г., дефицитная экономика, нефтедоллары, «застой» (стагнация); «холодная» война, Варшавский договор 1955 г., Карибский кризис 1962 г., гонка вооружений, разрядка международной напряжённости, Хельсинское соглашение.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём состоит историческое значение XX съезда КПСС?

2. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости социально-экономической политики советского руководства (достижения и неудачи).

3. Кто, в каких обстоятельствах и с какой целью выдвинул лозунг «Догоним и перегоним Америку»?

4. В чем состояла необходимость освоения целинных земель на востоке страны? Назовите средства, результаты проведения этой политики.

5. Поясните следующий тезис: диссидентство в СССР стало своеобразным порождением «оттепели».

6. Почему политический курс Л.И. Брежнева получил название «мягкой» модели сталинизма?

7. Приведите примеры национальных протестных движений, поясните их причины.

 

Основная литература:

1. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 39, 40.

2. Новейшая история России. 1914–2005 / Под ред. М.В. Ходякова. – М. 2007. Гл. 8, 9: С. 346–387.

3. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д., 2009.

4. История России XX век: / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М., 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Доценко Д. Чуваки на хатах // Родина. 2005. № 7. С. 89–92. (о стилягах 1950-х гг.).

2. Зубков С. Родословная кузькиной матери. Крылатые слова Никиты Сергеевича // Родина. 2007. № 2. С. 24–26.

3. Зубок В. Драчливый премьер // Родина. 2004. № 3. С. 13–19.

4. Максименков Л. Кто вы, мистер Хрущёв? // Родина. 2004. № 3. С. 20–25.

5. Новопашин Ю.С. Размышления о героях вчерашних дней // ВИ. 2007. № 5. С. 49–65. (воспоминания современника о XX съезде КПСС).

6. Печатнов В. Операция «Порабощённые народы» (Полвека затянувшейся акции холодной войны) // Родина. 2009. № 6. С. 74–79.

7. Страсти по Хрущёву // Родина. 2004. № 11. С. 16–17.

8. Таубман У. «То взлёт, то падение» // Родина. 2004. № 3. С. 10–12.

9. Эрлихман В. Этюд в чёрно-белых тонах // Родина. 2004. № 3. С. 26–32.

10. Я родом из «хрущёвки» // Родина. 2006. № 8. С. 19–20.

Основная литература

1. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д : Владис, 2009. – 544 с.: илл.

2. Гумилёв, Л.Н. От Руси к России. / Л.Н. Гумилёв. – М. : Айрис Пресс, 2004.–320 с.

3. Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца XX века: для старш. кл. и пост. в вузы. 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 894 с.

4. Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. – М. : Приор, 1998. – 688 с.

5. История России с древнейших времён до второй половины XIX века: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатеринбург : Урал. Гос. Тах. Ун-т. 1995. – 304 с.

6. История России: Вторая половина XIX–XX вв.: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатернбург : Урал. Гос. Тех. ун-т., 1995. – 352 с.

7. История России с древнейших времён до наших дней: учеб. – М. : Проспект, 1999. – 543 с.

8. История России с начала XVIII в. до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Бохаев – М. : ООО «Фирма изд-во АСТ», 1999. – 544 с.

9. История России XX век: Учеб. пособ. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М. : ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 608 с.

10. История России с древнейших времён до конца XVIII века / А.П. Новосельцев и др. – М. : ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 576 с.

11. История России учеб. для вузов / Под ред. М.И. Зуева и А.А. Чернобаева – М. : Высш. Шк., 2001. – 479 с.

12. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.

13. История России с древнейших времён до наших дней / А.В. Века. – Мн. : Харвест, 2006. – 896 с.

14. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций в трёх книгах. / В.О. Ключевский. – М. : Мысль, 1995.

15. Корнилов, Г.Е. Отечественная история. XX век / Г.Е. Корнилов ; Изд-во Уральского СХИ. – Екатеринбург : 1994. – 246 с.

16. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: учеб. пособие / Под ред. В.В. Керова. – М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 846 с.

17. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учеб. для вузов. – М. : Инфра-М-Норма, 2-е изд. изм и доп., 2000. – 647 с.

18. Моряков В.И., Фёдоров В.А., Щетинов Ю.А. История России: пособ. для старшекласс. и абитуриент. 4-е изд. – М. : Изд-во МГУ; Изд-во «ЧеРо», 2001. – 496 с.

19. Новейшая история России. 1914–2005: Учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.В. Ходякова. – М. : Высшее образование, 2007. – 527 с.

20. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. – М. : Высшее образование, 2008. – 378 с.

21. Российские самодержцы. 1801–1917. – М. : Международные отношения, 1993. – 400 с.

21. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. – М.:«Весь Мир», 1997.–496 с.

Примерные экзаменационные вопросы

1. Предмет исторической науки, функции исторического знания, методы исторического познания, исторический источник.

2. Природно-климатические особенности Русской равнины – территории расселения восточных славян. Восточные славяне в VI–IX вв. Занятия, исторические соседи, общественные отношения, верования.

3. Древнерусское государство: норманнская теория, этапы его развития, особенности общественно-политического устройства IX – н. XIII вв.

4. Принятие христианства Русью: предпосылки, ход, последствия.

5. Князья Рюриковичи киевского периода: личность, порядок наследования, внутренние и внешние деяния. IX–XII вв.

6. Раздробленность Киевской Руси. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. XII–XIII вв.

7. Русская земля под натиском крестоносцев и монголо-татар. XIII вв.

8. Русь и Золотая Орда: история взаимоотношений, взаимовлияние. XIII–XV вв.

9. Историческая судьба русских княжеств. Возвышение Московского княжества XIII–XV вв.

10. Становление Руси – России как полиэтнического государства. IX–XVI вв. Взаимоотношения с кочевниками, ханствами Золотой Орды IX–XVI вв.

11. Образование и становление русского централизованного государства. XV–XVI вв.

12. Становление русского самодержавия. XV–XVI вв. Иван III, Иван IV Грозный.

13. XVII в. – «бунташный век».

14. Смутное время в России. Н. XVII в.: причины, личности, события, итоги.

15. Государственная власть и сословия: эволюция самодержавия к абсолютизму; оформление крепостного права (служилые и податные сословия). XVII в.

16. Модернизация в России при Петре I (в политическом устройстве, социально-экономической жизни, в духовной и культурной сфере).

17. Итоги преобразовательной деятельности Петра I.

18. Внешняя политика России при Петре I и Екатерине II. XVIII в.

19. Дворцовые перевороты XVIII в.: причины, содержание, итоги.

20. Внутренняя политика преемников Петра I: управление, сословная политика, экономика. «Просвещённый» абсолютизм Екатерины II.

21. Социальная политика в XIX в.: положений сословий, решение крестьянского вопроса, образование.

22. Внешняя политика России в XIX в.

23. Российская империя в XIX в. Взаимоотношения с вновь присоединенными территориями. (Польша, Финляндия, Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия).

24. Великие реформы 1860–1870 гг. (крестьянская, земская, судебная, военная).

25. Крестьянская реформа 1861 г. (подготовка, содержание, итоги).

26. Оформление оппозиции государственной власти. Реформистское, радикальное, консервативное направления в общественном движении России. XIX в.

27. Экономический потенциал Российской империи на рубеже XIX–XX вв. Своеобразие социально-экономического развития. Столыпинская аграрная реформа.

28. Внешняя политика России в н. XX в. Русско-японская война. 1904–1905 гг.

29. Революция 1905–1907 гг.: причины, движущие силы, события, итоги.

30. Самодержавие и общество в н. XX в. Политические партии и движения реформаторского, радикального и консервативного направлений.

31. Самодержавие и общество в н. XX в. Опыт законодательной власти. Государственные думы н. XX в.

32. Россия в годы Первой Мировой войны: участники, взаимоотношения власти и общества, итоги. 1914–1917 гг.

33. Февральская революция. Политика Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.).

34. Октябрьская революция. Приход большевиков к власти.

35. Государство первых лет Советской власти. 1917–1920 гг.: органы власти, политика по отношению к оппозиции, «военный коммунизм».

36. Гражданская война: причины, основные силы, итоги. 1918–1920 гг.

37. НЭП. Образование СССР. 1921–1928 гг.

38. Строительство социализма в СССР 1920–1930-е гг. Общественно-политическая жизнь: идеология, репрессии, изменения во второй половине 1930-х гг.

39. Строительство социализма в XX в. 1920–30 - е гг. Индустриализация.

Коллективизация сельского хозяйства: необходимость, источники, методы, итоги.

40. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.59.63 (0.061 с.)