ТОП 10:

Тема 5. Реформы в России: этапы модернизации. XVIII – начало XX вв.



Цель и задачи:

Рассмотреть особенности процесса модернизации в России.

1. Изучить условия, проекты, ход и трудности проведения реформ.

2. Выяснить, в чем реформы способствовали модернизации российского общества, а в чем консервации традиционных устоев.

Изучив тему, студент должен знать:

- содержание основных понятий;

- предпосылки и сущность процесса модернизации;

- этапы становления индустриального общества (модернизации) в России;

- предпосылки и этапы решения крестьянского вопроса: первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.; реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселёва; крестьянская реформа 1861 г.; аграрная реформа П. А. Столыпина;

- причины, ход и последствия буржуазных реформ Александра II.

 

Изучив тему, студент должен уметь:

- анализировать причины и предпосылки буржуазных реформ Александра II и аграрной реформы П.А. Столыпина;

- давать аргументированную оценку содержания Манифеста 19 февраля 1861 г. и «Основных положений»;

- выделять последствия крестьянской реформы, способствовавшие развитию капитализма и закреплявшие черты традиционного общества;

- устанавливать причинно-следственную связь между сохранением самодержавия и незавершенностью и противоречивостью реформ 60–70-х гг. XIX в.

- устанавливать причинно-следственную связь между незавершенностью и противоречивостью реформ 60–70-х гг. XIX в. и проведением столыпинской аграрной реформы в начале XX в.

- выявлять наиболее острые, нерешенные при проведении реформ вопросы, ставшие предпосылками для революций начала XX в.

Вопросы:

I. Аграрные реформы второй половины XIX – начала XX вв. (крестьянская реформа 1861 г., столыпинская аграрная реформа): предпосылки, проекты, мероприятия, противоречивость, итоги.

II. Великие реформы Александра II (земская, судебная, военная и др.): предпосылки, мероприятия, противоречивость, итоги.

 

Методические указания к вопросу I:

Основные понятия:

Аграрная реформа, крестьянский вопрос, крепостное право, черносошные (государственные) крестьяне, частновладельческие крестьяне, помещики, указ о «вольных хлебопашцах», феодально-крепостническая система, надел, оброк, барщина, редакционные комиссии, Главный комитет по крестьянскому делу, манифест, уставная грамота, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, выкупные платежи, выкупная ссуда, выкупная сумма, крестьянское самоуправление, малоземелье, крестьянская община, переселенческая политика, отруб, хутор, чересполосица, товарное хозяйство, «американский путь» развития сельского хозяйства, «прусский путь» развития сельского хозяйства, латифундия, кооперация.

 

Темы сообщений:

1. Основные особенности природы Русской равнины – среды обитания русского народа и их влияние на тип хозяйствования (из списка дополнительной литературы: 3, 6, 7).

2. Отражение жизни русского крестьянина в пословицах и поговорках (из списка дополнительной литературы: 8, 10).

3. Особенности повседневной и хозяйственной жизни русского крестьянина (из списка дополнительной литературы: 2, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

4. М.М. Сперанский – судьба реформатора (из списка дополнительной литературы:12, 15.

5. Исторический портрет царя-реформатора Александра II. (из списка основной литературы: 2, 6).

6.«Столыпинские переселенцы» в Троицке и Челябинской области (по воспоминаниям родственников и знакомых студентов).

7. Исторический портрет П.А. Столыпина (из списка дополнительной литературы: 1, 23)

 

Вопросы для самопроверки:

1. Насколько была обусловлена модернизация российского общества в начале XVIII в.? Какие события подтолкнули Петра I к преобразованиям?

2. Как вы понимаете выражение «Петр I прорубил окно в Европу»?

3. Была ли закончена модернизация российского общества при Петре I? Обоснуйте ответ.

4. Каковы оценки реформ Петра I в исторической науке и общественной мысли?

5. В чем значение указа «о вольных хлебопашцах» и реформы П.Д.Киселева для решения крестьянского вопроса?

6. Перечислите последствия отмены крепостного права, которые способствовали развитию буржуазных отношений в деревне и дальнейшей модернизации российского общества.

7. Почему, оценивая крепостное право как «общественное зло», императоры Александр I и Николай I не решились его отменить?

8. Как вы объясните слова русского поэта Н.А. Некрасова о том, что отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику»?

9. Была ли альтернатива крестьянской реформе в 1861 году?

10. Докажите, что незавершенность крестьянской реформы 1861 г. стала главной предпосылкой аграрной реформы П.А. Столыпина.

11. Почему правительство считало необходимым разрушение крестьянской общины?

Основная литература:

1. Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. Гл. 2.

2. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д, 2009.

3. История России // А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2009. Гл. 18, 19 (С.308–310), 23 (362–369), 28 (427–430).

4. История России XX век // А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М., 2000. Гл. 2. § 2.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2000. Гл. 4, Гл. 7. § 1.

6. Российские самодержцы. 1801–1917. – М., 1993.

 

Дополнительная литература:

1. Баланс разума и воли (беседа о Столыпине) // Родина. 2006. № 12. С. 2–3.

2. Власова Л.В. Община и обычное право // Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.

3. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. – М., 1993. С. 403–405, 407–408.

4. Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

5. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

6. Кривенький В. «Насильники пируют, помешаем же их торжеству» // Родина. 2007. № 2. С. 7. (единственная рукопись убийцы П. Столыпина).

7. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1995.

8. Милов А.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // ВИ. 1992. № 4–5.

9. Наследие реформаторы // Родина. 2006. № 12. С. 14.

10. Платонов Д.Н. Морфология хозяйства и особенности развития рыночных отношений в дореволюционной России // Вестник МГУ. Экономика. 1993. № 4.

11. Платонов О.А. Русский труд. – М., 1981.

12. Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. 2006. № 12. С. 4 –9.

13. Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи // Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.

14. Сеятели и хранители. – М., 1992. С. 272–279.

15. Соларёв Р. Деньги для столыпинских крестьян // Родина. 2006. № 12. С. 16–20.

16. Соловьёв К. «Думская монархия»: общественный диалог на фоне реформы // Родина. 2006. № 12. С. 10–13.

17. Тульцева Л.А. Община и аграрная обрядность // Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.

18. Филиппова Т. Реформа и реформатор: лук для Робин Гуда // Родина. 2006. № 9. С. 2–7.

19. Фирсов В.М., Киселева П.Г. Структура повседневной жизни русских крестьян к. XIX в. // Социс. 1992. № 4.

20. Холодков В. Православные традиции в российском землевладении // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 97.

21. Шатковская Т.В. Закон и обычаи в правовом быту крестьян второй половины XIX века. // ВИ. №. 11–12.

22. Шелохаев В. «Социальный комфорт личности»: либеральное реформаторство в зеркале национального интереса // Родина. 2006. № 10. С. 2–4.

23. Экшут С. Карьёра Петра Столыпина // Родина. 2006. № 9. С. 8–13.

24. Энгельгардт А.Н. Из деревни… – М., 1937. С. 231–453.

 

 

Методические указания к вопросу II:

Основные понятия:

Земства, земское собрание, земская управа, распорядительные органы власти, исполнительные органы власти, курия, избирательный закон, имущественный ценз, всесословность, «Новый судебный устав» 1864 г., состязательность судебного процесса, прокурор, адвокат, гласность суда, несменяемость судей, мирской суд, волостной суд, окружной суд, судебная палата, Сенат, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, действительная служба, образовательный ценз, перевооружение армии, земские школы, церковно-приходские школы, воскресные школы, частные школы, государственные школы, классические и реальные гимназии, всесословное образование, автономия университетов, «Временные правила» о печати 1865 г., цензура, «Городовое положение» 1870 г., городская дума.

 

Темы сообщений:

Учебные заведения города Троицка после реформы в сфере образования 1864 г.

Вопросы для самопроверки:

1. Какая из проведенных Александром II реформ оценивается историками как наиболее завершенная и почему?

2. Какую роль сыграли земства в модернизации российского общества?

3. Почему сфера деятельности земств была ограничена хозяйственными вопросами местного значения? Почему не был создан общероссийских земский орган?

4. С какой целью была введена всеобщая воинская повинность?

5. В чем заключалась противоречивость и незавершенность реформ?

6. Какие проблемы были призваны решить реформы в сфере образования и печати?

 

Дополнительная литература:

1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // ВИ. 1998. № 8.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.007 с.)