Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные направления сторон П.А.Столыпина
Содержание книги
- Отмена крепостного права в России 1861 г.: причины, задачи, ход реформы и итоги.
- Начало рабочего движения в россии: первые рабочие организации
- Первая буржуазная демократическая революция в России. Причины ,итоги,цели.
- Основные направления сторон П.А.Столыпина
- Российская культура начала XX в
- Октябрьская революция в России: проблемы, оценки, расстановка политических сил
- Первые документы советской власти « декрет о мире», « декрет о земле» и др. создание первого советского правительства
- Сущность, причины возникновения гражданской войны в России
- Новая экономическая политика ее цель, сущность(НЭП)
- Коллективизация сельского хозяйства:причины, методы. Социально- экономические последствия.
- I. Внешняя политика СССР накануне великой отечественной войны
- Перестройка государственных и общественных организаций на военный лад. Усиление централизованного управления.
- Боевые подвиги молодёжи в годы великой отечественной войны
- Хх съезд кпсс. Критика культа личности сталина.
- Политические и социально – экономические процессы развития СССР (1964 – 1982 гг. ).
- Внешняя политика СССР в период С 1982 по март 1985 гг.
- Законодательно-правовые проблемы государственного устройства. Пути совершенствования государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации
- Россия и интеграционные процессы в СНГ.
- Развитие культуры в СССР в 70-е 80-е гг
- Взаимоотношения СССР со странами социалистического содружества (1945 – 1956 гг. ).
- Взаимоотношения СССР со странами социалистического содружества(1956 – 1991 гг. ).
- Политическое и экономическое развитие России в начале XXI в.
Реформы П. А. Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России Петр Аркадьевич Столыпин - министр внутренних дел и председатель Совета министров. Девиз Столыпина: сначала успокоить народ, а затем проводить реформы, чтобы Россия заняла достойное место среди наиболее развитых Стран мира. За 2 месяца на Столыпина совершено 11 покушений. В акты террористов Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов. По этому указу в пределах 48 часов должен был совершаться суд над террористами и исполняться приговор. За 6 месяцев после указа Столыпина было вынесено более 1100 смертных приговора террористам. Цель реформ: модернизация экономики, социального и политического строя при сохранении монархии, превращение России в правовое государство. Столыпин хотел сделать Россию великой и для этого просил дать государству 20 лет спокойной жизни. Реформы встречались верхами в штыки. Удалось провести в жизнь лишь аграрную реформу.
14.Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
(Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны В конце XIX - начале XX вв. образовались две коалиции государств: Антанта (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). I мировая война (1 августа 1914 - 11 ноября 1918 гг.). Причины войны: 1) борьба за передел мира; 2) подавить нарастающее революционное движение в своих странах. Эта война охватила территорию Европы, Азии и Африки. 38 стран принимало участие. Было убито и умерло от ран 10 млн. чел. К вооруженной борьбе на суше прибавились боевые действия авиации и подводных лодок, химическое оружие. Упала рождаемость. Характер Первой мировой войны - несправедливая, грабительская захватническая война для всех государств, принимающих в ней участие. Цель - завоевание чужих территорий. Поводом к войне послужило убийство наследника австрийского и венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Наша армия и страна к войне не были готовы. Первые месяцы войны российская армия добивалась успехов. Война приобрела затяжной характер)
Участие России в войне объясняется не ее непосредственными интересами, а, в первую очередь, союзническими обязательствами и стремлением утвердить свой статус великой державы. В России понимали гибельность войны в условиях нестабильной экономики и острых внутренних противоречий. Помня результаты русско-японской войны и революции, П.А. Столыпин, а за ним и русская дипломатия придерживались формулы «мир, во что бы то ни стало». Но все же в предстоящей войне Россия собиралась захватить черноморские проливы, открывающие дорогу в Средиземноморье. Также Россия стремилась закрепиться на Балканах в ущерб интересам Австро-Венгрии. Планы сторон. Перед Германией и Австро-Венгрией стояла малопривлекательная.перспектива войны на два фронта. Германия намеревалась, в первую очередь, сконцентрировать войска на западном направлении и разгромить Францию, а затем перебросить их на Россию. Немецкое командование исходило из того, что мобилизация в России вследствие больших пространств и неразвитости системы железных дорог обыкновенно проходила очень медленно. Россия в случае войны опаздывала с началом военных действий. Повод к войне. Поводом к войне стало убийство в г. Сараево сербским студентом наследника австро-венгерско- го престола эрцгерцога Фердинанда. Убийство произошло 28 июня 1914 г., 10 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо невыполнимый ультиматум, а 14 июля объявила войну. В течение считанных дней в войну вступили все крупнейшие европейские державы. Начало войны. Германия через Бельгию вторглась во Францию и начала разворачивать наступление на Париж. Положение Франции становилось катастрофическим. Чтобы спасти союзника, Россия, не закончив мобилизации, двинула две крупные военные группировки в Восточную Пруссию. Германия ослабила натиск на Париж (до которого оставалось 30—40 км), перебросив часть войск на Восточный фронт. Из-за несогласованных действий русские армии были разбиты. Позднее на стороне Центральных держав в войну вступила Турция. Осенью положение на фронтах стабилизировалось. На всех направлениях войска застыли в окопах. Все страны, готовящиеся к койне, считали, что она будет скоротечной, как об этом говорил опыт предшествующих конфликтов. Но оборона оказалась сильнее наступления, и попытки прорваться через мощную, глубоко эшелонированную оборонительную систему, как правило, приводили лишь к огромным потерям. Ход войны в 1915—1916 гг. Не сумев сразу разбить Францию, Германия решила на втором году войны вывести из строя Россию. Для России этот год стал годом, отступления, но после выравнивания линии фронта положение стабилизировалось. Россия постоянно оттягивала на себя более 50 % сил противника. В том же году на стороне Антанты в войну вступает Италия. На франко-германском фронте начинаются кровопролитные битвы — под Верденом («Верденская мясорубка») и на Сомме. Все военные действия концентриро^ вались на небольшом участке фронта, к которому подводились все новые резервы. В этих ожесточенных и кровавых бойнях обе стороны потеряли миллионы людей. Принципиально иную тактику применил русский генерал А.А. Брусилов при наступлении на Юго-Западном фронте. Удары наносились сразу в нескольких местах. Тактика «Брусиловского прорыва» 1916 г. позволила нанести крупнейшее поражение Австро-Венгрии. В том же году русские войска достигли значительных успехов и на Турецком фронте. Румыния, внимательно наблюдавшая за успехами сторон, решилась выступить на стороне Антанты, но была тотчас разгромлена центральными державами. России пришлось протянуть свой фронт на юг до Черного моря. Война и русское общество. Отношение к войне в русском обществе на разных этапах являлось неодинаковым. Первоначально война была встречена всплеском патриотизма, как, впрочем, и в других странах. Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Мобилизация прошла успешно, все партии, кроме большевиков, заявили о поддержке правительства. Но война затягивалась, и положение постепенно становилось все хуже. Обострились все довоенные противоречия, ухудшилась экономическая ситуация, в кризисном состоянии оказались транспортная и энергетическая отрасли. Значительные потери понесло и сельское хозяйство. В период с 1914 по 1917 годы правительство несколько раз поменяло кадровый состав русской армии. К 1917 году она состояла в основном из плохо подготовленных крестьян и наскоро обученных офицеров. Армия превратилась из оплота существующего порядка в источник брожения и беспорядков (особенно в тылу). Революция. Вспыхнувшая Февральская революция усложнила ситуацию на фронте. Приказ N° 1, отданный Советами, фактически разложил армию. Согласно этому приказу, в армии вводились демократические порядки, офицеры уравнивались в правах с солдатами, что, естественно, способствовало резкому падению дисциплины. Временное правительство не решалось нарушить союзнические обязательства и в одностороннем порядке выйти из войны. Но продолжение войны способствовало затягиванию насущных внутренних проблем, углублению социально-экономического кризиса. Получался замкнутый круг, разорвать который могла только победа над Германией, Неизбежность победы Антанты становилась все очевиднее, особенно после вступления в войну США. Но русская армия была уже не та. Росли масштабы дезертирства из армии, фронт еле удерживался. Россия стояла на пороге гражданской войны. Выход России из войны. Пришедшие к власти большевики пошли на заключение мирного соглашения с авст- ро-германским блоком в Брест-Литовске 3 марта 1918 г. в целях сохранения собственного режима в условиях разраставшейся в стране гражданской войны. Декретом о мире большевистское правительство легализовало тайную дипломатию и опубликовало секретные договоры, заключенные царским и временным правительством. Так Россия вышла из мировой войны. Страны Антанты не признали Брестского мира и стали готовиться к интервенции. Участие в первой мировой войне стоило России гибели 2 млн человек, еще 5 млн было ранено и попало в плен. Война и вызванный ей кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, способствовали активизации социальных процессов, приведших к крушению империи и установлению нового режима. Военные действия в 1917—1918 гг. 1917—1918 годы стали завершающим этапом Первой мировой войны. Этот период характеризовался дальнейшим расширением конфликта, еще большим ожесточением и кровопролитием, а также крайним истощением сил всех воюющих сторон. Боевые действия в 1917 году шли с переменным успехом. Широкомасштабное наступление, предпринятое французскими войсками на Западном фронте, ни к чему, кроме огромных потерь, не привело. Разгром итальянских войск в битве при Капоретто осенью 1917 г. был в известной степени компенсирован значительными успехами англичан на Ближнем Востоке, где им удалось нанести Османской империи ряд чувствительных ударов. Воюющие стороны по-прежнему не могли решить проблему преодоления позиционной обороны и выхода на оперативный простор. Для решения этой задачи конструировались новые виды оружия и техники, разрабатывались более эффективные способы ведения наступления. Страны Антанты стремились не только добиться военного превосходства над Германией, но и захватить инициативу на идеологическом фронте. Ключевая роль в этом принадлежала президенту США В. Вильсону, который выступил со своим посланием, вошедшим в историю под названием «14 пунктов Вильсона». Это была программа послевоенного мирного урегулирования и, одновременно, попытка предотвратить возникновение в будущем глобальных конфликтов путем создания международной организации — Лиги Наций. Вступление США в войну в 1917 г. существенным образом изменило обстановку в пользу Антанты. Осознавая это, германское командование в марте-июле 1918 г. предприняло несколько отчаянных попыток добиться победы. Ценой невероятного напряжения сил, немецким войскам удалось прорвать французский фронт и приблизиться к Парижу на расстояние 70 километров. Но на большее сил не хватило. 18 июля 1918 года союзники перешли в контрнаступление, сдержать которое германская армия была уже не в состоянии. К осени 1918 г. союзники практически полностью освободили территорию Франции, начав подготовку к наступлению на Германию, которая к тому времени практически полностью исчерпала свои материальные и людские ресурсы. Противостоявший Атланте военный блок разваливался: 29 сентября 1918 г. из войны вышла Болгария, 30 октября — Османская империя. В октябре 1918 г. в Австро-Венгрии вспыхнула революция, которая привела к полному распаду этой «лоскутной» империи. Германия продолжала сопротивляться, но и здесь назревал революционный взрыв. 3 ноября 1918 года в Киле произошло восстание на флоте, которое быстро распространилось на всю страну и привело к свержению монархии. 11 ноября 1918 года Германия подписала акт о капитуляции. Первой мировая война завершилась.
| 15. Культура России во II-ой половине XIX века. наука и техника Русские ученые добились крупнейших успехов во всех областях научных знаний и внесли свой вклад в сокровищницу мировой науки. В 60-х гг. началась эпоха развития естествознания. Всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева. И.М. Сеченов был автором обобщающих трудов "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" и др., стал основоположником физиологический школы. И.И. Мечников - создатель российской школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, лауреат Нобелевской премии. К.А. Тимирязев - основоположник русской школы физиологии растений, его книга "Жизнь растений" издана на многих языках народов мира. Литература Основным направлением в русской литературе был критический реализм, который отличался обличением крепостнических порядков, его пережитков, отображением реальной жизни людей. Крупные писатели этой эпохи (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов) в своих произведениях изображали жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами, но каждый через собственное восприятие. По тематике художественная литература была многообразной. Представителем обличительной литературы был М.Е.Салтыков-Щедрин. Ф.М.Достоевский затронул самые глубинные темы - мир человеческих страданий и унижений, которые обрекали людей на одичание, нищету и даже на преступления Показателен для второй половине ХIХ в. роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором он вывел образ нового героя-нигилиста, человека действия, не желавшего мириться с окружающей его действительностью. Для последовательного сторонника критического реализма Н.А. Некрасова главной темой его произведений была народная жизнь, вера в силы народа ("Кому на Руси жить хорошо" и др.) Перелом в русской живописи наступил в начале 60-х гг. Лучшие выпускники Академии Художеств создали свою художественную артель, идейным руководителем которой был И.Н. Крамской. По их мнению, он и П.М. Третьяков были самыми компетентными судьями в оценках произведений живописи. Музыка. Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту". В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники"
Архитектура. Значительные изменения происходят в архитектуре. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов. Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске. В церковном строительстве возник эклектический русско-византийский стиль, основателем которого был К.А.Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя (строился с 1837 по 1883 гг.)
Скульптура Достижения скульптуры были связаны с творчеством М.М. Антокольского и А.М. Опекушина. М.М. Антокольский сыграл важную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Для его творчества характерен интерес к историческим сюжетам ("Иван Грозный", "Нестор-летописец"). Творчество А.М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А.С.Пушкину, открытого в Москве в 1880 г. и созданного на добровольные пожертвования. Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.
Художественные промыслы. Вторая половина ХIХ в. возродила интерес к древним русским ремеслам. Изделия умельцев и мастеров становятся произведениями искусства. Востребованными видами ремесел стали вышивка, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и др. В Дымковской слободе около г. Вятки сохранился художественный промысел по изготовлению детских игрушек, раскрашенных яркими красками. Гжельская посуда сохранила свое своеобразие и пользовалась по-прежнему большим спросом. Популярна была и хохломская роспись на дереве. Павловский посад Подмосковья стал центром по производству платков и шалей. Мастера Мстеры и Палеха, ранее занимавшиеся росписями икон, перешли на изготовление изделий с росписью лаковой миниатюрой. Развитие культуры 2-й половины ХIХ в. в России - это одна из замечательных страниц в истории русской и мировой культуры. Это период подъема науки и техники, развития просвещения и печати, время расцвета русского национального искусства.
|