Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием медицины в XVIII веке.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для достижения данной цели необходимо: Иметь верное представление о том, как развивалась науки в данный период времени. Знать: Великих учёных эпохи. Уметь: Сделать сообщение (доклад) по теме занятия. Иметь представление об основных научных открытиях в области медицины. Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами. Основные понятия и положения темы В результате реформ первой четверти XVIII в. В экономике России произошли большие изменения, укрепился ее международный престиж. Созданная Петром I (1682-1725 гг.) Российская империя стала великой европейской державой. Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела и становлению образования в России. В начале XVIII века в российской армии служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. В стране ощущалась острая нехватка отечественных врачей (докторов медицины) и лекарей. Как уже упоминалось, существовало два пути решения этой проблемы: направлении россиян за рубеж для получения высшего образования и создание медицинских учебных заведений в России. Направления россиян за рубеж для получения высшего медицинского образования в передовых университетах Западной Европы (главным образом, в Падую и Лейден) имело место уже в XVII в. Так, в 1692г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича Посникова, сына дьяка Посольского приказа, выпускника Московского Славяно-греко-латинской академии (1691). Уже через два года П. В. Посников блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Затем в течение года он совершенствовал свои знания в области медицины в Венеции, Париже, Брюсселе и Лейдене. В 1698 г. он сопровождал Петра I в составе Великого посольства в Голландии и Англии. Будучи в Неаполе, он проводил физиологические эксперименты на животных. По возвращении в Россию стал первым русским врачом, зачисленным в Аптекарский приказ(1701). В 1702г. возвратился в Россию с докторским дипломом другой уроженец Москвы – Иван (Йоганн) Л. Блюментрост (1676-1756 гг.). Позднее, он был президентом (1721-1730 гг.) Медицинской канцелярии - высшего органа медицинского управления страны. Однако подготовка врачей за рубежом не решила проблемы. Экономическое и политическое развитие России требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны. Становление медицинского образования в России тесно связано с деятельностью Петра I. До Петра I в России не было ни одного классического высшего медицинского учебного заведения. Существовавшая до 1714 г. Лекарская школа при Аптекарском приказе (открытая в 1654 г.) высшим учебным заведением не являлась и врачей не готовила, - она была создана для подготовки лекаре, столь необходимых российской армии и флоту. Первая в России госпитальная школа была основана Петром I в 1707 г. Её открытие с историей первого в России госпиталя, указ о строительстве которого был подписан Петром 25 мая 1706г. Вначале он был гражданским и назывался «Московский непременный госпиталь», в 1757г. стал военным лечебным учреждением и был переименован Генеральный сухопутный Московский госпиталь (ныне Центральный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). Николай Ламбертович Бидлоо (1670–1735) – уроженец Амстердама, закончил Лейденский университет. В 1702г. он был приглашен к российскому двору и стал «ближним доктором его царского величества». В 1707г. Бидлоо возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе Петра I. В госпитальную школу принимались люди разных чинов, окончившие Славяно–греко–латинскую академию. В программу обучения входил анатомия, хирургия, десмургия, внутренние болезни, аптекарская наука. Латынь и рисование. Учебников не было, и Н. Л. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам. Преподавание внутренней медицины было практическим и велось у постели больного. Школа готовила лекарей – хирургов. Первым русским главным врачом Московского госпиталя стал Мартын Иванович Шеин (1712 – 1762), в госпитальной школе он преподавал хирургию. В 1762г. Московскую госпитальную школу впервые возглавил русский доктор медицины – Константин Иванович Щепин (1728 – 1770), выпускник Лейденского университета. В 1786г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы медико – хирургические училища. Им предоставлялось право своих учеников «доводить до докторской степени». До этого времени этим правом обладала лишь медицинская канцелярия. Спустя 12 лет, в 1798г., медико-хирургические училища Москвы и Петербурга были преобразованы в медико-хирургические академии (МХА). Московская МХА существовала до 1804 г. Пётр I постоянно заботился о медицинском обеспечении армии и флота. Штат медицинских чинов в российской армии был официально утверждён в 1711г. Принятый в 1716г. «Устав воинский» определил число докторов, полевых лекарей, цирюльников и полевых аптекарей в разных подразделениях действующей армии. Утверждённый позднее, в 1722г., «регламент об управлении Адмиралтейства и Верфи» определял статус адмиралтейских госпиталей для «морских служителей), их штат, должностные обязанности «комиссара над госпиталем», писаря и лекарей; подробные инструкции о лечении, питании и содержании больных. В первой половине XVIII столетия стратегических центрах России было открыто более 10 госпиталей. При госпиталях, как правило, создавались госпитальные школы. Окончившие госпитальные школы направлялись в основном в полки, где по истечении определённого срока практической работы они получали звание лекаря или подлекаря. После реформы медицинского образования, которую провёл Павел Захарьевич Кондоиди (1710-1760 гг.), Медицинской канцелярии, в программу медицинских школ было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установлен семилетний срок обучения и экзаменационная система. Академия наук, по мысли Петра Великого, желавшего иметь в России собственных специалистов и учителей военного и инженерного дела и других искусств, задумывалась как высшее учебное заведение. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трёх факультетов (юридический, медицинский и философский) и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Первым президентом (1725-1733 гг.) Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692-1755 гг.). Академический университет при Академии наук развивал три направления: математическое, физическое и гуманитарное. При академическом Университете имелись библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Со временем при академии наук появились лаборатории, музеи, обсерватории. Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) – гениальный учёный и просветитель. М. В. Ломоносов родился в деревне Денисовка Холмогорского уезда в семье рыбака-помора. Самостоятельно научившись читать, он освоил «Грамматику» Мелентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого и в 1731г. ушёл из дома с обозом в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В конце 1735 г. в числе 12 лучших её учеников М. В. Ломоносов был направлен в петербургскую Академию наук для продолжения образования. Затем совершенствовал свои знания в университете (Марбург) и лабораториях Германии (1736-1741 гг.). В 1745г. М. В. Ломоносов был избран профессором химии и членом Петербургской Академии наук. Императорский Московский университет (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) был учреждён 25(12) января 1755г. указом императрицы Елизаветы Петровны - дочери Петра – в составе трёх факультетов: юридического, философского и медицинского. Первыми профессорами медицинского факультета стали Йоганн Х. Керштенс, преподававший с 1758г. химию и минералогию московский акушер Йоганн Фридрих Эразмус. Он первым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему искусству. Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета стал Семён Герасимович Зыбелин (1735 – 1802 гг.). В 1758г. он закончил философский факультет Московского университета. В 1759г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины. В 1764г. С. Г. Зыбелин успешно защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Россию в 1765г. начал преподавание теоретической медицины. Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято. С. Г. Зыбелин сыграл заметную роль в развитии гигиены и общественной медицины(борьба с детской смертностью, эпидемиями и др.), которая в то время находилась на этапе своего становления. «Многие причины преждевременной погибели человечества находятся, которых два источника полагаю — физический и политический», — утверждал С. Г. Зыбелин в одной из своих актовых речей — «Слове». В 1784 г. он был избран в Петербургскую Академию наук. Некоторое время на медицинском факультете. не было ни лабораторий ни клиник. Первая клиническая палата на 10 больных была открыта в 1797 г. при Московском военном госпитале. Ею заведовал Е. О. Мухин — выдающийся российский физиолог и хирург В 1791г. Московский университет получил право присвоения учёной степени доктора медицины. Первую докторскую диссертацию в стенах Московского университета защитил в 1794 г. Фома Иванович Барсук-Моисеев (1768—1811) Одной из важнейших проблем медицины России XVIII в. являлись массовые эпидемии. Выдающийся вклад в борьбу с эпидемиями чумы в различных городах страны внес Данила Самойлович Самойлович (1742—1805). Получив медицинское образование в Петербурге, он продолжил его в Страсбурге и Лейдене, где в 1780 г, защитил докторскую диссертацию. После этого в течение трех лет он знакомился с организацией медицинского дела в Англии, Франции, Германии и Австрии. Д. С. Самойлович признавал живую природу возбудителя заболеваний, был сторонником контагиозной теории распространения инфекции и впервые выдвинул идею о специфичности чумы. Используя один из первых микроскопов системы Деллебара, он предпринимал попытки обнаружить в выделениях больного и тканях умерших этот микроорганизм — возбудитель чумы, который был открыт почти столетие спустя французским ученым А. Йерсеном (A. Yersin, 1894). Во время «моровой язвы в Москве в 1770—1772 гг. Д. С. Самойлович работал в «Комиссии для предохранения и врачевания от моровой язвы», испытывал на себе дезинфицирующее действие средств, предложенных комиссией, и обжигал при этом руки так, что «знаки рытвин и разрывов оставались на них по смерть его». Самойлович многократно одевал на себя снятую с больных чумой и окуренную дымом одежду, доказывая тем самым эффективность предлагаемых мер защиты от инфекции. Опыт борьбы российских врачей с «моровой язвой» в Москве обобщен в фундаментальном труде старшего доктора Генерального сухопутного госпиталя А. Ф. Шафонского. Будучи главным доктором Юга России, Д.С. Самойлович активно участвовал и в борьбе с эпидемиями чумы в Крыму, Херсонской и Екатеринославской губерниях. Впервые в России он дал подробное описание клинической картины чумы, изучил условия ее распространения и патологическую анатомию чумы. В 1803 г. он предпринял первую попытку инокуляции против чумы, используя для этого содержимое созревшего бубона больного чумой. Таким образом, он пытался найти способ прививки ослабленного заразного начала: «...сбудется чаяние мое... и увидим мы все, что моровая смертоносная язва, заразоносящая чума столь же в народе уже не будет опасною, как и оспа самая, паче же оспа прививная». Многолетние исследования Д.С. Самойловича обобщены в его фундаментальном труде «Описание микроскопических, исследований о существе яду язвенного» (1792—1794), изданном в Петербурге. Международным признанием заслуг Д.С. Самойловича явилось избрание его почетным членом 12 зарубежных академий. При Екатерине II в управлении медицинским делом в России произошли изменения. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию. Функции её расшились. В 1755г. во всех губерниях Российской империи были созданы Приказы общественного призрения. Функция: организация сиротских домов, богаделен, больниц и аптек. Учреждены должности уездных врачей. В 1797г. на местах были учреждены местные органы управления медицинским делом – губернские врачебные управы. 4. Контрольные вопросы: 1. Расскажите о реформах Петра I по преобразованию медицинского дела в России? 2. Медико-санитарные законы, управление медицинским делом при Петре I. 3. Как проводилась подготовка медицинских кадров в России 18 века? 4. Что вы знаете о Н.Л. Бидлоо – руководителе первой госпитальной школы? 5. В каком году был открыт Московский университет, и какова его роль в подготовке отечественных медицинских кадров? 6 Как повлиял М.В. Ломоносов на развитие естествознания и медицины в России? 7. Какой вклад внесли С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович – Амбодик в развитие отечественной медицины? 8. Как проводилась борьба с эпидемиями в России в 18 веке? 9. Расскажите о значительной роли Д.С. Самойловича, Е.О. Мухина в развитии медицины в России периода развитого феодализма. 5. Тестовые задания: 01. Основоположником эпидемиологии в России был: 1) Н.М. Максимович-Амбодик 2) Д. С. Самойлович 3) С.Г. Зыбелин 4) Н.И. Пирогов 02. создатель аптекарского приказа: 1) Иван IV 2) Петр I 3) Николай II 4) Александр I 03. аптекарский приказ был учрежден в: 1) 1730г. 2) 1525г. 3) 1620г. 4) 1835г. 04. Изначально в задачи аптекарского приказа входило: 1) помощь убогим 2) поддержание чистоты на улицах 3) оказание медицинской помощи царю и его семье 4) оказание медицинской помощи жителям Москвы 05. Аптекарей в Московском государстве ХVII-ХVIII вв. называли: 1) рудометы 2) травники 3) зелейники 4) знахари 06. Рудометы - это: 1) фармацевты 2) лечцы 3) кровопускатели 4) хирурги 07. Первый российский доктор медицины: 1) П.В. Посников 2) Франциск Скорина 3) Юрий Дрогобычский 4) Епифаний Славинецкий 08. Народное название цинги в Древнерусском государстве: 1) ячмень 2) почегуй 3) весница 4) сучье вымя 09. Знаменитое лечебное мероприятие на Руси: 1) окуривание 2) баня 3) водолечение 4) массаж 10. Излеченные больные при монастырях на Руси назывались: 1) священники 2) послушники 3) прощеники 4) братья 11. обучение русских лекарей длилось: 1) 2-3 года 2) 5-7лет 3) 10 лет 4) 3-4 года 12. Аптекарский приказ- это: 1) высший орган медицинской службы 2) высший орган медицинской коллегии 3) высший орган военной медицины 4) орган руководства аптеками 13. Дневники, куда лекарями записывались признаки болезни назывались: 1) скорбный лист 2) история болезни 3) дневник лекаря 4) лечебник 14. Автор высказывания: ''Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось с силою... бани''. 1) Франциск Скорина 2) Иван Болотников 2) Максимович-Амбодик 4) Д.С. Самойлович 15. Медицинский факультет Московского университета начал практическую деятельность в 1) 1620г. 2) 1764г. 3) 1812г. 4) 1864 г. 16. При Аптекарском приказе: в 1654 г. открыли 1) медицинский университет 2) школу русских лекарей 3) анатомический театр 4) первуя аптеку 17. Хирургов в Московском государстве (XV – XVII вв.) называли 1) рудометы 2) лечцы 3) подлекари 4) резальники 18. Для предупреждения цинги в России использовали: 1) припарки из льняного семени 2) употребление молочных продуктов 3) настой на вине вершинок еловых и сосновых 4) овощная диета 19. Соратник Петра I, составивший и разославший по стране вопросник об эпидемиях повальных болезней: 1) В.Н. Татищев 2) П.З. Кондоиди 3) Л.Л. Блюментрост 4) И.И. Шувалов 20. Ученый, написавший в 1761 году письмо «О размножении и сохранении российского народа» 1) С.Г. Зыбелин 2) К.И. Щепин 3) Н.М. Максимович-Амбодик 4) М.В. Ломоносов 21. Лекарская школа при Аптекарском приказе, открытая в 1654 г.готовила 1) врачей 2) лекарей и костоправов 3) аптекарей 4) народных целителей 22. Выдающийся российский ученый Д. С. Самойлович участвовал в борьбе с эпидемиями 1) чумы 2) оспы 3) дифтерии 4) холеры 23. Боярин, по указу царя, первым возглавивший аптекарский приказ: 1) Черкасский И. Б. 2) Морозов Б. И. 3) Годунов С. Н. 4) Милославский И. Н. 24. Первый в России гражданский госпиталь (в 1706 г.) был открыт в 1) Лефортово 2) Москве 3) Киеве 4) Петербурге 25. Отечественная медицина во времена Московского государства находилась на уровне 1) шаманизма 2) знахарства и лекарства 3) лекарства и профессионального врачевания 4) профессионального врачевания 26. Предмет преподавания «Материя медика» включал в себя 1) философию 2) рисование 3) ботанику 4) терапию 27. Часть своей книги «Искусство повивания» Н.М. Максимович-Амбодик посвятил 1) заболеваниям молочной железы 2) заболеваниям внутренних органов 3) уходу за детьми и их воспитанию 4) гигиене 28. В 1725 году все медицинские учреждения Российской империи (как ведомственные, так и частные) были подчинены 1) аптекарскому приказу 2) академии наук 3) медицинскому ведомству 4) медицинской канцелярии 29. Капитальный труд, написанный на латинском языке, объемом в 1306 листов «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» принадлежит 1) Везалию 2) Павлу Эгинскому 3) Бидлоо Н.Л. 4) Пирогову Н.И. 30. Автор перевода труда А.Везалия – первой в России научной книги по анатомии 1) Павел из Милана 2) Брюллов Иоганн 3) Блюментрост Л.А. 4) Епифаний Славинецкий 31. должность руководителя Медицинской коллегии, созданной Петром I: 1) президент 2) архиатр 3) министр 4) председатель 32. Высший орган управления страной при Петре I: 1) Вече 2) Канцелярия 3) Сенат 4) Коллегия 33. Число коек в первом в России военном госпитале XVIII в. насчитывало 1) 300 2) 250 3) 900 4) 55 34. Первый русский врач, получивший университетское образование 1) Ф. Скорина 2) Н. Пирогов 3) С. Буке 4) П. Посников 35. Обязанности главного лекаря в госпитале XVIII века: 1) обучал студентов 2) был вторым ответственным лицом после главного доктора 3) выполнял роль дежурного 4) выполнял роль санитара 36. Путь решения проблемы нехватки врачей в России избранный Петром I: 1) направление россиян за рубеж для получения высшего медицинского образования 2) приглашение в Россию врачей-иностранцев 3) создание высших медицинских учебных заведений в России 4) присваивал статус врача народным целителям 37. Лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук: 1) П.З. Кондоиди 2) Л Л. Блюментрост 3) Н.Л. Бидлоо 4) И. Лесток 38. Первым руководителем госпитальной школы в Москве был 1) М. Я. Мудров 2) М. И. Шеин 3) Н.Л. Бидлоо 4) К.И. Щепин 39. Российский государственный деятель XVIII в., внесший решающий вклад в ликвидацию Московской эпидемии чумы в 1770-1772. 1) Г. Орлов 2) Г. Потемкин 3) В. Татищев 4) Н. Шереметьев Ситуационные задачи 1. Выдающийся отечественный ученый и врач Д.С. Самойлович (1746-1805) был одним из организаторов борьбы с эпидемиями чумы в России в XVIII веке. Для доказательства эффективности дезинфицирующего действия курительных порошков Д. Самойлович надел на себя, а затем на 7 приговоренных к смертной казни преступников одежду больных, умерших от чумы, которую предварительно окуривали порошками. Все они остались живы и не заболели. - Дайте оценку поступку Д.С. Самойловича 2. Английский врач Э. Дженнер (1749-1823), предложивший вакцинацию против оспы, писал: «Старшим моим двум детям была привита оспа раньше, чем я стал прививать коровью оспу. Младший мой сын Роберт родился в то время, когда я уже начал производить опыты прививки коровьей оспы и он был одним из первых моих пациентов… Воспаление началось было, но прекратилось на третий день… Вскоре после этого… Роберт случайно подвергся возможности заразиться оспой. Так как в ту минуту у меня не было под рукой вакцины, то мне не оставалось другого исхода, как немедленно привить ему человеческую оспу…». - Дайте оценку поступка Э. Дженнера 3. Случай, происшедший с парижским хирургом Фуше в 1796г.: Один приговоренный к смерти преступник внезапно опасно заболел, казнь была отложена и Фуше поручено лечить его. Через несколько недель Фуше представил следующее свидетельство: «Нижеподписавшийся сим заявляет высокоблагородному Уголовному суду, что осужденный в настоящее время совсем оправился и может быть предан смерти без всякого вреда для его здоровья». - Дайте оценку такому заявлению врача. 7. Рекомендуемые темы рефератов: 1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины. 2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику. 3. Д.С. Самойлович - выдающийся ученый - эпидемиолог. 4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика. 5. История болезни М. Ломоносова. 6. Коллекция уродов в первом музее России. 8. Литература: Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: 1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники: 1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с. 2. Выдающиеся имена в мировой медицине — Great Names in the World History / Под ред. проф. А.А. Грандо. — Киев: РИА «Триумф», 2002. — 495 с. (на русск. и англ. языках). Тема №7: Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в русском государстве (конец XVIII – первая половина XIX века) Значение изучения темы. Проследить преемственность в разработке важнейших направлений между поколениями врачей ХVIII и XIX века. Сформировать уважительное отношение к основоположникам отечественной медицинской науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.018 с.) |