П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной науки о физическом воспитании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной науки о физическом воспитании.



П.Ф. Лестгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.
Лесгафт окончил академию и остался и он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии. В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, активного поборника женского медицинского образования, борца за справедливость. Идея всестороннего изучения человеческой личности все больше увлекала П. Ф. Лесгафта. Он приступил к сбору материалов для новой обширной работы «Задачи антропологии и методы ее изучения»,
По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран.

В практическом плане ему удалось добиться лишь организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла.
Консервативная администрация и профессура недолюбливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных поисков. Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. По словам Лесгафта, вся его жизнь была отдана студенческой молодежи.

В 1893 г. после очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью. Эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяризации своей системы физического образования. Через созданные им и его учениками Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений. Так, в 1896 г. Лесгафтом были организованы курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, которые представляли собой частное высшее учебное заведение. Это было первое в России и в мире высшее женское учебное заведение, готовившее специалистов по физическому воспитанию. Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.

5.9. Организация и деятельность Института экспериментальной медицины.
Институт экспериментальной медицины (полное название — НИИЭМ СЗО РАМН) — научно-исследовательский институт Северо-Западного отделения РАМН в Санкт-Петербурге.

8 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге был открыт первый в России научно-исследовательский медико-биологический центр — Императорский Институт экспериментальной медицины (ИЭМ). Основателем и попечителем института был принц А. П. Ольденбургский, который пригласил в ИЭМ лучших специалистов того времени. По этой причине в периодической печати до марта 1917 г. ИЭМ часто называли «Институт принца А. П. Ольденбургского». ИЭМ был создан как «высшее научное медицинское учреждение академического типа», с основной задачей — производить «практическое применение способов борьбы с заболеваниями и последствиями оных».

Труды многих ученых, работавших в его стенах, обогатили мировую и отечественную науку, ряд структурных подразделений ИЭМа дал жизнь новым научно-исследовательскимьинститутам. Так, на базе Биологической станции в с. Колтуши был организован Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности, переросли в самостоятельные институты отделы вакцин и сывороток, эксперимен-тальной биологии, вирусологии. Первоначально в составе ИЭМа было шесть отделов: физиологический, химический, патологической анатомии, общей бактериологии, эпизоотологии и сифилидологии (вскоре преобразованный в отдел общей патологии), — а также практическое прививочное отделение. К началу первой мировой войны их число увеличилось за счет гигиенического отдела, специальной "чумной" лаборатории и клиники кожных болезней.

К лету 1891 г. специалисты института организовали отделы: физиологии (И. П. Павлов), химии (М. В. Ненцкий), бактериологии (С. Н. Виноградский), патологической анатомии (Н. В. Усков), сифилидологии (Э. Ф. Шперк) и эпизоотологии (К. Я. Гельман). В состав института вошла петербургская пастеровская станция (В. А. Краюшкин), основанная в 1886 г. А. П. Ольденбургским.

В 1892 г. вышел в свет первый номер журнала ИЭМа «Архив биологических наук».

В 1904 г. за классические работы в стенах института по физиологии пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию, в 1913 г. став почётным директором института.

В 1918—1931 гг. ИЭМ расширил сферу научных исследований и стал называться Государственным институтом экспериментальной медицины — ГИЭМ.

В 1932 году ГИЭМ был реорганизован во Всесоюзный институт экспериментальной медицины — ВИЭМ.

В 1934 г. было принято решение о переводе ВИЭМ в Москву с сохранением в Ленинграде его филиала (ЛФ)[1][2].

Ныне — Учреждение Российской академии медицинских наук «Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины Северо-Западного отделения РАМН» (НИИЭМ СЗО РАМН).

5.10 Медицинское образование в России. Дерптский и Казанский университеты.

Медицинская коллегия, сменившая Медицинскую канцелярию, обязана была также и "просвещать медицинскую науку саму по себе". В 1798 г. построены здания для чисто учебных целей, школы преобразованы в академию, а госпиталь должен был стать только учебно-вспомогательным учреждением. Основанная (1798) Медико-Хирургическая академия была поставлена на степень первых ученых заведений в Империи. В начале XIX столетия по окончании Отечественной войны, с Запада приезжали врачи, повлиявшие на постановку медицинского образования в России. В начале XIX столетия были открыты университеты Дерптский, Казанский, Харьковский, с медицинскими факультетами. Таким образом явились условия для развития в России всех отраслей медицины.

Дерптский университет (в настоящее время Тартуский) был создан на базе шведского университета, основанного в Дерпте в 1632 г. под наименованием Академия. С 1893 г. он назывался Юрьевским университетом. Университет состоял из четырех факультетов: юридического, философского, медицинского и богословского (лютеранского). Первым ректором университета был Георг Паррот. Опираясь на устав 1803 г., предоставлявший Дерптскому университету значительно большую автономию, чем другим русским университетам, профессора-просветители основали при университете педагогическую семинарию, готовившую учителей для школ Прибалтики, школьную комиссию. На первом этапе существования университета особенно успешно развивались медицинские и естественные науки. Выпускником мед. факультета являлся Юлий Фердинанд Иванович Мацон (1817 -1885) - патолог и врач-терапевт, ординарный профессор на кафедре патологии и патологической анатомии Университета Святого Владимира, первый директор Александровской больницы, действительный статский советник.В 1886-1896 гг. профессором фармакологии и токсикологии на медицинском факультете был немецкий специалист Рудольф Коберт.

Казанский университет. 21 июля 1758 г. была основана Казанская гимназия. В 1759 г. в Казанской гимназии было уже 111 учеников. Существование Казанской гимназии было главной причиной, побудившей правительство создать здесь университет.

Указ об открытии Казанского университета был подписан 5 ноября 1804 г. Тогда же был утвержден его устав. 14 февраля 1805 г. произошло открытие университета. Большинство из студентов принадлежало к дворянству, а остальные были детьми разночинцев. Представители податных состояний в университет не допускались.

Но до самого 1814 г. преподавание в университете носило случайный и разбросанный характер. Не было ни разделения на факультеты, ни строго выясненных планов преподавания; не было необходимых учебно-вспомогательных пособий. Подобный общий характер носили курсы и по другим предметам. Отсутствовали выборно-коллегиальные органы (ректор, деканы, факультетские собрания). Только в 1811 г. гимназия была отделена от университета.

Ректором был избран И. О. Браун. 5 июля 1814 г. торжественно праздновалось полное открытие университета. Первоначально в университете было 4 факультета или отделения, между которыми распределялись 28 кафедр: отделение нравственных и политических наук (7 кафедр); отделение физических и математических наук (9 кафедр); отделение врачебных, или медицинских, наук (6 кафедр) и отделение словесных наук (6 кафедр).

В 1825 году построен главный корпус университета, а в 1830-е завершается строительство университетского комплекса: здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники (в организации последней современники отмечали ведущую роль профессора Ф. О. Йеллачича) и других.

Вуз становится крупным центром образования и науки. В нём формируется ряд научных направлений и школ: математическая, химическая, медицинская, геологическая, геоботаническая и другие.

5.11. Женское медицинское образование в России.

Во второй половине XIX века серьезные изменения произошли в медицинском образовании. Важным этапом в развитии Российской медицины является становление женского медицинского образования. Диплом врача в России могли получить лишь мужчины (по университетскому уставу 1863 было запрещено женщинам переступать порог высших учебных заведений). Женщины стали отправляться за рубеж. Первая женщина врач – Суслова Надежда Прокофьевна (Цюрих), а в России в 1868 МХА закончила Варвара Александровна Кашеварова, и в 1872 году положение изменилось. Под давлением общественности, выступления таких крупных ученых как И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф. Лесгавта (1837-1909) в 1872 году при Петербургской медико-хирургической академии открыты женские медицинские курсы («особый женский курс для образования ученых акушерок»). К началу XX века подготовлено около 2000 женщин врачей. К сожалению, в правах они были ущемлены: диплом врача не выдавался, к груди прикреплялся значок “ЖВ” (Женский врач), зарплата была меньше чем у мужчин-врачей, разрешалось оказывать лечебную помощь только женщинам и детям.

Развитие медицины и медицинского образования в России в целом происходило в соответствии с общемировыми тенденциями, но имело и свои специфические национальные черты. Прежде всего, в России никогда не было гонений на врачевание, сжигание «ведьм и колдуний» и тому подобных явлений. У всех народов нашей многонациональной страны люди, умеющие излечивать, будь то лекари-травники, бабушки-повитухи, шаманы или профессиональные доктора, всегда пользовались уважением и почетом. Однако высшее профессиональное медицинское образование до XVIII века все-таки считалось сугубо мужским делом.

Начало медицинскому образованию женщин в России, правда узкоспециализированному, было положено 253 года назад инструкцией медицинской канцелярии 1757 года, которой предписывалось в целях подготовки опытных акушерок докторам и акушерам читать «целый коллегиум о бабичьем деле»

Более основательная медицинская подготовка давалась в Виленском университете, с конца XVIII столетия. Но контингент подготовляемых там лиц был слишком незначителен и далеко не удовлетворял потребностей во врачебных кадрах, особенно в селах и уездных городах. В XIX веке в России отмечается стремление большого числа молодежи к получению основательного медицинского образования, и появляются ходатайства женщин о приеме их наравне с мужчинами на медицинские факультеты университетов. На них было обращено серьёзное внимание со стороны правительства, периодической печати и общества.

Организовано учреждение при медицинской академии особых курсов для приготовления учёных акушерок. К приему допускали по вступительному экзамену и лишь со среднеобразовательной подготовкой или дипломом на звание домашней учительницы.

На этих условиях курсы работали четыре года и доказали, что их слушательницы могут с полным успехом усваивать научные основы медицинских знаний и их практическое применение к врачебному делу. Этот опыт показал, что стремление женщин к высшему медицинскому образованию не было преходящим стремлением и побуждением отдельных личностей, а явилось серьёзной общественной потребностью, имеющей право на удовлетворение.

Нехватка врачебных кадров в сельской местности заставила вернуться к вопросу об открытии женского медицинского института. Открытие института состоялось 15 октября 1897 года в Санкт-Петербурге. Русская женщина добилась того, что не имели женщины западно-европейские, так как Санкт-Петербургский женский медицинской институт являлся единственный учреждением подобного рода во всей Европе.

Впервые женщины стали допускаться в русские университеты в качестве вольнослушательниц в конце 50-х годов и начале 60-х годов девятнадцатого столетия. В 1908 года в указе императора было сказано о допущении женщин к слушанию лекции и разрешению окончания слушания курса на одинаковых с посторонними слушателями условиях.

В 1910 году быт открыт Харьковский женский медицинский институт, высшие женские медицинские курсы в Одессе и женский медицинский институт в Москве.

Летом 1900 года был принят закон «О правах женщин относительно поступления в императорский Александровский университет в Финляндии», по которому женщинам разрешалось наравне с мужчинами поступать в университет. В 1900 году Министерство внутренних дел утвердило устав для учреждения в Москве женского медицинского института. Крупным пополнением системы общественного высшего медицинского образования было открытие женского медицинского института в Киеве.

В 1908-1909 годах в процессе образования женских медицинских институтов и курсов начали прослеживается новые тенденции. Если на переломе веков женское медицинское образование рассматривалось как результат прогрессивных общественных влияний, то позже открытие новых женских медицинских учебных заведений, стало результатом точного просчета коммерческой конъюнктуры. Стремление к открытию новых коммерческих медицинских учебных заведений вылилось во множество прошений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.099 с.)