Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие медицинской науки в России в конце XVIII векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1791 году Московскому университету было предоставлено право присуждения степени доктора медицины, в 1794 году первым защитил диссертацию на степень доктора Барсук-Моисеев Фома Иванович на тему «О дыхании» и со следующего года он, будучи профессором, читал лекции по физиологии, патологии, терапии, гигиене и семиотике с диететикой. Ведущую роль русские ученые играли в разработке эволюционного учения. Каспар Вольф (1733-1794 гг.) провел эмбриологическое исследование развития куриного зародыша, начатое в Берлине и законченное в России, и обосновал «теорию зарождения (теорию преформизма) Продолжают свою деятельность и госпитальные школы. Они в 1786 году преобразуются в медико-хирургические училища. Одно из которых, расположенное в Санкт-Петербурге, получило статус медико-хирургической академии, а московское медико-хирургическое училище стало его отделением. В 1763-1771 годы в Санкт-Петербурге, Москве открываются воспитательные дома с родовспомогательными заведениями при них, в которых начата подготовка “ученых повивальных бабок”. Крупным организатором медицинского дела в России явился П.З. Кондоиди (1710-1760). Кондоиди упорядочил сроки и способы обучения в госпитальных школах, основал школы повивального дела, направлял за границу для обучения в университетах медицине молодых людей, улучшал медицинское обслуживание в армии, издавал инструкции по санитарной охране южных границ и организовал медицинскую библиотеку. Его деятельность совершенствовала медицинское образование, военно-санитарное дело и т.д. В XVIII веке значительное развитие получает медицинская наука. Самоотверженно трудился первый отечественный ученый, врач-эпидемиолог Д.С. Самойлович (1744-1805) - крупный специалист по изучению чумы. Им выполнены оригинальные труды, посвященные эпидемиологии, лечению и профилактике этого особоопасного заболевания. Исключительно велики заслуги первого отечественного ученого акушера и педиатра Н.М. Максимович-Амбодика (1744-1812). Он автор оригинального руководства по акушерству и педиатрии “Искусство повивания или наука о бабичьем деле”, которое в течение нескольких десятилетий было настольной книгой врачей, повивальных бабок и студентов-медиков. По совершенствованию учебного процесса на медицинском факультете Московского университета большой вклад внес первый русский профессор этого вуза С.Т. Зыбелин (1735-1802). Улучшению медицинского образования в госпитальных школах, медико-хирургических училищах помагала деятельность докторов медицины: К.И. Щепина (1728-1770), А.М. Шумлянского (1748-1795) и др. Проблемы сохранения здоровья населения России отражены и в трудах М.В. Ломоносова. В свете сказанного особенно примечательна его работа “О сохранении и размножении Российского народа” (1761), выполненная в форме письма видному государственному деятелю графу И.И. Шувалову. В 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Но несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому предлагали выписывать из Германии даже студентов, не говоря уж о профессорах, вместо того чтобы воспитывать их в России. На первых порах профессора были большей частью приглашены из-за границы, и только двое: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — были определены из воспитанников Петербургского академического университета. Труды отечественных ученых-медиков XVIII века оказывали положительное влияние на лечебно-профилактическую работу, проводимую в стране. 5.3. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский). Семён Герасимович Зыбелин (1735 -1802) — российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете. Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В Кенигсберге обучался философии, математике и физике анатомии и трупосечению, практической медицине, физиологии, патологии, ботанике и врачебному веществословию, клинической практике, химии, хирургии. 1764 году в Лейдене Зыбелин защитил диссертацию и был удостоен степени доктора. По возвращении в Россию был назначен профессором по кафедре теоретической медицины московского университета. За 36 лет работы Зыбелин читал студентам все части теоретической медицины, начиная с физиологии и патологии и кончая общей терапией, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию и был известен как один из самых красноречивых лекторов. Ведя преподавание на русском языке, Зыбелин способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. В 1771 году был одним из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. 21 марта 1784 года был избран членом Российской академии. В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу. Кроме названной диссертации, сочинения Зыбелина состоят из следующих 8-ми "Слов", произнесенных им в торжественных собраниях университета, причем в "Словах" этих он постоянно имел в виду применение науки к жизни, к нуждам и потребностям человека: 1) "Слово о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит"; 2) "Слово о причине внутренней связи частей тела между собою и происходящей из того крепости в теле человеческом"; 3) "Слово о пользе прививания оспы и преимуществе оной пред естественной с моральными и физическими возражениями против неправомыслящих; 4) "Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней"; 5) "Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа"; 6) "Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней" (в нем автор ясно изложил учение о темпераментах с точки зрения диетической и дал весьма много полезных советов в этом отношении); 7) "Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище. На его надгробии выбита эпитафия: По сердцу и уму се истинный мудрец, Он славы не искал, но был наук красою Любовь ко ближнему была его душою, Из тихих дней его она сплела венец Для муз отечества, который не увянет
Шумлянский Александр Михайлович (1748—1795) — врач, первый русский ученый-микроскопист. В 1776 году окончил госпитальную школу при Адмиралтейском госпитале в Петербурге, а в 1782 году — медицинский факультет Страсбургского университета. Защитил докторскую диссертацию на тему «О строении почек». По возвращении в Россию с 1787—1793 гг. преподавал терапию, акушерство, патологическую анатомию в Московском медико-хирургическом училище. В своей диссертации он на 60 лет раньше В. Боумена описал особенности гистологического строения почек: извитые канальцы, сосудистые клубочки, капсулу, окружающую клубочек, доказал наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами («шерстистыми ворсинками»). Тем самым он окончательно доказал существование замкнутого круга кровообращения, исключив гипотезу о «промежуточных пространствах». Установил наличие артерий и вен в оболочках и мозговом веществе почек, показал окончание артерий в сосудистых клубочках, прерывающих путь крови из артерий и вены. Он опроверг теорию Ф. Рюйша, согласно которой почечные капилляры сообщаются с почечными канальцами. Он ввел понятия Шумлянского метод инъекции сосудов — предложенный автором метод инъекции внутриорганных сосудов раствором резины в спирте, капсула Боумена—Шумлянского (капсула почечного клубочка, Мюллера капсула)— начальный отдел нефрона, имеющий форму чашечки, стенка которой состоит из внутреннего и наружного листков. А. М. Шумлянский уделял много внимания проблеме подготовки врачей в России, принимал участие в разработке проекта преобразования госпитальных школ в медико-хирургические училища. Создание медико-хирургической Академии. Во второй половине XVIII века в Российской империи получило значительное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета, где читали лекции профессора П.Д. Вениаминов, С.Г. Зыбелин, И.Ф. Эразмус и др. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико – хирургическое училище, преобразованное позже в Императорский медико – хирургический институт (это учебное заведение находилось под покровительством Екатерины II). Квалифицированных лекарей готовили медико – хирургические училища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей. В медико – хирургических училищах преподавали известные профессора и крупные клиницисты Г.И. Базилевич, Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, М.М. Тереховский, А.Н. Федоровский, А.М. Шумлянский и др. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери. В России XVIII века все учреждения здравоохранения, в т.ч. учебные заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в 1736 г. Существенные преобразования в деятельности медико – хирургических училищ провел директор Медицинской коллегии тайный советник А.И. Васильев, назначенный на высокую должность в 1793 г. Главным его делом было создание специализированных высших медицинских учебных заведений в России. В интересах педагогов высшей квалификации была предусмотрена разумная система материального стимулирования учебной и научной деятельности. Профессорам, которые 25 лет и более вели преподавательскую работу, назначалась пожизненная пенсия от казны, равная полному штатному жалованью. Академия создавалась не на голом месте, а путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся первого и второго классов академии именовались учениками, а третьего и четвертого – студентами. Учащимся двух последних классов присваивались права студентов Московского университета. Таким образом, к началу 19 в., в России сформировалась самобытная система медицинского образования достаточно высокого уровня. Были созданы новый ботанический сад и академическая аптека, стали практиковаться заграничные командировки наиболее способных выпускников. Академия получила право выпускать врачей со званием лекаря, то есть «с полным правом свободной практики». Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Академия ежегодно производила досрочные выпуски, сократив срок обучения. На театре военных действий, особенно в Крыму, работало немало выпускников Академии и ее сотрудников, в том числе Н.И.Пирогов, который в конце октября 1854 г. выехал в Крым. В 1857 г. президентом МХА был назначен профессор-хирург П.А. Дубовицкий. Ему было предложено довести Академию до уровня лучших соответственных учреждений Запада, не стесняясь в средствах. В Медико-хирургической академии работали: И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, А.И. Овер, К.Ф. Рулье, Г.И. Фишер, П.М. Шумлянский и др. За годы своей работы она подготовила более 2 тыс. врачей и несколько сотен фармацевтов. В 1845 объединена с медицинским факультетом Московского университета. В 1881 г. Медико-хирургическая академия была переименована в Военно- медицинскую академию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.015 с.) |