Цель изучения темы: получить знания, позволяющие объективно оценивать и наглядно представлять историю Красноярского медицинского вуза с 1942 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель изучения темы: получить знания, позволяющие объективно оценивать и наглядно представлять историю Красноярского медицинского вуза с 1942 года.



Для достижения данной цели необходимо:

Знать: 1) этапы становления медицинского вуза в г. Красноярске; 2) особенности подготовки студентов на кафедрах в военные годы; 3) историю факультетов и кафедр КрасГМУ; 4) основные научно-медицинские школы Красноярского медицинского вуза.

Уметь: сделать сообщение, доклад по теме занятия.

Иметь представление: о научной и общественной деятельности представителей красноярской медицины.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

Основные понятия и положения темы

Становление и развитие Красноярского медицинского вуза тесно связано с социальными, экономическими и политическими событиями и преобразованиями нашей страны и края.

КрасГМУ ведет свое летоисчисление с 1942 года, самого напряженного года в летописи Великой Отечественной войны. Фашисты неистово рвались к Ленинграду, нефти Каспия, к Волге, разрабатывали планы разгрома Москвы. Во время Великой Отечественной войны осада Ленинграда сказалась на здоровье людей. В городе не было воды, света, еды. Люди были изможденные. За водой ходили на реку Нева. Живые не успевали хоронить мертвых. Голод, холод, инфекционные заболевания делали свое дело. В эти грозные и героические дни истории нашей Родины фронту нужны были солдаты в белых халатах — врачи. И правительство СССР принимает решение эвакуировать в Красноярск из осажденного Ленинграда части трех мединститутов, а также Воронежский стоматологический институт. По Ладожскому озеру были отправлены машины с людьми. Брали самое необходимое. Эта была единственная дорога «жизни». Переправившись через Ладожское озеро, эвакуированные, прибыли в Пятигорск. В городе Пятигорске преподаватели и студенты пробыли 3 месяца. В этот промежуток времени были открыты курсы по подготовке санитарок для оказания доврачебной медицинской помощи и выноса раненных с поля боя. Через 3 месяца приходит телеграмма от правительства о наступлении немцев и необходимо эвакуироваться дальше. По железной дороге в вагонах-теплушках прибыли в небольшой городок Лазаревское. Дальше по военно-грузинской дороге, через перевал, пешим ходом дошли до Баку. На перевале их застала ночь. Маленький пятачок, где расположились люди, под дождем, градом провели они ночь. Только забрезжил рассвет, они опять пошли через этот перевал вниз. Опять по железной дороге, в теплушках доехали до г. Красноярска.

Становление медицинского вуза в Красноярске.

Прибыли в Красноярск ленинградцы и воронежцы в сентябре — октябре 1942 года. На вокзале их уже ждали местные власти, горожане и воронежцы, которые прибыли раньше. Рождение, становление нашего вуза проходило в сложных, напряженных условиях. Успех дела в организации института был обеспечен помощью местных органов власти, действующих институтов, техникумов, больниц, промышленных предприятий не только Красноярья, но и других областей и краев Сибири. Расположился главный корпус института на ул. К.Маркса д. 25, сейчас в этом здании находится Центр СПИДа. Общежитие для студентов было выделено по ул. Ломоносова в школе-интернате № 7. На ул. К.Маркса 124 находились учебные комнаты, где в одном крыле жили преподаватели, а в другом крыле проходили занятия. Только благодаря всенародной, всесторонней помощи в считанные дни Красноярский мединститут был обеспечен учебными клиническими базами, необходимым оборудованием, реактивами, учебными пособиями и начал готовить кадры врачей для фронта.

Подготовка студентов на кафедрах в период с 1942-1945 гг.

Учеба проходила в сложных условиях. Занятия были сокращенными. Вместо 6 лет, обучение проходили за 4 года. Уже через полгода первые выпускники нашего института ушли на фронт. Очевидцы рассказывают. Когда получили диплом, то все будущие врачи пошли в военкомат, где их распределили в разные участки фронта. Многих отправили в Москву, где дополнительно их обучили работе в партизанских отрядах. По окончанию обучения самолетом, как десантников, ночью на парашютах, высаживали в лесу. Там их встречали партизаны. Уходили на фронт и выпускники всех последующих лет ВОВ. Из них далеко не все вернулись к мирному труду.

Деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого в Красноярском крае

24 июля 1937 года выдающегося хирурга и священника В.Ф. Войно-Ясенецкого обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки. После многомесячных пыток и издевательств в декабре 1937 года епископа осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край, село Большая Мурта. Там ему дали возможность работать хирургом в районной больнице, так как совсем не было специалистов.

Известно, что когда началась Великая Отечественная война, он, будучи в ссылке, "пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии". Причем это не было попыткой получить свободу. Потому что заявление, сделанное в связи с этим архиепископом Лукой, кончалось потрясающими словами- " по окончании войны готов вернуться в ссылку". Стало быть, он, как врач, просто-напросто не мог оставаться в стороне при виде страданий людей, которым он мог бы помочь.

В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с ранеными.

В октябре сорок первого епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя (15 мая 2005 года в школе № 10 Красноярска прошло открытие музея Святителя Луки). Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. После организации в Красноярске медицинского вуза В.Ф. Войно-Ясенецкий читал в нем лекции по хирургии.Его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Boeнного совета Сибирского военного округа.

В 1942 году, и этой же осенью Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием епископ Лука возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, при этом он, продолжает хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.

В начале марта 1943 года после усиленных хлопот святитель добился открытия маленькой кладбищенской церкви в слободе Николаевка, предместье Красноярска. Из города до этой церкви пять-семь километров, куда почти год он ходил пешком.

История развития КрасГМУ.

В те далекие, трудные, но славные годы становления Красноярского медицинского вуза поистине самоотверженный, трудовой героизм проявили первый ректор, профессор Н. И. Озерецкий, академики А. А. Заварзин и П. С. Купалов, профессор М. Г. Привес, доценты А. Т. Астахова, Н. А. Варгунин и многие другие.

В первые послевоенные, мирные годы в развитие службы практического здравоохранения и медицинской науки огромный вклад внесли академики Л. В. Киренский и И.А. Терсков как заведующие кафедрой мединститута, в последующие годы — организаторы и директора институтов физики и биофизики СО АН СССР.

С большой благодарностью мы вспоминаем колоссальный труд ученых нашего вуза: профессоров Н. И. Захарова, A.M. Дмитриева. А. М. Дыхно, А. Т. Пшоника, И. И. Гительзона, Ю. М. Лубенского. Л. Л. Роднянского. Ф. И. Колпакова, Р. А. Нихинсона, В. П. Красовской. доцентов В. Н. Топольского, В. Н. Зиновьевой, Б. М. Зельмановича, О. С. Юкова и др.

Особое место среди когорты ученых-организаторов медицинской академии занимают первый ректор, профессор Николай Иванович Озерецкий, «родоначальник» КГМИ (1942-1943); профессор Петр Георгиевич Подзолков, возглавлявший институт более 35 лет, известный патологоанатом; член-корр. АМН СССР, профессор Борис Степанович Граков, руководивший институтом в течение 13 лет, создатель большой школы хирургов, Виктор Иванович Прохоренков, создатель хорошей школы дерматовенерологов.. В 1995 году мединституту был присвоен статус медицинской академии. В 2008 г. академия получает статус университета. В настоящее время КрасГМУ возглавляет профессор Артюхов Иван Павлович.

Сегодня КрасГМУ — один из крупнейших медвузов России. В нем обучается около 3,5 тысячи студентов. За 64 год подготовлено свыше 26 000 врачей. Знаменательно то, что первый выпуск насчитывал 47 врачей, а последний — 743—585. Число кафедр сегодня — 65. Для сравнения: в 1942 году на единственном факультете их было 15. В настоящее время университет имеет 7 факультетов: ФФМО, лечебный, педиатрический, стоматологический, высшего сестринского образования, институт последипломного образования, фармацевтический факультет очная и заочная форма обучения.

Четырехтысячный коллектив студентов и преподавателей работает в современных корпусах и лабораториях, в лучших больницах города. Сегодня на 65 кафедрах университета трудятся свыше 500 человек преподавательского состава. Из них 65 докторов медицинских наук, профессоров, многие из них являются академиками и член- корреспондентами разных академий, около 300 кандидатов наук, доцентов. Наши выпускники возглавляют коллективы кафедр и научных отделов других вузов и НИИ страны: академики АМН России В. Подзолков (Москв1), А. Зборовский (Волгоград), профессора П. Бабкин (Воронеж), П. Власов (Москв1), Ю. Родин (Симферополь), П. Зима (Москв1), С. Муратов (Чит1), Т.Сизых и В. Лалетин (Иркутск), Б. Денисенко (Москв1), Г. Окладников (Новосибирск), Р. Розенталь (Риг1), А. Пуртокас (Каунас), В. Манчук (Красноярск) и др.

Звание «Почетный профессор КрасГМУ» присвоено 9 ученым академии, внесшим выдающийся вклад в развитие вуза, в утверждение его российского и международного престижа, являющимися авторитетными специалистами в своей области научной и педагогической деятельности. В их числе В.А. Руднев, В.А. Опалева-Стеганцева, М.И. Гульман, Н.С. Дралюк, Ф.Ф. Костюк. О.Е. Нифантьев, Ю. И. Савченков, В. Г. Николаев, A.Н. Орлов.

Столь мощному корпусу ученых-педагогов, клиницистов, конечно же, по плечу подготовка образованных, умных, интеллигентных врачей, приносящих добрую славу своей альма-матер, где бы они ни работали — в Анголе и Габоне, Камбодже и на Кубе, в Тунисе и Алжире. Корее и Китае, Германии и Израиле, во всех регионах необъятной России. Но свыше 90% врачей трудится в родном крае, республиках Хакасия и Тува, Эвенкийском и Таймырском автономных округах, охраняя здоровье более чем 3 миллионов населения. На протяжении многих лет академия готовила специалистов-медиков для зарубежных стран (Йемен, Ливан, Индия, Греция и др.). Если принять к сведению, что во всех наших больницах, медсанчастях, курортах удельный вес врачей — выпускников КрасГМУ составляет 85—100%. то можно утверждать, что наши выпускники определяют успех всего практического здравоохранения городов и районов края. Коллектив медакадемии может гордиться своими выпускниками - руководителями медучреждений разного уровня: Б. П. Маштаковым. А. В. Подкорытовым, Л. А. Бурнаковой, И.А. Шнайдером, И. С. Сычовой, B.А. Анишиным, А. И. Крыжановским, И.А. Валеевым. С.Г. Климовой, В. В. Шевченко, C.И. Стародубцевым, Р.И.Петровым, С. Г. Резниченко (Красноярск), М. А. Немиком (Заозерный). В. В. Ереминым (Сосновоборск). В. И. Ковалевским (Енисейск), Д. Г.Невмержицким (Шушенское). Ю. К. Андреевым (Богучаны), Б. К. Козликом (Большая Мурт1). В.Г. Юрьевым (Ермаковское), А.К. Макушкиным (Красноярское Загорье) и др.

КрасГМУ не только кузница врачебных кадров. Он выполняет с чувством высокого достоинства и престижа миссию полпреда медицинской науки России. Главные задачи научных поисков — профилактика, снижение заболеваемости и смертности детей, женщин-матерей, совершенствование методов диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний в Сибири и на Крайнем Севере (в соответствии с республиканской программой «Здоровье человека в Сибири»).

Наиболее злободневной проблемой мы считаем проблему охраны здоровья детей. Они наименее защищены от суровых природных, социально-экономических, физиологических, эмоциональных стрессоров. В оригинальных работах красноярские ученые изучили их разрушительный эффект и дали четкие рекомендации по созданию таких условий жизни, при которых стрессогенные воздействия могут быть сведены к минимуму или устранены. Рациональный режим труда и отдыха, правильное питание, обеспечение ребенка витаминами, ультрафиолетовое облучение, оздоровительные мероприятия и многое другое позволяют улучшить условия жизни детей в Сибири и на Севере. На уровне Москвы, одними из первых в России, нашими учеными (группа профессора А. П. Колесниченко) и практическими врачами в краевой детской больнице разработана и внедрена долгосрочная программа по снижению младенческой смертности. Консультативно-автоматизированная система авторов позволяет оказывать круглосуточную помощь детям из различных регионов края. Объединенными усилиями реаниматологов, акушеров-гинекологов (профессор В.Б. Цхай), врачей роддомов внедряется повсеместно и программа снижения материнской смертности. Ученые КрасГМУ (профессор Ю. И. Савченков и др.) показали, что борьба за здоровье нового поколения начинается задолго до его рождения. В итоге многолетней работы большим коллективов физиологов, педиатров и акушеров-гинекологов даны конкретные рекомендации профилактического и лечебного направления. Можно бесконечно говорить о научной работе сотрудников каждой кафедры или научной школы; ортопедов-травматологов (Л. Л. Роднянский, В. Н. Шубкин, В. С. Лапинская и др.), хирургов (А. М. Дыхно. Ю. М. Лубенский. М. И. Гульман), офтальмологов (П. Г. Макаров, В.И. Лазаренко и др.), кардиологов, терапевтов (В. А. Опалева, В. А. Шульман, Ф. Ф. Костюк и др.), физиологов (А. Т. Пшоник, Ю. И. Савченков и др.), патофизиологов (С. Г. Брауде, В.В. Иванов).

Особой темой разговора может служить изобретательская, рационализаторская, издательская работа ученых. Приведем лишь несколько примеров по издательской деятельности. За 5 лет издано 40 монографий, 28 учебников и пособий, опубликовано 438 работ в центральной печати. 482 — в зарубежных изданиях. Это в 2—2,5 раза больше, чем за предыдущую пятилетку.

Положительным примером служит научная работа студентов КрасГМУ. История вуза свидетельствует, что активно приобщаются к научным поискам многие студенты. Нередко главным стимулом в мотивации работы в СНО служит не только сознательное желание студентов проникнуть в тайны медицины, но и заразительный пример педагогов-медиков.

В последние годы титулованные ученые КрасГМУ уверенно и полноправно вышли на международный уровень сотрудничества и интеграции научных исследований. Мы не раз информировали красноярцев о приоритетных международных работах с учеными и педагогами высшей школы Японии, США, Бельгии и других стран. Наиболее стабильны и перспективны взаимоотношения с коллегами Чикаго. Токио, Канадзавы, Саппоро, с учеными ряда вузов Германии, Австрии. Китая. Норвегии.

Формы сотрудничества расширяются и углубляются. Это участие в международных форумах и их организация, научная стажировка ученых и обмен студентами и аспирантами, обмен опытом диагностики, лечения, организации медицинской помощи и профессиональной подготовки будущих врачей, участие в международных выставках и ярмарках.

Международным признанием работы ученых КрасГМУ стало включение результатов наших исследований в издания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в программы «Международный ортопедический медицинский обмен», «Регионарный центр эндоскопии и лапароскопии», «Американская медицинская технология» и др. Ученые КрасГМУ принимают участие в работе Международного регистра ООН «Потенциально токсичные химические вещества» и международной программы ООН—ВОЗ по химической безопасности и др.

О многом говорят и рабочие визиты известных ученых в КрасГМУ из США (Ф. Форман, М. Клок, Дж. Клау и др.), Японии (М. Нишигаки, К. Ногучи, Т. Уменаи, М. Учияма, М. Кога и др.), Китая (Ма Джи, Тин Миншиу, Чуй Судисе и др.), Франции (П. Барраль) и др. Сегодня Красноярский медицинский университет ведет подготовку специалистов, прежде всего, с учетом международных требований, что позволяет нашему вузу войти в единое образовательное и информационное пространство в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования. Приоритетным направлением в университете становится компьютеризация учебного процесса. В распоряжении университета уже сейчас имеется более 100 ПК, продолжается монтаж оборудованных компьютерами учебных классов. Вторым направлением в повышении качества подготовки специалистов мы считаем более широкое внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые построены на определенных психолого-педагогических принципах. Третьим направлением является введение единой системы контроля знаний студентов, обязательным требованием которой должны быть фонды конкретных заданий, дифференцированные по курсам и циклам с соблюдением принципа преемственности содержания образования. Хорошо зарекомендовала себя в вузе тестовая форма контроля знаний (в письменном и компьютерном исполнении).

Качество подготовки врача зависит не только от специальных знаний, умений, но и от его общей культуры. С этой целью в учебные планы включаются новые дисциплины, курсы, программы (биомедицинская этика, валеология, экология, культурология и др.). Это, несомненно, повышает уровень подготовки врачей-практиков и ученых-медиков.

КрасГМУ за историю своего существования дал путевку в жизнь более 30 тысячам специалистам-медикам: лечебникам, педиатрам, стоматологам, менеджерам и организаторам практического здравоохранения. Однако даже те из них, кто оставил медицину, являются его гордостью. Среди наших выпускников талантливые поэты и писатели: Л. Таран, Н. Еремин, Э. Русаков, О. Корабельников, Г. Арутюнян и другие.

Только за последние 5 лет коллективом КрасГМУ подготовлено около 2,5 тысяч выпускников по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Сестринское дело».

21 ноября КрасГМУ празднует «День университета», на котором подводятся итоги работы и по результатам рейтинга награждаются лучшие сотрудники и кафедры.

У Красноярского государственного медицинского университета славное прошлое, достойное настоящее. Наш вуз будет расти, крепнуть, с полным знанием дела (ex professo) оптимизировать качество подготовки врачей, развивать медицинскую науку, и все это служит главной задачей — защите здоровья красноярцев

4. Контрольные вопросы:

1. Расскажите об эвакуации высших учебных заведений из блокадного Ленинграда.

2. Этапы становления медицинского вуза в г.Красноярске.

3.Особенности подготовки студентов в период с 1942-1945 военные годы.

4.Что вы знаете о деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого в Красноярском крае?

5.Расскажите об истории открытия новых факультетов и кафедр.

6. Какие вы знаете научно-медицинские школы красноярской медицины.

5. Тестовые задания:


01.Назовите год основания медицинского вуза в Красноярске:

1). 1942 г.

2) 1946 г.

3).1950 г.

4).1961 г.

02. города, откуда были эвакуированы медицинские вузы, на базе которых был создан Красноярский медицинский институт:

1). Москва и Курск

2) Ленинград и Воронеж

3) Томск и Иркутск

4) Киев и Харьков

03. населенный пункт Красноярского края, в котором отбывал ссылку профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий:

1). Ужур

2) Дивногорск

3) Шушенское

4) Большая Мурта

04. Первым ректором Красноярского медицинского института был:

1) П.Г. Подзолков

2) Н. И. Озерецкий

3) А.А. Заварзин

4) Б.С. Граков

05. год присвоения Красноярскому медицинскому институту статуса академии

1). 1985 г.

2) 1990 г.

3).1995 г.

4).2000 г.

06.врачебная специальность профессора П.Г. Подзолкова, возглавлявшего Красноярский медицинский институт более 35 лет

1) хирургом

2) терапевтом

3) психиатром

4) патологоанатомом

07. дисциплина, по которой читал курс лекций В.Ф. Войно-Ясенецкий в Красноярском медицинском институте:

1) военно-полевая хирургия

2) детская хирургия

3) травматология

4) общая хирургия

08. И.И. Гительзон в Красноярском медицинском институте руководил:

1) кафедрой акушерства и гинекологии

2) кафедрой дермато-венерологии

3) кафедрой терапии

4) кафедрой физиологии

09. год первого выпуска врачей в Красноярском медицинском институте:

1). 1942 г.

2) 1943 г.

3).1945 г.

4).1947 г.

10. «День университета» в КрасГМУ празднуется:

1) 21 декабря

2) 21 февраля

3) 21 апреля

4) 21 ноября.


6. Темы УИРС:

1. История медицинского образования.

2.История здравоохранения и медицины в Сибири

7. Литература:

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

1. Профессора Красноярской государственной медицинской академии 1942- 2002 г.г. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2002- 160 с.

2. Красноярска Государственная медицинская академия на пороге 21 века. Красноярск, 1999 г. – 120 с.

3. Красноярская Государственная медицинская академия 1942-2005 гг. – Красноярск, 2005 г. – 43 с.


Ответы на тестовые задания.

Тема №1.

№ вопр                                        
прав. Ответ                                        

Тема №2.

№ вопроса                                        
прав. Ответ                                        
№ вопроса                                        
прав. ответ                                        

Тема №3.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №4.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №5.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №6.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №7.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №8.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №9.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №10.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №11.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №12.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №13.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №14.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №15.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        
№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №16.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №17.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

Тема №18.

№ вопр                                        
прав. ответ                                        

 

 

Ответы на ситуационные задачи.

Тема №2.

Эталон №1

Из данной находки можно сделать вывод о наличии у палеоантропов практики и навыков ухода за больными соплеменниками, не имеющими возможности самостоятельно заботиться о себе. Выраженная стертость наружных зубов, говорит о том, что в виду отсутствия одной из конечностей данный человек активно пользовался зубами, выполняя посильные трудовые операции.

 

Тема №3.

Эталон №1

Нравственная позиция древнеиндийского врача Чарака может быть оценена на основе понимания соотношения классовой и общечеловеческой морали на ранних этапах развития общества. В данном примере прослеживается избирательное отношение к оказанию медицинской помощи в зависимости от социальных и нравственных характеристик человека.

Эталон №2

Оценка ситуации, описанной Геродотом может быть дана, исходя из традиций оказания помощи в странах Древнего Востока, а так же с учетом взаимодействия элементов народной медицины с профессиональной.

Эталон №3

Законодательство Хаммурапи – типичный пример становления классовой морали в сфере врачевания и формирования медицины рабовладельцев и медицины рабов.

Эталон №4

В ответе Гиппократа можно усмотреть взаимодействие элементов общечеловеческого гуманизма в области врачевания и принципов, сформированных в греческом полисе, где эллины противопоставлялись другим народам, т.е. варварам.

Эталон №5

Данный пример конкретизирует, распространенную в странах Древнего Мира, позицию утилитаризма, признающую пользу или выгоду критерием нравственности.

Эталон №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.08 с.)