Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация медицинского дела на местах: городские врачи, приказы общественного призрения, врачебные управ

Поиск

После издания законов "Учреждения для управления губерний Российской империи" (1775) в стране была создана новая система общественного призрения и медицинской помощи. Это были приказы общественного призрения, в задачу которых входило устройство и содержание народных школ, сиротских домов, богоугодных заведений, в том числе больниц, аптек, домов для неизлечимых больных и душевнобольных. При царствовании Екатерины II в 1773 году организуется в городах врачебные управы, в уездах вводится должность уездного лекаря. В 1775 г. образуются губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. Наряду с приказами общественного призрения в 1775 г. были учреждены должности уездных врачей. В 1797 г. в каждой губернии России появились врачебные управы, а в Петербурге и Москве их заменяли физикаты, созданные еще в 1739 г.

Обстоятельства вынуждали посылать исконных, "природных" россиян в иностранные училища для доучивания и достижения высших в медицине степеней знаний. В дальнейшем, с распространением медицинского персонала на местах вызовы иностранных врачей и посылка россиян для приобретения докторского звания за границу почти прекратились,

После того как были учреждены врачебные управы и определились суммы для пенсий медицинским чиновникам, а также были приняты решения о вручении им единовременной награды, это "возбудило великое рвение к изучению медицинской науки молодых людей при врачебных училищах, но и медицинских чинов проявить инициативу находящихся при войсках и по губерниям".

Уже после смерти Петра Великого в обеих столицах были созданы так называемые физикаты во главе с докторами (штадт-физиками) — это были первые органы здравоохранения в городах; были также введены должности городовых врачей. С утверждением губернских приказов общественного призрения (1775) в их ведении находились не только сиротские дома и богадельни, но и больницы, аптеки (так называемая приказная медицина). Первые крупные гражданские больницы появились в Москве (Павловская больница для бедных, затем «всесословная, общая для всех родов болезней» Екатерининская) и Петербурге (Обуховская) в 1760—1770 гг., общее число коек в них было в пределах нескольких сотен; к концу столетия было уже 30 больниц (в том числе и крупные —до 300 коек) и при них 14 отделений для умалишенных, родильный дом, венерический лазарет, «оспенный дом», дом для неизлечимых больных.

С 1797 г. медицинским делом на местах ведали губернские врачебные управы. При Екатерине II реформы перешли на путь децентрализации, в частности, здравоохранения. И все же итог века в медицинском отношении очевиден: произошло становление отечественной государственной медицины, в том числе и лечебной медицины.

Важнейшими социальными проблемами медицины оставались постоянные эпидемии инфекционных болезней, раны и другая хирургическая патология и катастрофическая младенческая смертность. Улучшение родовспоможения постоянно оставалось одной из главных задач государственной медицины. Так, по проекту Медицинской канцелярии «о бабичьем деле» (1754) в Москву было определено 15, а в Петербург 10 повивальных бабок, с предварительным специальным испытанием каждой из них; предусмотрено было создание в обеих столицах школ повивального искусства (они были организованы в 1757 г.); были открыты первые родильные приюты в.

Открытие Санкт-Петербургской Академии наук. Исследования в области медицины

Академия наук открыла новую эру – эру создания в России своей науки – выделения способных и даровитых русских людей – эру развития русской науки и завоевания ею своего авторитета. Академия состояла из трех отделений, второе отделение занималось анатомией, физиологией и химией. В числе первых академиков большинство составляли врачи.

Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук.

Одним из многих предложений Петру был поданный ему доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных ученых из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.

По проекту Петра, академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.

Лейб-медику Блюментросту было поручено составить доклад о проекте академии. Согласно этому указу «академии наук и курьезных художеств», каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр высказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Вызванные из-за границы академики уже не застали в живых императора Петра I. 20 ноября 1725 года последовал именной указ императрицыЕкатерины I «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». Академия открылась, под президентством Блюментроста, 27 декабря 1725 года.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 17

1. Тема и ее актуальность. Развитие медицины России ХVШ в.

Изучение развитие медицины России ХVШ в. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, помогает проследить развитие научной и общественной деятельности выдающихся представителей медицины России ХVШ в.

2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в России ХVШ в.

знать:

– становление медицинского образования в России;

– научную и общественную деятельность выдающихся представителей медицины России ХVII –ХVШ вв;

уметь:

– использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

– работать с аудиторией.

владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).
2. Развитие медицинской науки в России в конце XVIII века
3. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский).
4. Создание медико-хирургической Академии.
5. Создание первых акушерских школ, деятельность П.З.Кондоиди.
6. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии
7. Мероприятия по борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича и Шафонского А.Д.
  4.Темы реферативных сообщений
1. Вклад Д.С.Самойловича в становление отечественной эпидемиологии.
2. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии

Информационнымй блоком

5.1. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы. После смерти Петра I развитие здравоохранения медленно, но продолжается. Вторая половина XVIII века была насыщена нововведениями в развитии медицинского образования и медицинской науки в России.

В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом – императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

М.В. Ломоносов принимал деятельное участие в развитии Московского университета: был инициатором открытия при нем медицинского факультета и автором обучения на нем, добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке.

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Набирать слушателей на медицинский факультет начали лишь в 1763 году. Преподавание вели Керстенс по физике и минералогии и Эразмус по анатомии и медицинскому «вещестсловию». Первыми русскими профессорами были Зыбелин, который читал на русском языке теорию медицины, и Вениаминов- медицинскую ботанику. В 1797 году при Московском военном госпитале была организована клиническая палата, и там проводилось клиническое преподавание. В 1791 году Московскому университету было предоставлено право присуждения степени доктора медицины.

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров, философский юридический, медицинский. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов – в 1758 г. их было лишь 100 чел. Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом об учреждении Московского университета». С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом. Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости» и первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

Академия наук открыла новую эру – эру создания в России своей науки – выделения способных и даровитых русских людей – эру развития русской науки и завоевания ею своего авторитета. Академия состояла из трех отделений, второе отделение занималось анатомией, физиологией и химией. В числе первых академиков большинство составляли врачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.013 с.)