Источники и историография истории Древней Южной Азии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и историография истории Древней Южной Азии.



Культура и религия Древнего Египта.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:

- первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.),

- второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.),

- третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).

Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян. Культура и религия древнего Египта-Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. Он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Также египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Например, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет - львица, Тот - павиана, бог водной пучины Себек - крокодила, богиня Уаджет - змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор)

 

Раннее царство

Варианты датировки периода:
  • ок. 3000—2778 гг. до н. э.
  • ок. 3032/2982—2707/2657 гг. до н. э.
  • ок. 2900—2545+25 гг. до н. э.
(ок. 222 лет) (ок. 325 лет) (ок. 355 лет) — по Э. Бикерману[31] — по Ю. фон Бекерату[32] — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону (включая III династию)[33]

Согласно принятой в египтологии традиции, считается, что около 3000 г. до н. э. две части Египта — Верхняя и Нижняя, были объединены в единое царство со столицей в городе Чени (др.-греч. Тинис) и/или основанном на границе этих областей городе Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис). Но также вероятно, что Египет мог иногда объединяться и до этого времени, под управлением неизвестных сохранившимся источникам и современной науке правителей[27]:66. Традиционно создание объединённого государства, античные источники цитирующие Манефона, приписывают верхнеегипетскому правителю Менесу, а у Геродота имя первого фараона — Мин. Современные исследователи отождествляют этих фараонов с Нармером и также сопоставляют их с Мени из Туринского и Абидосского «царских списков», другой вероятной гипотезой, считается сопоставление античного Менеса/Мина и Мени «царских списков» с фараоном Аха, а Нармера относят к правителям додинастического периода. На сегодняшний день достоверным можно считать появление на рубеже IV—III-го тыс. до н. э. двуединого государства, в результате присоединения к верхнеегипетско­му царству территорий Нижнего Египта, население которого ещё долгие годы ожесточённо боролось с южанами. Так на границе XXVII—XXVI веков до н. э. в Нижнем Египте в очередной раз произошло восстание (последнее из известных возмущений в Низовье), что привело к гражданской войне, в результате которой фараон Хасехемуи жестоко расправился с восставшими жителями дельты — упоминается казнь около 50 000 человек. Вероятно, в правление этого последнего фараона II-ой династии, произошло окончательное объединение Древнего Египта в единое государство. Хозяйствование периода Раннего царства продолжало развиваться, усложнялись ирригационные системы, совершенствовались каменные и медные орудия, получил распространение гончарный круг, расширялась меновая торговля, в государственном аппарате увеличивалась обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов. Из злаковых выращивались ячмень (различали «нижнеегипетский» и «верхнеегипетский» сорта), пшеница-двузернянка. Фараоны Раннего царства контролировали только собственно Египет, но систематически предпринимали торговые и военные экспедиции в соседние страны: на юг в Та-сети (Северная Нубия), на северо-запад в Та-хену (Древняя Ливия), на северо-восток в Биау (пол-ов Синай) и к племенам сечетиу (Южная Палестина).

Правящие династии
  • I династия
  • II династия
— полулегендарные династии, резиденцией которых, согласно Манефону, был город Чени (др.-греч. Тинис), но современные исследования позволяют предположить, что правители этих династий могли только происходить из Чени, а правление страной осуществляли из Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис).

 

6) Египет в период Древнего царства. Внутренняя и внешняя политика. Древнее Царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правлениефараонов III—VI династий. Объединение египетских номов в рамках одного государства и организация единого управления привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правителя Продуктивное земледелие - основа египетской экономики и богатства египетского государства в период Древнего царства. Заметные успехи в трех отраслях: металлургии, обработке камня и гончарном деле, овладели техникой ковки и литья. В эпоху Древнего царства началось строительство грандиозных сооружений из камня.Рабы составляли основной класс египетского общества, судя по документам, рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Во главе центрального управления стоял царь. Фараон олицетворял мощь египетского государства, считался воплощением божества в образе человека. Ближайший помощник фараона был высший человек - чати, напоминающий средневекового визиря. Период Древнего царства протекает в архитектурной конкуренции правителей. Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Его погребальное сооружение в Саккаре предстает ступенчатой пирамидой. Сехемхет - закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его. Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера Помимо архитектуры этот период характеризуется ожесточенной борьбой за религиозную монополию между жрецами и фараонами Ограниченной частью государственного аппарата была армия, в то время она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженных луком, копьями и короткими мечами После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н.э.) власть мемфеских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов. Эпоха Древнего царства завершает период упадка и раздробленности Древнего Египта. Первый переходный период ознаменован мощными революциями, разного рода катаклизмами и вторжениями морских народов. Египет вступает в своего рода феодальный период, или средневековье. Первые династии этого периода продолжали править из Мемфиса, а IX и Х - из города, который греки назвали Гераклеополем.

7) Шумерские города-государства Древней Месопотамии. Месопота́мия- область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армянского нагорья на севере, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. В древности Нижнюю Месопотамию называли Шумером, она делилась на две части: собственно Шумер и Аккад. ШУМЕ́Р, древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада. Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.На рубеже 4–3 тыс. до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тыс. до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш.

8) Образование централизованного государства в Месопотамии Правление Шумеро-Акадское царство при III династии Ура. Образование Аккадского государства (XXIV— XXII вв. до н. э.). В середине XXIV века до н.э. между Шумерским и Аккадским царствами шли жестокие сражения, закончившиеся победой Аккада. Основателем Аккадского царства стал Саргон I. Предполагают, что он был родом из бедной семьи. Существует легенда о его происхождении. Не в состоянии прокормить ребенка, мать положила его в плетеную корзину и оставила в камышовых зарослях на берегу Евфрата. Богиня Иштар взяла мальчика под свое покровительство. Его подобрал водонос по имени Акки и воспитал. Впоследствии богиня сделала Саргона I царем Аккадского царства. Это произошло в 2316 году до н. э. Имя Саргона I переводится как „ Истинен цар ь". Месопотамия при Саргоне I (2316—2261 гг. до н. э.). Взойдя на трон, Саргон I вначале укрепил свою власть в Аккаде. Затем, собрав большое войско, он захватил Киш и провозгласил себя „царем Киша и Аккада". Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Шумерским царством. Войска Саргона I разбили войска правителя Уммы Лугальзаггеси и поддерживавших его 50 правителей. В бою он паял в плен Лугальзаггеси и предал в жертву богу Энлиму. Некоторые Крупные шумерские города продолжали отчаянно сопротивляться аккадскому завоевателю. Только окончательно покорив их, Саргон I смог „омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива. Далее он захватил Сирию, Палестину и вышел к берегам Средиземного моря. Таким образом, объединив под своей властью всю Месопотамию, Саргон I создал большое государство с центром в Аккаде. Он объявил себя „царем четырех сторон света". Это было самое крупное в юго-западной Азии первое рабовладельческое государство. Из захваченных стран он привез в свою столицу Аккад бесчисленное множество пленных, богатую добычу. Саргон правил Месопотамией 55 лет. За это время была создана крупная ирригационная сеть, высокого развития достигли земледелие, ремесленничество, торговля, построены сухопутные торговые пути, развивались морская, речная торговля. Шумеро-Аккадекое царство при III династии Ура (конец XXII — начало XX вв. до н. э.). Население Месопотамии было недовольно правлением кутиев: по всей стране вспыхивали восстания. Сопротивление завоевателям возглавил простой рыбак Утухенгалъ, который пришел к власти в Уруке. В 2109 году до н. э. он разбил вождя кутиев Тирикана и пленил его. Утухенгаль вскоре умер и власть над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он изгнал последние остатки кутиев из страны, основал династию Ура и вновь возродил Шумеро-Аккадское царство. III династия Ура правила страной 115 лет. Один из представителей династии, Шульги (2109—2046 гг. до н.э.), значительно расширил границы Месопотамии за счет территорий Сирии, Палестины, Элама, Малой Азии и других государств. Он также называл себя „царем четырех сторон света". За это время в Месопотамии была восстановлена разрушенная прежде ирригационная система, в больших масштабах велись земледельческие работы, развивались скотоводство,торговля,ремесленничество.Конец XX — начало XIX вв. до н. э. были временем упадка Шумеро-Аккадского царства. Его внутреннюю силу подтачивали распад системы огромного царского хозяйства, недовольство народа экономическим упадком. Внешними причинами, приведшими I распаду государства, стал натиск кочевых племен амореев и эламитов

 

9) Ассирия в староассирийский период и в среднеассирийский период. Город-государство Ашшур. История Ассирии делится на три основных периода: Староассирийский, Среднеассирийский и Новоассирийский.Но второй половине III тысячелетия до н.э. на территории Ассирии образовалось первое государство. В староассирийский период (XX—XVI вв. до п. э.) государство занимало небольшую территорию, центром которого был Ашшур. Во главе государства стоял царь, который правил страной, опираясь на знать и совет старейшин. Власть в стране передавалась по наследству.Население занималось земледелием, используя в основном естественное орошение (осадки), скотоводством.Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля. Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути. И чтобы закрепиться на этих главных путях, Ассирия начинает мости свою колониальную политику.В начале XX в. до н. э. международная обстановка для Ассирии сложилась неблагоприятно: продвижение племен амореев в Месопотамию нанесло сильный удар по ассирийской торговле.Но при Шамши-Ададе I (1813— 1781 гг. до н. э.) Ассирия начинает мести активную внешнюю политику. Она захватывает западные территории Месопотамии, возобновляя приток необходимых для развития месопотамской экономики металлов. Таким образом, в конце XIX — начале XVIII вв. до н. э. Ассирия превратилась в мощное государство, и Шамши-Адад I присвоил себе титул „царя множеств". При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. Окрепшее при царе Хаммурапи Вавилонское государство начинает войны с Ассирией и подчиняет ее Вавилону. В конце XVI в. до н. э. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Экономическая основа Ассирии — торговля — совершенно приходит в упадок.Ассирия в Среднеассирийский период (XV—XI вв. до н. э.). В конце XVI — начале XV вв. до н. э. ассирийцы пытаются восстановить прежнее положение своего государства, освободиться от влияния Вавилонского и Митаннийского царств. Они совершают походы в соседние государства, расширяют свои границы. Своим врагам они противопоставили союз с Египтом. При царе Саламансаре I Ассирийское государство начинает крепнуть. Оно подчиняет себе некогда могущественное государство Митанни. В XIII в. до н.э. ассирийское войско предпринимает несколько захватнических походов на Вавилон и Элам. При царе Тиглатппаласаре I к Ассирии возвращается былое могущество. Она одерживает победы на севере — над государствами побережья Черного моря, на западе — над государствами Средиземного моря и подчиняет их себе.В начале XI века до н. э. нашествие полукочевых арамейских племен тяжело отразилось на судьбе страны. Опустели многие крупные города, население укрывалось в горах. Экономика пришла в упадок, ослабла военная мощь.

 

Греко-Римские войны

Этапы В историографии греко-персидские войны принято делить на две:

(первая — 492-490 до н. э., вторая — 480-479 до н. э.)

1)Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499—494 до н. э.).

2)Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э.).

3)Поход Ксеркса I (480—479 до н. э.).

4)Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии(478—459 до н. э.).

5)Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).

Причина

Кратко

Персидское царство, во главе которого стоял царь Дарий I, было тогда самым сильным государством мира. Под его властью находились и греческие города Малой Азии. Персы подчинили их тиранам, заставили платить большие налоги. Греки с трудом терпели этот гнет. В 500 году до н. э. в Милете вспыхнуло восстание, которое охватило и другие города. Восставшие обратились за помощью к свободным полисам. Но только Афины и Эретрия (город на острове Эвбея) прислали 25 кораблей. Вначале греки одержали несколько побед, но затем были разбиты.

Подробно

С начала V века до н.э., после подавления восстания греков в Ионии, усилилась экспансия персидской деспотии на запад, объектом ее стала южная часть Балканского полуострова. Их захватническая политика была основной причиной греко-персидских войн. Персидская экспансия прежде всего затрагивала экономические интересы малоазиатских греков и угрожала жизненным интересам рабовладельцев всей Греции. В 500 году до н.э. малоазиатские греки, воспользовавшись поражением Дария в Скифии, подняли восстание против персов. На помощь восставшим в Малой Азии грекам жители Афин и города Эретреи, расположенного на острове Эвбее, послали 20 кораблей. Спартанцы отказались помогать восставшим. В 496 году персы подавили восстание греков. Помощь, которую оказали Афины малоазиатским грекам, послужила поводом для объявления персами войны Греции. В 492 году до н.э. персидский царь Дарий послал в Грецию войско под командой своего зятя Мардония. Это был сухопутно-морской поход. После того как большая часть персидского флота погибла во время бури у Афонского мыса, а сухопутная армия персов понесла большие потери в мелких стычках с фракийцами, Мардоний решил вернуться обратно. Первый персидский поход против Греции закончился безрезультатно. Однако персам удалось закрепиться на фракийском побережье, что имело значение для дальнейших походов.

5) Причины разгрома персидской державы (331—330 гг. до н. э.)

Из Финикии Александр двинулся в Египет. В пограничной Газе персидский гарнизон во главе с одним из приближенных Дария Батисом оказал сильное сопротивление. После двухмесячной засады все защитники крепости были убиты. Египет же сдался Александру без боя, а местные жрецы охотно признали его божественное происхождение. Но Дарий предложил заключить мир, предлагая уступить часть малоазийского побережья и заплатить большой выкуп за пленных, но Александр требовал полной капитуляции, требуя, чтобы «царь царей» пришел к нему как к «подлинному господину всей Азии». Дарий в ответ предложил разделить свою империю, отдав Александру все средиземноморские провинции, который тот уже завоевал. Македонский царь был непреклонен. Тогда Дарий стянул все оставшиеся в его распоряжении войска на подступы к Вавилону. Александр же весной 331 года выступил из Египта в поход вглубь Персии. У деревни Гавгамелы к северу от Вавилона произошло последнее крупное сражение этой войны. Войско Дария теперь состояло почти исключительно из представителей азиатских народностей. Впервые персы собирались использовать против Александра 100 боевых колесниц, оснащенных острыми серповидными ножами, и 15 слонов. Персы имели превосходство в коннице, но не в численности: по оценке Дельбрюка, у них было до 12 тысяч всадников. Численность же персидской пехоты лишь немного превышало это число. Чтобы нейтрализовать превосходство неприятеля в коннице, Александр построил свое войско так, чтобы оно могло отражать атаки со всех сторон. Дарий опять не выдержал и покинул поле боя. Персидские войска, узнав о бегстве царя, стали поспешно отступать. Отступление вскоре превратилось в беспорядочное бегство. Много персов было перебито греко-македонской конницей или попало в плен. Потери же армии Александра составили около 500 человек убитыми. После поражения при Гавгамелах организованное сопротивление персидской армии прекратилось. Дарий бежал в Бактрию, где в 330 году был убит бактрийским сатрапом Бессом, провозгласившим себя новым персидским царем под именем Артаксеркса IV. Однако вскоре он был выдан своими приближенными Александру и казнен. В том же году греко-македонское войско разграбило и сожгло персидскую столицу Персеполь. На этом персидская держава прекратило сущ.

6) Государство Маурьев Первая половина I тысячелетия до н. э.— время постоянных войн между древнеиндийскими государствами, возникновения и крушения отдельных государств.И в это время постепенно возвышается царство Магадха. К IV в. до н. э. в ожесточенной борьбе с другими царствами оно объединило под своей властью всю долину Ганга. Стремясь к созданию единого государства, цари Магадхи безжалостно смещали с престола правителей покоренных царств и ставили там своих наместников. Антимакедонское движение возглавил Чандрагупта Маурья. Правление Биндусары – сына и преемника Чандрагупты – длилось 25 (28) лет, его окончание датируется с наибольшей вероятностью 263 г. до н. э. Следовательно, 262 г. до н. э. можно считать началом правления самого знаменитого индийского царя Ашоки Маурья. При Ашоке держава Маурьев достигла наибольшего расцвета. И в настоящее время национальным гербом Индии является изображение львов, украшавшее одну из колонн, установленных во время его правления. В состав государства Маурьев при Ашоке вошла центральная часть Индии, ряд областей на востоке. Проведя кровопролитную войну против царства Калинга, лежавшего на юго-востоке от Магадхи, Ашока затем стремился управлять своим государством, не применяя силу. Такая политика получила название «дхармавиджая» – «завоевание законом». Понятие «дхарма» включает в себя правильные основы миропорядка, «то, что установлено». Однако дхарма Ашоки не имела четко выраженной религиозной направленности. Провозглашенные им принципы относились в равной степени к приверженцам всех учений, как основанных на ведах, так и противоречащих им.

 

7.Египет в период Среднего царства. Охарактеризуйте внешнюю(внеш) внутреннюю(внут) политику. Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII—XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства(внут). Начало Среднего царства относится к 2040 до н. э., когда фиванский монарх Ментухотеп I сверг фараона из Гераклеополя. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему(внут), существовавшую в эпоху Древнего царства. В целом XII династии Аменемхетов — Сенусертов (1991 − 1783 гг. до н. э.), в особенности Сенусерту III, удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом(внутр,внеш). Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику(внеш). Стремясь захватить свое господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывали дороги, строили системы крепостных городов типа Бухена. Нубия превратилась фактически в провинцию Египта. Расширялось египетское влияние в Восточном Средиземноморье, откуда египтяне получали медь, серебро, золото, строительный лес. В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей. Именно в период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества(внутр), однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.

Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства(внутр). Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640—1552 до н. э.).

 

Источники и историография истории Древней Южной Азии.

Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках Древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. В отличие от большинства стран Ближего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не треоовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Литература представлена главным образом религиозными гимнами («Ригведа» и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами («Махабхарата» и «Рамаяна»), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге—дхарме (так называемые «Законы Ману), о политическом искусстве («Артхашастра») или о любви («Камасутра»). Исторические события упоминаются в литературе довольно редко и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века нашей эры.и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани, или бересты,—в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III—II тысячелетия до н. э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до н. э.). Монеты появились в VI — V вв. до н. э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Пожалуй, лишь для начала нашей эры нумизматика оказывает существенную помощь в изучении древнеиндийской истории.

Историография Научное изучение древностей стран Южной Азии началось в конце XVIII в., когда ее народы стали объектом захватнической политики европейских держав, в первую очередь, Великобритании. В 1784 г. в Калькутте было основано первое объединение востоковедов—Азиатское общество. Председатель Азиатского общества Уильям Джонс может считаться основоположником европейской индологии. Он высказал гипотезу о родстве санскрита с другими древними языками и заложил основы древнеиндийской хронологии благодаря отождествлению царя Чандрагупты санскритских текстов с Сандрокоттом, о котором упоминали греческие историки похода Александра Македонского. Главной заслугой ученых конца XVIII в. был перевод важнейших памятников санскритской литературы: «Законов Ману», знаменитой драмы Калидасы «Шакунтала», философской поэмы «Бхагавад-гита». В середине XIX в. была проделана огромная работа по изданию и переводу памятников древнеиндийской литературы, главным образом древнейшей—ведийской. До сих пор переиздаются и сохраняют научное значение переводы, появившиеся в 50-томной серии «Священные книги Востока», основанной Макс Мюллером (Оксфорд). Важнейшее значение имело опубликование в 50—70-е годы прошлого века многотомных словарей санскрита («Петербургских», изданных в России по распоряжению Академии наук). Общие концепции в индологии XIX—начала XX в. часто страдали европоцентризмом и складывались под воздействием колониальной идеологии (особенно в английской историографии). Индийское общество признавалось застойным, неспособным к самостоятельному развитию, индийские государства — теократическими и деспотическими, мышление—отвлеченным и исключительно религиозным. Начиная с 30-х годов и в особенности в последние десятилетия в мировой индологии все большее внимание уделяется проблемам социально-экономических отношений. Раскопки советских археологов в Средней Азии и Афганистане дают интереснейший материал о древних культурных связях этих регионов с Индией.

 

6. Источники и историография истории Древнего Китая. В распоряжении исследователя древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. з. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шуцзин». Это запись речей правителей и их приближенных. Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.В этом же плане большую ценность представляют труды древнекитайских философов V — III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировать к событиям исторического прошлого.

В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» СымаЦяня (145—90 гг. до н. э.) — это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. СымаЦянь использовал новый принцип изложения исторических событий — жизнеописания. «Исторические записки» состоят из пяти разделов, три из них построены по этому принципу: «Основные записи» — повествования о важнейших деяниях правителей различных династий; «Истории наследственных домов» — биографии крупнейших представителей наследственной аристократии: «Жизнеописания» — биографии исторических личностей. СымаЦянь включил в свой труд также «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии. Применение новейших методов раскопок позволило обогатить источниковедение древней истории Китая ценнейшими данными, относящимися ко всем периодам древнекитайского общества от неолита до эпохи Хань. Среди наиболее важных достижений китайской археологии последних лет следует отметить раскопки раннешанского города в Эрлитоу; находки большого количества чжоуских бронзовых сосудов с надписями на них; открытие близ Чанша богатых погребений III в. до н. э., в которых ввиду специфических условий внешней среды полностью сохранился комплект одежды, утвари, украшений и произведений искусства, а также многочисленные надписи на деревянных табличках и шелке. Для изучения древнекитайского общества, эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники, и среди них в первую очередь так называемые гадательные надписи XIV—-XI вв. до н. э. Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X—-VII вв. до н. э. — чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. Изучение этих памятников позволило установить подлинность и достоверность ряда глав «Шаншу», текст которых обнаруживает стилистическое сходство с надписями на сосудах. В Европе большой вклад в дело изучения истории Древнего Китая сделан французской синологической школой. В начале нашего века Э. Шаванн предпринял перевод (оставшийся, к сожалению, незавершенным). Следует отметить также исследования одного из крупнейших французских синологов А. Масперо, капитальный труд которого «Древний Китай» оказал заметное влияние на современную историографию. Г. Билленстейн в 50-х годах один из первых обратил серьезное внимание на проблемы демографии в Древнем Китае. В США изучение Древнего Китая получило значительное развитие лишь в последние десятилетия, причем ведущие позиции здесь занимают ученые китайского происхождения, проживающие в Соединенных Штатах. В конце 60-х годов в США было создано международное «Общество по изучению Древнего Китая», издающее с 1975 г. свой журнал.

Русское китаеведение имеет давние традиции, у его истоков стоял в первой половине XIX в. такой известный знаток древней истории Китая, как Н. Я. Бичурин. Для русских исследователей был характерен интерес прежде всего к культуре и идеологии древних китайцев, а также прекрасное знание первоисточников.

 

7. Природные условия и население Древней Месопотамии. От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек— Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.

Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности — двумя раздельными устьями, а сейчас — одним обширным устьем Шатт-эль-Араб. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят в своих произведениях Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, эесной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия. Этническая принадлежность носителей древнейших археологических культур (хассунской, халафской и др.) неизвестна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.035 с.)