Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачебная этика в Древней ГрецииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялиськ ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность,...решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении») Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... Лучше упрекать спасенных, чем обрить находящихся в опасности» («Наставления»). Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые литературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем). Наряду с врачебной «Клятвой» в Древней Греции существовали и другие профессиональные клятвы (ваятелей, купцов, свидетелей и т.п.). Все они предполагали помощь и поддержку богов, которые освящали «Клятву», равно как и наказание клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это были боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая изних соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода Медицина Александрии (элинистический период). Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма. Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. В терапии Герофил ввел много лекарственных средств, был предшественником учения о специфическом действии лекарств. Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания нищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы. Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Эразистрат различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы и 2) нервную систему. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены—кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, представляющиеся после смерти пустыми, казались египтянам, а позднее грекам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и их центральными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма поступает через нос, трахею и артериями при вдыхании доставляется органам. Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образовалось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из соседних вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме - закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п. Медицина Древнего Рима. Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п. До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и, прежде всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III века до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр. В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов. В императорском Риме была введена должность архиатров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников. Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы - сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и иностранцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока - Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме медицина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями. Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль. Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.). Мыслитель прогрессивных кругов рабовладельческого Рима Лукреций явился главным представителем римского материализма и атеизма. Материалистический атомизм Лукреция и его представления в биологии и медицине получили отражение в знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». В этой поэме Лукреций в популярной форме изложил основы атомистического учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших, невидимых движущихся частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии — о происхождении животных, строении их тела и пр. С позиций атомистического учения Лукреций подходил и к вопросам медицины, в частности вопросам распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетворными и могут вызывать заразные болезни. Эти «семена» образуются при гниении в почве и человек заражается ими либо путем непосредственного контакта, либо через воздух. Асклепиад (128—56 г. до н. э.) в основу своих медицинских воззрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад происходил из греческого города Прузы в Малой Азии. Асклепиад поселился в Риме, где занимался врачебной деятельностью. По учению Асклепиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недостатка движения. Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую причину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов. В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и приятно», Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, быстро и приятно». В развитие этого принципа он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слабительных и кровопусканий и разработал систему лечения общеукрепляющего. Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух), гигиену тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и пассивные движения и делать прогулки на воздухе. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д. Если больной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Аскепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, по современной терминологии, к лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его исключительно популярным в Риме. Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором, кроме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. В своем сочинении Цельс стремился дать полезные сведения рабовладельцам, которые вынуждены были лечить своих рабов, так как рабы стали дороги, и лечить их стало экономически выгодно. Цельс собрал сведения по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения. Цельс дал описание некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения Цельса «Диететика». Некоторые описания и определения Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы. Крупнейший врач Рима Галеноказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками учение Галена. Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путешествовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Александрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отправился в Рим, где и провел более 30 лет. Освоив знания и опыт лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области медицины. В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов. Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Анатомические знания того времени получались преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей. В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных, на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал многие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны сведения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других органов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к пониманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им описаны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепно-мозговых нервов, он считал источником всех нервов. Значительны заслуги Галена в области физиологии. Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами. Он описал механизм внешнего дыхания, понял роль активных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом Галену помогли наблюдения за дыханием у раненных в грудную полость и у животных, которым Гален вырезал часть ребра. Гален наблюдал деятельность сердца у раненых гладиаторов и у юноши, имевшего врожденный дефект грудины. Он установил, что дыхание представляет собой акт произвольный, и считал, что природа устроила это с той целью, дабы можно было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса, погружении в воду, прохождении через дым, миазмы. Особенно много наблюдений провел Гален с целью изучения функций мозга и нервов; он установил, например, что перерезка спинного мозга на определенном, уровне ведет к нарушению двигательных функций (параличам конечностей и т. п.), параличу дыхательных мышц, перерезка блуждающего нерва — к потере голоса, чувствительности. В опытах на свиньях Гален послойно удалял вещество мозга, перерезал спинной мозг на разных уровнях и наблюдал наступающие при этом параличи мышц конечностей. Этими экспериментами Гален установил роль нервов в функции движения. «Без нерва, — говорил Гален,— нет ни одного движения, называемого произвольным». Своими исследованиями и наблюдениями Гален значительно способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине. Он описал многие анатомические структуры и понял их функции. Гален жил в период упадка и разложения рабовладельческого общества, что обусловило идеалистический характер его мировоззрения. В области философии Гален следовал за Платоном и Аристотелем: от идеалистической философии Платона Гален взял учение о пневме и от Аристотеля—учение о целенаправленности. Проявлением пневмы Гален считал силы: душевную, сообщающуюся из мозга нервам, пульсирующую, передающуюся из сердца артериям, и естественную, сообщающуюся из печени венам. К этим основным силам Гален присоединил ряд второстепенных сил: притягательную, играющую существенную роль при питании отдельных органов, удерживающую и изгоняющую. Все эти силы постоянно возобновляются дыханием, восприятием пневмы. Жизненная сила обусловленная усиливает пульсовой удар, причем сердце эту силу передает артериям при посредстве пневмы. Этим нематериальным силам, изначально присущим человеку, Гален приписывал совершающиеся в организме процессы. Гален не знал кругового движения крови, центром кровеносной системы он считал печень. По его мнению, печень является источником для вен, сердце — для артерий. Образующаяся в печени «сырая» кровь разносится по телу, питает его, целиком им поглощается, не возвращаясь обратно; в печени же образуется следующая порция крови для поглощения телом. Эта схема была общепризнанна вплоть до XVII века, когда ее опроверг Гарвей. Считая назначением левого сердца, притягивание из легких пневмы вместе с воздухом, Гален предполагал, что растяжение — диастола — является активным движением сердца, систола же — пассивным спадением сердца. Идеалистические основы мировоззрения Галена давили на фактический материал, полученный им в исследованиях. Гален нередко верно описывал то, что видел, но под влиянием своей теории давал фактам неверное объяснение. Описывая сердце, Гален не считал его мышечным органом, так как оно не подчинено воле человека, как прочие мышцы. Полагая, что левое сердце содержит легкую пневму, Гален этим объяснил то обстоятельство, что стенки левого сердца толще и крепче стенок правого сердца, дабы равной тяжестью обоих желудочков удерживать сердце в вертикальном положении и уравнивать незначительный вес пневмы и разжиженной ею крови в левом сердце с большим весом крови в правом. Вены содержат густую кровь и имеют порозные тонкие стенки для того, чтобы кровь легко могла проникать через них и питать ткани тела. Артерии же содержат кровь более жидкую, смешанную с летучей пневмой, и потому, думал Гален, имеют более плотные стенки, дабы чрезвычайно тонкая пневма не улетучивалась. Теологические воззрения Галена на физиологические функции, его сложные идеалистические рассуждения о пневме были восприняты односторонне схоластической медициной средних веков. Учение Галена схоласты превратили в незыблемую догму, подобно тому, как в философии они поступили с Аристотелем. Слабые стороны Галена были освящены официальным непререкаемым авторитетом католической церкви. Положительный же вклад Галена в естествознание и медицину был отодвинут на задний план. В таком искаженном виде наследие Галена—«галенизм» стало знаменем схоластической медицины и играло в течение многих веков тормозящую роль в развитии науки. Был совершенно отброшен метод Галена — исследование, эксперимент. 4. Контрольные вопросы: 1. Основные направления в понимании происхождения болезней в древних государствах. 2. Расскажите о развитии медицины Древнего Египта. 3. Расскажите о медицине Месопотамии. 4. Расскажите о древнеиндийской медицине. 5. Особенности развития медицины в Древнем Китае. 6. Особенности развития медицины в Древней Греции. 7. Какие вы знаете древнегреческие врачебные школы? Назовите, где они находились. 8. Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины? 9. Когда и кем был написан «Гиппократов сборник»? 10. Клятва Гиппократа. 11. Расскажите об открытиях, сделанных александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом. 12. Коротко расскажите о развитии медицины Древнего Рима в различные периоды истории: а) царский. б) период республики. в) период империи. 13. Расскажите о великом древнеримском враче Галене. 5. Тестовые задания: Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай) 01. Особенности медицины рабовладельческого строя: 1) применение наркоза 2) открытие лекарственных средств 3) классовый характер медицины 4) общедоступная медицина 02. Древняя цивилизация использовавшая химические методы при мумификации умерших правителей и знатных людей 1) cкифы 2) инки 3) ацтеки 4) майя 03. Прививки против оспы описаны: 1) в книге "Давантра" 2) в "Аюр-Веде" 3) в "Книге чудес" 4) в папирусе Эберса 04. Анатомические знания в Древнем Египте получали при: 1) бальзамации 2) вскрытии трупов 3) изучении медицинских книг 4) вскрытии животных 05. Операция впервые описанная и произведенная Сушрутой: 1) трахеотомия 2) чревосечение 3) удаление катаракты 4) ампутация конечности 06. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей: 1) Законы Хаммурапи 2) Римское право 3) Аюр-Веда 4) Канон медицины 07. центром жизни в Индии. считали: 1) желудок 2) мозг 3) пупок 4) сердце 08. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае: 1) ритуальные танцы 2) лечение от противного 3) заговоры 4) хирургия 09. Страна Древнего мира, где производилась операция ринопластики: 1) Вавилонское царство 2) Индия 3) Греция 4) Китай 10. Индийские врачи для остановки кровотечения применяли: 1) мази, отвары 2) микстуры, пасты 3) холод, давящая повязка 4) прижигание ран 11. Страна Древнего мира, в которой широко использовали лечение ртутью: 1) Египет 2) Вавилон 3) Индия 4) Китай 12. Паразитарное заболевание, имевшее широкое распространение в Древнем Египте: 1) тениоз 2) дифиллоботриоз 3) описторхоз 4) шистосомоз 13. Метод применявшийся в Древнем Китае при натуральной оспе: 1) вакцинация 2) вариоляция 3) оперативное вмешательство 4) кровопускание 14. Направление врачевания в Древней Месопотамии, основанное на эмпирическом опыте: 1) ашипуту 2) асуту 3) йога 4) аюрведа 15. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение 1) о дыхании 2) о пневме 3) о пульсе 4) «инь-ян» 16. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли: 1) переодевты 2) терапевты 3) тарихевты 4) прозекторы 17. Египетские врачи были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи, поэтому они 1) ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительное 2) применяли лечебное голодание 3) делали кровопускания 4) пили минеральные воды 18. В V веке до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди врачей этой страны существовала специализация (хирурги, окулисты и т.д.) 1) Вавилон 2) Китай 3) Индия 4) Египет 19. Древнеегипетский папирус Э. Смита представляет собой 1) трактат по анатомии 2) трактат по акушерству 3) трактат по хирургии 4) трактат по внутренним болезням 20. В Древнем Китае считалось, что настоящий врач - не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто: 1) дает советы 2) назначает физические упражнения 3) владеет операционной техникой 4) предупреждает болезнь 21. Определив болезнь и ее причину, врачеватель-ашипу до начала лечения 1) составлял гороскоп 2) делал прогноз 3) проводил культовый обряд 4) проводил омовение 22. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей): 1) Египет 2) Китай 3) Вавилон 4) Индия 23. Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею 1) в Китае 2) в Египте 3) в Индии 4) в Ассирии 24. Древнеегипетский папирус, посвященный женским болезням 1) папирус Смита 2) папирус Бругша 3) Кахунский папирус 4) папирус Эберса Медицина эпохи рабовладения. Древняя Греция, Древний Рим. 25. Военная медицина зародилась: 1) в Древней Греции 2) в Древнем Риме 3) в Месопотамии 4) в Древнем Китае 26. врачебная школа, к которой принадлежал Гиппократ: 1) александрийская 2) родосская 3) сицилийская 4) косская 27. Единственное сочинение «Гиппократова сборника», которое признается большинством исследователей как подлинное сочинение Гиппократа: 1) «Афоризмы» 2) «Клятва» 3) «Прогностика». 4) «О воздухах, водах, местностях» 28. Врач, составивший самое обширное сочинение в Древнем мире по родовспоможению, гинекологии и детским болезням: 1) Герофил 2) Эрасистрат 3) Диоскорид 4) Соран из Эфеса 29. Основатель древнегреческой Сицилийской врачебной школы: 1) Эмпедокл 2) Гиппократ 3) Праксагор 4) Гален 30. Бог-целитель древнегреческого пантеона: 1) Аполлон 2) Асклепий 3) Аид 4) Дионис 31. Святилище в честь бога врачевания в Древней Греции: 1) асклепейон 2) мусейон 3) абатон 4) апейрон 32. Военные учреждения для раненых и больных в древнем Риме назывались: 1) госпитали 2) лазареты 3) валетудинарии 4) асклепейоны 33. Солдаты, входившие в санитарные команды римских легионов, предназначенные для выноса раненых с поля боя: 1) капсарии 2) гастаты 3) триарии 4) депутаты 34. Древнеримский врач, считавший, что лечить надо «безопасно, быстро и приятно»: 1) Асклепиад 2) Архагат 3) Цельс 4) Гален 35. Древнеримский врач, написавший труд «О врачебной материи», в котором содержится информация о более чем 600 лекарственных растений. 1) Соран 2) Диоскорид Педаний 3) Плиний Старший 4) Тит Лукреций Кар 36. Родной город Клавдия Галена: 1) Пергам 2) Коринф 3) Афины 4) Александрия 37. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера считают 1) закон «Двенадцати таблиц» 2) законы Ману 3) закон Юлиана 4) законы Хаммурапи 38. Четыре признака воспаления были описаны 1) Сораном 2) Цельсом 3) Асклепиадом 4) Галеном 39. На территорию Асклепионов не разрешалось входить 1) здоровым людям 2) безнадежным больным 3) беднякам 4) травмированным 40. Определение основных типов темперамента человека описал 1) Платон 2) Гален 3) Гиппократ 4) Демокрит 41. Первыми врачами в Древнем Риме были: 1) рабы 2) священники 3) рабовладельцы 4) жрецы 42. В Римской Империи государственные власти в городах утверждали оплачиваемые должности врачей 1) хирургов 2) ординаторов 3) эдилов 4) архиатров 43. Должность архиатра впервые была введена 1) в Вавилоне 2) в Греции 3) в России 4) в Риме 44. По представлению древних греков в организме человека текут: 1) пневма, кровь, флегма, прана 2) слизь, пневма, желчь 3) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь 4) воздух, вода, кровь, слизь, желчь 45. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме царского периода, по свидетельству Катона: 1) свекла 2) капуста 3) лук 4) чеснок 46. Врачами-отпущенниками в Древнем Риме были 1) выпускники медицинской школы 2) врачи-рабы отпущенные хозяином 3) жрецы Эскулапа 4) врачи греческого происхождения 47. Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается 1) Аристотель 2) Герофил 3) Цельс 4) Гален Ситуационные задачи 1. В «Аюрведе» - памятнике древнеиндийской медицины приводится мнение одного из выдающихся врачей древней Индии Чарака о том, что врач не должен «…прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ и которые в свою очередь огорчают их, а так же лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать и умирающим, равно так же и женщине в отсутствии ее господина или патрона». - Дайте оценку нравственной позиции Чарака. 2. У «отца истории» греческого писателя Геродота (V в. До н.э.) имеется описание ряда обычаев в Древней Месопотамии. «Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок… Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал недугом или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать в чем его недуг?». - Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей. 3. В законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. До н.э.) содержится своеобразная такса за неудачные действия врача при операции. В случае смерти пациента или потери глаза лекарю могли отрубить кисть руки. Если же аналогичный исход наступал у раба, то лекарь мог возместить потерю по принципу: раба за раба. - Дайте оценку этому законодательству с точки зрения врачебной морали данной эпохи. 4. О великом древнегреческом враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.) сохранилось предание, что персидский царь Артаксеркс приглашал его для лечения своих подданных, обещая за это дать золота «сколько он захочет». Гиппократ ответил, что богатством «персов» мне не приличествует наслаждаться так же как прекращать болезни варваров – врагов эллинов». - Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику. 5. Римский патриций Авл Корнелий Цельс (I в. До н.э. – I в.н.э.), интересовавшийся и занимавшийся практической медициной, приводит в своих книгах «О медицине» рассказ о том, что александрийские врачи Герофил и Эразистрат, жившие на рубеже IV и III веков до н.э., «…производили вскрытия живых людей, преступников полученных из тюрем от царской власти, и пока еще оставалось дыхание, рассматривали то, что природа раньше скрывала от глаз…». Цельс приводит мнение, что это нельзя считать жестокостью, так как «…ценой мучений преступников и притом немногих, открываются лечебные средства для множества незапятнанных преступлениями людей всех веков». - Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества. 6. По свидетельству римского историка Светония император Клавдий (I в.н.э.), увидев, что иные рабовладельцы «…не желая тратится на лечение больных и истощенных рабов, выбрасывали их на Эскулапов остров, то этих выброшенных рабов он объявил свободными: если они выздоравливали, то не должны были возвращаться к хозяину, а если хозяин хотел лучше убить их чем выбросить, то он подлежал обвинению в убийстве». - Дайте оценку врачебной морали античного общества. Кроссворд по теме занятия По горизонтали: 1. Период формирования медицины в Древнем Риме - VIII-VI вв. до н.э. 2. Самое популярное лечебное средство у римлян. 3. Столица Восточной Империи, «Новый Рим -...». 4. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста. 5. Первые строители храмов на территории Италии. 6. Профессиональные борцы из числа рабов, военнопленных и наемных людей. 7. Военные учреж
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.02 с.) |