Тема и ее актуальность. Врачевание в Древней Индии, древнем китае. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема и ее актуальность. Врачевание в Древней Индии, древнем китае.



Изучение основных этапов развития медицины Древних цивилизаций Востока имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины древнего мира (Древней Индии, Древнем Китае).

2. Цель занятия. Показать основные аспекты развития медицины в Древней Индии, Древнем Китае.

знать:

-основные этапы и важнейшие черты медицины Древних цивилизаций Востока (Индия, Китай).

-основные достижения медицины.

-особенности храмовой и светской медицины.

- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину Индии, Китая

уметь:

-использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

- работать с аудиторией.

владеть ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Древняя Индия. Представления о природе человека, о здоровье и болезни, (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Анатомические знания.
2. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).
  Санитарно технические сооружения в Древней Индии.
4. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"), оперативные методы лечения ("Сушрута-самхита"). Врачебная этика.
5. Древний Китай. Источники изучения медицины Китая. Философские основы китайской медицины даосизм и конфуцианство
  Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Диагностика. Учение о пульсе.
7. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)
8. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То.
  4. Темы реферативных сообщений
1. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"), оперативные методы лечения ("Сушрута-самхита") в Древней Индии.

2. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун).

Информационный блок

Врачевание в Древней Индии

Индия — один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг — «первые ступени на лестнице любой болезни».

Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Античные авторы высоко ценили индийских врачей. Особенно их умение лечить от укусов змей. Применялось общее обезболивание: вином, опием. Лекарственных средств было больше тысячи.

5.2. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).

Источниками изучения древнеиндийской М. являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» — энциклопедия народных преданий. В «Панчатантре» — древнем сборнике рассказов и басен упоминаются лекарственные средства, болезни, говорится о врачах, различных способах лечения болезней. В юридическом памятнике — чаконах Ману (в редакции, датируемой 2 в. до н.э. — 2 в. н.э.) содержатся положения санитарного законодательства, высказываются суждения об оказании врачебной помощи населению, приводятся правила общественной и личной санитарии и гигиены. Особую группу источников составляют записи участников походов Александра Македонского (327—325 гг. до н.э.).

Господство культовых традиций (о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов) неблагоприятно сказывалось на приобретении знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов перестало преследоваться, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее в Аюрведе описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь. В «классическом» периоде (1 тысячелетие н.э.) исследования по анатомии, считавшейся «преддверием медицинской науки», накапливались настолько интенсивно, что фонд анатомических сведений позволил врачу Бхаскаре Бхатте написать большой трактат по нормальной анатомии «Сариранадмини». Это сочинение, написанное раньше, чем «Канон врачебной науки» Ибн Сины, получили распространение и у арабов.

В ведах описаны симптомы малярии, сибирской язвы. Были известны болезни, идентифицируемые теперь как кала-азар, слоновость, гемоглобинурийная лихорадка. Было известно, что чума — результат эпизоотии среди крыс, что бешенство у человека возникает от укуса бешеным животным (собакой, шакалом), а проказа — итог длительного контакта здорового человека с больным. Частые укусы ядовитых змей нередко со смертельными последствиями рассматривались как неотвратимый бич судьбы. В Древней Индии умели различать некоторые виды паразитических червей. С большой тщательностью описаны кожные, мочеполовые болезни. Индийские врачи учили, что почти все кожные болезни, особенно хронические, свидетельствуют о патологических процессах внутренних органов.

В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, техника которых была высокой.

Индийская M. исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем: правильное применение лекарственных средств, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели). Пища должна соответствовать вкусам и привычкам, позволительно иногда назначать и крепкие напитки, если к ним имеется длительная привычка. Надо чаще совершать с больным прогулки, предоставляя ему возможность созерцать ласкающие взор ландшафты. Чтение больному, находившемуся в постели, легких увлекательных рассказов, слушание им приятного пения птиц, пребывание в обществе поющих юношей и красивых молодых женщин — все это, примененное в меру, способствует «укорочению нити физических страданий», скорейшему излечению.

В системе медицинских знаний важное значение придавали диагностике. При исследовании больного принимались во внимание его возраст, местожительство, физическое сложение, выяснялось все, что имело отношение к привычкам, характеру, занятиям больного. Осмотр тела производили при солнечном свете. Частоту дыхания, сердцебиения подсчитывали как в спокойном состоянии, так и после физической нагрузки (бег). Каждый врач должен был уметь пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Органолептическое изучение мочи, исследование пульса были обязательными компонентами в комплексе диагностических приемов,

Лечебную помощь оказывали преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары с запасами лекарственных средств. Во время войн организовывались сети подвижных госпиталей. Общественные стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, внутри страны стояли на центральных дорогах, нередко объединяясь с караван-сараями. Храмовые стационары и стационары при высших школах, служившие своеобразной клинической базой для подготовки врачей, оснащались соответствующим инвентарем. При них имелись библиотеки.

Хирургия почиталась как первая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур. Высоким было искусство пластических операций на лице и других частях тела (индийский способ пластики). В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Зубоврачевание рассматривалось как важная отрасль хирургии. Хирургический инструментарий насчитывал свыше 200 наименований. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений; раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза, кишечника животных. Применяли общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. При больших операциях хирургу помогали ассистенты. Индийские хирурги были широко известны в странах эллинистического мира.

Богатая культура, созданная индийским народом, была воспринята народами Востока, античного мира и европейских стран. Достижения индийской М. оказали влияние на медицину Цейлона, Малайского архипелага; составляют одну из основ тибетской М.

Об Индии знали и в древней Руси. О ней упоминает Нестор (11—12 вв.). Разрозненные переводные литературные произведения об Индии в период Киевского государства были собраны в обширный свод «Сказания об Индийском царстве», в котором приведено много интересных сведений об индийском народе. На рынки Киева из Индии привозили краски, пряности, лекарственные средства (алоэ, панты, амбру, мускус, рвотный орешек, камфору и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.015 с.)