Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Врачебная этика в Древней Греции

Поиск

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древ­ней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведе­нии» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспита­нии врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялиськ ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скром­ность,...решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»)

Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить».

Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больно­го». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужест­ранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... Лучше упре­кать спасенных, чем обрить находящихся в опасности» («Наставления»).

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущи­ми иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «дер­жать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазя­ми, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справед­ливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой неру­шимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые ли­тературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

Наряду с врачебной «Клятвой» в Древней Греции существовали и другие профессиональные клятвы (ваятелей, купцов, свидетелей и т.п.). Все они предполагали помощь и поддержку богов, которые освящали «Клятву», равно как и наказание клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это были боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», дан­ная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациен­тов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обес­печивала врачевателю полное доверие общества.

Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукос­нительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «На­ставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая изних соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает наци­ональные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития.

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячеле­тий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой ме­дицины классического периода

Медицина Александрии (элинистический период).

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы бы­ла идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вслед­ствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеа­лизма.

Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питаю­щей. Герофил много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и опи­сал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. В терапии Герофил ввел много лекарственных средств, был предшественником учения о спе­цифическом действии лекарств.

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия чело­веческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеваре­ния, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происхо­дит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического пере­тирания нищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.

Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной бие­ния сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеваре­ния. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное дви­жение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Эрази­страт различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы и 2) нервную систему. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены—кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, пред­ставляющиеся после смерти пустыми, казались египтянам, а позднее гре­кам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и их централь­ными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма посту­пает через нос, трахею и артериями при вдыхании доставляется органам.

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образо­валось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из сосед­них вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме - закрыты, а при патологических процессах откры­ваются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появ­ляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засо­ряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

Медицина Древнего Рима.

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Брита­нии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация по­лучила полное и завершенное развитие.

В Риме в условиях обшир­ного государства медицина по­лучила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладель­ческих государствах с их более низким уровнем производитель­ных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Вы­сокий уровень развития госу­дарственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитар­ным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболева­ний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслу­живавших мирные нужды крупных городов римского государства и, преж­де всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и сани­тарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III ве­ка до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи ку­пающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой во­дой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных меро­приятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиатров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возник­ших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы - снача­ла рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и ино­странцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока - Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положе­ния в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлека­ло врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме меди­цина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями. Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.

Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями.

Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получи­ли дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.). Мысли­тель прогрессивных кругов рабовладельческого Рима Лукреций явился главным представителем римского материализма и атеизма. Материалисти­ческий атомизм Лукреция и его представления в биологии и медицине по­лучили отражение в знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». В этой поэме Лукреций в популярной форме изложил основы атомистиче­ского учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших, невиди­мых движущихся частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии — о происхождении животных, строении их тела и пр. С позиций атомистического учения Лукреций подходил и к вопросам медицины, в частности вопросам распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетвор­ными и могут вызывать заразные болезни. Эти «семена» образуются при гниении в почве и человек заражается ими либо путем непосредственного контакта, либо через воздух.

Асклепиад (128—56 г. до н. э.) в основу своих медицинских воз­зрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад происходил из греческого города Прузы в Малой Азии.

Аскле­пиад поселился в Риме, где занимался вра­чебной деятельностью. По учению Аскле­пиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невиди­мым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то че­ловек здоров. Причину болезни Аскле­пиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в наруше­нии движения атомов, их застое, кото­рый приводит к изменению плотных ча­стей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположе­ния их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредно­стей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недо­статка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движе­ния и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы спо­собствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую при­чину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и приятно», Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, бы­стро и приятно». В развитие этого принци­па он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слаби­тельных и кровопусканий и разработал систему лечения общеукрепляющего. Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух), гигие­ну тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и пассивные движения и делать прогулки на воздухе. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д. Если боль­ной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Аскепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, по современной терминологии, к лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его исключительно популярным в Риме.

Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором, кро­ме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. В своем сочинении Цельс стремился дать полезные сведения рабовладельцам, которые вынуж­дены были лечить своих рабов, так как рабы стали дороги, и лечить их стало экономически выгодно. Цельс собрал сведения по семиотике, диагно­стике, прогностике, диететике и методам лечения. Цельс дал описание неко­торых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения Цельса «Диетети­ка». Некоторые описания и определения Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени.

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произве­дений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и дру­гих врачей и ученых Александрийской школы.

Крупнейший врач Рима Галеноказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками уче­ние Галена.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путеше­ствовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Алек­сандрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отпра­вился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей свое­го времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по ме­дицине, в которых собрал и расположил в си­стематическом порядке добытые до него меди­цинские знания по анатомии, физиологии, пато­логии, фармакологии, терапии, гигиене, акушер­ству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области медицины.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекар­ственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и фи­зиологии. Анатомические знания того времени получались преимуществен­но во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вслед­ствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разреша­лось производить вскрытие трупов людей.

В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных, на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал мно­гие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны све­дения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других орга­нов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к по­ниманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им опи­саны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепно-мозговых нервов, он считал источником всех нервов.

Значительны заслуги Галена в области физиологии.

Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами. Он описал механизм внешнего дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом Галену помогли наблюдения за дыханием у ранен­ных в грудную полость и у животных, которым Гален вырезал часть ребра.

Гален наблюдал деятельность сердца у раненых гладиато­ров и у юноши, имевшего врож­денный дефект грудины. Он уста­новил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и счи­тал, что природа устроила это с той целью, дабы можно было без вреда временно задерживать дыха­ние при продлении голоса, погру­жении в воду, прохождении через дым, миазмы. Особенно много на­блюдений провел Гален с целью изучения функций мозга и нервов; он установил, например, что пере­резка спинного мозга на опреде­ленном, уровне ведет к нарушению двигательных функций (парали­чам конечностей и т. п.), пара­личу дыхательных мышц, перерез­ка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности. В опы­тах на свиньях Гален послойно удалял вещество мозга, перерезал спинной мозг на разных уровнях и наблюдал наступающие при этом параличи мышц конечностей. Эти­ми экспериментами Гален устано­вил роль нервов в функции движе­ния. «Без нерва, — говорил Га­лен,— нет ни одного движения, называемого произвольным». Сво­ими исследованиями и наблюдениями Гален значительно способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине. Он описал многие анатомические структуры и понял их функции.

Гален жил в период упадка и разложения рабовладельческого обще­ства, что обусловило идеалистический характер его мировоззрения. В об­ласти философии Гален следовал за Платоном и Аристотелем: от идеали­стической философии Платона Гален взял учение о пневме и от Аристоте­ля—учение о целенаправленности. Проявлением пневмы Гален считал силы: душевную, сообщающуюся из мозга нервам, пульсирующую, пере­дающуюся из сердца артериям, и естественную, сообщающуюся из печени венам. К этим основным силам Гален присоединил ряд второстепенных сил: притягательную, играющую существенную роль при питании отдель­ных органов, удерживающую и изгоняющую. Все эти силы постоянно возобновляются дыханием, восприятием пневмы. Жизненная сила обуслов­ленная усиливает пульсовой удар, причем сердце эту силу передает артериям при посредстве пневмы. Этим нематериальным силам, изначально присущим человеку, Гален приписывал совершающиеся в организме процессы. Гален не знал кругового движения крови, центром кровеносной системы он счи­тал печень. По его мнению, печень является источником для вен, сердце — для артерий. Образующаяся в печени «сырая» кровь разносится по телу, питает его, целиком им поглощается, не возвращаясь обратно; в печени же образуется следующая порция крови для поглощения телом. Эта схема была общепризнанна вплоть до XVII века, когда ее опроверг Гарвей. Счи­тая назначением левого сердца, притягивание из легких пневмы вместе с воздухом, Гален предполагал, что растяжение — диастола — является активным движением сердца, систола же — пассивным спадением сердца.

Идеалистические основы мировоззрения Галена давили на фактиче­ский материал, полученный им в исследованиях. Гален нередко верно опи­сывал то, что видел, но под влиянием своей теории давал фактам неверное объяснение. Описывая сердце, Гален не считал его мышечным органом, так как оно не подчинено воле человека, как прочие мышцы. Полагая, что левое сердце содержит легкую пневму, Гален этим объяснил то обстоятель­ство, что стенки левого сердца толще и крепче стенок правого сердца, дабы равной тяжестью обоих желудочков удерживать сердце в вертикаль­ном положении и уравнивать незначительный вес пневмы и разжиженной ею крови в левом сердце с большим весом крови в правом. Вены содержат густую кровь и имеют порозные тонкие стенки для того, чтобы кровь лег­ко могла проникать через них и питать ткани тела. Артерии же содержат кровь более жидкую, смешанную с летучей пневмой, и потому, думал Гален, имеют более плотные стенки, дабы чрезвычайно тонкая пневма не улету­чивалась.

Теологические воззрения Галена на физиологические функции, его сложные идеалистические рассуждения о пневме были восприняты одно­сторонне схоластической медициной средних веков. Учение Галена схоласты превратили в незыблемую догму, подобно тому, как в философии они по­ступили с Аристотелем. Слабые стороны Галена были освящены офици­альным непререкаемым авторитетом католической церкви. Положительный же вклад Галена в естествознание и медицину был отодвинут на задний план. В таком искаженном виде наследие Галена—«галенизм» стало зна­менем схоластической медицины и играло в течение многих веков тормо­зящую роль в развитии науки. Был совершенно отброшен метод Галена — исследование, эксперимент.

4. Контрольные вопросы:

1. Основные направления в понимании происхождения болезней в древних

государствах.

2. Расскажите о развитии медицины Древнего Египта.

3. Расскажите о медицине Месопотамии.

4. Расскажите о древнеиндийской медицине.

5. Особенности развития медицины в Древнем Китае.

6. Особенности развития медицины в Древней Греции.

7. Какие вы знаете древнегреческие врачебные школы? Назовите, где они находились.

8. Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины?

9. Когда и кем был написан «Гиппократов сборник»?

10. Клятва Гиппократа.

11. Расскажите об открытиях, сделанных александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом.

12. Коротко расскажите о развитии медицины Древнего Рима в различные периоды истории:

а) царский.

б) период республики.

в) период империи.

13. Расскажите о великом древнеримском враче Галене.

5. Тестовые задания:

Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай)


01. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1) применение наркоза

2) открытие лекарственных средств

3) классовый характер медицины

4) общедоступная медицина

02. Древняя цивилизация использовавшая химические методы при мумификации умерших правителей и знатных людей

1) cкифы

2) инки

3) ацтеки

4) майя

03. Прививки против оспы описаны:

1) в книге "Давантра"

2) в "Аюр-Веде"

3) в "Книге чудес"

4) в папирусе Эберса

04. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

1) бальзамации

2) вскрытии трупов

3) изучении медицинских книг

4) вскрытии животных

05. Операция впервые описанная и произведенная Сушрутой:

1) трахеотомия

2) чревосечение

3) удаление катаракты

4) ампутация конечности

06. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

1) Законы Хаммурапи

2) Римское право

3) Аюр-Веда

4) Канон медицины

07. центром жизни в Индии. считали:

1) желудок

2) мозг

3) пупок

4) сердце

08. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1) ритуальные танцы

2) лечение от противного

3) заговоры

4) хирургия

09. Страна Древнего мира, где производилась операция ринопластики:

1) Вавилонское царство

2) Индия

3) Греция

4) Китай

10. Индийские врачи для остановки кровотечения применяли:

1) мази, отвары

2) микстуры, пасты

3) холод, давящая повязка

4) прижигание ран

11. Страна Древнего мира, в которой широко использовали лечение ртутью:

1) Египет

2) Вавилон

3) Индия

4) Китай

12. Паразитарное заболевание, имевшее широкое распространение в Древнем Египте:

1) тениоз

2) дифиллоботриоз

3) описторхоз

4) шистосомоз

13. Метод применявшийся в Древнем Китае при натуральной оспе:

1) вакцинация

2) вариоляция

3) оперативное вмешательство

4) кровопускание

14. Направление врачевания в Древней Месопотамии, основанное на эмпирическом опыте:

1) ашипуту

2) асуту

3) йога

4) аюрведа

15. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение

1) о дыхании

2) о пневме

3) о пульсе

4) «инь-ян»

16. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли:

1) переодевты

2) терапевты

3) тарихевты

4) прозекторы

17. Египетские врачи были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи, поэтому они

1) ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительное

2) применяли лечебное голодание

3) делали кровопускания

4) пили минеральные воды

18. В V веке до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди врачей этой страны существовала специализация (хирурги, окулисты и т.д.)

1) Вавилон

2) Китай

3) Индия

4) Египет

19. Древнеегипетский папирус Э. Смита представляет собой

1) трактат по анатомии

2) трактат по акушерству

3) трактат по хирургии

4) трактат по внутренним болезням

20. В Древнем Китае считалось, что настоящий врач - не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто:

1) дает советы

2) назначает физические упражнения

3) владеет операционной техникой

4) предупреждает болезнь

21. Определив болезнь и ее причину, врачеватель-ашипу до начала лечения

1) составлял гороскоп

2) делал прогноз

3) проводил культовый обряд

4) проводил омовение

22. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):

1) Египет

2) Китай

3) Вавилон

4) Индия

23. Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею

1) в Китае

2) в Египте

3) в Индии

4) в Ассирии

24. Древнеегипетский папирус, посвященный женским болезням

1) папирус Смита

2) папирус Бругша

3) Кахунский папирус

4) папирус Эберса


Медицина эпохи рабовладения. Древняя Греция, Древний Рим.


25. Военная медицина зародилась:

1) в Древней Греции

2) в Древнем Риме

3) в Месопотамии

4) в Древнем Китае

26. врачебная школа, к которой принадлежал Гиппократ:

1) александрийская

2) родосская

3) сицилийская

4) косская

27. Единственное сочинение «Гиппократова сборника», которое признается большинством исследователей как подлинное сочинение Гиппократа:

1) «Афоризмы»

2) «Клятва»

3) «Прогностика».

4) «О воздухах, водах, местностях»

28. Врач, составивший самое обширное сочинение в Древнем мире по родовспоможению, гинекологии и детским болезням:

1) Герофил

2) Эрасистрат

3) Диоскорид

4) Соран из Эфеса

29. Основатель древнегреческой Сицилийской врачебной школы:

1) Эмпедокл

2) Гиппократ

3) Праксагор

4) Гален

30. Бог-целитель древнегреческого пантеона:

1) Аполлон

2) Асклепий

3) Аид

4) Дионис

31. Святилище в честь бога врачевания в Древней Греции:

1) асклепейон

2) мусейон

3) абатон

4) апейрон

32. Военные учреждения для раненых и больных в древнем Риме назывались:

1) госпитали

2) лазареты

3) валетудинарии

4) асклепейоны

33. Солдаты, входившие в санитарные команды римских легионов, предназначенные для выноса раненых с поля боя:

1) капсарии

2) гастаты

3) триарии

4) депутаты

34. Древнеримский врач, считавший, что лечить надо «безопасно, быстро и приятно»:

1) Асклепиад

2) Архагат

3) Цельс

4) Гален

35. Древнеримский врач, написавший труд «О врачебной материи», в котором содержится информация о более чем 600 лекарственных растений.

1) Соран

2) Диоскорид Педаний

3) Плиний Старший

4) Тит Лукреций Кар

36. Родной город Клавдия Галена:

1) Пергам

2) Коринф

3) Афины

4) Александрия

37. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера считают

1) закон «Двенадцати таблиц»

2) законы Ману

3) закон Юлиана

4) законы Хаммурапи

38. Четыре признака воспаления были описаны

1) Сораном

2) Цельсом

3) Асклепиадом

4) Галеном

39. На территорию Асклепионов не разрешалось входить

1) здоровым людям

2) безнадежным больным

3) беднякам

4) травмированным

40. Определение основных типов темперамента человека описал

1) Платон

2) Гален

3) Гиппократ

4) Демокрит

41. Первыми врачами в Древнем Риме были:

1) рабы

2) священники

3) рабовладельцы

4) жрецы

42. В Римской Империи государственные власти в городах утверждали оплачиваемые должности врачей

1) хирургов

2) ординаторов

3) эдилов

4) архиатров

43. Должность архиатра впервые была введена

1) в Вавилоне

2) в Греции

3) в России

4) в Риме

44. По представлению древних греков в организме человека текут:

1) пневма, кровь, флегма, прана

2) слизь, пневма, желчь

3) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

4) воздух, вода, кровь, слизь, желчь

45. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме царского периода, по свидетельству Катона:

1) свекла

2) капуста

3) лук

4) чеснок

46. Врачами-отпущенниками в Древнем Риме были

1) выпускники медицинской школы

2) врачи-рабы отпущенные хозяином

3) жрецы Эскулапа

4) врачи греческого происхождения

47. Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается

1) Аристотель

2) Герофил

3) Цельс

4) Гален


Ситуационные задачи

1. В «Аюрведе» - памятнике древнеиндийской медицины приводится мнение одного из выдающихся врачей древней Индии Чарака о том, что врач не должен «…прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ и которые в свою очередь огорчают их, а так же лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать и умирающим, равно так же и женщине в отсутствии ее господина или патрона».

- Дайте оценку нравственной позиции Чарака.

2. У «отца истории» греческого писателя Геродота (V в. До н.э.) имеется описание ряда обычаев в Древней Месопотамии. «Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок… Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал недугом или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать в чем его недуг?».

- Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей.

3. В законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. До н.э.) содержится своеобразная такса за неудачные действия врача при операции. В случае смерти пациента или потери глаза лекарю могли отрубить кисть руки. Если же аналогичный исход наступал у раба, то лекарь мог возместить потерю по принципу: раба за раба.

- Дайте оценку этому законодательству с точки зрения врачебной морали данной эпохи.

4. О великом древнегреческом враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.) сохранилось предание, что персидский царь Артаксеркс приглашал его для лечения своих подданных, обещая за это дать золота «сколько он захочет». Гиппократ ответил, что богатством «персов» мне не приличествует наслаждаться так же как прекращать болезни варваров – врагов эллинов».

- Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику.

5. Римский патриций Авл Корнелий Цельс (I в. До н.э. – I в.н.э.), интересовавшийся и занимавшийся практической медициной, приводит в своих книгах «О медицине» рассказ о том, что александрийские врачи Герофил и Эразистрат, жившие на рубеже IV и III веков до н.э., «…производили вскрытия живых людей, преступников полученных из тюрем от царской власти, и пока еще оставалось дыхание, рассматривали то, что природа раньше скрывала от глаз…». Цельс приводит мнение, что это нельзя считать жестокостью, так как «…ценой мучений преступников и притом немногих, открываются лечебные средства для множества незапятнанных преступлениями людей всех веков».

- Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества.

6. По свидетельству римского историка Светония император Клавдий (I в.н.э.), увидев, что иные рабовладельцы «…не желая тратится на лечение больных и истощенных рабов, выбрасывали их на Эскулапов остров, то этих выброшенных рабов он объявил свободными: если они выздоравливали, то не должны были возвращаться к хозяину, а если хозяин хотел лучше убить их чем выбросить, то он подлежал обвинению в убийстве».

- Дайте оценку врачебной морали античного общества.

Кроссворд по теме занятия

По горизонтали:

1. Период формирования медицины в Древнем Риме - VIII-VI вв. до н.э. 2. Самое популярное лечебное средство у римлян. 3. Столица Восточной Империи, «Новый Рим -...». 4. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста. 5. Первые строители храмов на территории Италии. 6. Профессиональные борцы из числа рабов, военнопленных и наемных людей. 7. Военные учреж



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.014 с.)