Вопрос № 1. Периодизация истрии медицины Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1. Периодизация истрии медицины Древней Греции



Вопрос № 1. Периодизация истрии медицины Древней Греции

Периодизация истории и врачевания

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-ахейский (в скобках указано достижения – высокий уровень санитарного благоустройства в столицах, преемственность в передаче знаний между Древним Египтом и Древней Грецией), или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный(эмпирическое врачевание, лечение ран и травм, отдельные сведения о строении тела человека) (XI—IX вв.до н. э.), 3) полисный(зарождени древнегреческой философии, становление 2-х напрвлений врачевания: эмпирического и храмового, формирование врачебных школ) (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (становление 2- х систем античной философии: стихийного материализма и объективного идеализма., расцвет врачебных школ: сицилийской, книдской, косской и др., учение о соках организма и т. д.) (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э. (обобщение и систематизация знаний, расцвет Аликсандрийской школы., развитие описательной хирургии и анатомии.). В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты

 

Вопрос № 2. Источники информации о врачевании медицины Древней Греции.

Источники по истории и врачеванию: письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

Вопрос № 3. Древнегреческая мифология о врачевании и врачеватилях.

Боги в древней Греции мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем: театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов.

Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.)—царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях и военачальниках и искусных врачевателях— встречается в «Илиаде».

В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.

По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию,, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась также как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова «гипноз» от греч. Hypnos — сон). Греческая мифология глубоко отразилась в греческом искусстве и литературе. В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его доче-ри"Гигиен была змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий (в древнем Риме его называли Эскулапом) изображался с посохом (т. е. палкой для ходьбы), обвитым змеей (рис. 37), а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).

Змеи входили также в символику бога Гермеса, который олицетворял прибыль, обмен и торговлю. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых (Гермес—Psychopompos). В его руке всегда был кадуцей— жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи (для сравнения см. эмблему вавилонского бога Нингишзиды, с. 44). Кадуцей Гермеса считался волшебным и служил ему для усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Впоследствии кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины.

Самым, обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Вопрос № 7. Гиппократ 2 Великий Косский: его жизнь и деятельность.

Достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Самые первые биографии Гиппократа (или Иппократа) были написаны не ранее, чем несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были его современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.

Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду аскле-пиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

Гиппократ жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был век Перикла, в философии — век Левкиппа, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в области медицины — век Гиппократа, Эврифона, Праксагора...

Гиппократ был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Вопрос №9. «Гиппократов сборник» о причинах болезней и их лечении.

Древние греки подразделяли на две группы: 1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные, определяемые образо жизни каждого.Образу жизни в Древней Элладе уделялось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать.научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать.им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами я моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в.коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой— обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Структура

Таблица I — "О судебном производстве" (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право).

Таблица II — "Об ограблениях" (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III — "О займах и правах кредитора" (займ, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV — "Права отцов семейства" (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V — "О наследстве и попечительстве" (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI — "О собственности и владении" (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII-VIII — "О пересечении (границ участка) и ущербе", "О землевладении" (земельное (соседское) право).

Таблица IX — публичное право (равных).

Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII — брачное право (мужа).

 

Вопрос № 1. Периодизация истрии медицины Древней Греции

Периодизация истории и врачевания

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-ахейский (в скобках указано достижения – высокий уровень санитарного благоустройства в столицах, преемственность в передаче знаний между Древним Египтом и Древней Грецией), или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный(эмпирическое врачевание, лечение ран и травм, отдельные сведения о строении тела человека) (XI—IX вв.до н. э.), 3) полисный(зарождени древнегреческой философии, становление 2-х напрвлений врачевания: эмпирического и храмового, формирование врачебных школ) (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (становление 2- х систем античной философии: стихийного материализма и объективного идеализма., расцвет врачебных школ: сицилийской, книдской, косской и др., учение о соках организма и т. д.) (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э. (обобщение и систематизация знаний, расцвет Аликсандрийской школы., развитие описательной хирургии и анатомии.). В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.018 с.)