Экономические реформы косыгина



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические реформы косыгина



Экономические реформы косыгина

Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, автором программы был Г.Н. Либерман.

Экономическая реформа 1965 г. характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования

2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти)

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий.

4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства – прибыли и рентабельности.

5. В области ценовой политики оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства.

Основные мероприятия реформы были введены в действие 1965 – 1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

 

1.2 Перестройка в СССР

В конце 80-х было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987 – 1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное – пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в техсферах, где оно было «социально оправданным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, называлась главная цель экономической реформы – «экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы».

Авторы программы «500 дней» как новой экономической системы отмечали следующие принципы ее функционирования:

• максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

• полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;

• конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности;

 

 

1.3 Реформы в России

В 1992 году появилась официальная программа «Программа углубления экономических реформ». Ее конечная цель – возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свобод его граждан.

Основные положения гайдаровской программы экономических реформ заключались в следующем:

1) дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;

2) стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;

3) приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста. Создание рыночной инфраструктуры, т.е. совокупности отраслей и видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование экономики (коммуникаций, связи, сети

бирж, банков, страховых компаний).

4) активная социальная политика в целях адаптации трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;

Реализация программы фактически началась с дерегулирования экономики, т.е. со снятия административных ограничений с цен, хозяйственных связей, торговли, внешнеэкономической деятельности. Одними из первых указов президента стали указы «О либерализации цен в Российской Федерации», «О свободе торговли в Российской

Федерации». Либерализация цен привела к инфляции, уничтожившей сбережения и сделавшей макроэкономическую стабилизацию первоочередной задачей программы реформ.

Основными факторами, обусловившими устойчивый рост экономики, являются:

– рост конкурентоспособности российских производителей вследствие девальвации рубля;

– благоприятная динамика мировых цен на товары российского экспорта;

– институциональные и законодательные преобразования в бюджетной и налоговой сферах, взвешенная макроэкономическая политика.

 

Научные основы государственного регулирования экономики

Основные теории государственного регулирования экономики

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV – XVII вв.). Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство.

идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Риккардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, спообную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяют экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживать порядок и защищать частную собственность и конкуренцию.

Последователи Ж. Сея, сторонники неоклассического направления, отстаивали традиционные ценности капиталистической экономики, также отдавая предпочтения экономической свободе, частной инициативе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему.

Отличительным признаком кейнсианской модели является признание первенства бюджетно-налоговой политики, нацеленной на регулирование размера бюджетного дефицита для расширения совокупного спроса.

Кейнсианцы считают, что важнейшим направлением государственного регулирования экономики является стимулирование совокупного спроса.

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следовательно, и дохода общества и, соответственно, повышению потребительского спроса.

Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение.

Экономический рост страны

Государственное регулирование научной и инновационной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование малого бизнеса

Развитие АПК в РФ

Агропромышленный комплекс (АПК) – это важнейший межотраслевой комплекс сферы материального производства, сформированный на базе агропромышленной интеграции.

Агропромышленная интеграция – процесс соединения отраслей сельского хозяйства, перерабатывающих, торгово-сбытовых, обслуживающих предприятий, направленных на повышение социальноэкономической эффективности производства.

В России сложилась нерациональная функционально-отраслевая структура АПК. По данным Госкомстата, ей присущ высокий удель-ный вес сельскохозяйственного производства (45 %) и недостаточная доля отраслей перерабатывающей промышленности и инфраструкту-ры (36,5 %). Более 60 % производственных основных фондов и заня-тых в АПК также приходится на вторую сферу. Для стран с развитой рыночной экономикой характерна обратная пропорция: ускоренными темпами развивались отрасли, обеспечивающие агропромышленное производство средствами труда, перерабатывающая промышленность и производственная инфраструктура. Например, для США данное со-отношение выглядит соответственно как 13 и 86 %.

Генеральная функция агропромышленного производства – удов-летворение потребностей населения и отраслей народного хозяйства в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье и обеспечение продовольственной безопасности страны.

С аграрной сферой связана треть отраслей народного хозяйства. По экспертным оценкам, одно рабочее место на селе позволяет обес-печить занятость 5 – 6 чел. в других сферах экономики, а рост произ-водства сельскохозяйственной продукции на 1 % обеспечивает рост всей экономики на 2,0 – 2,3 %.

Ситуация в животноводстве в целом хуже, чем в растениеводстве. Поголовье основных видов скота продолжает сокращаться, производ-ство основных видов животноводческой продукции либо немного со-кращается, либо немного и нестабильно растет.

C 1999 г. финансовое состояние сельского хозяйства постоянно улучшается (табл. 13.4). Увеличивается доля прибыльных хозяйств, растет рентабельность. Принято считать, что важнейшим фактором улучшения финансовой ситуации является реализации программы ре-структуризации долгов сельхозпредприятий, которая действует с 2003 г. На 1 января 2007 г., по данным территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаров

Основные понятия и показатели трудовых ресурсов

К трудоспособному населению относятся лица в законодательно определенном возрасте (мужчины от 15 до 60 лет и женщины от 15 до55 лет), имеющие физические возможности трудиться. Экономически активное население – часть населения, обеспечи-вающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

В число экономически неактивного населения включаются:

- учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся в дневных ученых заведениях;

- лица, получающие пенсию по старости или инвалидности.

Уровень занятости – отношение общего количества занятых к на-селению в трудоспособном возрасте. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы за-нятости, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления в органы службы занятости документов: паспорт, трудовая книжка, справка о среднем заработке за последние 3 месяца, диплом.

Безработица имеет следующие виды: фрикционная, структурная, циклическая.

Фрикционная – безработица, связанная с добровольной переме-ной места работы, существует практически всегда.

Структурная – безработица, связанная с изменением структуры производства и как результат – с несовпадением предложения рабо-чей силы и спроса на нее.

Циклическая – безработица, связанная с экономическими цикла-ми, возникает во время спада производства, депрессии и т.п., когда спрос на рабочую силу невысок.

В РФ в настоящее время численность экономически активного населения составляет 75,9 млн. человек, численность безработных постепенно снижается и достигает в 2008 году 5,3 млн. человек, что составляет около 7,0 % экономически активного населения

 

Бюджет РФ и его функции

государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного само-

управления. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. По сути, бюджет – это годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административнотерриториальных единиц. Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы.

Бюджетная система Российской Федерации включает бюджетыследующих уровней:

1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального и медицинского);

2) Бюджеты субъектов федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Они включают два подуровня:

- бюджеты городов и административных районов;

- бюджеты муниципальных образований поселенческого типа.

В совокупности федеральный бюджет и бюджеты всех нижерасположенных уровней образуют консолидированный бюджет.Внебюджетные фонды – централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет выполняет три основные функции:

1) фискальную – создание финансовой базы функционирования государства;

2) экономическую – реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;

3) социальную – перераспределение доходов, решение проблем социального развития.

Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику.

 

Денежно-кредитная политика

Экономические реформы косыгина

Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, автором программы был Г.Н. Либерман.

Экономическая реформа 1965 г. характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования

2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти)

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий.

4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства – прибыли и рентабельности.

5. В области ценовой политики оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства.

Основные мероприятия реформы были введены в действие 1965 – 1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

 

1.2 Перестройка в СССР

В конце 80-х было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987 – 1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное – пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в техсферах, где оно было «социально оправданным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, называлась главная цель экономической реформы – «экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы».

Авторы программы «500 дней» как новой экономической системы отмечали следующие принципы ее функционирования:

• максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

• полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;

• конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности;

 

 

1.3 Реформы в России

В 1992 году появилась официальная программа «Программа углубления экономических реформ». Ее конечная цель – возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свобод его граждан.

Основные положения гайдаровской программы экономических реформ заключались в следующем:

1) дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;

2) стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;

3) приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста. Создание рыночной инфраструктуры, т.е. совокупности отраслей и видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование экономики (коммуникаций, связи, сети

бирж, банков, страховых компаний).

4) активная социальная политика в целях адаптации трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;

Реализация программы фактически началась с дерегулирования экономики, т.е. со снятия административных ограничений с цен, хозяйственных связей, торговли, внешнеэкономической деятельности. Одними из первых указов президента стали указы «О либерализации цен в Российской Федерации», «О свободе торговли в Российской

Федерации». Либерализация цен привела к инфляции, уничтожившей сбережения и сделавшей макроэкономическую стабилизацию первоочередной задачей программы реформ.

Основными факторами, обусловившими устойчивый рост экономики, являются:

– рост конкурентоспособности российских производителей вследствие девальвации рубля;

– благоприятная динамика мировых цен на товары российского экспорта;

– институциональные и законодательные преобразования в бюджетной и налоговой сферах, взвешенная макроэкономическая политика.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.011 с.)