ТОП 10:

Формирование советского права



Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде.

Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.

27 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.

Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

В декабре 1917г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом врачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей _____и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

 

В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.

Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.

В развитие Положения о совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда.

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для_____лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

 

Особенности законотворческой деятельности Советского государства. Создание основ советского права.

Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата. На // Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатовбыла установлена следующая система органов государственной власти и управления:

Всероссийский съезд Советов– представительный орган советской власти;

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)- действовал в перерывах между съездами; Совет народных комиссаров (СНК)являлся правительством.

Законодательную власть осуществляли Съезды Советов иВЦИК, исполнительную - СНК.Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов»]

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции огранов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавая необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКа, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательным для ведомств, регинональных и местных органов.

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК.

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

· отделы

· секретариат Президиума ВЦИК

· приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Согласно Конституции РСФСР (1937) высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР.

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

К примеру, следующие документы были разработаны и приняты ВЦИК РСФСР:

· Декрет «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года

· Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года и Декрет «о расторжении брака» от 19 декабря 1917 года

· Постановление «О признании контр-революционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» от 5 января 1918 года

· Декрет «О роспуске Учредительного собрания» от 6 января 1918 года

· Декрет «Об аннулировании государственных займов» от 21 января 1918 года

· Декрет «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года

· Декрет «О суде» № 2 от 7 марта 1918 года

· Декрет «Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 года

· Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 года

· Кодекс законов о труде от 9 ноября 1922 года

· Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 22 мая 1922 года

· Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года, УК РСФСР от 22 ноября 1926 года

· Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 года и ИТК РСФСР от 1 августа 1933 года

и др.

 

Вопрос 64

27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением к Советской власти левые и правые эсеры шли одним списком, как эсеры. Историки, в том числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров (370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства к этим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которые правые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левые эсеры. А на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.

Отношение к Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно было органом, который по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы "Тезисы об Учредительном собрании" — важнейшая после Апрельских тезисов работа В.И.Ленина о государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, что возможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, поскольку крестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, а буржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действия буржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтому вопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Оно может быть включено в государственное строительство лишь при условии признания им Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции, Учредительное собрание "опоздало".

В приводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах участвовало около 44 млн. избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров, меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60 %. За большевиков около 25 %. За кадетов и другие правые партии около 15 %.

Таким образом, партии с принципиально буржуазной программой получили около 15 % тех, кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами — 85 %. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием — это конфликт между социалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал "волю к социализму". Это важно подчеркнуть, т. к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение "керенщины".

Накануне созыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти", где говорилось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем был избран правый эсер В.М.Чернов (бывший министр Временного правительства). Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов зачитал "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и предложил собранию принять ее, т. е. признать Советскую власть и ее важнейшие декреты: о мире, земле и т. д. Левые эсеры также призвали собрание принять Декларацию и передать власть Советам.

Учредительное собрание Декларацию отвергло (237 голосов против 138). После этого большевики и левые эсеры покинули собрание. Собрание, уже не имея кворума, приняло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра командовавший охраной анархист матрос А.Г.Железняков предложил В.М.Чернову прекратить работу собрания, заявив: "Караул устал". В 4.40 Учредительное собрание прекратило свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет "О роспуске Учредительного собрания". Расстреливать Таврический дворец не пришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества с Советской властью направил события в худший коридор. Компромисс, по мнению В.И.Ленина, предотвратил бы гражданскую войну.

Учредительное собрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотя эсеры вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев, роспуск Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (он стал важной темой в антисоветской идеологической кампании недавнего времени).

Красноречива дальнейшая судьба депутатов. Часть из них, создав нелегальный "Межфракционный совет Учредительного собрания", летом 1918 г. образовала на Волге и Урале, где Советская власть была ликвидирована белочехами, антисоветские правительства (Комуч, Временное сибирское правительство, затем Директория, объявленная всероссийской властью). После прихода к власти Колчака часть депутатов-"учредиловцев" была выслана за границу, другая часть арестована. 23 декабря они были расстреляны в Омске по приказу Колчака.

10 января 1918 г. собрался III Вcероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного собрания. 13 января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Эти съезды объединились, и таким образом в стране возник единый высший орган власти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, а также решил снять в наименовании Советского правительства слово: "временное".

На съезде с отчетными докладами выступили председатели ВЦИК и СНК. Была принята "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", в которой впервые было дано название страны и объявлено ее федеративное устройство: "Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик". В резолюции "О федеральных учреждениях Российской республики" съезд поручил ВЦИК разработку основных положений Конституции для вынесения их на следующий съезд Советов. На съезде был избран ВЦИК в количестве 306 членов, среди которых было 160 большевиков, 125 левых эсеров и представители других партий: меньшевиков (интернационалистов и оборонцев), правых эсеров, анархистов-коммунистов.

Прежде чем рассмотреть процесс строительства судебной системы, карательных органов, органов правопорядка и армии, надо коротко охарактеризовать гражданскую войну, в которой эти институты государства играли особую роль.

 

Вопрос 65.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. Написана В. И. Лениным. Принята 12(25) января 1918 3-м Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем 18(31) января 1918 3-м Всероссийским съездом Советов. Декларация провозгласила Россию республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, власть в которой должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; установила федеративный принцип устройства Советского государства как свободного союза свободных наций, а также установила систему высших органов государственной власти. Основной задачей Советской власти Декларация объявила уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивления эксплуататоров и установление социалистической организации общества, подтвердила отмену частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, о создании ВСНХ, национализации банков, ввела всеобщую трудовую повинность, декретировала образование Красной Армии. В Декларации были закреплены принципы советской внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов. Были одобрены провозглашённые СНК независимость Финляндии, вывод войск из Ирана, объявление свободы самоопределения Армении и закон об аннулировании займов, заключённых царским и буржуазным Временным правительствами. Декларация была включена в Конституцию РСФСР 1918 как её 1-й раздел.

 

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Декларация Прав Трудящегося И Эксплуатируемого Народа - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. Проект Декларации был написан В.И. Лениным и 3 (16) января 1918 г. принят ВЦИК. 18 (31) января 1918 г. Декларация была утверждена III Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декларация состояла из четырех разделов. В 1-м разделе устанавливались политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась республикой Советов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Во 2-м разделе определялась задача социалистического государства - построение социализма, а также декларировались: отмена частной собственности на землю, введение рабочего контроля, национализация банков. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность, декретировалось создание Красной Армии. В 3-м разделе провозглашались основные принципы внешней политики: борьба за мир, отмена тайных договоров, аннулирование иностранных займов, заключенных царским и Временным правительствами. Здесь же одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, объявление свободы самоопределения Армении. В 4-м разделе провозглашалось отстранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советами, предоставлялась возможность рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение об участии в федеральном правительстве и в других советских федеральных учреждениях. Декларация была включена в первую Конституцию РСФСР, принятую 10 июля 1918 г. V Всероссийским Съездом Советов.

 

 

Вопрос 66.

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях

ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI: О гербе и флаге РСФСР.

2. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

3. Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.

4. Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

5. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

 

Формы власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного про­цесса. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те фор­мы, которые соответствовали главным устоям новой государ­ственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского го­с-ва.

По инициативе левых эсеров III Всероссийский съезд Сове­тов поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Однако в условиях острого кризиса (срыв мирных переговоров в Брест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиление оп­позиции левых коммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.

Была создана межпартийная комиссия (пропорционально представительству партий во ВЦИК), которая за три месяца подготовила согласованный текст проекта Конституции, он был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на утверждение в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения на V Всероссий­ском съезде Советов. До этого материалы комиссии публико­вались в «Известиях ВЦИК», проекты разделов обсуждались в печати.

Споры в комиссии были принципиальными, но все же уда­лось создать документ, который не сковывал поиск гос форм: основные положения этой Конституции, несмот­ря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г. Главные противоречия, вызы­вавшие споры, были между сторонниками ослабления цен­тральной власти гос-ва, развития инициативы местных властей и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали боль­шего «суверенитета регионов», другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и недели­мую» Россию.

Первый набор принципов («меньше государства») отстаивали левые эсеры, а также видный работник НКЮ М.А. Рейснер, считавший, что РСФСР должна стать объединением «трудовых коммун». За более крепкую государ­ственность стояли практичные большевики (прежде всего И.В. Сталин). Победили последние, но сама тема спора предвосхи­тила многие будущие противоречия в гос строи­тельстве.

10 июля 1918г. V Всероссийский съезд Советов принял Кон­ституцию. Она закрепила пол. основу гос-ва -Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

Раздел «Конструкция Советской власти» закрепил взаимо­отношения органов власти и управления. В основу советского госаппарата был положен принцип демократического центра­лизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исп. власти СНК законодательными полномочия­ми (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК - исполнитель­ными). Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей через воссоединение законодательных и ис­п. ф-ий преодолеть слабости буржуазного парламентаризма, задачей которого было достижение баланса классовых интересов. Такого баланса Советская власть искать не собиралась, поскольку декларировала себя как «диктатуру пролетариата», которая по мере своего укрепления приведет к построению бесклассового общества. Конституция специально не оговаривала принципы исполнения суд. ф-ии. Од­нако тот факт, что организация суд. деятельности и кон­троль за нею возлагался на НКЮ, ясно показывал ее подчи­ненность исполнительному органу.

Неосознанное восстановление самодержавного гос-ва в его соборном, советском образе. Значение этого решения было исключитель­но важным - все развитие советской государственности на­правлялось на путь, отвергающий главный принцип либераль­ного гос-ва гражданского общества, принцип разделения властей.

Реальная проблема становления Советского гос-ва со­стояла в том, что Советы возникали стихийно, без четко очер­ченных ф-ий и полномочий, на заводах и в деревнях. Мел­кие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный Совет входили все рабочие фабрики). Крупные Со­веты состояли из представителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли «совдепами» - в отличие от просто Советов.

Действия Советов были независимы, никем не регулирова­лись и с точки зрения нормального гос. управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы, например, не связывали себя решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в со­стоянии войны с Германией. Т.о. создание Консти­туции являлось острейшей необходимостью.

Превращение Советов в систему гос власти было сложной и совершенно новой задачей. Конституция, ко­торая и должна была эту задачу решить, сумела отразить суще­ствующее противоречие и оставить открытыми пути его реше­ния: «вся власть» принадлежит Советам, но «верховная власть» - центральным органам, полномочия которых Консти­туция не ограничила.

Задача превращения местных Советов в звено единой сис­темы, в обычные органы местной власти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически уста­навливали финансовую монополию центральной власти.

Конституция закрепила важнейшие мероприятия Советско­го гос-ва в области экономики: национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага к на­ционализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции. Конституция отразила федеративный принцип гос устройства РСФСР.

Конституция провозгласила классовую, пролетарскую де­мократию - для трудящихся. Иными словами, она не признала формального равенства прав.

Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, все­стороннее и бесплатное образование». Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной при­надлежности. Церковь отделялась от гос-ва и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В Конституции нет права на труд, отдых, образование и т.д., поскольку было решено за­писать в нее лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены.

Была некоторая дискриминация в избирательном праве ра­бочих и крестьян: на Всероссийский съезд Советов в городах избирался один делегат от 25 тыс. избирателей, а в деревне - от 125 тыс. жителей. Это было сделано, чтобы не менять привыч­ные методы расчета, по которым раньше избирались на раз­дельные съезды: один - рабочих и солдатских, а другой - кре­стьянских депутатов (правда, раньше от крестьян был один де­легат от 150 тыс. жителей).

Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть из­бранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, нацио­нальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранно­го депутата.

Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуа­тации человека человеком, беспощадное подавление сопротив­ления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.

 

 

Конституция РСФСР 1918 г.

Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советови вступила в силу 19 июля 1918 г. после опубликования в «Известиях ВЦИК».

Конституция РСФСРопределяла полити­ческую основу государства — систему Со­ветов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу государ­ства — диктатуру пролетариата в фор­ме Республики Советов. Она закрепляла ос­новные экономические преобразования Совет­ского государства: национализациюлесов, земли, недр, транспорта, банков и промышлен­ности.

Конституциязафиксировала федератив­ный принципгосударственного устройства РСФСР, субъектами Федерации считались наци­ональные республики. Конституцияпредусмат­ривала возможность создания областных со­юзов из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации. Высшим органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов,а в пери­од между съездами — избираемый им Всерос­сийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИКбыл высшим законодательным, рас­порядительным и контролирующим орга­ном. Он формировал Правительство РСФСР —Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссари­атов, возглавляемых народными комиссара­ми. СНК имел законодательные полномочия.

Органами власти на местах были названы областные, губернские, уездные и волост­ные съезды Советов, городские и сельские Советы, избиравшие исполнительные коми­теты.Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов. Избирательная система, по Конституции, носила явный классовый характер: право участвовать в выборах имели только трудя­щиеся.Гражданских и избирательных прав оказались лишены лица, использующие наем­ный труд в целях извлечения прибыл и, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии — т. е. те, кого в те годы назы­вали «обломками самодержавия». Конституциязакрепила многоступенча­тую и непрямую систему выборов в Сове­ты. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы: Делегаты последующих уровней избирались на съездах Советов на основе принципов представи­тельства и делегирования.

Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.024 с.)