Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.



Медицина в Древней Индии.

К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.

Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахма­нов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную ка­сту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и ра­бами были запрещены и карались.

Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних пере­делках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воз­душного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связан­ными с основными элементами или стихиями природы.

Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические пред­писания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены обще­ственной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была орга­низована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.

Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буд­дизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Поэтому в дошедших до нас текстах «Вед» (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.

Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно свя­зана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о нали­чии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, анало­гичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.

Источником сведений по медицине древней Индии является письмен­ный памятник Аюрведа («Знание жизни»), составление которого отно­сится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опираю­щиеся на многовековой опыт народа.

Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, об­щих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых орга­нов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. При­менялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индий­ской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуж­дающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кро­вопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удале­ние катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбрио­томии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классиче­ских признаков воспаления (краснота, припухлость, жар, боль и наруше­ние функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распро­страненные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидко­стями, а также специфическое для китайской медицины лечение игло­укалыванием.

У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анато­мирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс есте­ственного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ведах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).

В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого тре­буются высокие моральные и физические качества, говорится о подго­товке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.

 

Медицина в Древнем Китае.

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Пережитки родового строя в Китае переплетались с рабовладением. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысяче­летий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в мо­нополию небольшой группы жрецов и ари­стократов.

Китай имел торговые связи со мно­гими странами: с Индией, странами Сред­ней Азии (Ферганой), Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гон­чарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были изве­стны порох, бумага и компас (магнитная игла). Больших успехов достигли в Древ­нем Китае математика, астрономия, исчис­ление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного не­ба, календарь. В Древнем Китае достигли развития так­же и агрономические, биологические и другие знания. Все это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Известное развитие по­лучила и медицина.

Китайцы, как и другие народы древ­ности, уподобляли организм миру в ми­ниатюре, а все процессы в организме — взаимоотношению «первоэлементов». Ки­тайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоян­ная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотноше­нием.

Болезни де­лились в основном на эти же две группы: «ян» и «инь»- Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы — пониженной функцией организма.

Существовали анатомические и фи­зиологические представления; китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови и др. В ки­тайских анатомических рисунках наряду с более или менее правильными изобра­жениями одних частей имелись ошибоч­ные изображения других. Анатомические атласы, на протяжении веков многократно перерисовывавшиеся, дошли до последне­го времени. В диагностике большое вни­мание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса — в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований. Ос­матривали язык и естественные отверстия организма — ноздри, уши, глаза, рот, вы­деления — испражнения и мочу. Моча ис­следовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и др. При исследо­вании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому режи­му — «разумной умеренности», правиль­ному распорядку работы, отдыха, сна, правильному питанию. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Лечение в условиях рабовладельческого строя было доступно исключительно рабовладельцам.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы меди­цинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии). Широкое распро­странение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболева­ния оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспен­ных пустул больного.

Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении про­казы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества ра­стительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, приме­нявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадоч­ные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты — рога моло­дого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее (при кровохарканье) применялся костный клей (желатина). В ходу были и разнообразные минеральные вещества — ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалыва­ние и прижигание. Назначение уколов — облегчить передвижение по со­судам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т. п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запре­тами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось, и хирурги­ческая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательст­вами, как, например, вскрытие абсцесса.

В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду. Отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы в портовых городах.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими сред­ствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и круп­ным трудом («Шаньхань-лунь») на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди Нэй-цзин» («О при­роде и жизни»), переработанная в VIII веке врачом Ван Бином.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.017 с.)