Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачевание в период разложения первобытного обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(X—V тыс. до н.в.) В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитейных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение. Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфераих деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Разложение первобытнообщинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно. Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным. Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хеттское царство), где на протяжении всейих истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женскойлинии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестреили дочери — женщине своего рода). Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «...Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям» (Ф.Энгельс). 4. Контрольные вопросы: 1. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад). 2.Как происходило становление человека и человеческого общества? 3. Как формировалась праобщина, расскажите о зачатках врачевания в этот период? 4. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.). 5 Как формировались общественные отношения и врачевание? 6. Рассказать о врачевании в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.). 7. Подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода. 8. Что предшествовало развитию матриархата? Подробно расскажите об этом. 9. Что такое патриархат? Как вы полагаете, какая форма организации наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя? 5. Тестовые задания: 01. Операции, производимые в первобытнообщинном строе: 1) аппендэктомия 2) кесарево сечение 3) удаление катаракты 4) пластические операции 02. Средняя продолжительность жизни первобытных людей: 1) 40-45 лет 2) 30-40 лет 3) 15-20 лет 4) 50-60 лет 03. Первые хирурги первобытнообщинного строя: 1) женщины 2) пастухи 3) шаманы 4) охотники 04. при зашивании ран использовали муравьев 1) аборигены Африки 2) инки 3) аборигены Бразилии 4) ацтеки 05. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества: 1) эпоха праобшины 2) эпоха первобытной общины 3) эпоха классообразования 4) эпоха матриархата 06. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения: 1) тотемизм 2) анимизм 3) фетишизм 4) шаманизм 07. Древнейшими людьми являются: 1) неандертальцы 2) кроманьонцы 3) палеоантропы 4) архантропы 08. Врачевание в эпоху праобщины было: 1) культовым 2) магическим 3) коллективным 4) осуществлялось специалистами 09. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества: 1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад 2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э. 3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э. 4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад 10. Наиболее древним из критериев человека является: 1) развитая кисть 2) прямохождение 3) высокоразвитый мозг 4) общественные отношения 11. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию» 1) кастрации 2) трепанации черепа 3) ампутации конечности 4) удаление зуба 12. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была 1) семейная медицина 2) классовая медицина 3) эмпирическая медицина 4) магия 13. По костным останкам древних людей можно определить 1). возраст человека 2) атеросклероз 3) гепатит 4) инфаркт миокарда 14. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате 1) смены времен года 2) изменения климатических условий 3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.) 4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека 15. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет 1) 99% 2) 85% 3) 80% 4) 75% 16. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука: 1) история 2) биология 3) археология 4) палеопатология 17. Прародиной человека считается: 1) Азия 2) Африка 3) Атлантида 4) Америка 18. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось 1) демократическим 2) классовым 3) доклассовым 4) коммунистическим 19. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется 1) мистицизм 2) язычество 3) тотемизм 4) анимизм 20. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества 1) животного происхождения 2). минерального происхождения 3) растительного происхождения 4) синтетические 21. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была 1) космическая 2) демоническая 3) гуморальная 4) реалистическая 22. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется 1) фетишизм 2) тотемизм 3) религия 4) анимизм 23. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были 1) жрецы 2) колдуны 3) шаманы 4) берегини 24. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается 1) охота 2) земледелие 3) рыболовство 4) собирательство даров природы 25. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах: 1) эмпирическое врачевание 2) приемы устрашения духа болезни 3) оперативное лечение 4) поклонение тотемам 26. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются: 1) эмпирические 2) рациональные 3) иррациональные 4) конкретные Ситуационные задачи 1. В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников. Какие выводы можно сделать из данной археологической находки? 7. Рекомендуемые темы рефератов: 1. Исторические источники информации о врачевании. 2. История знахарства и шаманизма. 8. Литература: Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: 1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. (С. 13-37). Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники: 1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с. Тема №3: Медицина эпохи рабовладения Значение изучения темы Представление об основных аспектах развития врачевания в странах Древнего Мира позволяет понять истоки развития медицинских знаний в последующих эпохах. 2. Цель изучения темы: изучить развитие медицинских знаний и деятельность врачевателей в эпоху Древнего мира в рабовладельческих государствах Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай) и странах античной цивилизации (Древняя Греция, Древний Рим). Понять классовый характер медицины данного периода. Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи, а так же об особенностях развития медицины в каждого из указанных государств. Знать: точные временные отрезки изучаемого периода. Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия. Иметь представление о великих открытиях и выдающихся врачевателях этой эпохи. Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами. Основные понятия и положения темы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.240 (0.014 с.) |