Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Советское государство в конце 1920–1930-х гг.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи: Это семинарское занятие служит своеобразным продолжением лекции по соответствующей теме, т.к. основные понятия и явления общественно-политической и экономической жизни должны быть конкретизированы изложением статистических данных, документов, примеров судеб людей, общественных групп и организаций. Для того, чтобы понять своеобразие и противоречивость социалистического строительства в СССР, необходимо: - изучить законодательную базу и процесс форсированной индустриализации, сплошной коллективизации и культурной революции; - проанализировать сочетание широкого провозглашения демократических свобод с практикой массовых репрессий, соотношение положительных и отрицательных результатов общественно-политического и экономического развития СССР; - проиллюстрировать общественные процессы примерами.
Изучив тему, студент должен знать: - содержание основных понятий; - сущность, содержание, средства, методы, итоги социалистического строительства в СССР; - роль РКП(б) – ВКП(б) и её руководства в процессе становления советского государства; - основные документы, события, итоги индустриализации, коллективизации и репрессивной политики.
Изучив тему, студент должен уметь: - формулировать причины ускоренного развития экономики; - иллюстрировать примерами ход строительства социализма в СССР; - устанавливать причинно-следственную связь между явлениями общественно-политического и экономического развития; - соотносить процесс утверждения советского власти в СССР с внешнеполитической обстановкой; - анализировать источники победы социалистической политической, экономической системы и идеологии.
Вопросы: I. «Великий перелом»: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация. События и итоги. II. Массовые репрессии – один из инструментов партийно-государственного руководства в СССР (группы населения, процедура, статистические данные).
Методические указания к вопросам I и II: Основные понятия: Социализм, сталинизм, культ личности, террор, репрессии, «враг народа», тоталитаризм, форсированная индустриализация, «пятилетка», стахановское движение, сплошная коллективизация, кулак, середняк, раскулачивание, культурная революция.
Темы сообщений: 1. Коллективизация на местах: планы и их реализация ((из списка дополнительной литературы: 2, 5, 7, 10–13, 21, 28, 31, 34). 2. Архипелаг ГУЛАГ как общественно-политическое явление (истоки, практика, значение) (из списка дополнительной литературы: 1, 9, 15–17, 19, 20, 23). 3. Что такое сталинизм? (Мнения и оценки) (из списка дополнительной литературы: 20, 25, 26).
Вопросы для самопроверки: 1. В чём состояла необходимость ускоренного развития советской промышленности? 2. Каковы источники индустриализации в СССР? 3. Почему кооперирование сельского хозяйства проводилось форсированными темпами и принудительными мерами? 4. Перечислите основные партийно-правительственные постановления по колхозному строительству. 5. Чем объясняются массовые репрессии в СССР? 6. Как практика репрессий сочеталась с энтузиазмом в общественной и частной жизни? 7. Перечислите категории советских граждан, подвергшихся политическим репрессиям.
Основная литература: 1. Боффа Д. История Советского Союза. – М.: 1990. 2. Верт Н. История Советского государства. – М.: 1992. С. 105–110.1. 3. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 34 4. Новейшая история России. 1914–2005 / Под ред. М.В. Ходякова. – М., 2007. Гл. 5 5. История России XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М., 2000.
Дополнительная литература: 1. Архипелаг ГУЛАГ. Интервью с одним из авторов издания документов «История сталинского ГУЛАГа» С.В. Мироненко // Родина. 2005. № 9. С. 15–20. 2. Базаров А. Гулаг для Бурёнки // Родина. 2004. № 4. С. 70–76. (коллективизация). 3. Васильев А.Ф. Был ли в 1914 г. Советский Союз готов к войне? // ВИ. 2005. № 1. 4. Жиляев В. Иосиф Сталин. Один отпуск – два уголовных дела // Родина. 2006. № 5. С. 69–74. 5. Зеленин И.Е. «Закон о пяти колосках»: разработка и осуществление // В.И. 1998. № 1. 6. Зеленов М.Е. Главлит и историческая наука в 20-30-е годы // ВИ. 1997. №. 3. С. 21–36. 7. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. Начало 30-х годов. М.: 1994. 8. Измозик В.С. Политический контроль в Советской России. 1918-1928 годы // ВИ. 1997. № 7. С. 32–53. 9. Измозик Д. Дело Гот-Гарта. Что бывает за письмо Сталину летом 1938 года // Родина. 2010. № 1. С. 94–97. (Противники репрессий из сотрудников НКВД) 10. Кирьянова Е.А. Раскулачивание крестьянства Центра России в начале 30-х гг. // ВИ. 2006. № 5. 11. Кондрашин В.В. Голод 32-33 г. в деревнях Поволжья // ВИ.1991. № 6. С. 176–181. 12. Лимонникова Н. Коллективизация по-воробъёвски // Родина. 2006. № 7. С. 88–91. 13. Косачев В.Г. Накануне коллективизации. Поездка Сталина в Сибирь // ВИ. 1998. № 5. С. 101–105. 14. Мерль Ш. А был ли план? // Родина. 2010. № 4. С. 5–9. (немецкий историк о советской экономической системе) 15. Мирский М.Б. Процессы «врачей – убийц» 1929–1953 годы // ВИ. 2005. № 4. С. 73–92. 16. Морозов К.Н. Судебный процесс над эсерами 1933 г. в освещении ОГПУ // ВИ. 2006. № 11. 17. Мурин Ю. Почему тигр не прыгнул. Комментарии к переписке и встречам М.А. Шолохова и И.В. Сталина в 1930-х гг. // Родина. 2006. № 2. С. 50–57. (репрессии) 18. Невежин Н.А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939-1941 годах // В.И. 1994. № 8. 19. Они не молчали. – М.: 1991. 20. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 30- годы // ВИ. 2001. № 10. С. 46–56. 21. Петрушин А. «Чемякинщина» // Родина. 2010. № 4. С. 80–82. (коллективизация, раскулачивание) 22. Попов Н. Спецпереселенцы // Родина. 2000. № 12. С. 20–23. 23. Реабилитация. Политические процессы 30-50 годов. – М.: 1991. 24. Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // ВИ. 1993. № 8. С. 149–152. 25. Скорик А., Тикиждян Р. Казак станицы Горячеводской. Механизмы сталинской мифологии // Родина. 2010. № 3. С. 113–115. 26. «Сталинизму – нет!» // Родина. 2009. № 3. С. 48–50. (Круглый стол «Сталинизму – нет!») 27. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М. 1989. 28. Тимошечкина Е. Восставшая Тишанка // Родина. 2010. № 4. С. 83–85. (выступления против коллективизации) 29. Трут В. Истребить поголовно (расказачивание) // Родина. 2004. № 5. 30. Ульянова С.Б. Противоречия «режима экономии» в промышленности 20-х гг. // ВИ. 2003. № 6. С. 144–158. 31. Филатов В.В. Землеустройство на Урале в конце 1920-х – 1930-е гг. // ВИ. 2006. № 11. 32. Фомин В. Советский Голливуд: разбитые мечты // Родина. 2006. № 5. С. 98–105. (о советском кинематографе) 33. Шевяков А.А. Советско-германские экономические отношения в 1939–1941 годах // ВИ. 1991. № 4–5. С. 164–170. 34. Шекмеев А.П. Крестьянское повстанчество на Енисее 1918–1932 гг. // ВИ. 2006. № 2.
Тема 9. СССР в середине 1950 – начале 1980-х гг. Личность на фоне эпохи Цель и задачи: Изучив основные вехи жизни известных деятелей данного периода, конкретизировать изложенные в лекционном материале общие вопросы и проблемы. Раскрыть противоречивость общественно-политической и экономической жизни СССР: с одной стороны, успехи в социально-экономическом и культурном развитии, с другой стороны, отрицательные явления в политическом руководстве, в социально-экономической сфере, в идеологии, национальной политике, культуре. Доказать необходимость полномасштабных преобразований.
Изучив тему, студент должен знать: - содержание основных понятий; - основные вехи жизни и политической деятельности лидеров государства, особенности их личности; - проявления противоречивости в общественно-политической и экономической жизни СССР; - примеры оппозиционных настроений и движений господствующей идеологии и существующим порядкам в области политики, культуры и общественного мнения; - внешнеполитические события периодов холодной войны и разрядки международной напряженности.
Изучив тему, студент должен уметь: - анализировать изменения политического курса в руководстве страны в период «оттепели» и ««развитого социализма»; - соотносить положительные и отрицательные явления в жизни советского общества; - формулировать предпосылки назревших к началу 1980-х гг. полномасштабных преобразований - сопоставлять оценки исторических деятелей.
Вопросы: I. Исторические портреты ведущих партийно-государственных лидеров СССР Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина и деятелей науки и литературы – представителей оппозиции власти и идеологии А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.
Методические указания к вопросу I: Основные понятия: Культ личности, ХХ съезд КПСС, реабилитация, «оттепель», третья программа партии, волюнтаризм, диссидентство, «шестидесятники», события в Новочеркасске (июнь 1963 г.); совнархоз, освоение целины, «неперспективные» деревни; «мягкий» переворот 1964 г., неосталинизм, «развитой социализм»; экономическая реформа А.Н. Косыгина 1965 г., дефицитная экономика, нефтедоллары, «застой» (стагнация); «холодная» война, Варшавский договор 1955 г., Карибский кризис 1962 г., гонка вооружений, разрядка международной напряжённости, Хельсинское соглашение. Вопросы для самопроверки: 1. В чём состоит историческое значение XX съезда КПСС? 2. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости социально-экономической политики советского руководства (достижения и неудачи). 3. Кто, в каких обстоятельствах и с какой целью выдвинул лозунг «Догоним и перегоним Америку»? 4. В чем состояла необходимость освоения целинных земель на востоке страны? Назовите средства, результаты проведения этой политики. 5. Поясните следующий тезис: диссидентство в СССР стало своеобразным порождением «оттепели». 6. Почему политический курс Л.И. Брежнева получил название «мягкой» модели сталинизма? 7. Приведите примеры национальных протестных движений, поясните их причины.
Основная литература: 1. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 39, 40. 2. Новейшая история России. 1914–2005 / Под ред. М.В. Ходякова. – М. 2007. Гл. 8, 9: С. 346–387. 3. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д., 2009. 4. История России XX век: / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М., 2000.
Дополнительная литература: 1. Доценко Д. Чуваки на хатах // Родина. 2005. № 7. С. 89–92. (о стилягах 1950-х гг.). 2. Зубков С. Родословная кузькиной матери. Крылатые слова Никиты Сергеевича // Родина. 2007. № 2. С. 24–26. 3. Зубок В. Драчливый премьер // Родина. 2004. № 3. С. 13–19. 4. Максименков Л. Кто вы, мистер Хрущёв? // Родина. 2004. № 3. С. 20–25. 5. Новопашин Ю.С. Размышления о героях вчерашних дней // ВИ. 2007. № 5. С. 49–65. (воспоминания современника о XX съезде КПСС). 6. Печатнов В. Операция «Порабощённые народы» (Полвека затянувшейся акции холодной войны) // Родина. 2009. № 6. С. 74–79. 7. Страсти по Хрущёву // Родина. 2004. № 11. С. 16–17. 8. Таубман У. «То взлёт, то падение» // Родина. 2004. № 3. С. 10–12. 9. Эрлихман В. Этюд в чёрно-белых тонах // Родина. 2004. № 3. С. 26–32. 10. Я родом из «хрущёвки» // Родина. 2006. № 8. С. 19–20. Основная литература 1. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 544 с.: илл. 2. Гумилёв, Л.Н. От Руси к России. / Л.Н. Гумилёв. – М.: Айрис Пресс, 2004.–320 с. 3. Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца XX века: для старш. кл. и пост. в вузы. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 894 с. 4. Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. – М.: Приор, 1998. – 688 с. 5. История России с древнейших времён до второй половины XIX века: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатеринбург: Урал. Гос. Тах. Ун-т. 1995. – 304 с. 6. История России: Вторая половина XIX–XX вв.: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатернбург: Урал. Гос. Тех. ун-т., 1995. – 352 с. 7. История России с древнейших времён до наших дней: учеб. – М.: Проспект, 1999. – 543 с. 8. История России с начала XVIII в. до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Бохаев – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 1999. – 544 с. 9. История России XX век: Учеб. пособ. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 608 с. 10. История России с древнейших времён до конца XVIII века / А.П. Новосельцев и др. – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 576 с. 11. История России учеб. для вузов / Под ред. М.И. Зуева и А.А. Чернобаева – М.: Высш. Шк., 2001. – 479 с. 12. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с. 13. История России с древнейших времён до наших дней / А.В. Века. – Мн.: Харвест, 2006. – 896 с. 14. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций в трёх книгах. / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1995. 15. Корнилов, Г.Е. Отечественная история. XX век / Г.Е. Корнилов; Изд-во Уральского СХИ. – Екатеринбург: 1994. – 246 с. 16. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: учеб. пособие / Под ред. В.В. Керова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 846 с. 17. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учеб. для вузов. – М.: Инфра-М-Норма, 2-е изд. изм и доп., 2000. – 647 с. 18. Моряков В.И., Фёдоров В.А., Щетинов Ю.А. История России: пособ. для старшекласс. и абитуриент. 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во «ЧеРо», 2001. – 496 с. 19. Новейшая история России. 1914–2005: Учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.В. Ходякова. – М.: Высшее образование, 2007. – 527 с. 20. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 378 с. 21. Российские самодержцы. 1801–1917. – М.: Международные отношения, 1993. – 400 с. 21. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. – М.:«Весь Мир», 1997.–496 с. Примерные экзаменационные вопросы 1. Предмет исторической науки, функции исторического знания, методы исторического познания, исторический источник. 2. Природно-климатические особенности Русской равнины – территории расселения восточных славян. Восточные славяне в VI–IX вв. Занятия, исторические соседи, общественные отношения, верования. 3. Древнерусское государство: норманнская теория, этапы его развития, особенности общественно-политического устройства IX – н. XIII вв. 4. Принятие христианства Русью: предпосылки, ход, последствия. 5. Князья Рюриковичи киевского периода: личность, порядок наследования, внутренние и внешние деяния. IX–XII вв. 6. Раздробленность Киевской Руси. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. XII–XIII вв. 7. Русская земля под натиском крестоносцев и монголо-татар. XIII вв. 8. Русь и Золотая Орда: история взаимоотношений, взаимовлияние. XIII–XV вв. 9. Историческая судьба русских княжеств. Возвышение Московского княжества XIII–XV вв. 10. Становление Руси – России как полиэтнического государства. IX–XVI вв. Взаимоотношения с кочевниками, ханствами Золотой Орды IX–XVI вв. 11. Образование и становление русского централизованного государства. XV–XVI вв. 12. Становление русского самодержавия. XV–XVI вв. Иван III, Иван IV Грозный. 13. XVII в. – «бунташный век». 14. Смутное время в России. Н. XVII в.: причины, личности, события, итоги. 15. Государственная власть и сословия: эволюция самодержавия к абсолютизму; оформление крепостного права (служилые и податные сословия). XVII в. 16. Модернизация в России при Петре I (в политическом устройстве, социально-экономической жизни, в духовной и культурной сфере). 17. Итоги преобразовательной деятельности Петра I. 18. Внешняя политика России при Петре I и Екатерине II. XVIII в. 19. Дворцовые перевороты XVIII в.: причины, содержание, итоги. 20. Внутренняя политика преемников Петра I: управление, сословная политика, экономика. «Просвещённый» абсолютизм Екатерины II. 21. Социальная политика в XIX в.: положений сословий, решение крестьянского вопроса, образование. 22. Внешняя политика России в XIX в. 23. Российская империя в XIX в. Взаимоотношения с вновь присоединенными территориями. (Польша, Финляндия, Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия). 24. Великие реформы 1860–1870 гг. (крестьянская, земская, судебная, военная). 25. Крестьянская реформа 1861 г. (подготовка, содержание, итоги). 26. Оформление оппозиции государственной власти. Реформистское, радикальное, консервативное направления в общественном движении России. XIX в. 27. Экономический потенциал Российской империи на рубеже XIX–XX вв. Своеобразие социально-экономического развития. Столыпинская аграрная реформа. 28. Внешняя политика России в н. XX в. Русско-японская война. 1904–1905 гг. 29. Революция 1905–1907 гг.: причины, движущие силы, события, итоги. 30. Самодержавие и общество в н. XX в. Политические партии и движения реформаторского, радикального и консервативного направлений. 31. Самодержавие и общество в н. XX в. Опыт законодательной власти. Государственные думы н. XX в. 32. Россия в годы Первой Мировой войны: участники, взаимоотношения власти и общества, итоги. 1914–1917 гг. 33. Февральская революция. Политика Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.). 34. Октябрьская революция. Приход большевиков к власти. 35. Государство первых лет Советской власти. 1917–1920 гг.: органы власти, политика по отношению к оппозиции, «военный коммунизм». 36. Гражданская война: причины, основные силы, итоги. 1918–1920 гг. 37. НЭП. Образование СССР. 1921–1928 гг. 38. Строительство социализма в СССР 1920–1930-е гг. Общественно-политическая жизнь: идеология, репрессии, изменения во второй половине 1930-х гг. 39. Строительство социализма в XX в. 1920–30 - е гг. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства: необходимость, источники, методы, итоги. 40. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг. 41. СССР в годы Великой Отечественной войны. Источники победы советского народа. 42. Внешняя политика СССР в 1946–1964 гг. «Холодная война», попытки изменения курса. 43. Общественно-политическое и экономическое развитие СССР в 1946–1953 гг. 44. Общественно-политическое и экономическое развитие СССР в 1954–1964 гг. «Оттепель»: содержание, противоречия. 45. «Развитой социализм». 1965–1984 гг. Общественно-политическая жизнь. Достижения и негативные явления социально-экономического развития. 46. Кризис политической власти. Распад СССР. 1985–1991 гг. 47. Перестройка в социально-экономической жизни. 1985–1991 гг. 48. Становление новой российской государственности (1991–1999 гг.). 49. Общественно-политическое развитие и международное положение Российской Федерации в начале XXI в. 50. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в начале XXI в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.016 с.) |