Отмена крепостного права в России 1861 г.: причины, задачи, ход реформы и итоги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отмена крепостного права в России 1861 г.: причины, задачи, ход реформы и итоги.



Отмена крепостного права в России 1861 г.: причины, задачи, ход реформы и итоги.

На рубеже 50-60 гг. в России создалась революционная ситуация. Отмена крепостного права становится условием сохранения общественной стабильности. Кризис, вызванный крымской войной, усилением крепостнической эксплуатации, крестьянским движением, общей отсталостью страны, делал крестьянскую реформу не только необходимой, но и неизбежной. В отношении к ней общество раскололось на несколько лагерей. 2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг.. В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы: • Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Крестьянская реформа проводилась в несколько этапов: 1-й этап - 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба помещичьих крестьян. 2-й этап — начался в июне 1863 года. Была решена участь удельных крестьян. Царская земля передавалась в собственность общины. 3-й этап — реформа гос. крестьян. Гос. крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохраняла общину. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права. 3. революционное народничество 60-70х годов 19 века. Его социальная база, основные идеи. Народничество 70-х годов распадалось на несколько течений. Разногласия касались в основном вопросов тактики. Последователи Бакунина считали народ готовым для революции; задачу революционной интеллигенции они видели в возбуждении крестьян к активным боевым выступлениям («бунтам») и в объединении разрозненных волнений во всероссийское крестьянское восстание. Сторонники другого видного вождя народничества — Петра Лаврова (профессора Петербургской артиллерийской академии, вступившего в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавшего за границу из ссылки) исходили из необходимости большой подготовительной работы революционного характера, главным образом пропагандистской, а к «бунтарской» деятельности относились отрицательно. Было и третье течение, родственное бланкизму. Взятое в целом, при всех своих оттенках и различиях, народничество являлось своеобразным выражением интересов широких крестьянских масс. Революционное движение в России имело в 70-е годы широкие связи с западноевропейским социалистическим движением. Крупнейшим событием явился выход в Петербурге в 1872 г. первого тома «Капитала» — первого по времени иностранного перевода бессмертного творения Маркса.

Контрреформы

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон предусматривал возможности объявления

военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-

полевых судов. Чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за

крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано

специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по

назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный

министерский циркуляр о "кухаркиных детях.

Культура России 19 века

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в.

существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в.

ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую

бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза

двенадцатого года».

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература

прошлого века — исключительное явление

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами». Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. Для «лаборатории» поисков Чайковского характерно то, что он использует в опере традиционные формы, вносящие в музыкальный спектакль необходимую «дозу» зрелищности. В своем стремлении создать

«интимную», но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от эпического тона повествования Пушкина и увел роман от сатиры и иронии в лирическое звучание. Вот почему на первый план в опере выступила лирика внутреннего монолога и внутреннего действия, движения эмоциональных состояния и напряженности.

В XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований.

 

Первые марксисткие кружки

С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. — кружок П.В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. — группа М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н.Е. Федосеева в Казани).

Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.

В решении этой задачи большую роль сыграл В.И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы и районных групп. Среди руководителей "Союза борьбы" были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.

Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии". В "Манифесте" отмечалось, что российский рабочий класс "совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм".

В "Манифесте" была ясно выражена мысль о необходимости двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического: "Чем дальше на восток Европы, тем большие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата — к созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком".

Второй съезд РСПДР. Образование партий и раскола в ней

Большую роль в подготовке созыва II съезда РСДРП сыграла газета "Искра", первый номер которой вышел в 1900 г. В состав редакции "Искры" вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция "Искры" осуществила организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект Программы РСДРП. До созыва II съезда РСДРП и окончательного оформления социал-демократической партии было проведено идеологическое размежевание с народниками, "легальными марксистами" и "экономистами*".

Особенно острая полемика развернулась накануне II съезда с "экономистами" и другими течениями внутри социал-демократии России.

Против позиции "экономистов" выступили такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Накануне II съезда РСДРП позиция "экономистов" была отвергнута большинством социал-демократических организаций России.

II съезд РСДРП, который состоялся в июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу учредительный характер. Главной задачей его было принятие программы и устава партии. Ее задачи были разделены на три группы: политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан независимо от национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий); экономические требования (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного положения рабочих); требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов).

Программа РСДРП принципиально отличалась от программ западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о диктатуре пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял организационное строение партии, права и обязанности ее членов. Принятие устава сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в партии.

10. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904-1905 гг.)

В начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую ролВ начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую ролВ начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую ролВ начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую роль.В начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую рол В начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую ролВ начале 20-го века среди развитых капиталистических стран началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. Местом притяжения интересов всех держав в это время стал Дальний Восток, а именно «одряхлевший» Китай. Китай подвергся агрессии Англии, Франции, Германии. На ведущую роль на Дальнем Востоке претендовала и Япония. В войне 1894-1895 гг. она разгромила Китай. По Симоносекскому миру Китай отдавал Японии Тайвань, Пескадорские острова, Ляодунский полуостров, выплачивал контрибуцию, признавал независимость Кореи. Но усиление позиций Японии на Дальнем Востоке обеспокоило Россию: со строительством Транссибирской магистрали Дальний Восток уже стал сферой влияния ее интересов.

Предпочитая иметь своим соседом слабый Китай, а не сильную Японию, россия решительно выступила против Симоносекского договора. При поддержке Германии и Франции Россия добилась того, что Япония отказалась от Ляудона. Взамен Россия добилась увеличения для Японии выплаты контрибуции, устроив Китаю займы во французских банках. Россия активизировала российско-китайские отношения и в 1896 г. добилась у Китая права на строительство в Манчжурии Китайско- Восточной железной дороги. В 1898 г. Россия получила в аренду южную часть Ляодунского полуострова с городом Люйшунь с правом превращения его в военно-морскую базу (Порт-Артур). Незамерзающий Порт-Артур стал главной русской военно-морской базой на Тихом океане. После этого Китай был буквально растащен на куски ведущими западными державами. В результате Япония не получила ничего; Россия уязвила ее национальное самолюбие, лишив всех завоеваний в войне 1895-1896 гг. Японцам стало ясно, что утвердить свое господствующее положение в этом регионе они смогут только военным путем.

 

Реформы С. Ю. Витте

План С. Ю. Витте можно назвать планом индустриализации. Он предусматривал ускоренное промышленное развитие страны в течение двух пятилетий. Cоздание собственной промышленности являлось, по мнению Витте, не только коренной экономической, но и политической задачей. Без развития промышленности невозможно совершенствование земледелия в России. Поэтому, каких бы усилий это ни потребовало, необходимо выработать и неуклонно придерживаться курса на первоочередное развитие промышленности. Целью нового курса Витте было догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо. До середины 1880-х гг. Витте смотрел на будущее России глазами убежденного славянофила и выступал против ломки «исконно русского строя». Однако со временем для достижения поставленных целей он совершенно перестроил на новых началах бюджет Российской империи, осуществил кредитную реформу, справедливо рассчитывая ускорить темпы промышленного развития страны.

На протяжении всего XIX в. Россия испытывала величайшие трудности в денежном обращении: войны, приведшие к выпуску бумажных денег, лишали российский рубль необходимой устойчивости и наносили серьезный ущерб российскому кредиту на международном рынке. К началу 90-х гг. финансовая система Российской империи была совершенно расстроена – курс бумажных денег постоянно снижался, золотые и серебряные деньги практически вышли из обращения.

Постоянным колебаниям стоимости рубля пришел конец с введением в 1897 г. золотого стандарта. Денежная реформа в целом была хорошо задумана и осуществлена. Фактом остается то, что с введением золотого рубля страна забыла о существовании еще недавно «проклятого» вопроса неустойчивости российских денег. По золотому запасу Россия обошла Францию и Англию. Все кредитные билеты свободно обменивались на золотую монету. Государственный банк выпускал их в количестве, строго ограниченном действительными потребностями обращения. Доверие к русскому рублю, чрезвычайно низкое на протяжении XIX в., в годы, предшествовавшие началу мировой войны, было полностью восстановлено. Действия Витте способствовали бурному росту российской промышленности. Чтобы решить проблему инвестиций, необходимых для создания современной индустрии, Витте привлек иностранные капиталы в размере 3 млрд золотых рублей. Лишь в железнодорожное строительство было вложено не менее 2 млрд руб. Железнодорожная сеть в короткий срок была удвоена. Железнодорожное строительство способствовало быстрому росту отечественной металлургической и угольной промышленности. Производство чугуна выросло почти в 3,5 раза, добыча угля – в 4,1 раза, процветала сахарная промышленность. Построив Сибирскую и Восточно-Китайскую железные дороги, Витте открыл для колонизации и хозяйственного освоения огромные пространства Маньчжурии.

В своих преобразованиях Витте нередко сталкивался с пассивностью и даже с сопротивлением царя и его окружения, которые считали его «республиканцем». Радикалы и революционеры, наоборот, ненавидели его «за поддержку самодержавия». Не нашел реформатор общего языка и с либералами. Реакционеры, ненавидевшие Витте, оказались правы, вся его деятельность неизбежно вела к ликвидации самодержавия. Благодаря «виттевской индустриализации» в стране крепнут новые социальные силы.

Начав свою государственную деятельность искренним и убежденным сторонником неограниченного самодержавия, он закончил ее автором Манифеста 17 октября 1905 г., который ограничил в России монархию.

Февральская Революция

Причинами февральской революции 1917 года явились антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян, политическое бесправие, спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы.

Движущей силой в борьбе был рабочий класс во главе с революционной большевистской партией. Союзниками рабочих выступили крестьяне, требующие передела земли. Большевики разъясняли солдатам цели и задачи борьбы.

Основные события февральской революции произошли стремительно. За несколько дней в Петрограде, Москве и других городах прошла волна забастовок с лозунгами «Долой царское правительство!», «Долой войну!». 25 февраля политическая стачка стала всеобщей. Расстрелы, аресты были не в состоянии остановить революционного натиска масс. Правительственные войска были приведены в боевую готовность, город Петроград был превращен в военный лагерь.

26 февраля 1917 года стало началом февральской революции. 27 февраля на сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы: 28 февраля правительство было низложено.

Выдающееся значение февральской революции в том, что это была первая в истории народная революция эпохи империализма, которая завершилась победой.

В ходе февральской революции 1917 года царь Николай II отрекся от престола.

В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. С одной стороны Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти, с другой стороны Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым. В организационных вопросах буржуазия была более подготовлена к власти, но была не в силах установить единовластие.

Временное правительство проводило антинародную, империалистическую политику: земельный вопрос не решался, заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта. Диктатура буржуазии только углубляла экономические и политические проблемы.

Россия после февральской революции переживала острый политический кризис. Поэтому назревала необходимость перерастания революции буржуазно-демократической в социалистическую, которая должна была привести к власти пролетариата.

18. Образование Временного Правительства
2 марта было сформировано временное правительство в России, являлось центральным органом государственной власти. Существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции.[2] 3 марта, в соответствии с Декларацией Временного Правительства о его составе и задачах, был обнародован его состав. Во Временное правительство вошло 12 человек - 10 министров и 2 главноуправляющих центральными ведомствами. 9 министров являлись депутатами Государственной думы.

Первыми признали Временное правительство, как "выразителя истинной воли народа и единственного правительства России" Франция и Англия.

В начале марта Временное правительство признали США, Италия, Норвегия, Япония, Бельгия, Португалия, Сербия и Иран.

Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел стал крупный помещик, председатель Всероссийского земского союза, кадет, князь Г.Е. Львов. Министрами: иностранных дел - лидер кадетской партии П.Н. Милюков, военным и морским - лидер партии октябристов А.И. Гучков, торговли и промышленности - крупный фабрикант, прогрессист, А.И. Коновалов, путей сообщения - "левый" кадет Н.В. Некрасов, народного просвещения - близкий к кадетам, профессор права А.А. Мануйлов, земледелия - земский врач, кадет, А.И. Шингарев, юстиции - трудовик (с 3 марта эсер, единственный социалист в правительстве) А.Ф. Керенский, по делам Финляндии - кадет В.И. Родичев, обер-прокурором Св. Синода - октябрист В.Н. Львов, государственным контролером - октябрист И.В. Годнев.[3] Таким образом, 7 министерских постов, причем наиболее важных, оказалась в руках кадетов, 3 министерских поста получили октябристы и 2 представители других партий. Это был "звездный час" кадетов, которые на короткое время (на два месяца) оказались у власти. Вступление в должность министров Временного правительства происходило в течение 3-5 марта. Временное правительство объявило себя на переходный период (до созыва Учредительного собрания) верховной, законодательной и исполнительной властью в стране.

3 марта в Декларации Временного правительства была обнародована и программа его деятельности, согласованная с Петроградским советом.

В программе от 3(16) марта Временное правительство провозгласило "преемственность власти", заявило о стремлении довести войну "до победного конца" и подтвердило договоры, заключенные Россией с союзниками. Программа закладывала широкие основы конституционализма и демократии в стране.

Функции центрального органа государственной власти и управления со 2 марта по 25 октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного правительства и промежуточный орган Директория. Во второй состав правительства (со 6 мая по 2 июля) входили 15 министров, в третий (с 24 июля по 30 августа) — тоже 15, с 30 августа по 25 сентября страной управляла Директория из 5 человек и, наконец, 25 сентября к исполнению обязанностей приступил последний состав Временного правительства из 17 министров. Во всех составах участвовали 38 человек, принадлежавших к 10 различным партиям. 31 из них имел высшее образование, 12 — ученые степени и звания. Потенциально все министры были готовы к выполнению своих обязанностей.

С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционными, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социалистических партий, а также беспартийных. В правительстве доминировали кадеты, но их удельный вес от февраля к октябрю 1917 г. менялся: занимаемые ими первостепенные посты премьер-министра, министра иностранных дел, финансов, земледелия сменились к концу такими, как ведомство просвещения, государственного контроля, исповеданий, призрения. Зато представители “революционной демократии” получили более ответственные портфели: председателя Совета министров, министров внутренних дел, земледелия.

Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 60% из них (23 человека) исполняли свои обязанности от одного до двух месяцев. За такой срок пребывания в правительстве большинство министров успевало лишь опубликовать основную декларацию о намерениях, провести некоторые служебные перемещения и попытаться решить неотложные текущие дела. Никакой серьезной перспективной работы выполнять они не могли.

Ничто не было столь необходимым для стабилизации обстановки, как созыв Учредительного собрания. Лишь орган власти, избранный на демократической основе, обрел бы неоспоримую законность и в этом качестве был бы способен отразить атаки как крайне правых, так и крайне левых. Сложности проведения выборов в тот момент были, безусловно, устрашающими. Справедливости ради нужно сказать, что Временное правительство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание. Однако созыв его откладывался вполне умышленно, ибо правящая партия кадетов понимала, что свободные выборы в России не подтвердят того объема власти, который уже имелся у партии П.Н. Милюкова.

Правительство затягивало также и с решением аграрного вопроса, не желая нарушать права земельного собственника, ибо это могло повлечь за собой общее потрясение принципа частной собственности. Основная причина состояла в том, что большая часть кадетского руководства сама принадлежала к числу крупных землевладельцев. Вместе с тем определенные меры для решения аграрного вопроса все-таки принимались. 19 марта правительство создало при Министерстве земледелия Главный земельный комитет (к июлю местные земельные комитеты были созданы в 1/3 губерний европейской России). По положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 г. они создавались “для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием”. Однако проведение самой земельной реформы откладывалось до Учредительного собрания, причем формула оттяжек настойчиво повторялась правящими партиями буквально в каждом городе и крупном населенном пункте.

Правительство стремилось преодолеть финансовый кризис — 27 марта было принято постановление “О выпуске займа свободы 1917 г.”. Пятый заем был рассчитан на 54 года с погашением с 1922 г., срок подписки правительство продлевало дважды.

Актуализировалась проблема реформирования местного самоуправления. В дореволюционной России, как известно, значительная часть населения была лишена права участия в самоуправлении. Компетенция земских и городских учреждений значительно расширялась. К ним перешли заведование милицией по охране личной и общественной безопасности, обязанности по охране труда, право издавать обязательные постановления (прежде целиком принадлежащие администрации). В проведении реформы самоуправления правительство не проявило необходимой настойчивости, не были завершены разработки проектов и введения земства в казачьих Донской, Кубанской и Терской областях, обострились взаимоотношения между центром и местной властью.
Вместе с тем в трудных условиях затянувшейся войны, нарастания разрухи и голода страна начинала жить гражданской жизнью.

Временное правительство имело экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важнейших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регулировании экономики. Власть унаследовала систему государственных регулирующих органов: в центре — четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах — заводские совещания и районные уполномоченные.

21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и комитетов, для обеспечения общенациональных интересов посредством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.

5 мая 1917 г. было учреждено Министерство труда, которое ставило задачу проведения широких социальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учреждениях.

Кризис государственного управления разразился прежде всего из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку. В марте—октябре 1917 г. произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

19. Двоевластие и его сущность

Одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Обе системы действовали параллельно, дополняя друг друга, и, одновременно, конфликтуя друг с другом. Таким образом, в стране наблюдалось двоевластие.

27 февраля 1917 г. собрался на свое первое заседание Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, был избран его Исполнительный комитет. Вслед за столицей в конце февраля – начале марта в России были образованы около 600 различных советов, причем советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы действовали отдельно. По образцу Петроградского Совета они создавали свои исполнительные органы – исполнительные комитеты. Все советские органы были выборными. Советы являлись нелегитимными органами с точки зрения действующего законодательства, но, тем не менее, они сразу сосредоточили в своих руках значительные властные полномочия.По мере развития системы советов возникла необходимость создания всероссийских советских органов. В июне 1917 г. состоялся Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который поручил общее руководство Советами Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК). Делегаты съезда выступили против предложенного большевиками перехода всей власти к советам.

Однако постепенное ухудшение положения в стране увеличило число сторонников большевиков и положило начало так называемой «большевизации» советов.

Большевики упрекали Временное правительство в бездействии, и эта агитация получала все больший отклик среди населения. Напомним, что находившиеся у власти лидеры либералов и умеренных социалистов считали, что наиболее важные вопросы могло решить только Учредительное собрание. Именно такой подход был наиболее юридически грамотным, но стремление Временного правительства действовать строго в рамках закона интерпретировалось как нежелание учитывать интересы трудящихся. Падению авторитета Временного правительства непосредственно способствовала и ситуация двоевластия. Временное правительство, не располагая всей полнотой власти, очень часто было вынуждено принимать популистские решения, разрушающие экономику государства.

Используя свое численное преобладание в Советах и возросшее влияние в действующей армии и на Балтийском флоте большевистская партия во главе с В. И. Ленинымдобивалась перехода всей власти в руки Советов и начала подготовку вооруженного восстания. С приходом к власти большевиков начался абсолютно новый – советский – период в истории российской государственности.

20. образование в россии в конце 19- начало 20 века

Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.05 с.)